Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Защита перевозок


Защита перевозок

Ладожская коммуникация в навигацию 1942 г. находилась под непрерывным воздействием сил противника. Немецко-фашистское командование стремилось во что бы то ни стало нарушить связь Ленинграда со страной. Гитлер приходил в неистовство, читая донесения о деятельности Ладожской коммуникации, и неоднократно требовал ее уничтожения. Уже 26 мая 1942 г. в дневнике верховного командования вермахта было отмечено: «Так как 2,5 млн жителей Ленинграда могло быть эвакуировано за 10 недель, фюрер приказал воспрепятствовать всеми средствами этой эвакуации для того, чтобы в Ленинграде не улучшилось продовольственное положение и тем самым не укрепилась обороноспособность. Это помешает также укреплению позиций на других участках фронта благодаря вывозу войск и оборонительным работам. Штабу группы «Север» указывается, чтобы финское командование провело те же мероприятия». 725 В связи с этим командующий 1-м воздушным флотом генерал-полковник Келлер получил строжайшую директиву гитлеровской ставки: «Сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами, и особенно воздушными налетами на Ладожский район судоходства, чтобы не дать противнику возможности усилиться посредством перевоза войск или работ по вооружению или достичь улучшения продовольственного положения и тем самым обороноспособности Ленинграда». 726

«Фюрер снова указал на интенсивное движение русских по Ладожскому озеру, — записано в дневнике верховного командования вермахта за 25 октября 1942 г. — Фюрер особенно указал на то, что на Ленинград долгое время не было наступления и поэтому противник там отдохнул и смог снова пустить на полный ход — электростанции, трамваи и военную промышленность. Это недопустимо. Он потребовал постоянного наступления на город и на суда, движущиеся по Ладожскому озеру, так же как на Москву, Горький, Куйбышев, Саратов и Баку». 727

Гитлеровцы были абсолютно уверены в том, что им удастся нарушить перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. Командующий группой армий «Север» генерал-полковник Кюхлер в интервью берлинскому корреспонденту хвастливо заявил: «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и средства питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады, установленное нашими войсками». 728

Однако осуществить свой замысел фашистам не удалось. Организуя перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г., советское командование с самого начала обеспечило их защиту от воздействия сухопутных, воздушных и морских сил врага.

Так как фронтовым базам, расположенным на западном берегу Ладожского озера, противник мог угрожать своими сухопутными силами, Военный совет Ленинградского фронта для их защиты 10 мая 1942 г. постановил создать участок обороны в границах: Коккорево — мыс Морьин Нос — отметка 7,4 — поселки № 11, 12, 16 — отметка 14,7. Начальником участка обороны был назначен капитан 2-го ранга А. Г. Ванифатьев. Для обороны участка были выделены 389-й запасной стрелковый полк 36-й запасной стрелковой бригады, 1-й батальон 104-го пограничного полка, отдельный бронебатальон, 28-й отдельный батальон обслуживания станций снабжения и другие подразделения. Защита участка должна была строиться на принципе круговой обороны. 729

Позже, в августе 1942 г., для обороны западного побережья Ладожского озера от возможных морских д воздушных десантов противника и обороны побережья в условиях зимы, а также для обеспечения нормальной работы основной коммуникации Ленинградского фронта через Ладожское озеро был создан 17-й укрепленный район. Полоса обороны его простиралась по фронту более чем на 40 км, от р. Ганнибаловки до Краськово. На переднем крае обороны побережья и в глубине оборонительной полосы укрепленного района были построены 145 пулеметных и 13 артиллерийских дзотов. Кроме этого, было намечено построить, в основном в глубине оборонительной полосы, еще 92 дзота. 730

Как известно, серьезных попыток нападения на западное побережье Ладожского озера противник не предпринимал.

Охрана грузов на перевалочных базах и складах в Тихвине, Гостинополье, Новой Ладоге, Сясьстрое, Волховстрое, Войбокале, Лаврове, Кобоне, Косе, Осиновце, бухте Гольсмана, Морье и Ваганове была возложена на 23-ю дивизию войск НКВД. 731

Большое значение для обороны Ладожской коммуникации в навигацию 1942 г. имели о-ва Зеленцы, расположенные примерно посредине между малой трассой и флангом противника в районе Липок. Захват островов немецкими войсками дал бы им возможность держать нашу трассу перевозок под действенным артиллерийским огнем. Поэтому удержание о-вов Зеленцы являлось необходимым условием нормальной работы малой трассы. Установка на них артиллерии давала возможность серьезно затруднить действия противника. Кроме того, вооружение островов усиливало оборону правого фланга 8-й армии.

В начале июля 1942 г. гарнизон Большого и Малого Зеленцов был передан Балтийскому флоту и подчинен командиру военного порта Кобоны. В связи с тем что гарнизон островов был слаб, 732 начальник штаба КБФ вице-адмирал Ю. Ф. Ралль дал командующему Ладожской флотилией В. С. Черокову указание усилить вооружение островов. Он предложил установить 4-орудийную 85-миллиметровую зенитную батарею и одну 4-орудийную 37-миллиметровую батарею на о. Б. Зеленец и одну 45-миллиметровую противотанковую батарею и три станковых пулемета «Максим» на о. М. Зеленец. 733 В результате о-ва Зеленцы стали одним из надежных форпостов в системе защиты Ладожской коммуникации.

Серьезные меры были предусмотрены для ее защиты и от нападения противника с воздуха. Еще в апреле 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта утвердил распределение зенитных средств и план прикрытия коммуникации истребительной авиацией.

Станции и базы на западном берегу Ладожского озера прикрывала Осиновецкая зенитная артиллерийская группа. В ее состав входили батареи 20-го, 25-го, 432-го отдельных зенитных артиллерийских дивизионов (ОЗАД), 1-я, 2-я и 3-я железнодорожные батареи, в которых насчитывалось 48 зенитных орудий среднего калибра, 3 орудия малого калибра, 15 пулеметов, 6 станций «Прожзвук» и 15 прожекторных станций. Объекты восточного берега (Коса, Леднево, Кобона, Лаврово) прикрывала Кобонская зенитная артиллерийская группа. В ее состав входили 225-й, 251-й, 434-й ОЗАД и 124-я зенитная пулеметная рота, насчитывавшие в своем составе 30 орудий среднего калибра, 6 орудий малого калибра, 19 пулеметов, 7 станций «Прожзвук» и 12 прожекторных станций. Зенитной артиллерией были также прикрыты железнодорожные станции Войбокало, Жихарево, Волховстрой, Тихвин, объекты в Гостинополье и Новой Ладоге и железнодорожные мосты. Всего Ладожскую коммуникацию и ее базы прикрывало 150 зенитных орудий среднего калибра, 40 орудий малого калибра, более 70 пулеметов, 25 станций «Прожзвук» и 65 прожекторных станций. 734

Довольно значительным было авиационное прикрытие Ладожской коммуникации. 123-й истребительный авиаполк 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО прикрывал склады и пристани на западном берегу озера. 3-й и 4-й гвардейские истребительные авиаполки ВВС КБФ прикрывали суда и корабли на переходах, Ладожский канал от Леднева до Новой Ладоги, склады и пристани в районах Леднево, Кобона, Новая Ладога, Сясьстрой и Колчаново. Три истребительных авиационных полка ВВС Ленинградского фронта прикрывали склады и станции Лаврово, Жихарево, Войбокало, Пупышево, Волховстрой и Гостинополье. 735

Для улучшения управления средствами ПВО, расположенными на западном и восточном берегах Ладожского озера, Военный совет Ленинградского фронта 4 июня 1942 г. решил создать Ладожский дивизионный район ПВО в границах и на базе Ладожского и Свирьского бригадных районов ПВО. Командующим районом был назначен генерал-майор артиллерии С. Е. Прохоров, военным комиссаром — полковой комиссар И. М. Телятников, начальником штаба — подполковник Е. Э. Майоров. Командующий группой истребительной авиации генерал-майор Жданов был подчинен генералу С. Е. Прохорову на правах заместителя командующего дивизионным районом ПВО по истребительной авиации. 736

Кроме этих мер, было также предусмотрено вооружение судов СЗРП. Еще 9 апреля 1942 г. ГКО обязал командующего КБФ вице-адмирала В. Ф. Трибуца обеспечить зенитными установками суда Наркомречфлота, предназначенные для перевозки грузов в навигацию 1942 г. Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов 11 апреля 1942 г. выделил для этой цели 9 пушек калибра 45 мм и 109 пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Из судов СЗРП было предусмотрено вооружить 4 буксира и 51 баржу (40 новых и И отремонтированных). На буксирах устанавливалось по одной пушке и одному пулемету, на баржах — по два пулемета. Вместе с вооружением Военно-Морской Флот выделял для судов артиллерийские и пулеметные расчеты. На 28 мая 1942 г. было вооружено 25 барж и 5 буксирных пароходов («Морской лев», «Орел», «Никулясы», «Буй» и «Гидротехник»). В последующем при вводе в эксплуатацию новых барж они вооружались пулеметами ДШК. 737

Для защиты перевозок от нападения морских сил противника также был предусмотрен ряд мер. Для наблюдения за подходами к нашим базам и контроля за южной частью Ладожского озера командованием Ладожской военной флотилии была организована система дозоров. Основной задачей дозорных кораблей являлось предупреждение о подходе противника. Дозоры имели также функции постов ВНОС и противоминного наблюдения. Из-за нехватки катеров «МО» и тральщиков, несших дозорную службу, и недостатка горючего дозоры были неподвижными. Для борьбы с минной опасностью были также созданы специальные плавучие и береговые посты противоминного наблюдения.

На большой трассе, в районе которой возможно было появление вражеских морских сил, движение судов происходило конвоями. В составе типового конвоя были 2—3 буксирных парохода с 1—2 баржами на буксире и 1 канонерская лодка в охране. При усиливавшейся угрозе со стороны противника в конвой включался еще сторожевой катер «МО», а иногда и тральщик. Канонерские лодки, следовавшие в составе конвоя, как правило, брали на борт груз. В ряде случаев корабли охранения буксировали баржи. Чтобы уменьшить опасность нападения, конвои выходили из баз к вечеру. Используя для перехода темное время, корабли завершали маршрут на рассвете. На малой трассе в летную погоду более интенсивное движение судов производилось также в ночное время. 738

Кроме того, предпринимались боевые действия против баз противника и его коммуникаций.

Таким образом, охрана и оборона водных путей на Ладожском озере, портов, пристаней, перевалочных баз и железнодорожных станций обеспечивались военно-воздушными силами, зенитными средствами и кораблями Ладожской военной флотилии; специально созданной сухопутной обороной на западном берегу Ладожского озера; силами 23-й дивизии войск НКВД; оборудованием судов Северо-Западного речного пароходства зенитными средствами.

Защита судов на переходах, осуществлявшаяся силами Ладожской военной флотилии и авиацией КБФ, достигалась активными действиями против баз противника, прикрытием судов с воздуха, конвоированием их боевыми кораблями Ладожской флотилии, непрерывной дозорной службой и службой противоминного наблюдения.

Немецко-фашистское командование, стремясь сорвать перевозки по Ладожскому озеру, начало уже в мае 1942 г. наносить удары своей авиацией по железнодорожным узлам, складам и другим объектам коммуникации. В течение этого месяца ст. Волховстрой бомбардировалась 5 раз, Войбокало — 4 раза, Тихвин — 1 раз, Лаврово — 1 раз. Крупные налеты фашистская авиация произвела на ладожские порты 28 и 29 мая, т. е. сразу же после открытия навигации. В этих налетах участвовало более 400 самолетов. Утром 28 мая вражеская авиация несколькими группами, от 5 до 12 самолетов каждая, бомбардировала Кобоно-Каредж-ский порт. Всего в налете участвовало 104 самолета. В результате бомбардировки были убитые и раненые, была повреждена канонерская лодка, разбито 7 вагонов с, продовольствием и 6 пустых вагонов, сгорело 8 вагонов с дымовыми шашками, разбросано 2 штабеля мешков с мукой и крупой. Наша противовоздушная оборона сбила 31 вражеский самолет (20 самолетов были сбиты зенитной артиллерией и 11 — истребительной авиацией).

Вечером того же дня 102 фашистских самолета бомбардировали Осиновецкий порт и ст. Ладожское Озеро. В результате налета были убитые и раненые, имелись повреждения, но при этом противник потерял 19 самолетов, из которых 6 сбила зенитная артиллерия, а 13 — истребительная авиация. 29 мая, вечером немецкая авиация нанесла повторный удар по обоим портам. В налете на Осиновец участвовало 53 самолета, а на Кобоно-Кареджский порт — 150. В Осиновце разрушений не было, а на восточном берегу имелись убитые и раненые, был поврежден пирс, но противник потерял при этом 26 самолетов: над Осиновцем — 14 (7 было сбито зенитной артиллерией и 7 — истребительной авиацией) и над Кобоной — 12 (2 сбито истребителями и 10 — зенитными средствами). 739 Таким образом, в результате умелых и самоотверженных действий нашей противовоздушной обороны фашисты за два дня потеряли 76 самолетов, а ущерб, нанесенный нашим портам, был незначительным.

Гитлеровская авиация бомбардировала объекты Ладожской коммуникации в течение всего навигационного периода, но наибольшую активность она проявляла в мае, июне, сентябре и октябре 1942 г.

Так, в сентябре, по донесению командующего Ладожским дивизионным районом ПВО генерала С. Е. Прохорова, вражеская авиация произвела следующие налеты.

На ст. Войбокало было совершено 22 налета, в которых участвовало в общей сложности 596 самолетов (418 бомбардировщиков и 178 истребителей). Имелись жертвы и повреждения.

На железнодорожный узел Волховстрой было произведено 5 групповых налетов, в которых участвовало 178 бомбардировщиков, и несколько налетов одиночных самолетов и мелких групп (2—3 бомбардировщика) с участием 68 самолетов. Имелись жертвы и разрушения.

На железнодорожную станцию и порт Гостинополье было совершено 5 безрезультатных налетов одиночными самолетами и мелкими группами (до 6 самолетов).

На железнодорожный узел Тихвин был совершен один ночной безрезультатный налет.

На Кобоно-Кареджский порт было произведено 5 налетов одиночных самолетов и мелких групп. Были жертвы и разрушения.

Суда и корабли на водных трассах вражеская авиация бомбардировала 7 раз. Имелись жертвы, причинены повреждения.

За месяц зенитной артиллерией Ладожского дивизионного района ПВО было сбито 47 самолетов противника и 9 самолетов подбито. 740

Всего за период навигаций авиация противника группами по 80—130 самолетов совершила 120 дневных и 15 ночных налетов на наши порты и базы, а также на суда и корабли на переходах. В результате действий вражеской авиации погибло 200 и было ранено 248 человек. Было потоплено или сильно повреждено 12 самоходных и 9 несамоходных судов. Наиболее крупными потерями были гибель от вражеских бомб 5 сентября 1942 г. буксирного парохода «Узбекистан» с командой из 10 человек и 5 ноября баржи-парома № 4529 с 10 гружеными вагонами. Однако гитлеровцы не только бессильны были парализовать Ладожскую коммуникацию, но и сколько-нибудь серьезно нарушить работу флота и портов. При огромном грузообороте потери грузов от вражеских налетов при перевозках были незначительными, всего около 3800 т, что не превышало 0,4% перевезенных грузов. Противник же за навигацию потерял от действий советских истребителей и зенитной артиллерии 160 самолетов. 741 Таким образом, противовоздушная оборона Ладожской коммуникации оказалась достаточно эффективной.

Немецко-фашистское командование, не добившись успеха с помощью своей авиации, решило привлечь для нарушения перевозок по Ладожскому озеру морские силы, используя их совместно с авиацией. Вопрос об использовании морских сил рассматривался немецким и финским командованием еще задолго до открытия навигации на Ладожском озере. Но финские морские силы, состоявшие в основном из катеров, транспортных судов и буксиров, были слабыми. В «Общей инструкции для деятельности Ладожского отряда флота на время навигации 1942 г.», подписанной 22 января 1942 г. финским главнокомандующим Маннергеймом и главным квартирмейстером Айро, говорилось: «Главным заданием Ладожского отряда флота будет несение сторожевой и охранной службы и забота о своих водных транспортах и их защита на Ладоге. Поскольку перемещение подходящих судов на Ладогу будет возможным, следует особенно обратить внимание на наступательные действия против коммуникаций противника, проходящих в южной части Ладожского озера.

Военно-морскими силами получен приказ об исследовании возможностей переброски некоторых легких быстроходных судов на Ладогу и Онежское озеро для подкрепления находящегося там кадра судов». 742

Однако, не дожидаясь усиления финских морских сил, командир ладожской береговой бригады полковник Ярвинен составил «план минирования Ладоги для навигационного сезона 1942 г.». В нем говорилось: «Осенью 1941 г. при стабилизации фронтов на восточном и западном побережьях Ладоги в настоящих местностях обнаружено, что русские суда употребляют базами гавань Морье, Осиновец и Новую Ладогу. После того как острова Ладоги были заняты, пользование судами ограничилось главным образом для транспорта снабжения и его защитой из Морье и Осиновца в Новую Ладогу и обратно. Транспорт снабжения проходил вдоль южного побережья Ладоги через маяк Сухо. По всей вероятности, этим водным путем русские будут пользоваться и будущим летом, так что постановка мин на данном водном пути будет мешать и задерживать их транспорт». Поэтому наряду с прикрытием минами своего базирования и возможных районов высадки советских десантов была запланирована постановка мин севернее маяка Сухо. 743

2 апреля 1942 г. командир ладожской береговой бригады полковник Ярвинен и начальник штаба подполковник Райнио направили начальнику генерального штаба главной квартиры «Разъяснения об обстоятельствах на Ладожском озере», из которых явствовало, что финское командование в основном правильно оценивало обстановку на Ладожском озере и что оно, испытывая страх перед советскими силами на Ладоге, не спешило предпринимать активные действия против нашего судоходства. Ярвинен и Райнио считали, что теми силами, какими они располагали, невозможно помешать перевозкам по льду Ладожского озера. Что же касается «сильного речного и озерного флота русских», то, по их мнению, было бы удобнее уничтожить его с воздуха в период ледостава, хотя они и отмечали, что на советских «судах была сохранена полная готовность к ПВО».

«Наши морские силы ничтожны, — писали Ярвинен и Райнио, — у Ладожской береговой бригады совершенно отсутствуют флот и авиасилы, необходимые для наступательной деятельности». Поэтому они считали, что «нападение в навигационный период морскими силами на неприятельский флот допустимо только в том случае, если на Ладожском озере будут получены подходящие для этой цели суда. Таковые надо было бы перевести со стороны по железной дороге... На Ладогу возможно перевести только маленькие суда. В первую очередь только моторные катера и суда..., которые можно разобрать и быстро собрать... Было бы крайне необходимо получить моторные катера на Ладогу, дабы воспрепятствовать навигации между Новой Ладогой и Осиновцем и Морье. Весьма вероятно, что их деятельность оказалась бы весьма продуктивной». 744

В связи с тем что сами финны не могли усилить корабельный состав на Ладожском озере, они обратились за помощью к своему союзнику. Немецкое командование в свою очередь обратилось к итальянцам, и те выделили для действий на Ладожском озере 4 торпедных катера «МАЗ» новейшей конструкции. 745

В мае 1942 г. финское Командование получило уведомление, что гитлеровцы направляют на Ладогу 6 своих катеров-тральщиков для постановки специальных мин. 746 Из этих катеров намечалось сформировать особый отряд, задачей которого, по словам командующего военно-морскими силами Финляндии, являлось: «воспрепятствовать или по крайней мере значительно ограничить транспорт снабжения противника на Ладожском озере, а также защитить при совместной деятельности с береговой артиллерией собственный транспорт на Ладоге. Задание осуществляется: минированием морских путей, используемых противником; нападением на суда противника; тралением собственных путей сообщения; охраной собственных, наиболее важных перевозок». 747

Итальянские торпедные катера прибыли в Сортанлахти 22 июня 1942 г. 748 4 первых немецких катера должны были прибыть в конце июня. 749

В начале июня немецкий офицер связи при штабе финских ВВС майор Норденшельд сообщил в генеральный штаб финских вооруженных сил, что «немецкие военно-воздушные силы предполагают для поддержки своих нападений на советские судовые пути снабжения Ленинграда ввести в дело специальные суда». 750 Речь шла о специальных десантных судах-баржах водоизмещением 144 т, названных по имени их конструктора «зибель-паромами» и предназначавшихся ранее дли вторжения в Англию. Они представляли собой спаренные мотопонтоны, соединенные широким помостом, на середине которого стояли рубка и дальномер. По углам помоста были установлены орудия и стеллажи для боезапаса. «Зибель-паромы» имели броню и очень малую осадку. Тяжелые десантные баржи были вооружены тремя 88-миллиметровыми орудиями и двумя 20-миллиметровыми пулеметами. На легких десантных баржах стояли два 20-миллиметровых пулемета и одна 37-миллиметровая пушка. Транспортные, санитарные и штабные десантные баржи были вооружены одной пушкой калибра 37 мм. Понтоны десантных барж состояли из отдельных разборных секций, которые в разобранном виде легко перевозились как по железной дороге, так и автртранспортом. Сборка барж была сравнительно простым делом, не требовавшим специально оборудованных мастерских, и состояла в основном в навинчивании гаек на болты, соединявшие отдельные части судна. 15 июля 1942 г. на Ладожское озеро прибыли первые 15 десантных судов. Они были перевезены из Таллина в Хельсинки на судне, а затем по железной дороге доставлены в Лахденпохья. 751 «Введение в дело этих паромов, — писал в финский генеральный штаб немецкий офицер связи при штабе финских ВВС, — вероятно, нанесло бы такой ущерб путям судового снабжения Советов, что Ленинград, в связи с нападением немецких воздушных сил и могущими быть намерениями немецкого военного флота, мог бы быть приведен к падению до осени 1942 г.». 752

Десантные суда были сведены в специальный отряд под названием «флотилия паромов». Флотилия состояла из двух полуфлотилий, в каждую из которых входили по три-четыре тяжелые десантные баржи, три легкие десантные баржи и по четыре-пять десажтных катеров. 753 В состав флотилии входили также десантные баржи специального назначения (транспортные и др.). Личный состав флотилии насчитывал 2400 человек. 754

Для руководства действиями «флотилии паромов» немецко-фашистское командование сформировало специальный штаб — «Оперативный штаб Фэрэ-Ост» (Паром-Ост), который возглавлял конструктор десантных барж подполковник Зибель. Действия флотилии должны были обеспечивать немецкие катера «КМ», итальянские и финские торпедные катера. Командир итальянских торпедных катеров подчинялся командиру немецкой флотилии «КМ», а последняя, так же как и флотилия паромов, подчинялась финскому командиру ладожской береговой бригады полковнику Ярвинену. Ярвинен подчинялся командующему 1-м немецким воздушным флотом генерал-полковнику Келлеру, который осуществлял общее руководство действиями всех военно-морских сил на Ладожском озере. 755

Главной базой военно-морских сил противника на Ладожском озере являлась Лахденпохья. Кроме нее, для базирования использовались Сортанлахти, Кексгольм, Сортавала, Сальми и др. 756

Таким образом, к августу 1942 г. на Ладожском озере были сосредоточены значительные надводные силы противника: а) немецкие — 7 тяжелых десантных барж, 6 легких десантных барж, 8 специальных десантных барж, 8—9 десантных катеров и 6 сторожевых катеров «КМ»; б) финские — 1 торпедный катер, 60 катеров связи, канонерская лодка (вооруженный транспорт); в) 4 итальянских торпедных катера. 757 Эти силы представляли реальную угрозу нашим коммуникациям на озере.

О сосредоточении военно-морских сил противника на Ладожском озере стало известно советскому командованию задолго до начала их активных действий. Еще 30 июня 1942 г. А. И. Микоян сообщил А. А. Жданову, что немцы перебрасывают на Ладогу итальянские торпедные катера. «Задача этих катеров, — писал А. И. Микоян, — будет уничтожение флота, занятого доставкой продовольствия... Чтобы не было никаких неприятностей, прошу строго проверить подготовку моряков для отражения этой опасности и обеспечить безопасность Ладожского водного пути Ленинграда». 758

С целью не допустить действий легких сил противника против наших кораблей, производивших перевозки на озере, Военный совет Краснознаменного Балтийского флота 1 июля 1942 г. приказал командующему авиацией КБФ вести тщательную разведку портов и бухт Ладожского озера с задачей обнаружения подвоза катеров и их сосредоточения и предупреждения кораблей и баз Ладожской военной флотилии об их появлении. По обнаружении вражеских катеров авиация КБФ должна была уничтожать их на железнодорожных путях, в базах и на озере, имея для этого в постоянной готовности ударную группу штурмовиков и бомбардировщиков. Командующий Ладожской военной флотилией получил указание пересмотреть систему дозорной и конвойной службы с целью ее усиления и разработки различных вариантов (в зависимости от обстановки), имея главной задачей — своевременно предупредить корабли на трассе, базы и ВВС о появлении торпедных катеров противника для успешного отражения их атак. Постам Службы наблюдения и связи (СНИС) было приказано усилить наблюдение за водной поверхностью. Усиливалась также противокатерная оборона баз и трассы. В частности, предусматривалась установка ряда артиллерийских батарей, 759 а также использование зенитной артиллерии для стрельбы по морским целям при отражении атак противника на базы. 760

Кроме перечисленных мероприятий, Ладожская флотилия противодействовала попыткам сорвать наши перевозки организацией засад на вероятных путях следования противника и активными действиями боевых кораблей в водах противника. Наносились также бомбовые удары по вражеским кораблям и базам, особенно усилившиеся с конца августа. Так, наши самолеты бомбардировали и штурмовали пристани и катера противника в Сортанлахти 24, 26, 27, 28, 30, 31 августа, 1, 2, 3 сентября 1942 г. 29 августа, 7 и 17 сентября были совершены налеты на Лахденпохья. 761

Для выполнения заданий Ставки Верховного Главнокомандования по борьбе с морскими силами противника на территории Ленинградского фронта была создана специальная ударная авиационная группа СВГК в составе 11 авиаполков. Командиром группы был назначен полковник Семенов, военным комиссаром — бригадный комиссар Юхимчук, начальником штаба — полковник Колесников. Авиагруппа нанесла ряд ударов по базам противника, а затем была направлена в другое место. 762

После сосредоточения на Ладожском озере немецкие и итальянские легкие силы флота стали усиленно заниматься боевой подготовкой. Во второй половине августа 1942 г. командование гитлеровского 1-го воздушного флота приказало «флотилии паромов» провести операцию по уничтожению советских судов в бухте Морье. Однако руководство оперативного штаба «Фэрэ-Ост» и командование финской ладожской береговой бригады, оценив обстановку, на совместном совещании 21 августа пришли к выводу, что операция «имеет мало шансов на успех». Участники совещания считали, что выход паромов из Сортанлахти даже ночью станет известен советскому командованию благодаря выдвинутой вперед разведке. А это приведет к тому, что паромы будут неизбежно вовлечены в ночной морской бой, перспективы которого для них будут неблагоприятны, так как команды паромов недостаточно обучены ночному бою. Считая, что в составе Ладожской военной флотилии имеются миноносцы, участники совещания выразили опасение, что паромы будут ими успешно обстреляны, не имея возможности эффективно вести ответный огонь. «При приближении флотилии паромов к бухте Морье для уничтожения находящихся там судов противника, — писали Ярвинен и Зибель, — она подвергается, кроме того, огню береговых и зенитных батарей, которые практически она подавить не сможет... Опасность, угрожаемая от мин, также должна быть принята во внимание. Является вполне возможным, что русские перед бухтой Морье... поставили минное заграждение». Ярвинен и Зибель заключали, что «вследствие такового общего положения предполагаемое введение в действие (паромов, — В. К.), с немецкой точки зрения, не принесет результатов в отношении достижения ожидаемого успеха». 763

Вместо операции против бухты Морье участники совещания предложили «после устранения еще имеющихся пробелов в обучении ... попытаться сначала задерживать и расстраивать ночные проникновения русских морских сил в северную и среднюю часть Ладожского озера путем занятия линии сторожевого охранения приблизительно на широте 60° 45', прежде всего при совместных действиях с итальянскими быстроходными торпедными катерами. При благоприятном ходе боя, которого можно ожидать при этом, можно надеяться на ослабление морских сил противника... Как скоро находящиеся налицо и превосходящие как в отношении артиллерии, так и в скорости морские силы противника ... будут уничтожены, дорога будет открыта для нападения на пароходное сообщение ... Ленинграда. Уничтожение упомянутых морских сил должно быть осуществлено воздушными силами при теснейшем сотрудничестве с оперативным штабом Паром-Ост.

Как пункт нападения на судоходные коммуникационные пути представляется удобным водный район приблизительно в 10 морских милях к северо-западу от Черного, который проходится караванами судов противника утром следующего дня после выхода вечером из устья Волхова на Морье — бухта Осиновец». 764

3 сентября 1942 г. состоялись переговоры между начальником штаба военно-воздушных сил Германии генерал-полковником Ешоннеком и руководителем оперативного штаба Фэрэ-Ост подполковником Зибелем относительно операций на Ладожском озере в сентябре 1942 г. Планы противника, выработанные на этих переговорах, изложены в проекте актовой записи, подписанной Ешоннеком: «1. Приблизительно до середины месяца обучение соединения посредством возможно частых упражнений днем и — ночью будет доведено до того, что оно сможет в рамках полуфлотилий (3 звена) предпринять нападения против так называемого «внешнего навигационного пути» русских на Ладожском озере... 2. Управление воздушного флота гарантирует, что приблизительно к середине месяца русские торпедные катера и вспомогательные канонерки все до единой [будут] уничтожены и во второй половине сентября не смогут проявлять боевой активности. 3. Приблизительно с 16 сентября 1942 г. начнутся нападения силами до полуфлотилии против навигационного пути русских, насколько это позволит состояние погоды... Целью нападения является тревожить навигационный путь русских и связывать русские воздушно-морские силы». 765

Действительно, как уже было сказано, в сентябре немецко-фашистское командование активизировало действия своей авиации на Ладожском озере. В результате противнику удалось потопить сторожевой корабль «Пурга». Этим и ограничились его успехи. Обещание Ешоннека потопить корабли Ладожской военной флотилии оказалось пустым бахвальством.

С середины августа 1942 г. вражеские корабли стали появляться в районе большой трассы наших перевозок. Это, как правило, были немецкие и итальянские катера, и действовали они в ночное время. Первая встреча советских кораблей с катерами противника произошла в ночь на 28 августа. Вышедшие на большую трассу два итальянских торпедных катера атаковали наш конвой на переходе из Новой Ладоги в Морье, однако огнем канонерских лодок были отогнаны. 766 В ночь на 27 сентября немецкие и итальянские катера ставили мины в южной части Ладожского озера. Через день, 29 сентября, в районе Северной Головешки наш конвой был атакован двумя итальянскими торпедными катерами. Выпущенная торпеда в цель не попала, а катера были отогнаны огнем канонерской лодки «Лахта». 767

Безрезультатность действий катеров на наших коммуникациях заставила гитлеровцев потребовать от финского командования более активных действий против перевозок на Ладоге. 7 октября 1942 г. финский морской штаб связи писал своему штабу военно-морских сил: «Морская группа «Норд» поручила морскому штабу связи Финляндии воздействовать на Ладожскую береговую бригаду, чтобы: 1) текущий период новолуния был бы использован КМ-ботами для дальнейших минных операций и 2) отряд паромов «Зибель» в возможно скором времени был обращен на борьбу со снабжением Ленинграда». 768

Это заставило подполковника Зибеля использовать для нарушения наших перевозок все основные морские силы, находившиеся на Ладожском озере, в том числе и флотилию паромов. В ночь на 9 октября 1942 г. флотилия паромов вышла для обстрела о. Сухо. Но утром 9 октября в связи с тем что появилось сомнение в правильности определения местонахождения кораблей, командование флотилии отказалось от операции. 769

В ту ночь командование Ладожской флотилии выслало в озеро 3 группы сторожевых катеров с целью поиска и уничтожения катеров противника. Утром 9 октября 2 катера («МО-175» и «МО-214»), находившиеся в дрейфе в районе о. Коневца, на отходе в 6 ч. 45 м. встретились с возвращавшейся на базу курсом на северо-запад флотилией паромов. В завязавшейся перестрелке в результате нескольких попаданий взорвался и затонул сторожевой катер «МО-175», а катер «МО-214», прикрывшись дымовой завесой, оторвался от противника. Высланные на поддержку через час после встречи 3 наших торпедных катера вошли в соприкосновение с вражескими судами, но вскоре вышли из боя, так как не имели оружия, способного причинить им существенные повреждения. Канонерские лодки «Нора» и «Вира», высланные через 1,5 часа после обнаружения противника, из-за малой скорости догнать флотилию паромов не смогли и были возвращены обратно. В 9 ч. 12 м. в соприкосновение с противником вошли сторожевые катера второй группы «МО-208» и «МО-209». Однако из-за превосходства противника в артиллерии нанести ему серьезный ущерб не удалось. Только наша авиация, бомбившая в 12 ч. 20 м. вражеские корабли, потопила одно десантное судно. 770

После этого немецкое командование предприняло против о. Сухо специальную операцию под кодовым названием «Бразиль». Первоначально операция была намечена на 13 октября, но затем перенесена на 22 октября 1942 г. О. Сухо, расположенный у входа в Волховскую губу, представляет собой маленький каменистый островок искусственного образования, имеющий форму неправильной подковы. Его размеры — 90 на 60 м. На острове имелись маяк и сигнально-наблюдательный пункт. Так как остров был расположен на пути движения наших конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе, в сентябре 1942 г. здесь были установлены 3-орудийная 100-миллиметровая батарея противокатерной обороны и 3 пулемета. Гарнизон острова насчитывал 90 человек. Кроме артиллерии и пулеметов, создавалась противодесантная оборона, однако к октябрю она еще не была закончена: не были установлены проволочные заграждения, не закончено оборудование огневых точек, не были минированы и подступы к острову. 771

Предпринимая операцию против о. Сухо, вражеское командование планировало разрушение маяка и радиостанции, уничтожение артиллерийской батареи, овладение кодами и шифрами и минирование подходов к острову. 772 Достижение противником этих целей несомненно затруднило бы наши перевозки, особенно по большой трассе.

Для осуществления операции против о. Сухо противник выделил почти всю флотилию паромов и десантный отряд, насчитывавший более 100 человек. В составе флотилии имелось семь тяжелых десантных барж, четыре легких, три транспортных, одна штабная и одна санитарная десантные баржи и семь десантных катеров — всего 23 судна. На них имелось: 88-миллиметровых пушек — 21, 37-миллиметровых пушек — 9, 20-миллиметровых пулеметов — 135. Обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, немецкие, итальянские и финские катера. 773

Действия вражеских сил начались в ночь на 22 октября. С 18 по 21 октября из-за штормовых условий на Ладоге наша авиация разведки озера не проводила. Пользуясь этим, а также низкой облачностью, шквальным ветром с дождем и снегом, противник утром 22 октября скрыто подошел к о. Сухо. Ладожская военная флотилия за час до этого закончила учение по отражению десанта противника на западное побережье Ладожского озера, и ее основные силы располагались в местах своей дислокации. В главной базе флотилии — Новой Ладоге — находился отряд кораблей: канонерская лодка «Нора», три катера «МО» (№ 201, 205 и 206) и три тральщика (№ 37, 126, 127) под командованием капитана 3-го ранга П. А. Куриата. В бухте Морье базировался другой отряд (канонерские лодки «Вира» и «Селемджа» и два торпедных катера — № 61 и 81) под командованием капитана 1-го ранга Н. Ю. Озаровского. Здесь же находился резерв командующего флотилией из двух канонерских лодок — «Шексна» и «Бурея», одного торпедного катера и группы катеров (два катера «МО» — № 198 и 214 и два бронекатера — № 99 и 100) под командованием старшего лейтенанта Н. П. Епихина. 774

Маяк на о. Сухо. После боя с противником.Около 7 часов сигнальщики о. Сухо обнаружили на западе большое число кораблей, шедших под прикрытием самолетов.

Впереди строем фронта шли десантные катера, а за ними — десантные баржи. Через несколько минут вражеские корабли открыли по острову интенсивный огонь из 88-миллиметровых орудий и пулеметов, в результате которого сразу же было сбито антенное устройство радиостанции, что лишило возможности командование гарнизона острова донести в штаб флотилии о появлении противника. Сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин), находившиеся в дозоре восточнее и южнее о. Сухо, обнаружив корабли противника, открыли по ним артиллерийский огонь и донесли об этом в штаб флотилии. 775

Тем временем артиллерийским огнем противника на острове были выведены из строя командный пункт батареи и дальномер-ный пост, были ранены многие его защитники, в том числе командир батареи старший лейтенант И. К. Гусев. Однако артиллерийская батарея острова продолжала вести эффективный огонь по вражеским кораблям. Около 8 часов самолеты противника нанесли по о. Сухо бомбовый удар. Сразу после этого его катера и надувные лодки подошли к острову и под ружейным огнем его гарнизона начали высадку десанта. Противнику удалось высадить на остров 50—70 человек с ручным пулеметом, автоматами и гранатами. Борьба приняла исключительно ожесточенный характер и доходила до рукопашных схваток. Враг захватил было два орудия, но в результате контратаки был отброшен нашими бойцами. В 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация. Под натиском гарнизона острова противник стал отходить к лодкам и катерам. В 9 ч. 20 м. десант противника был полностью выбит с острова и его флотилия полным ходом направилась на северо-запад. 776

Гарнизон о. Сухо во главе со старшим лейтенантом И. К. Гусевым и команда дозорных кораблей во главе со старшими лейтенантами П. К. Каргиным и В. И. Ковалевским действовали смело и решительно. «Командир батареи и гарнизона старший лейтенант Гусев Иван Константинович, член ВКП(б), — писал в политдонесении начальник Политотдела ЛВФ бригадный комиссар Л. В. Серебрянников, — проявил храбрость, стойкость. Имея четыре ранения, истекая кровью, появлялся там, где трудно было бойцам, умело ими командовал, из автомата и пистолета в упор расстреливал врагов. После пятого тяжелого ранения, теряя сознание, Гусев упал. Руководство боем принял старшина батареи коммунист Мартынов... В течение двух часов, до подхода кораблей поддержки из Новой Ладоги, Тщ-100 вел бой с кораблями противника. Им выпущено по вражеским кораблям 400 снарядов. Командир тральщика Каргин показал блестящее мастерство ведения боя, исключительную смелость и настойчивость в бою». 777

Однако бой с противником на этом не закончился. Командование Ладожской флотилии сразу же после получения донесений о нападении на о. Сухо приступило к развертыванию кораблей. Уже около 9 ч. 30 м. в бой вступили три сторожевых катера («МО-201», «МО-205» и «МО-206»), высланных из Новой Ладоги капитаном 3-го ранга П. А. Куриатом с целью сковать силы противника до подхода канонерской лодки и тральщиков. Около 11 часов в соприкосновение с вражеской флотилией вступили остальные корабли Новоладожского отряда и катера группы старшего лейтенанта Н. П. Епихина из Морье, а около 12 часов — отряд кораблей под командованием капитана 1-го ранга Н. Ю. Оза-ровского. Бой прекратился лишь около 16 часов. Корабли Ладожской флотилии дрались мужественно, но разрозненно. «Силы были развернуты быстро и своевременно, — отмечал Военный совет Балтийского флота, — средств было достаточно, но отсутствие на поле боя единого руководства и командования не позволило нанести решительный удар по ослабленному в процессе боев противнику». 778

Удары по отходившим вражеским кораблям наносила также авиация Балтийского флота, Ленинградского и Волховского фронтов и 7-й отдельной армии. Она бомбила суда противника и вела бои с фашистскими самолетами. Особенно отличились балтийские летчики Герой Советского Союза капитан Г. Д. Костылев и подполковник Ф. А. Морозов. Всего в течение 22 октября авиацией было произведено 200 самолето-вылетов. По указанию начальника Генерального штаба А. М. Василевского, соединение бомбардировщиков резерва Главного Командования было готово по первому сигналу нанести удар по противнику на Ладожском озере. Но эти крайние меры не потребовались. 779

Таким образом, попытка немецко-фашистского командования нарушить наши перевозки по Ладожскому озеру при помощи своих кораблей также не увенчалась успехом. Она была сорвана гарнизоном о. Сухо, кораблями Ладожской военной флотилии и особенно авиацией, действиями которых успешно руководили командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Ладожской военной флотилией капитан 1-го ранга В. С. Чероков и командующий авиацией Балтийского флота генерал-лейтенант авиации М. И. Самохин. Противнику были нанесены серьезные потери. «Нападение на остров Сухо привело к значительным потерям, — говорится в «Истории итальянского флота в период второй мировой войны». — В одном из докладов финского офицера результаты этой операции были определены как катастрофические. И действительно, сравнив их со значением самой операции и с потерями русских, такое определение не покажется преувеличенным». 780 Всего враг потерял потопленными, поврежденными и захваченными в плен 17 десантных судов. Из состава высаженного на о. Сухо десанта гитлеровцы потеряли убитыми и ранеными 61 человека. Кроме этого, наши истребители сбили 14 вражеских самолетов. 781

Разгром немецко-фашистского десанта и вражеской флотилии имел большое значение для бесперебойности наших перевозок по Ладожскому озеру. Убедившись в бесперспективности использования кораблей для нарушения коммуникаций, немецкое командование расформировало «флотилию паромов» и убрало с Ладожского озера свои десантные баржи и итальянские торпедные катера. «Если бы летом 1942 г., — пишет швейцарский историк Юрг Мейстер, — удалось заставить русских прекратить подвоз продовольствия через Ладожское озеро, то Ленинград, полностью окруженный со стороны суши, вынужден был бы вскоре капитулировать из-за голода или по крайней мере его удалось бы взять, не принося при этом больших жертв». Однако Юрг Мейстер вынужден признать, что русские «не допустили того, чтобы Ленинград заморили голодом и он попал в руки противника». Тем самым, считает Юрг Мейстер, советская Ладожская флотилия внесла значительный вклад в ход войны на Востоке. 782

Таким образом, гитлеровской ставке не удалось выполнить задуманный план — прервать Ладожскую коммуникацию и тем самым задушить Ленинград голодом. Этот план был сорван героическими защитниками города-героя. Благодаря четкой организации перевозок, надежной защите Ладожской коммуникации от нападения авиации и кораблей противника, самоотверженности всех, кто нес службу на Ладоге, перевозки по озеру в навигацию 1942 г. осуществлялись регулярно и в небывало широких масштабах.

Борьба против попыток гитлеровцев прервать связь Ленинграда с Большой землей, нарушить Ладожскую коммуникацию носила упорный и длительный характер. Эта борьба, происходившая в воздухе, на земле и на воде, превратилась в длительное сражение широких масштабов, то несколько затихавшее, то, выливавшееся в острые, ожесточенные схватки. Сражение на Ладоге было одной из главных составных частей общей битвы за Ленинград. Без этой, не столь богатой внешними событиями, эпопеи 1942 г. на Ладоге победа Ленинграда была бы невозможна.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru