Среди боевых средств, применявшихся противником против советских подводных лодок, наибольшую опасность представляли мины (табл. 5). Они встречались лодкам, совершавшим плавание в надводном или подводном положении, практически на всех участках пути: при выходе из пунктов базирования, на переходе морем, в районах непосредственного выполнения боевой задачи, при возвращении в базу.
Таблица 5
Виды потерь | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1941—1945 |
От мин | 24,4 | 25,5 | 6,7 | 1,1 | — | 57,7 |
От надводных кораблей | 4,4 | 5,6 | 6,7 | 5,6 | 1,1 | 23,4 |
От подводных лодок | 3,4 | 3,4 | 6,6 | — | 1,1 | 14,5 |
От авиации | — | 2,1 | 1,2 | — | 1,1 | 4,4 |
Примечание. Данные имеют приблизительный характер, так как действительные причины гибели некоторых подводных лодок не установлены.
Районы, в которых приходилось действовать нашим лодкам, отличались, как правило, ограниченными размерами и малыми глубинами, что делало их удобными для применения минного оружия. Особенно характерно в этом отношении Балтийское море, и прежде всего Финский залив. Здесь, используя близость своих баз и мелководье, противник выставил огромное количество мин. Основная масса их была сосредоточена в наиболее узкой части залива, на линии о. Нарген — мыс Порккала-Удд.
На Севере и на Черном море было выставлено меньше мин. Однако и здесь они представляли серьезную угрозу. Подводные лодки, долгое время находившиеся на позициях, по нескольку раз пересекали линии минных заграждений. Вероятность подрыва была довольно высокой.
Для снижения минной опасности командованием ВМФ принимались самые различные организационные и технические меры: противоминное наблюдение, определение границ минных заграждений, проделывание в заграждениях безопасных проходов (фарватеров), проводка подводных лодок за тралами, размагничивание, установка на подводных лодках средств обнаружения мин (гидролокаторов) и отводящих устройств. Очень многое делалось для того, чтобы установить особенности и принцип действия каждого типа мин, а значит, и эффективные способы борьбы с ними. К этой работе привлекались лучшие наши специалисты, в том числе такие видные ученые, как И. В. Курчатов, А. П. Александров и др.
Наблюдение за акваторией позволяло обнаруживать постановки мин самолетами противника, обходить и ограждать опасные в минном отношении районы, более успешно вести траление. Правда, организовать его можно было только со своей территории (или с оказавшихся в тылу противника баз). Тем не менее оно давало определенный эффект: случаи подрыва лодок вблизи своего побережья были редки.
Большое значение имело размагничивание подводных лодок, которое в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние ее магнитного поля. Размагничивание, хорошо организованное в годы Великой Отечественной войны, спасло от гибели не одну подводную лодку.
К недостаткам в организации противоминной защиты подводных лодок можно отнести отсутствие на них средств обнаружения мин и надежных отводящих устройств. Разработанные в предвоенные годы и установленные на ряде лодок пневматические резаки, предназначенные для перерезания минрепов, оказались недостаточно надежными. Вскоре после начала войны вместо них стали устанавливать отводящие устройства. Для предотвращения контакта с антенными минами на лодках вдоль корпуса монтировались изолирующие пояса.
Командиры подводных лодок со своей стороны принимали различные меры безопасности. Готовясь к боевому походу, они изучали расположение и плотность заграждений, намечали курсы, глубины погружения и скорости лодки с таким расчетом, чтобы сделать наименьшей вероятность встречи с минами и подрыва на них. Курс лодки прокладывался по возможности перпендикулярно линии выставленных мин (или предполагаемому ее направлению). Глубина погружения выбиралась в зависимости от того, против каких классов кораблей предназначалось заграждение. Если мины были выставлены против надводных кораблей (следовательно, с малым заглублением), лодки держались ближе к грунту. Если могли встретиться донные мины, лодки шли, выдерживая безопасную глубину под килем. В северных морях можно было использовать такое природное явление, как приливы. Форсируя минные заграждения, лодки проходили над ними в надводном положении в период полной воды.
В случаях когда лодка касалась бортом минрепа, выполнялся специальный маневр: останавливался двигатель того борта, со стороны которого произошло касание (чтобы не намотать минреп на винт), и одновременно перекладывался руль в сторону коснувшегося борта (чтобы отвести корму от мины).
Если подводная лодка должна была форсировать минное заграждение, расположение которого было известно, от командира требовалось точное знание своего места. Вследствие навигационных ошибок лодка могла оказаться за минным заграждением раньше расчетного времени или выполнять маневр по форсированию преграды, фактически находясь в стороне от нее.
Принимавшиеся меры снижали минную опасность, но не избавляли от нее.
24 марта 1943 г. подводная лодка Северного флота «М-174». (командир капитан-лейтенант И. Е, Сухорученко), следуя на глубине 15 м в районе Варангер-фьорда, попала на минное поле противника. Взрывом в носовой части лодка была подброшена вверх с креном на левый борт и с быстро нарастающим дифферентом на корму. Тотчас погас свет, в первый отсек начала поступать вода. Сразу же была объявлена аварийная тревога, и личный состав, задраив переборки, включился в борьбу за живучесть. Лодка начала медленно погружаться. Дифферент на корму уменьшился до нуля и вскоре перешел на нос. Командир лодки дал малый задний, а затем средний ход. Дифферент продолжал нарастать. С увеличением глубины вода поступала во все большем количестве, водоотливные средства не справлялись с ее откачкой. На глубине 22 м вода в первом отсеке подошла к комингсу переборочной двери. Несмотря на опасность обнаружения (время было дневное), командир приказал продуть среднюю цистерну, после чего лодка всплыла на поверхность. Выйдя на мостик, командир убедился, что противника нет. Носовая оконечность лодки вплоть до торпедных аппаратов была почти совсем оторвана, а на легком корпусе лодки виднелось множество вмятин. Под дизелем в надводном положении лодка двинулась к своим берегам. Однако из-за нарушения центровки линии вала вскоре стал греться упорный подшипник. Его охлаждали на протяжении всего пути, часто меняя масло. Не встретив противника, «М-174» прибыла в базу. Командование высоко оценило действия экипажа в борьбе за живучесть подводной лодки.
28 сентября 1943 г. подводная лодка Черноморского флота «М-113» (командир капитан-лейтенант А. И. Стрижак), находясь на позиции в районе Евпатории, маневрировала в надводном положении. На мостике находились командир лодки, вахтенный офицер, сигнальщик. С учетом минной опасности был дополнительно выставлен наблюдатель. В 20 ч 10 мин сигнальщик заметил прямо по курсу темный предмет. Не успел командир подать команду на руль, как в районе носовой оконечности раздался сильный взрыв. Лодку подбросило с дифферентом на корму. Водяной столб обрушился на рубку, нос ушел в воду. Создалось впечатление, что лодка погружается. Командир объявил аварийную тревогу и приказал продуть воздухом главный балласт, задраить нижний рубочный люк, остановить дизель. Фактически «М-113» оставалась на плаву в надводном положении. Вскоре были установлены основные повреждения: носовая оконечность лодки оторвана (до носовых торпедных аппаратов), в первом отсеке пробоина, через которую поступает вода, погас свет. Личный состав приступил к борьбе за живучесть, одновременно уточняя объем повреждений. Оказалось, что основные источники движения — дизель, гребной электродвигатель и аккумуляторная батарея серьезных повреждений не получили. Вскоре было восстановлено освещение и командиру доложили о готовности дизеля к пуску. Считая дальнейшее пребывание на позиции невозможным, командир решил следовать в базу.
После пуска дизеля неожиданно стали слышны удары по корпусу. Шум создавали обломки носовой оконечности легкого корпуса, зацепившиеся за антенные тросы. Застопорили ход и обрубили тросы. При более тщательном осмотре лодки выяснилось, что нарушение герметичности прочного корпуса произошло только в первом отсеке (здесь же были обнаружены наибольшие повреждения систем и механизмов). Вышли из строя радиоприемник, гирокомпас, шумопеленгатор и ряд других приборов.
Около 23 ч удалось восстановить радиопередатчик, и командир лодки доложил командованию о случившемся. После выявления полного объема повреждений и проведения некоторых восстановительных работ было решено проверить возможность погружения. Лодка осторожно опустилась до глубины 15 м. Поступление воды в первый отсек несколько увеличилось, но водоотливные средства успевали ее откачивать. Пользуясь возможностью погружаться, лодка находилась под водой без хода, а ночью всплывала и малым ходом (до 5 уз) продолжала движение. 30 сентября, когда стал ближе свой берег, командир решил, что можно идти в надводном положении и в светлое время суток, обеспечив готовность к немедленному погружению.
2 октября удалось определить свое место по Солнцу. Во второй половине дня были встречены два неопознанных корабля, и лодка быстро ушла под воду. На другой день — вновь срочное погружение: опасность исходила от всплывшей невдалеке вражеской подводной лодки. Утром 4 октября «М-113» прибыла в базу.
После технического осмотра лодки было установлено, что она подорвалась на гальвано-ударной мине (об этом свидетельствовали осколки, найденные в надстройке). По оценке командования, личный состав проявил большое мужество и высокое мастерство в борьбе за живучесть своего корабля.
С установкой на подводных лодках гидролокаторов появилась возможность не только обнаруживать якорные мины, но и уклоняться от них. Случаи подрывов на минах стали реже. В августе 1943 г. успешно уклонилась от мин подводная лодка Северного флота «Л-15» (командир капитан 3 ранга В. И. Комаров). В сентябре того же года действовавшая в Варангер-фьорде подводная лодка «Щ-404» (командир капитан-лейтенант Г. Ф. Макаренков) четырнадцать раз удачно уклонялась от мин. Успешно использовали гидролокаторы многие командиры подводных лодок.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |