Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Защита дороги


Защита дороги

Успешная работа ледовой дороги во многом зависела от эффективности мероприятий по ее защите от действий противника. Правда, вначале гитлеровцы были уверены, что «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». 518 Но, непрерывно наблюдая за районом Ладоги, они почти сразу же после ледостава обнаружили, что ледовая дорога живет и действует. Уже 26 ноября 1941 г., т. е. через четыре дня после выхода на лед первых автомобилей, начальник генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии Ф. Гальдер отметил в своем военном дневнике: «Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». 519 Если в этой записи еще трудно уловить отношение Гальдера к этому событию, то в следующей, за 28 ноября, уже Звучит удивление. «Действительно, — пишет он, — по Ладожскому озеру проложен путь по льду, по которому осуществляется «сообщение с Ленинградом». 520

В последующих записях чувствуется уже прямое беспокойство и даже растерянность. 10 декабря Гальдер записал, что «передвижение транспорта противника по льду Ладожского озера не прекращается», а 16 декабря — что «переброска войск противника через Ладожское озеро привела к усилению группировки противника на Ладожском участке фронта. В ряде пунктов под Ленинградом противник вновь усилил свои атаки». 521

Поэтому неудивительно, что гитлеровское командование почти сразу же стало принимать меры, чтобы нарушить связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. «Наша авиация начала налеты на транспорт, идущий по льду Ладожского озера», — читаем мы запись Гальдера в его дневнике за 4 декабря 1941 г. 522

Командование Ленинградского фронта, понимая, что гитлеровцы сделают все, чтобы сорвать перевозки через озеро, с самого начала организации ледовой дороги предпринимало необходимые меры по ее защите. Уже в приказе от 19 ноября 1941 г. о создании дороги были предусмотрены надежное наземное прикрытие и оборона трассы, противовоздушная оборона и прикрытие с воздуха силами авиации. 523

В связи с тем что немецкие войска, выйдя на южный берег Шлиссельбургской губы Ладожского озера, находились в непосредственной близости от ледовых трасс и угрожали нападением на дорогу, 19 ноября 1941 г. была подписана специальная схема ее обороны. 524

22 ноября 1941 г. заместитель командующего Ленинградским фронтом начальник тыла генерал Ф. Н. Лагунов утвердил общий план обороны ледовой дороги с целью не допустить проникновения диверсионных групп противника и воспрепятствовать налетам вражеских самолетов на автомобильные и пешие колонны.

Что касается наземной обороны, то, согласно плану, 8-я армия отвечала за оборону участка от р. Невы до бухты Морье, 23-я армия — от бухты Морье и далее на север, 54-я армия — от устья р. Свирь до дер. Липки. Ответственность за оборону непосредственно ледовой дороги от мыса Сосновец до о-вов Зеленцы и мыса Заячий была возложена на отдельный стрелковый батальон. План предусматривал круглосуточное патрулирование лыжников группой в 5—7 человек по маршруту: для 8-й армии — мыс Маяцкий Носок в направлении маяка Бугровский, для 54-й армии — маяк Бугровский в направлении мыса Маяцкий Носок. Отдельный стрелковый батальон с целью не допустить проникновения к ледовой дороге групп противника на участок мыс Сосновец — о-ва Зеленцы выделял две стрелковые роты, усиленные бронемашинами, и организовывал узлы сопротивления силою одного взвода с пулеметами в районе о-вов Зеленцы и непосредственно на льду через каждые 2—3 км. Остальными силами, с привлечением рабочих команд дорожно-комендантской службы, батальон должен был организовать круговую оборону перевалочной базы Осиновец, Ваганово и круглосуточное дежурство лыжников вдоль всего маршрута ледовой дороги в 3—4 км южнее трассы и с о-вов Зеленцы в направлении мыса Заячий. Для уничтожения прорвавшихся мелких групп противника в районах Коккорево, Ваганово, мыс Осиновец предусматривалось сосредоточение резерва батальона силою двух взводов на автомашинах и не менее пяти бронемашин. 525

Естественно, что система обороны ледовой дороги все время совершенствовалась. 8 декабря 1941 г. план обороны автомобильной дороги Ваганово — Заборье был утвержден Военным советом Ленинградского фронта. Для непосредственной обороны самой дороги от наземного противника выделялся один стрелковый полк охраны, в состав которого организационно включались стрелковый батальон, 10 бронемашин и 1 артдивизион, охранявшие ледовую дорогу. Вся дорога была разделена на три боевых участка. Первый участок — от Ваганова до Кобоны, второй — от Кобоны до Новой Ладоги, третий — от Новой Ладоги до Заборья. На каждый участок был выделен стрелковый батальон. На первом участке предусматривалось устройство инженерных заграждений и огневых точек, а на втором и третьем — организация узлов сопротивления и установление между ними патрульной службы лыжников. 526

В 1942 г. наземная оборона автомобильной дороги была еще более усилена. Для обороны западного берега Ладожского озера привлекались все силы 4-й отдельной морской бригады, часть стрелковых подразделений и артиллерии 1-й стрелковой дивизии, береговая артиллерийская группа КБФ под командованием полковника М. И. Туроверова. В случае оперативной необходимости предусматривалось привлечение всех войск, находившихся на западном берегу озера, — пограничников, моряков, подразделений управления тыла фронта. Оборона участка западного берега от мыса Сосновец до бухты Морье, на котором располагались силы 4-й отдельной морской бригады, была организована путем создания четырех батальонных оборонительных районов, каждый из которых в свою очередь был разделен на три ротных оборонительных района. 527

В связи с разгромом немецко-фащистских войск под Тихвином и сокращением вследствие этого протяженности Военно-автомобильной дороги силы отдельного стрелкового полка охраны, который затем стал именоваться 284-м стрелковым полком (командир А. А. Королев, военком — М. Николаев), были сосредоточены для защиты непосредственно ледовой дороги. По плану обороны дороги, утвержденному командующим 8-й армией генералом А. Л. Бондаревым 15 января 1942 г., один стрелковый батальон полка численностью около 600 бойцов, с 8 станковыми пулеметами, 12 минометами и 14 ручными пулеметами оборонял трассу от мыса Сосновец до о-вов Зеленцы; второй стрелковый батальон (550 человек, 6 станковых пулеметов, 10 ручных пулеметов) оборонял ледовую трассу от о-вов Зеленцы через мыс Заячий до Бугровского маяка; оба батальона должны были поддерживаться артиллерийскими батареями 6-го полка противотанковой обороны; третий батальон (более 450 бойцов и 8 станковых пулеметов), размещаясь в районе мыса Сосновец, имел задачу отсекать противника своим огнем, в случае его прорыва, к первой линии. 528

Зенитчики на страже трассы.Несмотря на то что лед не допускал возможности устройства на нем замаскированных фортификационных сооружений, каких-либо укрытий и даже окопов обычного типа, для защиты ледовых трасс были созданы две укрепленные оборонительные полосы. Первая оборонительная полоса, проходившая от мыса Маяцкий Носок до маяка Бугровский, имела снежно-ледяные стрелковые и артиллерийские окопы, утепленные палатки для обогрева личного состава и 16 деревянных пулеметных огневых точек, усиленных мешками с песком и льдом. Перед передним краем левого фланга оборонительной полосы было установлено 830 фугасов натяжного действия и 4 тыс. противопехотных мин. На второй оборонительной полосе, прбходившей от мыса Сосновец до о-вов Зеленцы, были выстроены снежно-ледяные окопы различного профиля с ячейками на 6-8 человек, минометные окопы, установлены утепленные палатки и сооружено 18 огневых точек. Среди огневых точек было 5 броневых установок на срубах и санях, стоявших в ледяных окопах. Броневые точки представляли собой башни танков «Т-26» и «Т-28». Следует особо отметить наличие на оборонительных полосах дерево-льдо-земляных огневых точек. Это были деревянные срубы, обложенные снаружи землей, одетые в ледяной панцирь. Они состояли из боевых казематов с тремя амбразурами, убежища и двух тамбуров. 529

Хотя серьезных попыток выхода на лед со стороны пехотных частей противника не было, ледовая дорога имела достаточно надежную наземную защиту.

Особое внимание советским командованием было обращено на защиту ледовой дороги от нападения фашистской авиации. Противовоздушная оборона дороги складывалась из прикрытия перевалочных баз и путей движения транспорта зенитными средствами и истребительной авиацией.

Если организация прикрытия зенитными средствами железнодорожных станций и перевалочных баз особых затруднений не представляла, то в расстановке зенитных орудий на льду опыта еще не было. Поэтому были организованы специальные испытательные стрельбы. Зенитные пушки малого калибра и зенитные пулеметы испытание выдержали, а орудие среднего калибра, даже поставленное на усиленную ледовую площадку, после выстрела проваливалось под лед. В связи с этим было решено объекты на берегах озера прикрывать зенитной артиллерией среднего калибра, а для прикрытия ледовых трасс использовать орудия малого калибра и зенитные пулеметы. 530

Согласно плану обороны Военно-автомобильной дороги, утвержденному командующим войсками Ленинградского фронта 8 декабря 1941 г., для прикрытия баз и железнодорожных станций на западном берегу Ладожского, озера были дислоцированы два зенитных артиллерийских дивизиона и три железнодорожные батареи, на вооружении которых были зенитные пушки калибра 37, 76 и 85 мм. Район Кобоиы на восточном берегу и район Новой Ладоги прикрывались каждый одним зенитным артиллерийским дивизионом в составе 3 батарей 76-миллиметровых пушек. Зенитными пушками и пулеметами прикрывались также районы Колчаново, Еремина Гора, Заборье, Подборовье. Для сопровождения автоколонн от Кобоны до Заборья должны были использоваться десять установок счетверенных пулеметов.

Что касается непосредственно автомобильной дороги, проходившей по льду Ладожского озера, то, согласно плану, ее прикрытие должно было осуществляться одной батареей 37-миллиметровых пушек, расположенной на о-вах Зеленцы, тринадцатью орудиями калибра 37 мм и пулеметной ротой, размещенными на льду вдоль автомобильных трасс. Кроме того, колонны автомашин при движении через Ладожское озеро должны были прикрываться пятью счетверенными пулеметными установками на машинах. В дальнейшем для прикрытия ледовых трасс были выставлены три батареи малокалиберной зенитной артиллерии 21-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, отдельный зенитный пулеметный батальон КБФ, 124-я отдельная зенитная пулеметная рота, зенитные пулеметные взводы 25-го и 225-го отдельных зенитных артдивизионов. 531 Батареи зенитной артиллерии расставлялись на льду по обе стороны автомобильной дороги по-взводно в шахматном порядке, с интервалом до 3 км. Зенитные пулеметы были установлены попарно с интервалами в 1—1,5 км.

В январе 1942 г. командование фронта увеличило не. только плотность огня, но и калибр зенитных орудий на льду. В ночь на 15 января на 14-м километре дороги были размещены 85-миллиметровые орудия 2-й батареи 432-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. Для установки орудий были подготовлены необычные огневые позиции — специальные ледяные подушки высотой 0,5 м и площадью 5X5 м. Но позиции орудий и пулеметов не оставались постоянными. Они менялись в связи с изменением направлений ледовых трасс. Отдельные огневые позиции менялись по десять и более раз. Чтобы орудия не проваливались под лед, буксировка их производилась на длинных тросах. Пулеметы устанавливались на особых салазках, с которых они и вели огонь. Затем стали широко применяться кочующие зенитные орудия и пулеметы. 532

Ледяной домик.Артиллеристы и пулеметчики, находясь непрерывно на льду озера почти в течение всей суровой зимы, испытывали большие трудности и лишения. Они жили здесь же в районе огневых позиций в ледяных домиках, палатках и деревянных домиках (из утепленных фанерных щитов), установленных на салазках.

Наряду с прикрытием ледовой дороги зенитными средствами, как уже сказано выше, была организована ее защита истребительной авиацией. По плану обороны автомобильной дороги, утвержденному командующим Ленинградским фронтом 8 декабря 1941 г., для этой цели выделялись 13-й истребительный авиаполк и 13-я авиаэскадрилья ВВС КБФ, имевшие в своем составе до 30 самолетов, и 159-й истребительный авиаполк 39-й истребительной авиадивизии, насчитывавший 20 самолетов. 533

В связи с возраставшей активностью вражеской авиации воздушное прикрытие Военно-автомобильной дороги было усилено. Приказом командующего Ленинградским фронтом от 1 января 1942 г, для защиты дороги, кроме указанных выше авиационных частей, были выделены 123-й, 127-й и 154-й истребительные авиаполки ВВС Ленинградского фронта, а также 5-й истребительный авиаполк ВВС КБФ. 123-й ИАП прикрывал объекты на западном берегу озера и ледовые трассы до о-вов Зеленцы. Ледовую дорогу от о-вов Зеленцы до Кобоны и объекты на восточном берегу озера прикрывали 5-й и 13-й ИАПы. Прикрытие района станций Войбокало и Жихарево возлагалось на 159-й ИАП. Железнодорожные узлы Званка, Волховстрой прикрывал 154-й ИАП. Базы и железнодорожный узел Тихвин прикрывал 127-й ИАП, а в феврале 1942 г. его заменил 196-й ИАП. 534

Авиационное прикрытие объектов Военно-автомобильной дороги вначале осуществлялось патрулированием групп самолетов, состав которых менялся в зависимости от метеорологических условий, действий вражеской авиации и характера объекта прикрытия. Обычно в группах бывало 3—6 и 9 самолетов. Патрулирование над ледовыми трассами и объектами на берегах Ладожского озера вплоть до января 1942 г. производилось непрерывно в течение светлого времени суток. Это требовало от летного состава большого напряжения, так как количество вылетов на одного летчика доходило до 3-4 в день. В плохую погоду истребители находились на аэродромах в полной боевой готовности и вылетали только по получении сведений о появлении противника. В дальнейшем порядок патрулирования был изменен. Наши истребители высылались небольшими группами с рассвета (с интервалами в 1—2 часа) для борьбы с разведчиками врага, а в середине дня и к вечеру — более сильными группами для противодействия бомбардировкам авиации противника. Такой метод патрулирования уменьшил напряжение летного состава и экономил моторесурсы самолетов. 535

По боевой тревоге.Управление авиацией прикрытия вначале производилось командующим ВВС КБФ и командирами 7-го истребительного авиакорпуса и 39-й истребительной авиадивизии, ответственных за прикрытие своих участков. Они согласовывали свои действия с начальниками Ладожского и Свирьского бригадных районов ПВО. Общее руководство и контроль за действиями истребителей, выделенных ВВС фронта, и организация их взаимодействия с наземными средствами ПВО осуществлял командующий ВВС 8-й армии. 536 В феврале 1942 г. управление авиацией прикрытия было изменено. Объединять и координировать действия всей авиации, находившейся на Волховском аэроузле, стал прибывший сюда заместитель командующего ВВС Ленинградского фронта генерал Жданов. Централизация управления резко повысила эффективность борьбы с вражеской авиацией. 537

Система противовоздушной обороны Военно-автомобильной дороги стала действовать с самого начала ее работы, так как гитлеровское командование, стремясь нарушить связь Ленинграда со страной, основную ставку делало на авиацию. С появлением льда на Ладожском озере противник начал вести воздушную разведку с целью выяснения направления нашей ледовой дороги. Наносить удары по ней авиация противника стала с началом перевозок по льду Ладожского озера. Первоначально авиация противника летала над ледовой дорогой небольшими группами и одиночными самолетами на малой высоте и применяла метод серийного бомбометания мелкими фугасными и осколочными бомбами с целью уничтожения автотранспорта. При этом полеты производились вдоль трассы. Однако с первых же дней после установки на льду зенитных пулеметов вражеская авиация стала нести ощутимые потери. Это вынудило противника увеличить высоту полетов до 3—4 тыс. м, летать не вдоль, а поперек или под углом трассы и сбрасывать серии более крупных бомб с целью разрушения ледовой дороги. Истребители противника вели разведку автоколонн и одновременно обстреливали их пушечно-пулеметным огнем. При обнаружении крупных автоколонн разведчики вызывали по радио бомбардировщики, которые и производили бомбометание. Разведку и обстрел трассы чаще всего вели «Ме-109». Из бомбардировщиков наиболее часто действовали «Ю-88», прикрывавшиеся, как правило, истребителями.

В отдельные дни самолеты противника появлялись над ледовой дорогой многократно, стремясь, вероятно, оказать и моральное воздействие на дорожников, водителей автомашин и других работников трассы, Например, 18 февраля 1942 г. самолеты появлялись с интервалами всего в несколько минут в течение всего дня (с 9 ч. 25 м. до 17 ч. 27.м.). 538 Однако результат действий фашистской авиации против ледовой дороги благодаря сопротивлению сил противовоздушной обороны был ничтожным.

Наряду с действиями непосредственно по ледовой дороге фашистская авиация держала под своим наблюдением Военно-автомобильную дорогу на всем ее протяжении. Она систематически совершала налеты на основные ее пункты. Но особенно часто авиация противника появлялась над районами Коккорево, Осиновец, о-ва Зеленцы, Кобона, Лаврово, Войбокало, Жихарево, где находились различные базы и склады. По этим объектам фашистская авиация и стремилась наносить бомбовые удары. Так, 28 декабря 1941 г. две группы бомбардировщиков (шесть «Хе-111» и восемь «Ю-88») произвели налет на районы Кобоны и Коккорева. Наши зенитчики сбили два самолета, остальные были вынуждены сбросить бомбы не по целям. Однако в районе Коккорева в результате налета было убито 25 человек и ранено 30 человек. Наиболее крупные налеты были произведены 22 и 23 февраля 1942 г. на ст. Жихарево. В налетах участвовало 72 бомбардировщика и 7 истребителей, действовавших восемью группами. Налеты были отражены совместными действиями истребительной авиации и зенитной артиллерии. 539

Автоколонна под огнем врага.При отражении атак вражеской авиации воины ПВО, летчики и зенитчики проявляли большое мужество, подлинный героизм. Воздушные бои часто происходили при численном превосходстве врага, но, невзирая на это, наши летчики смело вступали в бой и в большинстве случаев имели успех, заставляя самолеты противника сбрасывать бомбы не по целям. 1 декабря 1941 г. четыре самолета «И-16» 123-го ИАП под командованием И. Д. Пидтыкана, прикрывавшие район Осиновца, по радио были направлены на перехват вражеских самолетов. Встретив шесть бомбардировщиков «Ю-88» под прикрытием четырех истребителей «Ме-109», наши летчики смело вступили в бой. Но противник боя не принял. Сбросив бомбы вне цели, фашистские самолеты ушли на юго-восток. Через 25 минут эта же группа советских самолетов южнее о-вов Зеленцы на высоте 1000 м встретила и атаковала шесть бомбардировщиков «Ю-87». Но в это время наши истребители сами были атакованы шестью «Ме-109», с которыми им пришлось вести бой. Когда же советские летчики заметили, что вражеские бомбардировщики стали заходить для бомбометания по мысу Осиновец, они прекратили бой с истребителями противника, перехватили его бомбардировщиков и заставили их сбросить бомбы вне цели. После ухода бомбардировщиков бой с вражескими истребителями снова возобновился. В результате этого боя группа И. Д. Пидтыкана сбила три «Ме-109». 540

3 декабря 1941 г. над Ладожским озером весь день шли ожесточенные воздушные бои. Группа из четырех самолетов «И-16» 123-го ИАП под командованием младшего лейтенанта Е. В. Воронцова за время своего патрулирования в течение 40 минут провела пять воздушных боев с истребителями противника. В последнем из этих боев с четырьмя «Ме-109» в районе о-вов Зеленцы Е. В. Воронцов израсходовал весь свой боеприпас, однако из боя не вышел. Своим самолетом он таранил вражеский истребитель, который камнем упал на лед. Но и машина Воронцова была сильно повреждена. И все же советский летчик с убранными шасси произвел посадку на лед озера. Фашистские истребители пытались расстрелять отважного героя, но были отогнаны огнем наших зенитчиков. Через два часа после посадки Е. В. Воронцов вернулся на свой аэродром. 24 декабря 1941 г. три самолета «МИГ-3» 5-го ИАП ВВС КБФ под командованием старшего лейтенанта Парамонова на высоте 1500—1800 м вступили в бой с 12 бомбардировщиками «Ю-88», шедшими под прикрытием 10 истребителей «Ме-109». Несмотря на численное превосходство противника, в результате боя был сбит один «Ю-88», который упал в 10 км северо-восточнее Шлиссельбурга. 1 января 1942 г. четверка наших истребителей, во главе с командиром эскадрильи 154-го ИАП Героем Советского Союза капитаном В. И. Матвеевым, патрулируя над ледовой дорогой, в районе о-вов Зеленцы обнаружила два немецких истребителя «Ме-109», вылетевших на охоту за автомашинами. Когда В. И. Матвеев повел свои самолёты в атаку, на его машину устремилась появившаяся внезапно вторая пара «Ме-109». Один из ведомых В. И. Матвеева, Герой Советского Союза П. Т. Харитонов, направился наперерез врагу и меткой очередью сбил один самолет. После этого обнаружилось, что против четырех наших самолетов сражается уже более 12 «Ме-109». В. И. Матвеев, все время находившийся в гуще боя, атаковал вражеский самолет, пикировавший на автоколонну, и с первой же очереди сбил его. Когда В. И. Матвеев стал сближаться с новой целью, другой «Ме-109» подкрался к его самолету снизу и открыл огонь. Машина В. И. Матвеева вошла в штопор и не вышла из него. За гибель своего командира три советских летчика сбили в этом бою еще два фашистских самолета. 541

Высокое чувство долга и храбрость проявляли при обороне ледовой дороги все ее защитники. В одной из неравных схваток над Ладожским озером был подбит самолет балтийского летчика-комсомольца Семена Горгуля. Летчику удалось посадить машину на лед. Фашистские истребители сделали шесть заходов, обстреливая летчика и его самолет. Семен Горгуль был смертельно ранен, но до последнего дыхания помнил о воинском долге, о Родине. Своей кровью он написал: «Родина, комсомол, я дрался с врагом, как клялся, получая комсомольский билет, не жалея собственной жизни. Я умираю, но знаю, «что мы победим. Я честно выполнил свой долг. Прощайте, друзья! Прощайте, ленинградцы! Умираю за Родину. Победа за нами!». 542

Кроме уже упомянутых здесь летчиков-истребителей, в защите ледовой дороги принимали участие прославившиеся впоследствии летчики Герои Советского Союза П. А. Покрышев, П. А. Пилютов, И. П. Неустроев, И. М. Шишкань, Г. Г. Петров, В. Н. Харитонов, М. П. Жуков, Н. А. Зеленов, А. И. Горбачевский и многие другие.

Всего с 20 ноября 1941 г. по 1 апреля 1942 г. советские истребители произвели 6485 самолето-вылетов для патрулирования над Военно-автомобильной дорогой и перехвата воздушного противника и провели 143 воздушных боя. С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. воинами Ладожского бригадного района ПВО был сбит 51 фашистский самолет, из которых 20 — истребителями и 31 — зенитной артиллерией. 543

Кроме авиации, для нарушения перевозок по льду Ладожского озера гитлеровское командование использовало артиллерию, с помощью которой оно стремилось в основном разрушить ледовые трассы. Артиллерийский обстрел производился в течение всего времени существования ледовой дороги. Особенно страдал от артобстрелов участок дороги в районе 5—11-го километров, который и без этого изобиловал трещинами и был известен как «участок мостов». Но артобстрел производился противником не только с целью разрушения самих трасс, но и для подавления на них средств обороны. 10 декабря 1941 г., например, он обстрелял нашу батарею на о-вах Зеленцы. 544

Что касается ущерба от артиллерийского обстрела на ледовых трассах, то он был незначительным и серьезных нарушений в эксплуатации дороги не вызывал. Часто снаряды, пробивая лед, разрывались не от удара об него, а на дне. Через образовавшуюся пробоину вылетали куски льда, песок, камни. Места разрушений льда (а взламывался он на сравнительно небольшой площади) немедленно выявлялись, и регулировщики направляли транспорт в объезд разрушенных мест. Кроме того, дорожники использовали то обстоятельство, что артиллерия противника в первое время производила обстрелы в одно и то же время. Они заранее, ко времени ожидаемого обстрела, переводили движение на запасные нитки, что еще более снижало эффективность обстрела. Борьба с вражеской артиллерией, обстреливавшей ледовую дорогу, велась также методом подавления ее огневых позиций ударами с воздуха и артиллерийским огнем.

Таким образом, как ни старались фашисты парализовать Военно-автомобильную дорогу, им это не удалось. Принятая система обороны дороги полностью себя оправдала. Все работники дороги, преодолевая множество трудностей и проявляя мужество и боевое мастерство, стойко ее защищали. Благодаря этому в течение всей зимы 1941/42 г. ледовая дорога действовала бесперебойно и эффективно.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru