Количество подводных лодок противника, действовавших против наших подводных лодок, было относительно невелико. Поэтому борьба с подводными лодками противника как самостоятельная задача нашим лодкам не ставилась. Она рассматривалась в качестве попутной при решении главной задачи — борьбы с морскими перевозками противника.
При встрече с фашистскими лодками командиры наших подводных лодок стремились сразу же атаковать их торпедами, а если это не удавалось, производили маневр уклонения — уходили на глубину или меняли курс. В большинстве случаев лодки обнаруживались в надводном положении. При этом продолжительность боевого соприкосновения была кратковременной, так как встречи происходили обычно ночью на малых дистанциях. Выполнить торпедную атаку в подобных условиях было очень сложно.
В ночь на 11 августа 1941 г. подводная лодка Балтийского флота «Щ-307» (командир капитан-лейтенант Н. И. Петров), следуя под дизелями в надводном положении, обнаружила справа по корме на дистанции 6 каб всплывающую подводную лодку противника. Командир «Щ-307» развернул свою лодку кормовыми аппаратами на лодку противника и через 2 мин, сразу же по готовности торпедных аппаратов, выпустил по ней две торпеды. Одна торпеда попала в цель, и вражеская лодка тотчас же затонула.
Подлинный бой с подводной лодкой противника провела 28 мая 1942 г. лодка Северного флота «М-176» (командир капитан-лейтенант И. Л. Бондаревич). Находясь в надводном положении, «М-176» обнаружила в 90 каб лодку противника, также шедшую в надводном положении. Наша лодка погрузилась и начала маневрирование для выхода в торпедную атаку. Лодка противника тоже погрузилась, но вскоре был услышан шум ее винтов и в перископ замечен бурун от перископа. «М-176» ушла на глубину 45 м и привела противника за корму. Часа через три акустик услышал шипение воздуха, похожее на продувание цистерн всплывающей лодки. Командир по полученным от акустика пеленгам развернулся для атаки и всплыл под перископ. На дистанции 12 каб была видна лодка противника, находившаяся в надводном положении. Сблизившись с ней до 8 каб, командир «М-176» выпустил две торпеды. Через минуту на «М-176» услышали глухой взрыв, который был оценен как взрыв торпеды. В дальнейшем шум винтов неприятельской подводной лодки не прослушивался.
28 августа 1943 г. подводная лодка Северного флота «С-101» (командир капитан-лейтенант Е. Н. Трофимов, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга П. И. Егоров), следуя в районе мыса Желания на перископной глубине, услышала шум винтов неизвестного корабля. Командир лодки поднял перископ, но ничего не увидел — шел снежный заряд. При очередном подъеме перископа наблюдение вел командир дивизиона капитан 2 ранга П. И. Егоров. Ему удалось рассмотреть очертания рубки вражеской подводной лодки, шедшей в надводном положении. Не отходя от перископа, Егоров начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Когда дистанция сократилась до 6 каб, лодка произвела трехторпедный залп из носовых торпедных аппаратов. Спустя 50 с раздался сильный взрыв. В перископ было видно, как высоко взметнулся над фашистской лодкой огромный водяной столб. Через 6 мин «С-101» всплыла в позиционное положение. На мостик вышли командир дивизиона, командир лодки, вахтенный офицер. Перед ними на поверхности моря расползалось огромное масляное пятно, в котором плавали предметы с потопленной подводной лодки.
В заключение следует, по-видимому, подчеркнуть роль наблюдения с подводной лодки за внешней обстановкой. Практика показала, что при встрече двух подводных кораблей больше шансов на победу имеет та лодка, которая раньше обнаружила противника.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |