Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Форсирование противолодочных рубежей


Форсирование противолодочных рубежей

Противолодочные рубежи, т. е. системы эшелонированных по глубине минно-сетевых заграждений, средств обнаружения и противолодочных сил, обычно развертывались в проливах или узкостях, через которые должны были следовать наши подводные лодки. По сложности навигационной обстановки, по насыщенности противолодочными силами и средствами самыми мощными были гогландский и нарген-порккалауддский рубежи, блокировавшие восточную часть Финского залива.

Рубеж, перекрывавший залив по линии о. Вигрунд — о. Большой Тютерс — о. Гогланд, состоял из антенных, донных и якорных магнитных мин, поставленных ярусами по всей глубине, широкой системы постов наблюдения и связи, прожекторных установок и береговых батарей, расположенных на островах.

Другой, главный, рубеж гитлеровцы развернули между о. Нарген и мысом Порккала-Удд. Глубина залива здесь составляет 25—60 м и только в одном месте достигает 80 м, ширина — 20 миль. Основным препятствием для лодок служила двухрядная подвешенная к многочисленным поплавкам и поставленная на тяжелые якоря стальная сеть. Отдельные секции ее длиной до 250 м и высотой до 40— 70 м перегораживали весь залив от южного до северного побережья.

К концу апреля 1943 г. на рубеже было выставлено 8,5 тыс. мин, в том числе 560 донных магнитных, 1360 якорных магнитных и почти 6,5 тыс. контактных. В районе п-ова Порккала-Удд начала работать шумопеленгаторная станция. Вдоль рубежа патрулировали противолодочные корабли и катера противника.

Преодоление пути к Балтийскому морю осуществлялось поэтапно. Первый этап включал часть пути от Ленинграда до Кронштадта, второй — от Кронштадта до о. Лавенсари, третий — от о. Лавонсари до устья Финского залива (рис. 28).

Рис. 28. Схема форсирования подводными лодками Балтийского флота противолодочных рубежей в Финском заливе в 1942 г.

Из Ленинграда подводные лодки, сопровождаемые катерами, следовали в надводном положении по специально оборудованному фарватеру вдоль северного побережья Невской губы. Район отличался малыми глубинами, и лодки шли с уменьшенным запасом топлива и торпед (окончательное их снаряжение производилось в Кронштадте). Наибольшую опасность здесь представляли мины и береговые батареи в районе Стрельны. На случай если лодки попадут под артиллерийский огонь противника, предусматривалась контрбатарейная стрельба силами береговой обороны флота (в отдельных случаях и артиллерии фронта).

На мелководном участке пути от Кронштадта до Шепелевского маяка подводные лодки следовали в надводном положении за тральщиками или в сопровождении малых охотников. С выходом на большие глубины они продолжали путь в подводном положении самостоятельно.

С о. Лавенсари лодки выходили с наступлением вечерних сумерек. Сопровождаемые малыми охотниками, они шли на запад две-три мили в надводном положении, а затем погружались и следовали дальше рекомендованными курсами самостоятельно. Для преодоления участков повышенной опасности штабом бригады подводных лодок было разработано несколько маршрутов движения. Командиры дивизионов или подводных лодок могли предложить свои варианты, но в каждом случае требовалось их утверждение командованием бригады.

Гогландский рубеж форсировался в трех направлениях. Первый маршрут проходил между островами Вигрунд и Большой Тютерс, второй — между банкой Викала и о. Гогланд, третий — к северу от о. Гогланд.

На западном гогландском плесе лодки пополняли энергозапас аккумуляторных батарей. Далее путь следования лежал вдоль опушки финских шхер до маяка Порккалан-Каллбода, где еще раз подзаряжались аккумуляторы. Дальнейший маршрут был разработан в двух вариантах. Одним вариантом предусматривалось, что лодки на глубине пройдут опасный район, лягут на грунт в районе о. Оденсхольм (Осмуссар), а с наступлением темноты всплывут в надводное положение и выйдут по фарватеру в Балтийское море. Согласно другому варианту лодки должны были в подводном положении пройти вдоль опушки финских шхер за меридиан п-ва Ханко до банки Олег: Отсюда им предстояло продолжить путь в район боевых действий в надводном положении.

На каждый боевой поход командиру лодки давалась инструкция, в которой определялась боевая задача, приводились последние данные об обстановке на переходе морем и в районе боевых действий, кратко излагались рекомендованные способы выполнения боевой задачи.

7 мая 1943 г. в боевой поход вышла подводная лодка «Щ-303» (командир капитан 3 ранга И. В. Травкин). Она должна была прорваться через вражеские заграждения у о. Гогланд, а затем проложить другим лодкам путь через нарген-порккалауддский рубеж в Балтийское море. Через два дня лодка прибыла на о. Лавенсари, а еще через два — приступила к выполнению задания. Гогландский рубеж «Щ-303» форсировала в Нарвском заливе. Командир стремился пересечь его по наиболее выгодным глубинам. Лодка шла, прижимаясь к грунту, только на одном электродвигателе. Скорость была минимальная — 2 уз. Хорошо слышный скрежет минрепов о корпус говорил о том, что мины совсем рядом. Только благодаря очень осторожному маневрированию удалось благополучно преодолеть минное поле.

В ночь на 14 мая подзарядили аккумуляторную батарею и в подводном положении двинулись дальше на запад. На подходе к нарген-порккалауддскому рубежу примерно к северу от банки Усмадалик были обнаружены противолодочные корабли. Командир решил произвести разведку всего района и прошел его с юга на север, наблюдая в перископ.

С наступлением темноты приступили к прорыву сетевых заграждений. Глубина — предельная, ход — минимальный. В шести милях севернее о. Нарген акустик услышал прямо по носу периодически повторявшийся металлический звон. Такой звук могла издавать при сильной волне стальная противолодочная сеть. Следовательно, она была совсем рядом. Застопорили ход. Посоветовавшись со штурманом и помощником командира, Травкин принял решение продолжать попытки прорваться через заграждение. Дали самый малый ход на курсе 230°. Через 10 мин лодка вдруг перестала слушаться горизонтальных рулей, а через несколько секунд в районе первого отсека послышался металлический скрежет. Лодка словно уперлась носом в упругое препятствие. Скоро она начала самопроизвольно разворачиваться влево, дифферент при этом увеличился. Застопорили гребные электродвигатели и дали задний ход. После этого послышался шум от сотрясения антенных стоек. Вскоре все стихло. Дифферент отошел. «Щ-303», освободившись от сети, вновь стала управляемой.

Увеличили глубину, взяли курс 280° и попытались пройти под сетью. Через четверть часа нос лодки вновь оказался в тросах заграждения. Решили оторваться ходом назад, изменяя дифферент то на нос, то на корму. В это время за бортом в районе первого отсека раздался взрыв, но подводная лодка повреждений не получила (очевидно, взорвался сетевой патрон). Почти сразу же акустик доложил о приближении противолодочных кораблей. Ситуация стала еще более опасной, так как сеть прочно держала лодку на месте. Дали самый полный ход назад, но он лишь вызвал сильную вибрацию корпуса, появился дифферент на нос. Был принят дополнительный балласт в кормовую дифферентную цистерну. Неожиданно вибрация прекратилась, дифферент уменьшился и «Щ-303» оторвалась от сети.

Развернувшись на курс 170°, прошли вдоль заграждения и через 45 мин повернули на запад в расчете пройти в том месте, где ранее не обнаружили буев и сетевых бочек. И снова неудача — попали в сеть. На этот раз командир решил довести дифферент на корму до 15° и дать самый сильный рывок назад. Лодка, как будто сползая с горы, стала погружаться и скоро свободно легла на грунт.

Предпринимая попытки форсировать заграждение, «Щ-303» израсходовала почти весь запас электроэнергии. Командир развернул лодку и направил ее в район зарядки аккумуляторной батареи. В ночь на 22 мая «Щ-303» всплыла в позиционное положение, но, обнаружив на дистанции 40—60 каб несколько противолодочных катеров, выполнила срочное погружение и затаилась на грунте. Противник все же заметил лодку и через несколько минут начал сбрасывать глубинные бомбы. От близких разрывов погас свет, входные люки стали пропускать воду, появился дифферент на нос. Экипаж сделал все, чтобы устранить повреждения. Однако из-за недостаточной плотности батареи лодка не могла уклоняться от атаки катеров своим ходом. Очередной сильный взрыв вызвал сотрясение всего корпуса. Снова погас свет.

Когда бомбежка кончилась и шум винтов вражеских кораблей перестал прослушиваться (гитлеровцы либо ушли, решив, что выполнили свою задачу, либо остановились для прослушивания), в лодке наступила абсолютная тишина. Были остановлены все механизмы и приборы. Матросы сняли обувь, а на палубу набросали ветошь. Но передвигаться могли уже не все. В отсеках остро чувствовался недостаток кислорода, стало трудно дышать. И все же экипаж сохранял боеспособность. Пример самообладания, стойкости показывали коммунисты.

Во второй половине дня появились, долгое время находились над лодкой без хода, а затем ушли два корабля. Противник, несомненно, решил, что лодка потоплена. Теперь можно было готовиться к всплытию. Постепенно, с остановками откачали воду из уравнительной цистерны. «Щ-303» долго не трогалась с места, как будто была прижата швартовами к грунту. Всплыли только вечером. Сразу же в позиционном положении приступили к пополнению запаса воздуха высокого давления и зарядке аккумуляторной батареи.

Не прошло и часа, как лодку заметили стоявшие вдалеке катера. Сманеврировав, насколько это было возможно, «Щ-303» легла на грунт на глубине 77 м. Катера сбросили множество бомб, но взрывы слышались на большом удалении от лодки. Трое суток подряд Травкин пытался произвести зарядку батареи, и каждый раз противник загонял «Щ-303» под воду. Запас электроэнергии, продолжал уменьшаться, снова ощущался недостаток кислорода.

Выход из создавшегося положения был один: отказавшись от форсирования нарген-порккалауддского рубежа (разрешение штаба бригады на возвращение было уже получено), двигаться в район, расположенный северо-восточнее маяка Кокшер, где противник выставил не очень плотное минное поле и не держал своих кораблей. Здесь, разведав свободный от мин участок, можно было попытаться зарядить батарею. Замысел удался, однако на этот раз лодку атаковали самолеты.

В течение нескольких суток, всплывая ночью в обследованном квадрате, повысили плотность батареи до уровня, позволявшего возвратиться в базу. Было решено начать движение курсом на восток. На обратном пути — опять обнаружение надводными кораблями и опять бомбежка. Оторваться от преследования удалось, только вернувшись в «свой» квадрат на минном поле.

К Нарвскому заливу шли фарватером, рекомендованным штабом флота. Форсировать гогландский рубеж на обратном пути было так же сложно, как и на пути к Балтике. Травкин решил проложить курс не через середину минного поля, выставленного между банками Неугрунд и Намси, а у восточной его кромки. Лодка много раз касалась минрепов, но командир, искусно маневрируя, сумел уклониться от грозной опасности.

8 июня «Щ-303» прибыла на о. Лавенсари.

С трудностями, подобными тем, которые выпали на долю «Щ-303», приходилось сталкиваться и другим подводным лодкам Балтийского флота, форсировавшим противолодочные рубежи в Финском заливе. Никогда еще со времен появления подводных лодок ни в одном флоте мира подводники не оказывались в таких неимоверно тяжелых условиях, какие сложились на Балтике в Великую Отечественную войну. Подвиг балтийских подводников останется в памяти поколений как пример мужества, доблести, высокого воинского мастерства, верности воинскому долгу, великому делу партии и народа.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru