Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Преодоление сетевых заграждений


Преодоление сетевых заграждений

Сетевые заграждения, как и минные, подводные лодки форсировали либо в подводном положении, пробираясь на предельной глубине, либо в надводном, пользуясь полной водой в тех местах, где есть приливы. В случае попадания в сеть считалось целесообразным отрываться от нее, дав задний ход. Эффект достигался также дополнительным приемом воды в носовые цистерны. Если это не помогало, рекомендовалось всплыть в надводное положение и освободиться от сети силами личного состава.

30 сентября 1941 г. при проникновении в Бёк-фьорд подводная лодка Северного флота «М-176» (командир капитан-лейтенант И. Л. Бондаревич) наткнулась на противолодочную сеть. Дав задний ход, лодка легко освободилась от нее.

В том же году 2 октября подводная лодка Северного флота «М-171» (командир капитан-лейтенант В. Г. Стариков) благополучно проникла в гавань Линахамари и успешно атаковала стоявший там транспорт. На обратном пути командир несколько изменил маршрут. Перед самым выходом из гавани лодка вдруг испытала мягкий толчок, после чего стал быстро нарастать дифферент на корму. Был застопорен двигатель. Дифферент начал отходить, однако при следующей попытке дать ход он вновь увеличился. Стало очевидно, что лодка наткнулась на заградительную сеть. Командир решил преодолеть ее, погрузившись на максимальную глубину. Маневр успеха не имел, так как сеть располагалась до самого грунта. Вскоре на лодке услышали шумы винтов сторожевых катеров, затем начали рваться глубинные бомбы. Судя по тому, что взрывы слышались вдали от лодки, противник не знал ее точного места. Командир предпринял попытку прорвать сеть на самом полном ходу. Однако, как только заработали винты, лодка с дифферентом на корму начала всплывать. Маневр опять оказался неудачным. Тогда был дан полный ход назад. Дифферент на корму стал расти, корпус дрожал от работавших винтов. В какой-то момент лодка испытала толчок, как будто державшие ее тросы лопнули. Дифферент стал отходить, и это свидетельствовало о том, что «М-171» удалось оторваться от сети. Зная, что наступил момент полной воды, командир решил попытаться пройти над сетевым заграждением на минимально возможной глубине с опущенным перископом. Это было рискованно. Не исключалось, что лодке придется всплыть в надводное положение и вступить в артиллерийский бой с кораблями противника. Подвсплыв до глубины 6 м, лодка дала ход 3 уз и благополучно преодолела линию заграждения. Теперь можно было поспешить к выходу из залива. Позади были слышны взрывы глубинных бомб, но вскоре они прекратились.

22 сентября 1942 г. подводная лодка Балтийского флота «С-12» (командир капитан 3 ранга В. А. Тураев), находясь севернее мыса Юминданина, следовала на боевую позицию в подводном положении. Глубина погружения — 35 м, скорость — 3 уз, работали оба гребных электродвигателя. Неожиданно последовал толчок и начал нарастать дифферент на нос. Лодку стало уводить в сторону, за обшивкой послышался металлический скрежет. Считая, что препятствием служит заградительная сеть, командир приказал дать задний ход. Теперь важно было выровнять дифферент и удержать лодку на обратном курсе. Однако сделать этого не удалось — корма быстро уходила влево. Опасаясь, что после разворота сеть намотается на винты, командир пустил гребные электродвигатели взраздрай.

Вскоре над лодкой раздался взрыв, за ним — другой. Их сила была небольшой, и лодка повреждений не получила. По-видимому, сработали подрывные патроны на сети. «С-12» легла на грунт, но сверху по-прежнему слышался металлический скрежет. Командир решил еще раз попытаться отойти задним ходом, осторожно продвигаясь в сторону с большими глубинами. На этот раз маневр прошел успешно. Удалось восстановить управляемость лодки, прекратились забортные шумы. «С-12» включила электромоторы и начала отход от сети.

На Черном море противник противолодочных сетей не ставил.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru