Кировский район
Петрокрепость (Шлиссельбург)
В годы Великой Отечественной войны древние стены крепости стали неприступным бастионом на подступах к Ленинграду.
На рассвете 8 сентября 1941 года после ожесточенных боев немецко-фашистские войска ворвались в Шлиссельбург, отделенный от крепости левым протоком Невы шириной около 120 метров. В это время в крепости находилось 20 балтийских моряков. Они прибыли сюда для погрузки на буксиры и баржи имущества, подлежавшего эвакуации в тыл. Советские моряки заняли оборону. У них были автоматы и пулеметы, на складе нашлось в разобранном виде несколько 45-миллиметровых орудий и боезапас к ним. В крепостных стенах умелые матросские руки быстро оборудовали огневые точки и снайперские гнезда, и, когда гитлеровцы попытались форсировать Неву, моряки открыли огонь.
Небольшая горсточка советских моряков стойко держала оборону. В ноябре 1941 года прибыло пополнение. Командиром артиллерийской батареи крепости был назначен балтийский моряк П. Н. Кочаненков, остававшийся на этом посту до ликвидации блокады Ленинграда.
Основной силой отважного гарнизона были коммунисты и комсомольцы во главе с комиссаром крепости В. А. Марулиным и ее комендантом Н. И. Чугуновым.
День за днем, неделю за неделей враг обрушивал на Шлиссельбургскую крепость беспощадный огонь, стремясь стереть с лица земли ее отважный гарнизон. Только за один год фашистские захватчики выпустили по крепости 7 тысяч снарядов, 48 тысяч мин, произвели около 1,5 тысячи огневых налетов. Однако советские воины стояли насмерть. На полуразрушенной колокольне крепостной церкви бойцы укрепили красное знамя. Шесть раз сбивали его вражеские снаряды, но каждый раз советские воины устанавливали его.
Более 500 дней гарнизон Шлиссельбургской крепости удерживал эту важнейшую ключевую позицию у выхода в Ладожское озеро.
Когда пришел час штурма Шлиссельбурга, солдаты крепостного гарнизона поддержали огнем наступающую 86-ю стрелковую дивизию, вместе с нею ворвались на улицы города и выбили фашистов из домов и укреплений.
18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург.
После прорыва блокады Ленинграда было решено провести железную дорогу, которая свяжет Ленинград с Большой землей, линию Шлиссельбург - Поляны протяженностью 33 километра.
Новая трасса пролегала в пяти километрах от переднего края гитлеровцев. Она хорошо просматривалась противником и беспрерывно подвергалась артиллерийскому и минометному обстрелу. Дорога была построена в срок. В феврале по ней прошел первый поезд. И уже через две недели после этого норма выдачи хлеба ленинградским рабочим была повышена до 700 граммов.
В память о подвиге железнодорожников 6 мая 1972 года в Шлиссельбурге была открыта 8-метровая гранитная стела. Вырубленная на ней надпись гласит: "Героям-железнодорожникам за доблестный труд и подвиг на "Дороге жизни" в суровые годы обороны Ленинграда".
В послевоенные годы в крепости создан филиал Музея истории Ленинграда, ведется реставрация Орешка. Часть стены с выщербинами от снарядов, обращенная к бывшим вражеским позициям, сохранится в неприкосновенности и станет частью музейной экспозиции. На восстановленной из руин колокольне предполагается поднять флаг героического гарнизона крепости.
За время своего хозяйничания гитлеровцы превратили в руины город Шлиссельбург. Они разрушили судоремонтный завод, старинную, основанную еще в XVIII веке, текстильную фабрику, другие предприятия, сотни жилых домов.
Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.