Вот уже несколько раз подряд прочитан документ... Подлинность его не вызывает сомнений: подпись, печать, дата — все настоящее. И все-таки еще и еще вглядываюсь в полувыцветшие строчки на пожелтевшем листке бумаги:
«Справка
Выдана сотруднику Ленинградского радиокомитета тов. Петровой М. Г. в том, что она состоит бойцом в формировании МПВО объекта Дома радио, находится на казарменном положении и несет через день дежурство в течение 24 часов.
10 сентября 1943 г.».
Петрова М. Г. Неужели это — Мария Григорьевна Петрова, известная ленинградская артистка? Та самая, чей звонкий мальчишеский голос на протяжении нескольких десятилетий покоряет сердца ленинградцев?
О том, что Мария Григорьевна Петрова была всю блокаду в Ленинграде; я знала из литературных источников. Но некоторые писатели, журналисты нередко ради эффекта допускают неточности. Поэтому так взволновала меня сначала вышеприведенная справка, а потом и другие документы, хранящиеся в папке с надписью: «Петрова М. Г.»: программы Ленинградского театра, созданного в осажденном городе в 1942 году, пропуска на право прохода по Ленинграду после сигнала «воздушная тревога» и в ночное и вечернее время, письма, отзывы слушателей.
И раскрылась передо мной страница жизни в полном смысле слова героической, насыщенной событиями яркими и драматическими. Эти события не носят исключительного характера. Они характерны для жизни блокированного Ленинграда. Но, несмотря на это, каждый раз с неослабевающей силой они вызывают чувство гордости за Человека.
Как необходим был голос любимой артистки, покоряющий своей искренностью, заразительным задором, чистотой звучания, в тяжелые дни блокады!
И Мария Григорьевна понимала это. Именно поэтому она осталась в осажденном городе, отказавшись эвакуироваться. Свою семилетнюю дочь Ларочку она отправила с няней на Большую землю и, беспрерывно тревожась о ней, самоотверженно выполняла свой долг перед любимым городом и его жителями. Она — артистка радио осажденного города, а радио — первый помощник партии в мобилизации сил народа на борьбу с врагом. И ей приходилось не только играть роли в театре и читать у микрофона, но и сообщать сводки Совинформбюро, и выполнять партийные поручения. В годы блокады она была избрана парторгом радиокомитета.
Особое значение приобрело радио в самые тяжелые дни зимы 1941/42 года, и главной задачей работников радио было не дать замолкнуть голосу Ленинграда в эфире. И голос Петровой с одинаковой искренностью звучал в воинских частях, госпитальной палате, бомбоубежищах и на торпедных катерах.
Много лет тому назад в журнале «Нева» (1959, № 9) я прочла небольшую статью писателя Н. Ходзы о М. Г. Петровой. И на всю жизнь запомнился мне один интересный эпизод, происшедший в декабре 1942 года на Манежной площади.
После длительного обстрела снаряд разорвался у Дома радио. Дежурные бойцы МПВО радиокомитета бросились к месту взрыва. Впереди бежал маленький человечек в стеганке и ватных штанах. Звонко и повелительно он отдавал приказания: «Приготовить бинты. Проверить, нет ли пожара!» Вскоре к разрушенному дому подбежал сердитый человек с фонариком в руке и торопливо стал искать кого-то среди бойцов. Когда луч упал на человека в стеганке, сердитый человек вырвал у него ломик и трагически процедил сквозь зубы; «Немедленно в театр! Через полчаса спектакль! Слышишь?»
Сердитым человеком был режиссер единственного в то время в Ленинграде драматического театра С. Морщихин. Речь шла о спектакле «Русские люди». А человеком в стеганке была артистка радиокомитета, в будущем заслуженная и народная артистка РСФСР, Мария Григорьевна Петрова.
Впервые она переступила порог Ленинградского радиокомитета после окончания Театрального института в 1930 году, и с тех пор вся ее жизнь неразрывно связана с радио.
Слушатели осажденного города посылали Марии Григорьевне в годы войны много писем. Вот отрывки из них:
«Я слушал Вас в госпитале, раненный, и забывал о боли»; «Перед боем вспоминал я Вашего лихого буденовца Федьку, страх мой прошел, и появилась взамен лютая ненависть к врагу».
Читая эти письма, Мария Григорьевна чувствовала, что говорит с Ленинградом, и ей хотелось приободрить людей, укрепить их веру в победу. Она понимала, что артисту у микрофона важно не только то, что сказать, но и как сказать. Поэтому старалась изо всех сил, чтобы слушатели не заметили ни усталости, ни нервного напряжения в ее голосе. Это было очень трудно: рядом умирали товарищи, а далеко от Ленинграда со старой няней в эвакуации ее единственная маленькая дочь, о которой она не переставала беспокоиться. Но Мария Григорьевна умела найти в себе силы и мобилизовать все свое умение, весь свой талант на службу родному городу.
Работать было тяжело. В холодной студии приходилось читать не раздеваясь, в полутьме. Тем не менее радио в Ленинграде не умолкало.
Изучая документы М. Г. Петровой, я убедилась, что есть вопросы, на которые может ответить только она сама.
Набираю номер телефона и слышу в трубке незнакомый, усталый женский голос.
— Извините, можно Марию Григорьевну?
— Я слушаю.
— Извините, но мне Петрову...
— А, так вы хотите, чтобы я с вами вот так разговаривала!— зазвенел «мальчишеский» голос Петровой.
— Вот теперь я узнаю вас. Простите.
— Ничего. Я привыкла.
Я представляюсь, объясняю причину звонка и прошу Марию Григорьевну о встрече. Она удивлена и заинтересована, узнав о существовании в музее документов в папке с ее именем. Мария Григорьевна приглашает меня к себе.
И вот я нажимаю кнопку звонка. Открывает дверь миловидная женщина с умными, строгими глазами. Неожиданно для меня, она очень уже немолодая. — Не такой, наверно, представляли меня?
Я растерянно бормочу что-то в ответ. Действительно, совсем не такой представлялась обладательница задорного мальчишеского голоса.
Среди живописных полотен, украшающих гостиную, преобладали на стенах портреты молодой привлекательной женщины с удивительно знакомыми чертами лица, а также репродукция картины художника Я. Николаева «Пурга». Лицо на портретах очень похоже на лицо женщины в «Пурге». Тотчас мелькнула догадка, и я удивленно спрашиваю:
— Это с вами работал Николаев, создавая «Пургу»?
— Да.
— Так вот откуда знакомо мне лицо на портретах!
Кто из ленинградцев бывал в Музее истории Ленинграда в блокадном зале, тот знает полотно Ярослава Николаева «Пурга». Сюжет, подсказанный художнику самой действительностью, содержит в себе высокую человеческую трагедию,
На фоне затушеванной пургой Петропавловской крепости — фигура сидящей на снегу женщины в зимней одежде. Огромное заснеженное пространство вокруг подчеркивает ее одиночество. На тусклом, мрачно-сером фоне ярким пятном выделяется лицо женщины, молодое и красивое, но очень усталое. Она опирается на санки с завернутым в одеяло телом. Во всем облике женщины — безысходное горе. Тяжесть безвременной утраты легла на ее хрупкие плечи. Руки бессильно опущены. Но священное чувство последнего долга перед дорогим сердцу человеком не может примириться с бессилием. В ее полных скорби глазах теплится луч надежды. Она не плачет. Она еще верит, что соберет последние силы и поднимется. Сколько сочувствия вызывает ее одинокая скорбная фигура! Как хочется ей помочь!
Эта картина рассказывает о печальной судьбе не одной женщины — в ней звучит скорбный голос всего измученного блокадой Ленинграда. Она вызывает не только щемящее чувство жалости, но и желание защитить эту одинокую обессиленную, но мужественную женщину. Она зовет на борьбу, в бой, на подвиг.
И не случайно прообразом женщины в «Пурге» стала Мария Григорьевна Петрова, Ей пришлось пережить все то, о чем рассказывает картина.
Среди множества вопросов, заданных мною Марии Григорьевне, был и такой:
— Скажите, в эпизоде, рассказанном писателем Н. Ходзой о вас, все правильно?
— Все правда, кроме стеганки и ватных брюк. Я никогда их не носила, — отвечает она с лукавой улыбкой.
— Мария Григорьевна! А какова судьба вашей Ларочки?
— О! Она теперь кандидат физических наук, у нее трое детей. Так что я уже трижды бабушка.
Но мне кажется, что народная артистка РСФСР Мария Григорьевна Петрова никогда не состарится. Такой уж счастливый дар у ее таланта. Таланта, воспитывающего высокие чувства — любви к Родине и человеку — и щедро открывающего двери в мир прекрасного.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |