Спустя несколько дней после оставления нашими войсками Тихвина секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Т. Ф. Штыков по заданию бюро обкома выехал в Ефимовский, где провел заседание комиссии обкома. Обсуждался один вопрос — в ближайшие две недели (до подвоза продуктов для Ленинграда на станцию Подборовье по Северной железной дороге) сделать все возможное, чтобы транспортные самолеты вылетали в Ленинград с полной загрузкой.
Поздним ноябрьским вечером сорок первого года в районный центр Ефимовский, небольшой поселок близ границы с Вологодской областью, приехал Штыков. Видавшая виды «эмка», проделавшая по бездорожью в морозный вьюжный день томительный путь, остановилась у райисполкома.
Штыков вышел из машины, ступил на узенькую, припорошенную снегом дорожку и замер на месте: там, где еще недавно стоял двухэтажный райисполкомовский домик, дымилась груда развалин. Уцелела лишь часть здания с темными проемами окон. Остались ли живы обитатели дома?! Терентий Фомич знал, что все дни после захвата Тихвина фашисты методично, три раза в сутки, бомбили подходы к Тихвину. Подвергался воздушным налетам и Ефимовский. Мысль о методичном характере бомбежек, однако, вселяла надежду, что товарищи успели вовремя укрыться в безопасном месте. И это предположение подтвердилось.
Членов комиссии Штыков разыскал на окраине поселка в приземистом бревенчатом домике ветеринарной лечебницы. Они находились в самой вместительной комнате. При тусклом свете керосиновой лампы шел оживленный разговор. На столе были разложены карта области, бумаги. Хотя топилась печь, помещение еще не прогрелось, и все сидели в верхней одежде. Штыков прямо с порога поздоровался, снял папаху, полушубок, поправил кобуру, пригладил ладонью волосы. Подсел к пылающей жаром печке, протянув промерзшие руки к огню, сказал, прищурившись:
— Хорошо бы чайку с дорожки.
На его лицо падали отсветы огня. Он не торопился выкладывать, зачем нагрянул в Ефимовский.
Штыкову понравилось, что ни тяжелые переезды, ни бомбежки не поколебали спокойствия членов комиссии. Вспомнил, как в день отъезда из Тихвина рядом с домом, где жила К. И. Домокурова, разорвалась бомба. Клавдия Ивановна чудом осталась жива. Но ни паники, ни испуга не увидел тогда Терентий Фомич на ее лице. Знал Штыков, что и прежде, в Тихвине, где комиссия находилась два месяца, и на новом месте, в Ефимовском, где он разыскал их среди ночи, члены комиссии работают в сложных условиях, не щадя себя. Сутками колесят по фронтовым дорогам, попадают под бомбежки, но не унывают, не жалуются, держатся как подобает коммунистам, ленинградцам.
Молча, не перебивая, выслушал Штыков информацию Воротова. Заговорил негромко. Вести о Ленинграде из первых рук! Всех волновало — как дела в их родном городе. Обрадовались, услышав, что Государственный Комитет Обороны распорядился выделить для перевозки продуктов в Ленинград дополнительно 24 транспортных самолета. Часть из них будет курсировать на самом коротком маршруте — Новая Ладога — Ленинград. Остальные будут летать с основной авиабазы — из Хвойной.
— Так что ждите на днях в Хвойной пополнение. Для этой же цели,— добавил Штыков,— поскольку транспортных самолетов не хватает, для помощи Ленинграду выделен полк тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Летать они будут с аэродромов Вологодской области. Одна такая машина может перевезти за один рейс три-четыре тонны продуктов. Теперь ежедневно в Ленинград по воздуху будет перевозиться не менее двухсот тонн продовольствия. Так решил Государственный Комитет Обороны. Терентий Фомич извлек из кармана кителя вчетверо сложенный лист бумаги, развернул, прочел вслух:
— «135 тонн концентратов каши и супа, 20 тонн копченых колбас и свинины, 10 тонн сухого молока и яичного порошка, 15 тонн сливочного масла, 20 тонн топленого сала и комбижира. Итого — 200 тонн». Вот так конкретно расписал товарищ Сталин. И, заметьте, это минимальное суточное задание летчикам.
— Так-то оно так,— вставил Воротов.— Но покамест, Терентий Фомич, летчики перевозят из Хвойной за сутки 70—80, от силы 100 тонн.
— Перед вашим приездом,— встал, опершись на стол, Таиров,— мы как раз говорили о доставке в Ленинград самолетами мяса, масла, сыра, сгущенки...
Штыков слушал не перебивая, сосредоточенно нахмурив брови.
— Районы не справляются с подвозом на аэродромы мяса,— огорченно вздохнула Валентина Костина.
— И как назло,— вставила Домокурова,— распутица проклятая. То мороз, то слякоть... Раскисают дороги... Машины вязнут.
Воротов познакомил Штыкова с решением — не допускать ни одного случая отправки в Ленинград недозагруженных самолетов. Комиссия обязала райкомы партии и райисполкомы Пестовского, Любытинского, Мошенского, Боровичского и Опеченского районов в первой декаде ноября перевезти на аэродромные площадки весь запас молочных и мясных продуктов.
— Понадобится неделя, возможно, две,— предупредил Штыков,— чтобы наладить бесперебойное снабжение Ленинграда через Вологду по воздуху. Только по воздуху. Других путей пока нет. Дорог каждый день, каждый час. В городе умирают люди, тысячи людей. Сейчас вся надежда на летчиков, на самолеты, на всех, кто отвечает за воздушные перевозки. А значит, и на колхозников...
Эти последние слова «а значит, и на колхозников» заставили как-то по-другому оценить обстановку. У колхозников конечно же есть личные запасы продуктов. В каждом крестьянском дворе корова, овцы, свиньи... И если хорошо, с умом поговорить с народом, сказал Штыков, уверен: люди откликнутся. Вот, оказывается, что вложил Штыков в эти слова. Чувство патриотизма, личной ответственности за судьбы Родины в это тяжелое время должны испытывать все советские люди.
Несколько минут сидели молча. Потрескивали дрова в печке.
Потом Таиров зачитал две ноябрьские справки об отправке мясных продуктов Ленинграду самолетами и обратил внимание Штыкова на одно обстоятельство:
— Если 4 ноября,— докладывал он,— самолеты перевезли 88,8 тонны продуктов (из них мяса — 60 тонн), то на другой день объем воздушных перевозок сократился почти вдвое и составил уже 46,9 тонны. Тут, конечно, есть и наша серьезная недоработка.
— Но эвакуированный скот практически весь оказался за пределами области,— вставил Воротов.
— Правильно, ответил Таиров.— И все же колхозники могли бы дать мяса куда больше... И не зря мы говорим о колхозниках, о том, что они могут крепко выручить Ленинград.
Штыков утвердительно кивнул.
— Но людям нелегко оторвать от себя,— заговорил он.— У всех семьи, дети. Нужно рассказать колхозникам, в каком тяжелейшем положении находится Ленинград, как голодают сейчас его жители. Не сомневаюсь, что с этой задачей наш актив справится. В эти дни нужно побывать в каждой деревне, на каждом хуторе, провести разъяснительную работу, обратиться с призывом, просьбой сдать в фонд помощи Ленинграду продукты из личных запасов. Сумеем организовать как следует сбор продуктов от населения,— значит, летчики продержатся неделю-другую на уровне норм воздушных перевозок, установленных ГКО. А там, я уже сказал, страна Ленинград в беде не оставит.
Все ясно представили сложность обстановки. Каждый думал в эти минуты о судьбе Ленинграда, о том, как продержаться эти две трудные недели. Что же будет дальше? Тихвин у немцев. Каким образом подвозить теперь продукты к восточному берегу Ладоги?
— Григорий Григорьевич, у меня для тебя новость,— мягко, доверительно произнес Штыков.— Военный совет Ленфронта, обком партии временно отзывают тебя из Ефимовского. С завтрашнего дня, оставаясь председателем обкомовской комиссии, ты будешь и комиссаром автомобильной трехсоткилометровой, пока еще не существующей дороги в обход Тихвина от Ладоги до станции Заборье. Дорога эта пройдет по пересеченной местности. Населенные пункты попадаются редко. Глубокий снег, крутые подъемы — все это затруднит работы. Но другого выхода нет.
Новое назначение Воротов воспринял спокойно.
— Ты же у нас, Григорий Григорьевич,— сказал Штыков,— самый крупный спец по части дорожного строительства. Помню, как ты превосходно справился со строительством грунтовых дорог в приграничных районах перед финской кампанией. Можешь и теперь рассчитывать на нашу поддержку. Не буду скрывать — твою кандидатуру назвал я.
Узнали члены комиссии, что незадолго до отъезда в Ефимовский в судьбе самого Штыкова тоже произошла перемена. Узнали и зачем он отправляется в Вологду. Самую последнюю новость Терентий Фомич приберег к концу беседы.
— В тот свой ночной приезд,— рассказывает М. А. Таиров,— когда наша беседа подходила к концу, Штыков вручил мне шифрограмму Андрея Александровича Жданова. В ней предписывалось мне, не слагая с себя обязанности члена комиссии обкома партии по руководству северо-восточными районами, сразу же выехать в Хвойную. И там приступить к выполнению обязанностей уполномоченного Военного совета Ленинградского фронта по воздушным перевозкам. «Раз в неделю будешь прилетать в Ленинград, докладывать Андрею Александровичу Жданову»,— сказал Штыков.
И, словно приказывая мне немедленно приступить к новой работе, раздался телефонный звонок. Звонили из Хвойной. Сигнал был тревожным — прервалось поступление продуктов по железной дороге. Подвоз же их из районов резко сократился. Самолеты уходили в рейсы недогруженными.
Так началась новая страница в моей биографии военного времени.
Той же ноябрьской ночью М. А. Таиров заглянул в комнату, где квартировал, схватил кое-что из необходимых вещей. И — в машину.
Часом позже Штыков вместе с Воротовым выехали из Ефимовского в Заборье — отсюда начиналась будущая обходная дорога к Ладожскому озеру... До отъезда Штыкова в Вологду оставалось несколько дней.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |