Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Итоги перевозок


Итоги перевозок

Общие итоги работы Военно-автомобильной дороги Ленинградского фронта были весьма значительными и привели к серьезному улучшению положения Ленинграда. Только в Ленинград было доставлено более 361 тыс. т различных грузов, 545 в основном продовольствие. Его было завезено около 262,5 тыс. т, 546 что составляло 73% от общего количества переправленных грузов.

На первом месте среди продовольственных грузов были мука и зерно — около 142 тыс. т. Различных круп и концентратов было завезено более 36 тыс. т. Лишь после того как были созданы некоторые запасы муки и круп, развернулись в больших масштабах перевозки других продуктов. Мясопродуктов было завезено около 35 тыс. т, жиров — более 14 тыс. т, овощей — около 5 тыс. т, клюквы — 833 т, варенья-повидла — 752 т, орехов — 126 т, сухофруктов — 1470 т. По мере того как совершенствовалась деятельность дороги, ассортимент продовольственных грузов неуклонно расширялся. В него были включены шоколад, сыр, кондитерские изделия, кофе, какао, творог, сметана, яичный порошок и др. 547

Пополнение запасов продовольствия, как было сказано выше, позволило увеличить нормы выдачи хлеба и удовлетворять население положенными по карточкам другими продуктами питания. Кроме того, было значительно улучшено питание ленинградцев в столовых. В частности, были увеличены нормы закладки круп и макаронных изделий для первых и вторых блюд, а с 1 марта 1942 г. отпуск первых блюд стал производиться без вырезки талонов продовольственных карточек на жиры. Наряду с этим подвоз продовольствия дал возможность создать в Ленинграде и некоторые запасы, что было особенно важно в связи с неизбежным весенним разрушением ледовых трасс и перерывом в перевозках. На 1 апреля 1942 г. эти запасы составляли: муки — 8057 т, круп и макарон — 1687 т, мяса и мясопродуктов — 2050 т, рыбы и сельди — 302 т, жиров — 2688 т, сахара — 3117 т. Конечно, это было не так уж много, но по сравнению с тем, что имелось на 1 января 1942 г. (всего на несколько дней), эти запасы следовало рассматривать как значительные. 548

Кроме продуктов питания, по ледовой дороге были доставлены различные лечебно-укрепляющие средства (рыбий жир — 8 т, витамин «С» — 86 т, витаминный сок — 102 т, витаминовая кислота — 21 т, альбумин, глюкоза и др.) и важные хозяйственные товары (мыло — 1120 т, сухой спирт — 245 т, свечи — 187 т, хлорная известь и др.). В общей массе грузов, поступавших в Ленинград, были и посылки с подарками, собранные трудящимися страны для ленинградцев. Всего таких посылок было доставлено в Ленинград более 1500 т. 549

В Ленинград завозились также фуражные грузы (овес, сено, комбикорм). И хотя их было перевезено всего немногим более 8350 т, это сыграло большую роль в сохранении конского поголовья Ленинградского фронта. 550

Значительное место среди перевезенных в Ленинград грузов составляли боеприпасы и взрывчатые вещества. Всего их было доставлено около 32 тыс. т, что составляло около 9 % от общего количества перевезенных грузов. Это намного увеличило огневую мощь защитников города. «Если количество доставленных боеприпасов исчислять по весу снаряда 76-миллиметровой пушки, — писал И. В. Шикин, — то выйдет, что артиллеристы Ленинградского фронта могли благодаря дороге жизни выпустить по врагу 2 миллиона 920 тыс. снарядов». 551

Большую долю среди грузовых перевозок в Ленинград занимали горюче-смазочные материалы. Их было завезено около 35 тыс. т, в том числе более 10 700 т автобензина, около 7700 т авиабензина, более 5 тыс. т мазута, более 5200 т керосина и др. С февраля 1942 г. по специальной трассе в Ленинград стал доставляться уголь, которого до конца существования ледовой дороги было завезено более 22800 т. Доставка угля улучшила топливное положение города, которое было весьма тяжелым. Если в декабре 1941 г. было выработано 50 млн квт-ч. электроэнергии, то в январе 1942 г. — только 13,07 млн квт-ч., а в феврале, когда запасы угля были полностью исчерпаны, всего 7,48 млн квт-ч. Однако начавшаяся доставка в Ленинград угля наряду с заготовкой дров и торфа в пригородах позволила в апреле 1942 г. выработать около 13 млн квт-ч., а в мае — свыше 17 млн квт-ч. электроэнергии. 552

Наибольшее количество грузов, доставленных в Ленинград, было отгружено с перевалочных баз Кобона (25,2%), Жихарево (24,7%), Лаврово (21,9%), Войбокало (20%). 553

Значение ледовой дороги не ограничивается только перевозками грузов в Ленинград. По ней осуществлялись перевозки и из Ленинграда, среди которых первое место по своим масштабам занимает эвакуация гражданского населения (41%). Всего по ледовой дороге зимой 1941/42 г. было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев, из которых более 36 тыс. человек было вывезено с декабря 1941 г. по 22 января 1942 г. и более 514 тыс. человек — с января по апрель 1942 г. Кроме гражданского населения, из Ленинграда было эвакуировано более 35 тыс. раненых. 554 Это дало возможность не только разгрузить город, но и спасти эвакуированное население от постоянной угрозы гибели вследствие голода, артиллерийских обстрелов и бомбардировок противника.

Наряду с перевозками людей из Ленинграда вывозились различные промышленные грузы, в том числе станки и машины, которые не могли быть использованы в условиях блокированного города, а также имущество научных, культурно-просветительных и других учреждений. Перевозились также грузы, необходимые самой Военно-автомобильной дороге. По ледовой дороге были перевезены различные эвакогрузы, потребовавшие для своей погрузки 3677 железнодорожных вагонов, что составляло 32% от всех перевозок из Ленинграда. 555

Ледовая дорога, по которой производились также воинские перевозки, сыграла значительную роль в осуществлении оперативно-стратегического маневра вооруженными силами. Перевозки войск из Ленинграда составили 20% от всех перевозок. Только в декабре 1941 г. — январе 1942 г. в период подготовки многофронтовой стратегической операции с целью разгрома главных сил группы армий «Север» и освобождения Ленинграда от блокады, для усиления 54-й армии, действовавшей за пределами блокадного кольца, по ледовой дороге на автомашинах были переброшены 80-я, 115-я, 11-я, 177-я, 198-я и 265-я стрелковые дивизии с вооружением и боевой техникой. В начале февраля 1942 г. была перевезена также 124-я танковая бригада вместе с тяжелыми танками «КВ». 556

Таким образом, значение Ладожской ледовой дороги для осажденного Ленинграда трудно переоценить. Она являлась органической частью фронта, а ее воины были боевыми и стойкими защитниками города Ленина. Ладожская ледовая коммуникация, по которой осуществлялась связь блокированного фашистами Ленинграда со страной, оказала ему неоценимую помощь в борьбе с врагом, помогла ему выстоять в самый критический период блокады. «Она растаяла, эта дорога, — писал А. Фадеев, побывавший весной 1942 г. в Ленинграде. — Когда тяжелые льды Ладожского озера покатились по Неве к морю, на отдельных льдинах еще можно было видеть ее почерневшие следы. Но на веки веков останется в памяти людей беспримерная по мужеству и выносливости и по человеческому благородству работа десятков тысяч людей в сорокаградусную стужу, под бомбами и снарядами противника, великая работа по спасению Ленинграда». 557

Подвиг на Ладоге был высоко оценен Военным советом Ленинградского фронта. В приказе войскам фронта от 26 апреля 1942 г. говорилось: «На днях закончила свою работу фронтовая автомобильная дорога (ВАД), образцово выполнив возложенные на нее задания по зимнему подвозу через Ладожское озеро продовольствия, горючего и других грузов для Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота.

Фашистские людоеды, провалившиеся со своими планами захвата Ленинграда штурмом, рассчитывали удушить героических защитников Ленинграда голодной блокадой. Эта их ставка оказалась битой, так же как и ставка на захват Ленинграда. Огромная заслуга в этом принадлежит личному составу Военно-автомобильной дороги.

Для того чтобы оценить все военное значение работы, проделанной Военно-автомобильной дорогой, достаточно указать, что работники дороги в течение 5 зимних месяцев осуществляли в труднейших условиях вражеского окружения завоз грузов по льду через Ладожское озеро для защитников Ленинграда в количествах, позволивших обеспечить снабжение трудящихся Ленинграда и войск фронта по установленным нормам.

Днем и ночью, под артиллерийским обстрелом и бомбардировками вражеской авиации с воздуха, невзирая на непогоду и стужу, работники дороги честно выполняли свой воинский долг, неутомимо, под носом у противника доставляли для славных защитников Ленинграда тысячи и десятки тысяч тонн необходимых грузов. В условиях весенней распутицы, когда каждый день приносил резкое ухудшение ледовых условий на озере, дорога работала до последней возможности, и притом с полной нагрузкой, что позволило завезти в Ленинград дополнительное количество грузов.

Военный совет фронта выражает удовлетворение честной и самоотверженной работой водителей машин, регулировщиков, ремонтников, грузчиков, связистов, командиров и политработников дороги и ее руководящих работников, обеспечивших успешное выполнение возложенных на них задач первостепенной военной и политической важности.

Военный совет отмечает также четкую и ревностную работу бойцов, командиров л политработников зенитных частей и летно-технического состава истребительной авиации, выделенных на прикрытие дороги и сумевших обеспечить ее бесперебойную деятельность, не давших возможности противнику нанести дороге сколько-нибудь существенный ущерб». Всему личному составу дороги этим же приказом была объявлена благодарность, а работа его поставлена в пример как образец честного и самоотверженного выполнения воинского долга и высокого советского патриотизма. 558

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1942 г. 341 работник ледовой дороги за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению города Ленинграда и Ленинградского фронта был награжден орденами и медалями. Три человека — начальник тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагунов, начальник Военно-автомобильной дороги А. М. Шилов и военный комиссар И. В. Шикин — были награждены орденом Ленина, 12 человек — орденом Красного Знамени, 114 человек — орденом Красной Звезды, 62 человека — медалью «За отвагу» и 150 человек — медалью «За боевые заслуги». 559

Газета «Правда» 9 мая 1942 г. писала: «История Ладожской дороги — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей. Дорога жила полнокровной фронтовой жизнью. Это и был фронт. И эти люди были одним из стойких отрядов защитников Ленинграда. Они знали, что на них возложена почетнейшая задача снабжения героического города, снабжения бойцов фронта, и работали с величайшей самоотверженностью...

Когда-нибудь поэты и писатели сложат песни о ленинградской дороге жизни. Они вспомнят о том, как шли по льду эшелоны машин с грузами из Москвы, Свердловска, Горького, Сталинграда, как везли по ней подарки из Средней Азии, как тянулись по ней красные обозы партизан из оккупированных районов Ленинградской области. Страна с глубокой благодарностью узнает о подвиге каждого из тружеников и воинов, проложивших и оберегавших дорогу, об огромном внимании, которое уделили ледовой магистрали ленинградские партийные организации.

Бойцы, командиры и политработники ладожской магистрали проявили ясность цели, настойчивость в достижении этой цели, выдержку и мужество, смелость и стойкость — характерные качества советских людей». 560


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru