Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Итоги второй навигации


Итоги второй навигации

Общие итоги перевозок по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. были весьма значительными. В Ленинград, по данным отчета Отдела военных сообщений Ленинградского фронта, было перевезено более 790 тыс. т различных грузов. Почти половину этих грузов — более 353 тыс. т — составляло продовольствие. 783 При этом на первом месте находились хлебные грузы — около 161 тыс. т муки и более 23,5 тыс. т зерна. Крупы разной и макаронных изделий было доставлено соответственно более 45,5 тыс. т и 190 т. Наряду с этим было перевезено много различных высококалорийных продовольственных грузов, в том числе жиров — около 12 тыс. т, мяса — около 5,5 тыс. т, шоколада — около 600 т, кондитерских изделий — более 1300 т, сгущенного молока — более 1150 т, яиц — более 1200 т. В составе продовольственных грузов было также более 34 тыс. т квашеных и свежих овощей, около 250 т сушеных фруктов, около 3 тыс. т концентратов, около 10 тыс. т мясных, рыбных и овощных консервов, около 14 тыс. т соли и другие продукты. Кроме того, в Ленинград было перевезено около 12 тыс. голов крупного рогатого и мелкого скота и около 4,5 тыс. лошадей. 784 Перевозки скота имели значение не только для увеличения продовольственных ресурсов, но и для восстановления поголовья, сильно сократившегося за зиму 1941/42 г.

Значительную долю среди доставленных в Ленинград грузов занимали топливо (более 106 тыс. т угля и около 34 тыс. т леса в плотах) и горюче-смазочные материалы (более 150 тыс. т). Среди горюче-смазочных материалов более 117 тыс. т было перевезено водным транспортом и свыше 34 тыс. т перекачано по подводному трубопроводу. Водным транспортом было перевезено: авиабензина — более 10 тыс. т, автобензина — около 10 тыс. т, лигроина — 90 т, керосина — 2,2 тыс. т, мазута — более 63 тыс. т, соляра — 27,2 тыс. т, автола — более 1700 т, смазочных масел — 1700 т, прочих горюче-смазочных материалов — более 2 тыс. т. Подводный трубопровод в период навигации 1942 г. находился в эксплуатации 167 суток, но фактически действовал только 99 суток. Остальные 68 суток он не работал из-за отсутствия горючего для перекачки. Тем не менее по трубопроводу было перекачано на западный берег Ладожского озера более 18 тыс. т автобензина, свыше 11 тыс. т керосина и более 3200 т лигроина. 785

В Ленинград было доставлено 89 тыс. т боеприпасов и более 8 тыс. т вооружения, в том числе 202 танка и 631 орудие, а также 34 тыс. т военно-технического имущества и народнохозяйственных грузов. 786

В навигацию 1942 г., кроме различных грузов, в Ленинград было перевезено около 290 тыс. военнослужащих для пополнения Ленинградского фронта и более 20 тыс. гражданских лиц. Наряду с этим было решено реэвакуировать в Ленинград в конце октября и в начале ноября 1942 г. на свободные койки госпитальной базы фронта 10 тыс. легко раненных воинов из госпиталей городов Кирова, Перми, Свердловска, Челябинска и Вологды. На 23 ноября на западный берег Ладожского озера было перевезено 7,5 тыс. легко раненных воинов. 787

Если в навигацию 1942 г. перевозки в Ленинград были по преимуществу грузовыми, то в перевозках из Ленинграда, как уже отмечалось, преобладал вывоз людей. За период навигации из города было вывезено около 540 тыс. человек, из которых более 448 тыс. человек — эвакуированных жителей, около 41 тыс. — раненых и больных, около 50 тыс. — командированных военнослужащих и гражданских лиц. В навигацию 1942 г. была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда. Всего за время войны и блокады из Ленинграда выехало около 1,5 млн горожан. 788

Кроме людей, из Ленинграда на Большую землю было вывезено 309,5 тыс. т эвакогрузов, значительную часть которых составляло фабрично-заводское оборудование — 28 383 единицы, в том числе более 22 тыс. различных металлообрабатывающих станков. Большую роль в перевозке эвакогрузов сыграла железнодорожная паромная переправа. С ее помощью из Ленинграда было вывезено 138 паровозов, 74 тендера, 2027 вагонов, платформ и цистерн. Кроме этого, паромная переправа позволила перевезти в вагонах и на платформах без перегрузки в портах Ладожского озера около 60 тыс. т тяжеловесного оборудования и значительное количество сыпучих, негабаритных и громоздких грузов. 789

Всего за навигацию 1942 г. по Ладожскому озеру в обоих направлениях было перевезено 1099,5 тыс. т различных грузов и более 850 тыс. человек. Основная масса грузов (более 86%) была перевезена на несамоходных судах — баржах, принадлежавших в основном Северо-Западному речному пароходству. Больше половины этих барж (62%) были отбуксированы озерными и речными буксирами СЗРП, более 28 % — канонерскими лодками и тральщиками Ладожской военной флотилии и около 8% — буксирным пароходом Балттехфлота «Гидротехник». Значительная часть грузов была перевезена по малой трассе (Осиновец — Кобона). Перевозки людей были осуществлены на самоходных судах, из них 80% — на кораблях Ладожской военной флотилии, ходивших по малой трассе. 790 Результаты перевозок могли быть более значительными, если бы была полностью использована вся провозная способность флота. Главной причиной недостаточного использования флота являлись большие простои судов, что объяснялось чаще всего отсутствием единого центра управления перевозками (управление флотом находилось в руках помощника командующего ЛВФ, управление портами — в руках начальника Управления перевозок, а планирование перевозок было оставлено за тылом фронта). Особенно долго суда простаивали под погрузкой и выгрузкой. Это было вызвано слабой организацией труда и планирования погрузочно-разгрузочных работ в портах, недостаточным внедрением механизации на погрузочно-разгрузочных работах и др. Все это приводило к тому, что коэффициент использования грузоподъемности баржевого флота не превышал 0,6—0,7. Загрузка барж нередко производилась без предварительно составленных планов. Немало бывало случаев, когда вниз грузились легкие грузы, а наверх — тяжелые, в итоге нерационально использовалась грузоподъемность судов, а груз портился. Много времени суда простаивали также в ожидании погрузочно-разгрузочных работ и отправления. Все эксплуатационное время судов несамоходного флота в навигацию 1942 г. распределялось следующим образом (в %):
Сухогрузные судаНефтеналивные суда
Находились в пути с грузом 10,98,9
Находились в пути порожняком5,48,5
Ожидали погрузки и выгрузки24,033,7
Находились под погрузкой и выгрузкой 38,232,2
Находились на рейдах 10,03,8
Находились в ремонте 6,79,2
Простаивали из-за шторма 4,73,7
Всего 100100

Общие потери провозной способности флота от простоев, недогрузки судов и других причин составили (имея в виду лишь перевозки в Ленинград) более 300 тыс. т. 791

Однако, несмотря на эти недостатки, перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. имели громадное значение. Они позволили полностью избежать лишений первой блокадной зимы. Перевозки в Ленинград продовольствия позволили наладить регулярное снабжение войск фронта, Балтийского флота и населения города. На 1 ноября 1942 г. в Ленинграде имелось 49 тыс. т муки, свыше 17 тыс. т зерна, около 14 тыс. т крупы и макарон, около 1600 т мяса и мясных изделий, 3,5 тыс. т рыбы и сельди, более 2 тыс. т животного масла, около 1700 т сахара и около 2,5 тыс. т кондитерских изделий. Это позволило создать неприкосновенные запасы продовольствия во всех секторах внутренней обороны города на случай боевых действий в самом городе. На 30 суток были созданы запасы в семи секторах, на 10 суток — в узлах сопротивления и на 20 суток — в опорных пунктах. Были также созданы 4-месячные неснижаемые запасы продовольствия в Кронштадте, Ораниенбауме и на островах Финского залива (а на островах Сескар и Лавенсари — в размере 8-месячной потребности). 792

Перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. обеспечили разгрузку Ленинграда от несамодеятельной части населения и вывоз промышленного оборудования и других материалов, которые не могли быть использованы в блокированном городе. Это способствовало укреплению оборонной мощи Ленинграда, содействовало налаживанию основных функций города в условиях блокады, а подвоз топлива обеспечил работу ряда ранее законсервированных промышленных предприятий. Эвакуация населения способствовала также уменьшению количества возможных жертв в осажденном городе, а эвакуация промышленного оборудования и заводских материалов дала возможность не только спасти их от уничтожения в Ленинграде в результате артобстрелов и вражеских бомбардировок авиации фашистов, но и позволила ввести их в строй в районах глубокого тыла. Важную роль сыграла Ладожская коммуникация в непосредственном усилении Ленинградского фронта и Балтийского флота. Доставка в Ленинград значительных людских пополнений, боеприпасов и вооружения позволила накопить силы и подготовиться к операции по прорыву блокады города.

Таким образом, Ладожская коммуникация в навигационный период 1942 г. прочно связала Ленинград с Большой землей, обеспечила доставку в город всего того, что посылала ему страна, а также эвакуационные перевозки. Это серьезно укрепило обороноспособность Ленинграда и дало возможность окончательно разрешить проблему превращения его в военный город.

Многие из тех, кто самоотверженно нес службу на Ладоге, обеспечивая водные перевозки, были награждены орденами и медалями Советского Союза. 25 сентября 1942 г. приказом командующего КБФ была награждена группа работников Северо-Западного речного пароходства. 793

3 ноября 1942 г. приказом командующего КБФ были награждены 39 командиров и краснофлотцев Ладожской военной флотилии. 794

22 февраля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР орденом Красного Знамени были награждены вице-адмирал В. Ф. Трибуц и контр-адмирал Н. К. Смирнов. 795

7 марта 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению Ленинграда и Ленинградского фронта орденами и медалями были награждены 945 человек. Орденом Красного Знамени были награждены заместитель Председателя СНК СССР А. Н. Косыгин, член Военного совета Ленинградского фронта Н. В. Соловьев, генерал-лейтенант Ф. Н. Лагунов, генерал-майор А. М. Шилов. 796


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru