Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Манкевич А.И. Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. «Дорога жизни»


«Дорога Жизни»
(ноябрь 1941 года — апрель 1942 года)

Наступление ранней и суровой зимы 1941/42 года угрожало разрывом пути, связывавшего героический Ленинград с тылом страны. Снабжение населения города и войск фронта ухудшилось. Десятки транспортных самолетов, ежедневно доставлявших в Ленинград продовольствие, медикаменты и необходимые для нужд населения и армии материалы, не могли удовлетворить даже минимальных потребностей блокированного города.

Условия жизни в городе становились с каждым днем все труднее и труднее. С наступлением холодов и в связи с резким сокращением подвоза необходимых грузов положение войск фронта и населения города еще более осложнилось. В Ленинграде начался голод, окончательно иссякло топливо. Местные электростанции прекратили подачу электроэнергии. Прекратилось трамвайное движение. Рабочие вынуждены были ходить на работу пешком, многие из них перешли жить в заводские цехи. Станки приводились в движение заводскими газогенераторами или просто вручную. Немецко-фашистские захватчики не прекращали варварских обстрелов и бомбардировок жилых кварталов и предприятий Ленинграда, сбрасывая на них сотни бомб и снарядов. Налеты врага на город зимой 1941 года составили свыше тридцати процентов всех самолето-вылетов его авиации за этот период и были самыми тяжелыми для Ленинграда, они принесли наибольшие жертвы мирному населению города. Ежедневно вражеская артиллерия в среднем выпускала по городу сто пятьдесят — двести снарядов.

Однако это не сломило волю защитников Ленинграда. Ни варварскими обстрелами и бомбардировками, ни голодом врагу не удалось поколебать стойкость и мужество защитников города.

Партийная организация Ленинграда сплотила вокруг себя войска и население города и подняла их на защиту славной колыбели пролетарской революции. Трудящиеся Ленинграда и войска Ленинградского фронта с неослабеваемой энергией отражали натиск врага, строили оборонительные сооружения, продолжали выпускать военную продукцию, ремонтировали корабли, танки, орудия, восстанавливали городское хозяйство. Они были уверены, что Коммунистическая партия и Советское правительство, весь советский народ с восхищением следят за героической борьбой защитников Ленинграда, что они сделают все необходимое для облегчения положения, а затем и ликвидации блокады.

Надежды тружеников и защитников Ленинграда полностью оправдались. Еще до того, как озеро покрылось льдом, согласно указаниям Государственного Комитета Обороны и Центрального Комитета партии были начаты работы по организации ледовой дороги через Шлиссельбургскую губу озера. По этой дороге автотранспорт должен был перебрасывать грузы для Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота.

Военная история нашей Родины богата примерами использования ледового покрова рек, озер, проливов и даже больших морских заливов для переправы войск и грузов. Так, в марте 1710 года тринадцатитысячный корпус Апраксина с осадной артиллерией перешел по льду с острова Котлин на северное побережье Финского залива для осады Выборга. В марте 1809 года группа русских войск под командованием Барклая де Толли при пятнадцатиградусном морозе совершила переход через Ботнический залив от Вааса до Умео. Во время русско-японской войны была создана железнодорожная переправа по льду через озеро Байкал для перевозки войск на театр военных действий в Маньчжурию. Известны случаи организации ледовых переправ на многих реках и в гражданскую войну.

Однако нигде в мире не было опыта строительства ледовых дорог такого масштаба, какой был задуман на Ладоге, и нигде они не играли такой исключительной роли в судьбе огромного города и фронта, как здесь. В сложившейся обстановке требовалось создать на озере дорогу протяженностью по льду более тридцати километров, способную пропускать в сутки тысячи машин с грузами. Эту дорогу нужно было ежечасно поддерживать в состоянии, пригодном для массового движения машин, не забывая о том, что находившийся в двенадцати — пятнадцати километрах от линии трассы противник будет стремиться всеми доступными ему средствами сорвать перевозки через озеро.

Прокладка трассы ледовой дороги в условиях еще не окрепшего льда была сопряжена с большой опасностью. Это обстоятельство прежде всего обязывало проложить трассу в районе с наиболее устойчивым ледовым покровом, с учетом возможностей обеспечения охраны автотранспорта от воздействия противника. Требовалось также наладить исключительно четкую организацию движения по трассам, так как осенне-зимний период на Ладоге характерен чрезвычайно неблагоприятными метеорологическими и гидрологическими условиями. Обычно озеро в это время подвержено свирепым северным ветрам, которые непрерывно торосят и ломают лед. Местами озеро совершенно не замерзает, а там, где оно покрывается льдом, часто образуются разводья и полыньи.

Сооружение ледовой дороги началось с разведывательно-изыскательских работ. Их проводил созданный для этой цели специальный ледово-дорожный отряд гидрографов и гидрологов флотилии и Краснознаменного Балтийского флота. Отряд быстро справился со своей задачей, и уже 22 ноября через Шлиссельбургскую губу с восточного берега на западный вышли первые колонны автомашин с грузами для Ленинграда.

Темпы и масштабы перевозок с каждым днем возрастали. Непрерывным потоком шло в Ленинград продовольствие, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, уголь и другие грузы, а из Ленинграда эвакуировались в тыл страны женщины и дети, старики и больные, раненые, вывозилось ценное оборудование ленинградских заводов.

В январе к работникам дороги обратился А. А. Жданов:

«От лица Ленинграда и фронта, — писал он, — прошу вас учесть, что вы поставлены на большое и ответственное дело и выполняете задачу первостепенной государственной и военной важности... Ваших трудов Родина и Ленинград не забудут никогда».

Обращение выдающегося деятеля нашей партии и государства, руководителя ленинградской партийной организации нашло горячий отклик среди тружеников трассы. Героический пример водителя машины Е. Васильева, совершившего за сорок восемь часов восемь рейсов через озеро общим протяжением свыше тысячи километров, вызвал многочисленных последователей, количество перевозимых грузов увеличилось вдвое.

Особенно высоких темпов перевозка по ледовой дороге достигла в марте и апреле 1942 года. За три недели апреля героические труженики трассы доставили на западный берег грузов в четыре с половиной раза больше, чем в ноябре и декабре 1941 года. Все это позволило уже в феврале значительно улучшить снабжение трудящихся города. Ленинградцы стали получать хлеб в количествах, установленных для трудящихся крупных индустриальных центров страны, была также увеличена норма выдачи и других продовольственных товаров.

Совместно с войсками Ленинградского фронта Ладожская военная флотилия приняла участие в охране трассы ледовой дороги. Части морской пехоты флотилии в суровых зимних условиях несли постоянную охрану трассы протяжением свыше двадцати километров. Отряды моряков-лыжников обеспечивали охрану дороги на дальних подступах со стороны озера. Бдительно несли вахту сигнальщики наблюдательных постов флотилии, внимательно следившие за всем, что происходило на льду и в воздухе.

Однажды над озером завязался бой нашего тяжелого бомбардировщика, возвращавшегося на аэродром после выполнения боевого задания, с группой фашистских истребителей. Бомбардировщик подбил два вражеских самолета, и они, дымя, быстро уходили на свою территорию. Однако силы были слишком неравными. Бомбардировщик получил тяжелые повреждения и вынужден был совершить посадку на лед озера.

За ходом боя наблюдал радист П. В. Акишин, находившийся на трассе на одной из точек наблюдения и связи. Определив приблизительно место посадки самолета, отважный радист отправился туда на лыжах. Семь километров тяжелого пути отделяли его от самолета: лед местами был разбит, местами — торосился. Однако на самолете находились попавшие в беду советские летчики, и Акишин упорно шел вперед.

Когда он добрался до самолета, то обнаружил, что все члены его экипажа ранены. Сделав из лыж сани, Акишин уложил на них двух тяжело раненных летчиков, остальные, поддерживая друг друга, медленно следовали за радистом. На посту, куда он доставил пострадавших, им была оказана первая помощь.

Еще не раз Акишин выходил по льду в озеро оказывать помощь своим боевым товарищам. Тринадцати советским летчикам спас жизнь ладожский моряк.

Находясь как-то в госпитале на излечении, Акишин встретился с одним из спасенных им летчиков капитаном Власовым. Люди, до войны не знавшие друг друга, сдружились навсегда.

Большую и почетную роль в охране ледовой дороги сыграли летчики и артиллеристы-зенитчики Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Они бдительно охраняли важнейшую артерию Ленинграда. Почти ежедневно в воздухе происходили воздушные бои.

Действия вражеской авиации против ледовой дороги начались сразу же после ввода ее в эксплуатацию. Немецко-фашистское командование посылало десятки бомбардировщиков для бомбежки потока машин и разрушения дороги. Однако в большинстве случаев эти бомбежки весьма печально заканчивались для гитлеровской авиации. Славные советские летчики и артиллеристы надежно контролировали воздушные подходы к ледовой дороге и не оставляли безнаказанной ни одну попытку врага бомбардировать трассу.

Движение по ледовой дороге продолжалось до середины апреля. Только весеннее солнце, разрушавшее лед, заставило прекратить перевозки по льду.

Так закончила свою историческую работу ледовая дорога. Героические защитники города назвали ее «Дорогой жизни». Она помогла им выстоять и подготовиться к новым боям. Она спасла тысячи и тысячи жизней трудящихся и бойцов, стоявших на защите Ленинграда.

Народ сложил о ней песню:

Сквозь шторм и бурю,
Через все преграды
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога здесь пробита сквозь блокаду,
Родней дороги не найти.
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метель и шторм и грозная волна,
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа.
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как Ленинграду баржу за баржой
Буксировали мы и в шторм и непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал,
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград их радостно встречал.
И знали мы — кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень,
Растут и крепнут силы Ленинграда,
Растут и крепнут каждый день.
Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ счастливый вместе с Ленинградом
Споет о Ладоге родной.

В осажденный город были доставлены десятки тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов. Город и фронт были снабжены всем необходимым для борьбы и победы.

Родина высоко оценила трудовую доблесть бойцов дороги, наградив триста девяносто восемь передовых людей трассы орденами и медалями Советского Союза. Самоотверженный подвиг бойцов ледовой дороги явился огромным вкладом в дело героической обороны великого города Ленина.

Родина и Ленинград никогда не забудут их трудов.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru