Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Заключение


Заключение

27 января 1944 г. на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют, возвестивший о полном освобождении Ленинграда от фашистской блокады, о великой победе Советских Вооруженных Сил. В течение нескольких дней гитлеровцы, создавшие под Ленинградом мощную долговременную систему «обороны, так называемый «Северный вал», твердившие, что они сдавили город непробиваемым стальным кольцом, были разгромлены. Советские воины нанесли отборным фашистским соединениям жестокое поражение и к концу января 1944 г. отбросили их от стен Ленинграда на 70—100 км.

Разгром немецкой группировки, державшей город в осаде в течение неслыханно тяжелых 900 дней, стал одним из важных этапов на пути полного изгнания с советской земли и уничтожения немецко-фашистских захватчиков. «Ленинградская победа, — говорил М. И. Калинин, — это военная победа, имеющая значение не только для Ленинграда, но и для всего хода борьбы советского народа против немецких захватчиков». 885

Великая ленинградская эпопея победоносно закончилась. 900 дней блокады остались позади. К концу февраля 1944 г. линия фронта переместилась на 220—280 км от Ленинграда. Советские войска очистили от фашистских захватчиков почти всю Ленинградскую область и вступили на землю Советской Эстонии. К концу 1944 г. войска 1-го, 2-го, 3-го Прибалтийских и Ленинградского фронтов и Краснознаменный Балтийский флот освободили территорию всех советских прибалтийских республик и окружили группу армий «Север» на Курляндском полуострове. Группировка гитлеровских войск, блокировавшая почти два с половиной года Ленинград, сама попала в окружение. В мае 1945 г. группа армий «Север», переименованная в группу армий «Курляндия», была вынуждена капитулировать перед войсками Ленинградского фронта.

Жители Ленинграда и защитники города на Неве, испытывая нечеловеческие трудности фашистской блокады, показали великое мужество и стойкость. «Жестокие трудности борьбы с ненавистными врагами нашей родины, — говорил А. А. Жданов на заседании Верховного Совета СССР 18 июня 1942 г., — не сломили энергии и мужества защитников Ленинграда. Ни бомбежки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни трудности со снабжением города, ни попытки врага расстроить наши боевые ряды морально при помощи отравленной ядом пропаганды через фашистские листовки, через своих шпионов и лазутчиков, ни разрушение врагом мировых культурных ценностей Ленинграда не достигли цели, которую поставил враг. Наоборот, суровые испытания, выпавшие на долю ленинградцев, еще более закалили нашу волю к борьбе и победе, еще выше подняли наш боевой дух и готовность идти на преодоление любых трудностей во имя победы над гитлеровской Германией, еще сильнее разожгли ненависть к врагу, ярость в борьбе за истребление немецко-фашистских захватчиков...». 886

Беспримерное мужество и героизм ленинградцев, их беззаветная преданность идеям коммунизма вдохновляли советских людей на борьбу с фашизмом.

Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины, остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы отборных фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре — весомая доля защитников Ленинграда.

Огромное практическое и моральное значение героической обороны Ленинграда состоит в том, что город, несмотря на неслыханные испытания и лишения, остался непокоренным и служил образцом непоколебимого мужества. Даже в условиях вражеского окружения промышленный потенциал Ленинграда продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах.

Все эти обстоятельства позволяют с полным основанием констатировать, что оборона Ленинграда стоит в ряду важнейших узловых сражений Великой Отечественной войны.

В той же мере, в какой оборона Ленинграда оказывала воздействие на ход борьбы на других участках советско-германского фронта, победы на всех фронтах в огромной степени оказывали свое влияние на положение Ленинграда. Битва под Москвой сделала для гитлеровцев, стоявших у предместий Ленинграда, невозможным сосредоточение сил для штурма города. Решающая победа советских войск под Сталинградом облегчила прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г., а победы 1943 г. на Курской дуге и на Украине создали необходимые условия для окончательного разгрома немецких войск под Ленинградом в 1944 г.

И то обстоятельство, что успех этой небывалой по своей длительности и напряженности битвы за Ленинград в решающей степени зависел от Ладожской коммуникации, достаточно убедительно говорит о ее историческом значении.

900 огненных дней и ночей. С 30 августа 1941 г., когда немецкие войска заняли ст. Мга, Ленинград лишился железнодорожной связи со страной. С выходом сил врага к южному берегу Ладожского озера и занятием Шлиссельбурга 8 сентября 1941 г. были перерезаны все остальные сухопутные связи города.

Почти 500 дней, вплоть до прорыва блокады 18 января 1943 г., гигантский город с многочисленным мирным населением, среди которого было много женщин, детей и стариков, войска Ленинградского фронта и Краснознаменный Балтийский флот, насчитывавшие сотни тысяч человек, были отрезаны от Большой земли. Связь Ленинграда со страной могла поддерживаться только через Ладожское озеро и по воздуху.

В этих условиях надо было организовать оборону, обеспечить население и воинов продовольствием, доставить подкрепления, боеприпасы и вооружение сражавшимся войскам и флоту, обеспечить сырьем и топливом продолжавшие работать промышленные предприятия, надо было обеспечить эвакуацию значительной части мирного населения, больных и раненых воинов, вывезти большое количество промышленного оборудования и материалов, которые не могли быть использованы в, условиях блокады. Без этого оборона и нормальная жизнедеятельность города и вооруженных сил были бы невозможны. Все это упиралось в проблему коммуникаций, ставшую ключевой, решающей проблемой обороны города. Фашистам казалось, что решить эту задачу невозможно. Они были уверены, что Ленинград падет именно потому, что проблему коммуникаций для окруженного со всех сторон города решить невозможно.

Однако советские люди сделали невозможное возможным. Под руководством Центрального Комитета Коммунистической партии, Советского правительства, Государственного Комитета Обороны, Военного совета Ленинградского фронта и Ленинградской парторганизации трудящиеся города Ленина и воины фронта и флота при поддержке всей страны, ценой огромного напряжения сил и величайшего героизма создали надежную связь блокированного Ленинграда с Большой землей.

В суровую осень 1941 г. моряки и речники Ладоги, используя все силы и средства, осуществляли перевозки по бурному озеру до самого последнего дня, когда лед, сковавший воды Ладоги, сделал движение судов и кораблей невозможным.

Зимой 1941/42 г. ленинградцы, преодолев огромные трудности, проложили по льду Ладоги знаменитую ледовую Военно-автомобильную дорогу. В этот небывало тяжелый момент, когда беспощадная рука голода сдавила Ленинград, тоненькая нить ледовой трассы спасла город, сделала возможным продолжение его обороны. Героизм, воля и мужество ленинградцев превратили зыбкий и непрочный ладожский лед в несокрушимый фундамент будущей победы.

Предусмотрительно, дальновидно началась подготовка к навигации 1942 г. на Ладожском озере. Была проделана гигантская по своим масштабам работа. Прокладывались шоссейные и железные дороги, сооружались порты, ремонтировались и строились новые суда. В эту работу были втянуты десятки тысяч людей, и это позволило организовать перевозки, в таких масштабах, которые обеспечили необходимый минимум жизненно важных припасов для Ленинграда. Перевозки в Ленинград, а также эвакуация населения, вывоз промышленного оборудования и материалов дали возможность еще более усилить обороноспособность Ленинграда, превратить его в несокрушимую крепость. Доставка в Ленинград значительных по численности людских контингентов, боеприпасов и вооружения позволила накопить силы и подготовиться к операции по прорыву блокады города.

Зимой 1942/43 г. для перевозок снова была использована проложенная по льду Ладоги ледовая Военно-автомобильная дорога и было предпринято строительство ледовой железнодорожной переправы.

Ладожская коммуникация, не имевшая аналогов в мировой истории по масштабам деятельности, по сложности сооружения, опасностям, связанным с ее строительством и эксплуатацией, могла родиться, жить и развиваться лишь благодаря неиссякаемому творчеству советских людей. Вначале слабая и легко уязвимая Ладожская коммуникация постепенно крепла, совершенствовалась и превратилась в мощную, хорошо организованную транспортную артерию стратегического значения, несмотря на постоянное воздействие противника, который стремился прервать связь Ленинграда со страной. По ней непрерывным потоком текли в блокированный Ленинград различные грузы, и прежде всего продовольствие, доставлялись пополнения фронту и флоту, производилась эвакуация. За весь период действия Ладожской коммуникации с начала блокады и до 30 марта 1943 г., когда растаяла вторая ледовая дорога, по ней было доставлено в Ленинград без малого 1,5 млн т грузов и около 450 тыс. человек, главным образом военнослужащих, и вывезено из Ленинграда, не считая переброски нескольких воинских соединений, более 1 млн 200 тыс. человек, в основном жителей города, и большое количество эвакогрузов.

Эти цифры поражают. За каждым килограммом доставленного хлеба, за каждым ящиком снарядов, за каждой тонной горючего — усилия десятков и сотен тысяч людей, подвозивших грузы к Ладоге, прокладывавших дороги, ремонтировавших и строивших суда, стоявших за штурвалами кораблей, пересекавших Ладогу, сидевших за рулем автомашин, днем и ночью двигавшихся в Ленинград, защищавших Ладожскую коммуникацию от противника.

Лишения и жертвы, понесенные в период фашистской блокады жителями Ленинграда и воинами, защищавшими город, неизмеримы. И все же трудно представить те бедствия, которые могли выпасть на их долю, если бы не было Ладожской коммуникации. Без перевозок, осуществлявшихся по Ладожскому озеру зимой и летом, не могло быть и речи о поддержании обороны города, тем более не могло быть речи об активных боевых действиях армии и флота, находившихся в блокадном кольце, о подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом.

Решающее значение Ладожской коммуникации в обороне Ленинграда были вынуждены признать и фашистские генералы. «Гитлер надеялся на возможность вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, — писал в своих мемуарах генерал-фельдмаршал Манштейн. — Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро — летом с помощью судов, зимой по построенной на льду дороге». 887

Значение Ладожской коммуникации невозможно переоценить. По ней непрерывно поступала помощь Большой земли окруженному врагом Ленинграду. Действовавшая зимой и летом, она до прорыва блокады являлась единственной артерией, обеспечивавшей жизнь и деятельность населения города и его героических защитников, стала подлинной Дорогой жизни осажденного Ленинграда. «Недаром Ладога родная Дорогой жизни названа», — говорится в песне, появившейся еще в годы войны.

Ладожская магистраль стала одним из важнейших факторов победы под Ленинградом. В течение всего периода блокады Ленинграда она являлась органической частью фронта, а ее воины-моряки и речники, автомобилисты и дорожники, зенитчики и летчики, строители, связисты, железнодорожники и все, кто служил на Ладоге и обеспечивал перевозки, — были одним из боевых отрядов героических защитников города Ленина. Подвиг ладожан был высоко оценен Партией и Правительством. Более 2 тыс. из них были награждены орденами и медалями Советского Союза.

«История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов, — говорил Л. И. Брежнев. — Сквозь века и тысячелетия дошли до нас сказания и легенды о борьбе защитников античной Трои, рассказы историков о жестоких боях под стенами осажденного Карфагена. Никогда не будут забыты отвага защитников Севастополя в годы Крымской войны в середине прошлого века, доблесть русских и болгарских героев Шипки. Как пример упорства и ожесточенности вошли в военную историю многомесячные бои за Верден в первую мировую войну. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была героическая 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленина навсегда сохранятся в благодарной памяти нынешнего и грядущих поколений советских людей». 888

Тридцать лет прошло с того дня, как над поверженной столицей гитлеровского рейха было водружено красное знамя Победы. С каждым годом волнующие события Великой Отечественной войны отходят все дальше в историческое прошлое. Достоянием истории стал и подвиг, совершенный Ленинградом, тружениками и воинами Ладожской коммуникации. Однако память о верных сынах народа, отстоявших под руководством ленинской партии свободу и независимость нашего социалистического Отечества, не щадивших сил своих и самой жизни ради мира на земле и торжества идеалов коммунизма, будет жить вечно.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru