Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Манкевич А.И. Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. Перевозки через озеро


Перевозки через озеро
(сентябрь — декабрь 1941 года)

С выходом противника на южное побережье Ладожского озера боевые действия под Ленинградом вступили в новую фазу. Не сумев взять Ленинград штурмом, гитлеровцы вынуждены были перейти к блокаде города. Они рассчитывали голодом сломить волю к борьбе трудящихся Ленинграда и войск Ленинградского фронта. Фашистское радио и печать стали утверждать, что гитлеровские войска и не предполагали брать город штурмом, что они намеревались вынудить его к сдаче блокадой.

Но подобные заявления не могли никого обмануть. Они были не чем иным, как плохой маскировкой провала всего плана наступления на Ленинград.

Вместе с тем потеря сухопутного сообщения Ленинграда со страной создавала серьезную угрозу городу. Для связи со страной оставался единственный путь — путь через озеро.

3 сентября Военный Совет Ленинградского фронта на основании решения Государственного Комитета Обороны приказал командованию Ладожской военной флотилии обеспечить перевозку грузов в Ленинград через озеро из Новой Ладоги в бухты и порты, расположенные на западном побережье.

Выполнение этой государственной важности задачи стало основным содержанием боевой деятельности Ладожской военной флотилии в течение всего периода обороны Ленинграда. Кроме того, на флотилию возлагалась поддержка приозерных флангов советских армий и обеспечение полного господства наших сил на всем Ладожском озере.

Для перевозок из состава флотилии были выделены канонерские лодки, отряд транспортов, тральщики, буксиры и большое количество других вспомогательных судов Северо-Западного речного пароходства.

Личному составу кораблей и в особенности различных вспомогательных судов, привлеченных для перевозок, пришлось преодолеть немало трудностей.

В мирное время перевозки большого количества грузов открытым озером не производились. Почти все суда с грузами следовали по ладожским каналам и таким образом избегали опасностей, которые таит в себе бурное, подверженное частым штормам Ладожское озеро.

Побережье южной части озера находилось к этому времени почти в естественном состоянии. Портовых сооружений и причалов, приспособленных для большого грузооборота, здесь либо не было совершенно, либо они по своему техническому состоянию не могли обеспечить погрузочно-разгрузочные операции такого масштаба, какой предполагалось организовать. Надо было все создавать заново, в ходе боевых действий, при крайне ограниченной местной производственной базе.

Начинать пришлось с определения наиболее удобных пунктов разгрузки и перевалки грузов, с сооружения на них причального фронта и производства гидротехнических работ по углублению и расчистке подходов к ним.

На западном побережье озера такими пунктами оказались гавань и порт Осиновец, бухты Морье и Гольсмана, на юго-восточном побережье — Новая Ладога. С началом перевозок здесь были начаты работы по расширению причального фронта портов, строительству новых пирсов, пристаней, железноъездных путей. Согласно специальному постановлению Военного Совета Ленинградского фронта инженерные части Краснознаменного Балтийского флота произвели на подходах к портам дноуглубительные работы.

Вся эта огромная, напряженная работа по восстановлению и сооружению портового хозяйства была произведена бойцами рабочих батальонов, мобилизованных ленинградской партийной организацией. Помогали им моряки Ладоги. Они провели ряд воскресников, в которых участвовало до семидесяти пяти процентов личного состава флотилии.

Выполнение всех этих первоочередных работ позволило значительно расширить грузооборот между портами восточного и западного побережий озера. Чтобы выполнить их, потребовались большая выдержка, самоотверженность и умение советских людей, работавших на судах, в портах и на пристанях.

С началом перевозок через озеро резко возросла активность авиации противника. Его самолеты большими группами по нескольку раз в день появлялись над Ладожским озером. Потерпев поражение при попытке захватить город штурмом, немецко-фашистское командование стремилось ударами авиации по портам и по кораблям и судам в озере нарушить единственную коммуникацию Ленинграда.

Однако противник оказался не в состоянии прервать поток грузов в Ленинград. В большинстве случаев наша истребительная авиация успевала перехватывать фашистские бомбардировщики над Ладожским озером на пути к объектам атаки. Если же неприятельским бомбардировщикам и удавалось прорваться к конвоям, то сильный зенитный огонь наших кораблей почти всегда обеспечивал успешное отражение атак врага.

Борьба с вражеской авиацией требовала от летчиков-балтийцев и зенитчиков флотилии постоянной бдительности и боевой готовности. Вскоре после начала массовых перевозок были выделены специальные группы истребителей, которые прикрывали конвои на переходах. Личный состав кораблей неоднократно являлся свидетелем стремительных атак советских истребителей, заставлявших самолеты противника сбрасывать бомбы в озеро далеко от цели и поспешно уходить.

Не отставали от летчиков и артиллеристы кораблей и частей флотилии. В первые же месяцы перевозок корабли отразили скорабли отразили своим огнем большое число воздушных атак противника и нанесли ему чувствительный урон. Только один из сторожевых кораблей отразил тридцать три атаки вражеских самолетов и сбил при этом два бомбардировщика.

Занимаясь перевозками, моряки флотилии проявили много мужества, инициативы и находчивости. Именно об этом говорит эпизод, происшедший 17 сентября в открытом озере.

В ночь на 17 сентября из Новой Ладоги в порт Осиновец вышел небольшой конвой, в составе которого в числе других судов были два малых судна. На одном из них везли бойцов-пулеметчиков Советской Армии, на другом — боеприпасы для войск фронта. В озере конвой застал сильный шторм, достигший к утру девяти баллов. Оба судна оторвались от конвоя и потерпели крушение: громадные волны разломили их.

Сигнал бедствия был принят тральщиком «ТЩ-122», находившимся в Новой Ладоге. Шторм продолжал бушевать с неистовой силой. Выходить в озеро на небольшом корабле, каким был «ТЩ-122», было в высшей степени опасно. Но команда тральщика во главе с его командиром старшим лейтенантом Федором Леонтьевичем Ходовым состояла из опытных моряков. Рискуя своей жизнью, они пошли спасать погибавших товарищей. Волны бросали небольшой корабль, как щепку, ежеминутно грозя опрокинуть и раздавить его. Но каждый раз «ТЩ-122» вырывался из смертельных объятий стихии и упорно продвигался вперед.

Потерпевшее бедствие судно, на котором находились бойцы-пулеметчики, было разбито. На его обломках в одиночку и группами плавали обессиленные, окоченевшие люди. Свирепый и все крепчавший ветер не позволял спустить шлюпки. Поэтому спасать плававших людей приходилось прямо с борта корабля.

Вооружившись бросательными концами и спасательными кругами, команда тральщика поодиночке вылавливала из воды бойцов. Это была поистине героическая работа. Волны бросали корабль в разные стороны; Ходову и его команде приходилось прилагать все свое умение, чтобы случайно не нанести повреждений спасаемым людям.

Обломки судна были не очень надежной опорой для плававших в море, силы которых иссякали. Чтобы ускорить спасение людей, сигнальщик Колесниченко и машинист Каретников, привязав себя тросом, бросились спасать бойцов. Подхватывая терявших последние силы людей, они передавали их на палубу.

Жестокая борьба со стихией продолжалась три часа. Сто тридцать бойцов и офицеров Советской Армии были спасены героическим экипажем тральщика.

Перегруженный корабль направился в порт. Шторм начал стихать. Но на этом злоключения маленького корабля не кончились. Тральщик атаковали девять фашистских бомбардировщиков. Началась неравная борьба. Фашистские самолеты один за другим пикировали на «ТЩ-122». У единственного на корабле орудия смело действовал расчет комендора Николая Абакумова. Орудие беспрерывно и метко стреляло по вражеским самолетам, заставляя их отклоняться с боевого курса. Но слишком неравны были силы: от многочисленных разрывов бомб у борта тральщик стал тонуть. И на этот раз личный состав «ТЩ-122» проявил железное самообладание и выдержку. Несмотря на то, что почти весь расчет орудия был выведен из строя, Абакумов продолжал отражать непрекращавшиеся атаки неприятельских самолетов. Он вел огонь до тех пор, пока палуба корабля не погрузилась под воду.

Военный Совет флота, отмечая этот славный подвиг Абакумова, оценил его как еще один пример русской морской стойкости и наградил бесстрашного комендора орденом Красного Знамени.

Вскоре погибавший в озере тральщик обнаружила наша авиация и навела на него канонерскую лодку. «Мы взяли курс за самолетами, — писал военком канонерской лодки, — и через некоторое время увидели на горизонте полузатонувший корабль». Усилиями команды подошедшего корабля с тральщика был снят находившийся на нем личный состав.

Исключительно теплую заботу проявляли моряки Ладоги к трудящимся Ленинграда, вынужденным временно уезжать из своих родных мест.

Во время одного из бесчисленных переходов на канонерской лодке «Нора» одна из пассажирок родила дочь. В честь корабля девочку назвали Норой. В качестве документа, подтверждающего рождение девочки, матери вручили выписку из вахтенного журнала корабля. Личный состав канонерской лодки преподнес новорожденной и ее матери две скатерти, полдюжины салфеток и теплое матросское одеяло, а когда мать и дочь провожали с корабля, — вручили еще чемодан с продуктами и деньги, собранные добровольно среди экипажа.

Особенно напряженно проходили перевозки в октябре — ноябре 1941 года. В этот период войска Волховского фронта вели тяжелые бои с вражеской группировкой войск, стремившейся форсировать реку Волхов и, наступая в северо-восточном направлении на Волхов и Тихвин, выйти в междуозерное пространство, где соединиться с финскими войсками. Немецко-фашистское командование предполагало таким образом создать двойное кольцо блокады вокруг Ленинграда.

К началу ноября линия фронта приблизилась к Ладожскому озеру. Она проходила в десяти-двенадцати километрах к юго-востоку от станции Волховстрой. Противник занял Тихвин и перерезал железную дорогу на Вологду. Войска Волховского фронта нуждались в немедленной поддержке их резервами. Нужно было в предельно сжатые сроки перебросить через озеро крупные силы войск с Ленинградского фронта на помощь Волховскому фронту. Военный Совет фронта приказал командующему Ладожской флотилией капитану 1 ранга В. С. Черокову [Капитан 1 ранга Виктор Сергеевич Чероков (ныне вице-адмирал) вступил в командование флотилией в октябре 1941 года] выполнить эту задачу, используя все имевшиеся в наличии боевые корабли и суда.

Командование флотилией предприняло энергичные меры к сосредоточению необходимых для перевозки войск боевых кораблей и транспортных средств. Была проведена большая партийно-политическая работа среди личного состава с целью разъяснения важности поставленной перед флотилией задачи. В итоге это ответственное и в высшей степени сложное задание Военного Совета фронта было выполнено точно в указанный срок.

Переброска крупных сил наших войск через Ладожское озеро на волховский участок фронта является примером правильного расчета советского командования. Противник, блокируя город, не ожидал, что именно отсюда будут брошены силы на помощь Волховскому фронту. Войска этого фронта, получив подкрепление с Ленинградского и других фронтов, вскоре остановили наступление врага и сами перешли в контрнаступление, закончившееся разгромом тихвинско-волховской группировки противника.

Закончив переброску войск, Ладожская военная флотилия продолжала перевозить в Ленинград грузы. Последние дни навигации проходили в чрезвычайно трудных метеорологических условиях, при сильных штормах и начавшемся на озере ледоставе. Время переходов кораблей и судов между Новой Ладогой и портами западного побережья, занимавшее в обычных условиях шесть-восемь часов, доходило иногда до четырех суток. Ладожцам приходилось прилагать все свои силы и умение, чтобы в целости доставлять грузы в пункты назначения.

В эти дни от имени Военного Совета фронта к ладожцам обратился А. А. Жданов. «До последней возможности, — призвал он, — продолжать перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами через озеро».

Отвечая на этот призыв, личный состав флотилии самоотверженно боролся за то, чтобы ни один день, остававшийся до полного ледостава, не пропал даром. Используя канонерские лодки в качестве ледоколов, ладожцы прокладывали трассы в сплошной массе нагроможденных льдов и проводили конвои из Новой Ладоги в западные порты, не считаясь с неизбежными в иных случаях потерями в корабельном составе.

Так, в один из последних переходов сильный шторм застиг в озере конвой в составе канонерской лодки, тральщика, буксировавшего баржу с продовольствием, и двух вспомогательных судов. От ударов громадных волн и льдов тральщик получил тяжелое повреждение. В корабль начала поступать вода. Команда тральщика самоотверженно боролась с поступавшей водой, однако все попытки спасти корабль оказались безуспешными.

Командир тральщика старший лейтенант А. П. Гаврилов, видя неизбежность гибели корабля, приказал личному составу выбрать буксир, перейти на баржу и во что бы то ни стало отстоять ее от напора волн до подхода канонерской лодки. Сам Гаврилов до последней минуты оставался на тральщике и уже в бессознательном состоянии был подобран из ледяной воды матросами канонерской лодки.

В течение нескольких часов команда тральщика мужественно отстаивала баржу с грузом от разбушевавшейся стихии, пока не удалось принять буксир с канонерской лодки, вместе с которой все суда благополучно прибыли в порт.

На Ладоге наступила суровая зима. В декабре озеро быстро покрывалось льдом. Приближение полного ледостава и общая напряженная обстановка южнее Ладожского озера, в районе Волхов — Тихвин, где советские войска вели ожесточенные бои с наступавшим врагом, вынуждали принимать меры по организации зимовки кораблей флотилии в портах западного побережья озера. При этом было решено рассредоточить их с таким расчетом, чтобы можно было корабельным артиллерийским огнем прикрыть со стороны озера все угрожаемые участки побережья.

Переходы в пункты зимовки корабли флотилии должны были совершить поэшелонно. Им предстояло пройти десятки миль, преодолевая сильные подвижки льда.

В состав первого эшелона вошли наиболее мощные корабли — канонерские лодки, сторожевой корабль и другие корабли. Каждый корабль имел полный запас топлива, боеприпасов, продовольствия. Малые корабли и вспомогательные судя с целью сбережения горючего и моторесурсов следовали на буксире у канонерских лодок.

К моменту выхода первого эшелона на озере стоял сплошной неподвижный лед. Толщина ровного молодого льда не превышала двадцати сантиметров и была вполне преодолима для канонерских лодок. Много тяжелее было преодолевать перемычки торосистого льда, достигавшего местами восьмидесяти сантиметров толщины. Если вообще двигаться во льду было очень тяжело из-за неприспособленности корпусов кораблей к плаванию во льдах, то во время подвижек льда двигаться было вовсе невозможно. Приходилось останавливать машины и ожидать окончания сжатия, борясь за живучесть каждого корабля.

Блестящим мастером вождения кораблей в таких условиях проявил себя в этом походе командир головной канонерской лодки капитан-лейтенант А. И. Дудник. Это был опытный командир, прошедший службу от рядового матроса до офицера флота. Он хорошо разбирался в ледовой обстановке и, отлично зная тактические свойства своего корабля, умело маневрировал во льдах.

Трудно описать все препятствия, которые встретились на пути кораблей. Ладожцы справедливо назвали этот переход «маленьким ледовым походом». Они помнили о славном и беспримерном в истории Ледовом походе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт в 1918 году.

Большинство кораблей флотилии достигло портов западного побережья, некоторые корабли остались в Новой Ладоге. К концу декабря ввиду полной невозможности плавания на кораблях приступили к зимнему судоремонту и подготовке к летней кампании 1942 года.

С первых дней блокады Ленинграда противником и до конца навигации корабли и суда флотилии перевезли десятки тысяч тонн продовольствия, боеприпасов, много оружия. Только один отряд транспортов перевез около сорока пяти тысяч бойцов, офицеров и эвакуируемых граждан и свыше восьми тысяч тонн различных грузов.

Уже на первом этапе борьбы с вражеской блокадой ладожцы внесли свой посильный вклад в дело героической обороны Ленинграда.

* * *

Боевая деятельность Ладожской военной флотилии в 1941 году не ограничивалась обеспечением перевозок. Личный состав кораблей и частей принял активное участие в высадках десантов и артиллерийской поддержке флангов наших войск.

В сентябре флотилия совместно с частями Ленинградского фронта высадила несколько десантов на побережье озера, в районе Шлиссельбургской губы. Десанты эти носили ограниченный характер и преследовали разведывательные или демонстративные цели. Они вынуждали противника привлекать для обороны побережья дополнительные части войск, создавая таким образом определенное напряжение его силам.

Артиллерийскую поддержку флангам наших армий в течение всей летней кампании оказывали специально выделенные для этого канонерские лодки и бронекатера. Они почти ежедневно обстреливали артиллерийские и минометные батареи врага, уничтожали его живую силу, препятствовали передвижению противника по прибрежным шоссейным дорогам, поддерживали атаки морских пехотинцев, действовавших в составе сухопутных войск. Так, 23 сентября отряд кораблей флотилии поддержал атаку частей морской пехоты в устье реки Свирь. Морские пехотинцы в этот день под прикрытием огня канонерской лодки и бронекатеров переправились через Свирь и выбили противника с правого берега реки в районе Карелки. Этот плацдарм наши войска удерживали в течение всей войны, что позволяло им контролировать действия противника и не допускать просачивания его в тыл нашим частям со стороны озера.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru