Комиссия Ленинградского обкома партии по руководству северо-восточными районами области как чрезвычайный партийно-советский орган была создана 8 сентября 1941 года, в день, когда замкнулось кольцо блокады. Возглавил комиссию секретарь обкома ВКП(б) Г. Г. Воротов.
В октябре — декабре деятельность комиссии обкома была прежде всего направлена на обеспечение бесперебойной воздушно-транспортной связи с Ленинградом.
Утро 9 октября. Тихвин. В кабинете Воротова раздался телефонный звонок.
— Здравствуйте. Сергеев говорит,— послышался глуховатый голос председателя Хвойнинского райисполкома.
— Узнаю, узнаю... Доброе утро. Что случилось?
— Летчики, товарищ Воротов, в оборот берут. Требуют как можно быстрее удлинить взлетно-посадочную полосу... Коротковата она...
— И это говорит Сергеев? Где же ваша хватка? Кто вам мешает?
— Нужны песок, щебенка, колотый кирпич. А нам не дают. Говорят, все это по вашему указанию отправляется на строительство ветки Чагода — Кобожа.
— Верно говорят. Распоряжусь. Дадут все, что требуется.
— Григорий Григорьевич. Тут у меня капитан Пущинский, командир авиаэскадрильи. Хочет вам что-то сказать...
— Григорий Григорьевич, неладно у нас получается. Повыбрасывали из самолетов все лишнее, можем брать на борт не 1800 килограммов груза, а, как минимум, 2000 килограммов. Но продуктов не хватает. Самолеты отправляем недогруженными, а бывает — и не все машины используем.
— Понятно. Передайте, товарищ Пущинский, летчикам — меры примем немедленно. Подвоз продуктов увеличим. Удачных вам рейсов...
Вскоре в райкомовском дворе затарахтела «эмка», и Воротов уехал на песчаный карьер. В пути перебирал события последних дней... Вдруг вспомнил, что ровно месяц назад, как раз в это время, подъезжал к Комендантскому аэродрому. Оттуда в качестве председателя комиссии обкома вылетел на самолете в Тихвин.
— Утром 8 сентября,— вспоминает Г. Г. Воротов,— я находился в Смольном. Заканчивал составление сводки о строительстве оборонительных сооружений, когда узнал — захвачен Шлиссельбург.
Не успел подумать о последствиях свалившейся на наш город беды, как позвонил А. А. Жданов и пригласил зайти к нему.
— Отрезаны восточные районы,— встревоженно сказал он.— Руководство ими надо брать без промедления. В два часа соберем заседание бюро. Поручаем тебе возглавить комиссию обкома.
На заседании Жданов выглядел усталым. Мешки под глазами от бессонных ночей.
Андрей Александрович подчеркнул: город в блокаде. Проблема снабжения населения и войск выдвигается на первый план. Пока не наладится централизованная доставка Ленинграду всего необходимого для жизни, для обороны, основной продовольственной базой должны стать северо-восточные районы.
Андрей Александрович зачитал проект постановления о создании комиссии. В комиссию вошли представители обкома ВКП (б), исполкома областного Совета, облземотдела, обкома ВЛКСМ и первый секретарь Тихвинского райкома партии.
На заседании бюро обкома получил последние напутствия.
...Ранним утром 9 сентября обкомовская комиссия на самолете ПС-84 вылетела в Тихвин. В полете от командующего ВВС Ленинградского фронта генерала А. А. Новикова, летевшего в одном самолете с нами, узнали, что мы были первыми пассажирами новой воздушной трассы из блокированного Ленинграда на Большую землю.
Тогда мы не думали, что эта трасса на какое-то время станет объектом наших самых первоочередных забот, тревог и волнений.
Круг обязанностей членов комиссии был обширным. До этого Г. Г. Воротов, будучи секретарем обкома партии, ведал промышленностью и строительством, М. А. Таиров, агроном по профессии, руководил земельным отделом облисполкома, К. Д. Белокурова, бывшая учительница, была секретарем облисполкома, В. Г. Костина — секретарем обкома комсомола, М. И. Подгорский — первым секретарем Тихвинского райкома партии...
Теперь же все они, выполняя прежние обязанности, от которых их никто не освобождал, должны были решать еще много сложных новых вопросов.
Под контролем комиссии находилось снабжение Ленинграда продовольствием, строительство полевых аэродромов (в первую очередь площадок базирования транспортных самолетов и истребителей сопровождения), оборонных сооружений, работа пунктов питания и обогрева эвакуированных на Большую землю ленинградцев, развертывание эвакогоспиталей.
Днем преимущественно находились в разъездах. Много ходили пешком. Как вспоминают члены комиссии, прошагать за день 20—30 километров считалось небольшим расстоянием, хотя ноги гудели после такой прогулки. «Нужно срочно» — эти два слова повторялись все время. Все требовало безотлагательного решения. Срочно скомплектовать несколько партизанских отрядов, срочно подобрать группы девушек-радисток, отобрать и направить людей для доставки грузов в Хвойную. Надо было следить за строительством дорог, подъездных путей к аэродромам, подвозкой грузов к самолетам. Но, несмотря на такой большой объем работы, комиссия действовала дружно, оперативно. Все сложные вопросы решали сообща. На сон и отдых времени почти не оставалось.
— Время стерло подробности октябрьских заседании комиссии,— вспоминает В. Г. Костина.— Но хорошо полнится общий их настрой: ни тени растерянности, готовность выполнить любое задание обкома.
С каким упорством добивались мы максимальной загрузки самолетов. Установка обкома — не допускать ни одного случая отправки недозагруженных самолетов — выполнялась неукоснительно.
Из глубин памяти всплывает картина: девочки-школьницы, пареньки допризывного возраста морозной ночью бдительно охраняют на аэродроме штабеля мясных туш, мешки и ящики с продуктами. Холод пробирает до костей. И они же, немного отогревшись, грузят эти продукты в самолеты, потом убирают снег. Мы диву давались — откуда силы у них брались. Никто не жаловался, не роптал. Светлые воспоминания остались о колхозниках, всем населении восточных районов. Их помощь стране, Ленинграду была в те дни незаменимой.
А какая дружеская атмосфера царила в нашем небольшом коллективе комиссии. Особенно часто приходилось бывать с Клавдией Ивановной Домокуровой, женщиной твердого характера, но безгранично доброй, отзывчивой, всегда готовой заслонить человека от беды. Хорошо помню Терентия Фомича Штыкова. Задачи ставил четкие, конкретные, деловые. Работа комиссии стала с появлением Штыкова в Тихвине, а затем в Ефимовском более направленной, результативной. Михаил Алексеевич Таиров, Григорий Григорьевич Воротов, Николай Васильевич Минкин и другие товарищи по комиссии тоже были славные люди. Решительные, принципиальные, дальновидные.
Я у них многому училась, завидовала по-хорошему их организаторскому умению, дару убеждать людей. Они были моими настоящими наставниками.
12 октября поздним вечером по указанию А. А. Жданова комиссия рассматривала ход строительства взлетно-посадочных полос, приспособленных для приема транспортных самолетов Московской и Особой Северной авиагрупп.
Член комиссии Михаил Алексеевич Таиров доложил, что аэродром в Хвойной в основном готов к зимней эксплуатации. Взлетно-посадочная полоса продлена на 250 метров. Это позволяет грузить в каждый самолет лишние 50—70 килограммов продуктов. Отремонтированы складские помещения, бензохранилище. Сооружены пункты обогрева для авиамехаников, шоферов, рабочих, бригад грузчиков, занятых на погрузке самолетов. Дооборудованы и стоянки самолетов, которые не были рассчитаны на такие большие машины.
В тот октябрьский день Михаил Алексеевич подробно и скрупулезно рассказывал, что сделано на Хвойнинском аэродроме, становившемся волею военной судьбы авиабазой, с которой должны были брать старт самолеты с продовольствием для Ленинграда.
У секретаря Хвойнинского райкома партии Зверева он застал секретаря Ленинградского обкома партии К. И. Домокурову. Михаил Алексеевич обмолвился, что едет на аэродром по неотложному делу и заодно хочет посмотреть, как ПС-84 отрабатывают взлет группы по три самолета сразу. Услышав о намерении Таирова, Клавдия Ивановна попросила взять ее с собой.
Когда они подъехали к аэродрому, окруженному со всех сторон соснами, на стоянках взревели моторы. Поднялась невероятная снежная пыль. И все же было хорошо видно, как ПС-84 поочередно с небольшими интервалами выруливали на линию старта. По сигналу взлетели одно за другим четыре звена, по три машины в каждом. Это было редкое зрелище. Закинув головы, Домокурова и Таиров смотрели вверх. За считанные минуты самолеты набрали нужную высоту, выстроились и взяли курс на Ленинград.
Клавдия Ивановна собиралась побыть на аэродроме час-другой, а пробыла почти весь день. Вместе с хвойнинскими девчатами-старшеклассницами ровняла взлетную полосу. Такой уж у нее был характер — если кипит работа, не может стоять в сторонке. Выросшая в трудовой сельской семье, Клавдия Ивановна не боялась никакой работы.
К слову сказать, она работала до последних дней жизни, хотя давно уже позади был тот рубеж, когда уходят на отдых, который называют заслуженным, когда можно побаловать себя лишним часом сна, пожить без суеты, забот и волнений.
20 октября. Как обычно, ранним утром в Тихвин по телефону ВЧ позвонили из Ленинграда. Трубку взяла Валентина Костина. Она сразу узнала голос Штыкова. Терентий Фомич спросил, знают ли члены комиссии предсказания синоптиков, что надвигается очередная полоса штормов на Ладожском озере? Костина ответила:
— Да, в курсе дела.
Поняв беспокойство секретаря обкома партии, доложила, что на аэродромы подвезли достаточно мяса и летчики решили увеличить количество рейсов в Ленинград. О штормовой погоде оповещены.
Обстановка в Ленинграде с каждым днем ухудшалась. Дел у комиссии обкома, сосредоточившей основное внимание на контроле за транспортировкой продовольствия в Ленинград по воздуху, прибавлялось. При комиссии были образованы отделы — организационно-пропагандистский, промышленно-транспортный, сельскохозяйственный, кадров, а также партизанский. Два из них — организационно-пропагандистский и промышленно-транспортный, в соответствии с решением комиссии, принятым 20 октябри 1941 года, возглавили Домокурова и Минкин. Оба хорошо знали область, партийно-советский актив. Клавдия Ивановна Домокурова до войны преподавала историю на курсах ЦК партии. Многие секретари райкомов были ее слушателями. Сейчас это облегчало контакты, делало их более надежными.
Вскоре после утреннего разговора Валентины Григорьевны Костиной со Штыковым члены комиссии разъехались. Таиров задержался в Тихвине. Он побывал на пункте питания для эвакуированных ленинградцев. Там встретил секретаря обкома Минкина, прилетевшего из Ленинграда первым рейсом.
— А где же Клавдия Ивановна? — спросил Таиров.— Она же должна была тоже сегодня вернуться.
— Прилетела, да с аэродрома махнула в Хвойную. ...Высокий деревянный сарай, где встретились Таиров и Минкин, был приспособлен под пункт питания. Вошли человек двадцать рабочих, только что прибывших из Ленинграда вместе с Минкиным. Кто с чемоданом, кто с вещевым мешком. Озабоченные, продрогшие. Сложив свой скромный багаж у стены, расположились за столом, согреваясь теплом почти докрасна раскаленной буржуйки, вдыхая дразнящие запахи наваристого супа, который уже разливал для них в миски повар.
Наверное, каждый из них в эту минуту с болью вспоминал своих близких, оставшихся в холодном и голодном городе.
Минкин и Таиров разыскали заведующую пунктом — невысокую женщину в аккуратной ватной куртке, выяснили, сколько хлеба отпускают в сутки на человека.
— Триста граммов,— ответила заведующая.
Таиров извлек из полевой сумки блокнот и в набросок проекта решения комиссии о работе пунктов питания и обогрева прибывающих на самолетах ленинградцев записал: «Из расчета 400 граммов в сутки на человека». А после фразы «одно блюдо горячей пищи» добавил: «при двухразовом питании». В тот же день предложение Таирова о хлебной прибавке и двухразовом питании ленинградцев на эвакопунктах было принято.
Рабочий день членов комиссии завершился, как обычно, за полночь.
27 октября. Наконец-то кончился шторм на Ладожском озере. Бед он натворил предостаточно. Мало того, что на эти дни прервалось судоходство и летчикам пришлось потрудиться с удвоенной нагрузкой. Во время шторма неподалеку от Волхова рухнул в воду единственный крап, с помощью которого велись погрузочно-разгрузочные работы.
Воротов, бросив все дела, срочно выехал в район Волхова. Опытный инженер, он мгновенно сориентировался в ситуации и помог организовать подъем и ремонт крана.
Беседы с ладожскими моряками окончательно убедили председателя комиссии в том, что судоходство на Ладоге резко идет на убыль, а воздушная трасса, проложенная над озером, становится основной коммуникацией Ленинграда. Поэтому, возвратившись в Тихвин, он созвал заседание комиссии с повесткой дня: «О доставке в Ленинград на самолетах мяса, масла и сгущенного молока». За каждой строкой этого лаконичного документа, подписанного Г. Г. Воротовым, были ни в каких официальных бумагах не зафиксированные тревожные, бессонные ночи, напряженная организаторская работа членов комиссии.
Как всегда, основательно была изучена обстановка на местах. На заседании Воротов зачитал проект решения, в котором говорилось, что комиссия обязывает Хвойнинский райком партии и райисполком загружать вылетающие в Ленинград транспортные самолеты исключительно мясом и другими высококалорийными продуктами. Решение требовало от хвойнинских руководителей без скидок на распутицу, нехватку автомобилей, гужевого транспорта, отсутствие здоровых, сильных мужчин заблаговременно организовать подвоз продуктов на аэродромы района. Члены комиссии собрались уже расходиться, когда Воротов, перечитав решение, предложил вписать в текст такую фразу: «Не допускать ни одного случая отправки в Ленинград недогруженных самолетов». Все согласились.
6 ноября. Всю ночь с 5 на 6 ноября в Тихвине слышались гул артиллерийской канонады, завывание бомбардировщиков. В небольшой комнате двухэтажного дома райкома партии, где и квартировал председатель комиссии Воротов, всю ночь не гасла старинная керосиновая лампа.
Ближе к полуночи здесь собрались все члены комиссии. Таиров достал фляжку:
— Разрешите, Григорий Григорьевич, по глотку спирта в честь предстоящего праздника?
— По глотку можно,— кивнул Воротов.
Выпили по глотку из кружки. Помолчали. На душе у всех было тревожно. Обстановка под Тихвином складывалась хуже некуда. Утром 7 ноября было велено никому никуда не выезжать. Григорий Григорьевич приготовил для Смольного очередные сводки от 4 и 5 ноября об отправке мясо-молочных продуктов в Ленинград на самолетах. Потом уточнял, кто и чем займется в ближайшие дни.
Дел набегало великое множество. И за любым делом, за каждым решением комиссии были незримые нити живой связи с активом, с населением — внешне неприметная организаторская работа. Активизировалась работа районных газет. В МТС, колхозах и совхозах установили газетные витрины, восстановили часть радиоузлов, а в нескольких районах — и местное вещание. На предприятиях и в совхозах вывесили доски соревнования, а кое-где и галереи героев фронта. В большинстве районов были открыты книжные киоски. Оживилась лекционная работа. Лекторы обкома партии, работники райкомов и райисполкомов прочли десятки докладов и лекций. Ведущими темами были героическая оборона Ленинграда, помощь местного населения осажденному городу. Большой популярностью пользовались доклады о героических подвигах моряков Ладожской флотилии и Северо-Западного пароходства, о мужестве летчиков транспортных самолетов, доставлявших из восточных районов продукты для ленинградцев я воинов фронта.
Ни на один день не упускались такие будничные, но необходимые фронту дела, как подготовка механизаторских кадров, вывоз из северо-восточных районов кожсырья и льноволокна, строительство обходной зимней дороги к Ладожскому озеру, отправка к месту назначения эвакуируемых самолетами рабочих и специалистов ленинградских предприятий, размещение раненых, обучение допризывников. И вся эта работа комиссии, райкомов партии, райисполкомов по-настоящему нигде не фиксировалась. Скупые протокольные строки различных заседаний, собраний, семинаров лишь обозначали перечень сделанного.
...Утром 7 ноября с Воротовым связался Жданов. Он просил поздравить членов комиссии с праздником Великого Октября. Распорядился:
— Всем быть на месте... Приготовьтесь к отъезду в Ефимовский.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |