Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Перевозка подводными лодками людей и грузов


Перевозка подводными лодками людей и грузов

В довоенные годы задача перевозки людей и грузов перед подводными лодками Военно-Морского Флота не ставилась и они не готовились к ее выполнению. Однако такая задача возникала неоднократно в ходе войны.

21 декабря 1941 г. подводная лодка «П-2» (командир капитан-лейтенант Е. П. Летошко) под проводкой ледокола вышла из Ленинграда в Кронштадт, чтобы доставить в осажденный город очень необходимое топливо — соляр. Для маскировки лодку выкрасили в белый цвет. По выходе из огражденной части морского канала (в районе Стрельна — Новый Петергоф) «П-2» и ледокол попали под артиллерийский огонь противника, продолжавшийся более получаса. В результате лодка получила 14 пробоин в надстройке и ограждении рубки, в ледокол попало шесть вражеских снарядов. Однако лодка и ледокол не потеряли хода. С прибытием в Кронштадт «П-2» приняла 700 т соляра в балластные цистерны и 30 декабря в составе конвоя, шедшего за ледоколом, взяла направление на Ленинград. В районе торгового порта лодка вновь подверглась артиллерийскому обстрелу, но на этот раз все обошлось благополучно. Подводные лодки, стоявшие в Ленинграде, были обеспечены топливом на всю зиму.

В широких масштабах к транспортным действиям подводные лодки привлекались на Черном море в период снабжения осажденного Севастополя, особенно в июле 1942 г., когда условия блокады стали наиболее тяжелыми. Вначале использовались подводные лодки типа Л и Д, затем — С и Щ и, наконец, «малютки». Были рассчитаны два варианта подготовки лодок к загрузке: со снятием и без снятия одной группы аккумуляторной батареи. Первый вариант давал возможность принимать наибольшее количество грузов. Однако при этом уменьшалась остойчивость лодки, что могло вызвать переворачивание ее в подводном положении, поэтому был принят второй вариант.

Доставленные на причалы Новороссийска и Туапсе грузы размещались и укладывались в отсеках личным составом подводных лодок под строгим контролем помощника командира лодки и командира БЧ-5. Перед погрузкой командиру лодки вручалась карта загрузки, в которой подробно расписывалось, где и в каком порядке располагать грузы. После получения данных о фактическом размещении грузов по отсекам командир БЧ-5 делал расчет дифферентовки. Затем лодка погружалась в бухте для проверки расчетной дифферентовки. Только после этого она могла выходить в море. По прибытии в Севастополь личный состав лодки через люки выгружал боеприпасы и продовольствие на пирсы. Бензин откачивался лодочными средствами в цистерны автомашин-бензовозов. 28 декабря 1941 г. подводная лодка «Л-6» (командир капитан 3 ранга С. П. Буль) доставила в Севастополь 8 т авиационных боеприпасов, 9 мая 1942 г. лодки «Л-4» и «Д-4» выгрузили 112,8 т продовольствия.

Вначале подводные лодки, совершавшие рейсы с большими интервалами, практически не испытывали противодействия противника, но примерно с мая 1942 г., когда доставка грузов стала носить регулярный характер, противник включил в борьбу значительные силы. Было увеличено число самолетов, действовавших на трассе движения подводных лодок, против них стали применяться и торпедные катера. Лодки вынуждены были все чаще следовать в подводном положении, что заметно увеличивало время перехода в Севастополь и обратно.

Очень остро стояла проблема доставки столь нужного летчикам и танкистам бензина (запасы его в Севастополе практически были исчерпаны). Этот вид топлива можно было транспортировать на подводных лодках всех типов, но прежде следовало обеспечить герметичность топливных цистерн, в которых перевозился бензин. На лодках типа Д и Л специальных мер для этого не требовалось. На лодках типа С решили сделать пропитку сальниковой набивки клапанов зеленым мылом. Такая мера дала положительный результат. Сложнее обстояло дело на «малютках». Еще во время приема бензина его пары попадали в отсеки, и, несмотря на непрерывную работу судовой вентиляции, часто создавалась такая их концентрация, что от искры, возникшей в момент включения (выключения) электроприборов, мог произойти взрыв.

22 июня 1942 г. подводная лодка «М-32» (командир капитан-лейтенант Н. А. Колтыпин) доставила в Севастополь мины, патроны и бензин. После выгрузки она приняла раненых бойцов и пассажиров (среди них две женщины) и 23 июня в 2 ч ночи отошла от пирса, чтобы, отдифферентовавшись, следовать к месту базирования. Через четверть часа, когда лодка находилась на глубине 6 м, при задраенных переборках в центральном посту произошел взрыв паров бензина. В результате были повреждены радиорубка и некоторое оборудование. Шесть человек получили ожоги, многие потеряли сознание. Шестнадцать часов «М-32» пролежала на грунте. Преодолев критическое состояние, экипаж справился с управлением лодки и 25 июня привел ее в Новороссийск.

Взрывы произошли на подводных лодках «М-60» и «М-33». При этом несколько человек из экипажей получили ожоги.

Несмотря на исключительную опасность и громадные трудности, подводные лодки только за один месяц смогли доставить в Севастополь более 500 т бензина.

Наиболее сильное противодействие противника лодки ощутили в последние дни обороны города. В течение 26—29 июня на «Л-24» было сброшено более 300 бомб. Только 1 июля «Л-23» зафиксировала более 400 подводных взрывов. В период с 30 июня по 2 июля из восьми подводных лодок, взявших курс на Севастополь, дойти до места смогли только две, остальные шесть были вынуждены вернуться в Новороссийск. Прорвавшиеся подводные лодки «А-2» (под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Г. Р. Гуза) и «М-112» (командир старший лейтенант С. Н. Хаханов) приняли со шлюпок и плотов более 20 бойцов и командиров. Несмотря на активное преследование, обе лодки благополучно возвратились в базу.

Снабжение осажденного города потребовало от подводников колоссального физического и морального напряжения. Понимая значение помощи героическим защитникам Севастополя, личный состав делал все от него зависящее, чтобы ускорить загрузку подводных лодок. Рядовые и командиры — все принимали в ней участие. На больших подводных лодках погрузка длилась 8—10 ч, на средних 4—8 ч, на малых 2—3 ч. Затем — снова в поход.

На переходе морем отдых был невозможен, так как все отсеки загружались до предела (между ящиками оставались только очень узкие проходы). На обратном пути кроме экипажа на лодке находились раненые бойцы, эвакуируемые женщины и дети. Моряки и пассажиры испытывали острую кислородную недостаточность.

Огромное напряжение продолжалось два месяца, но не было случая, чтобы кто-либо из моряков пожаловался на усталость. В этом огромная заслуга командиров, политработников, комсоргов, сумевших мобилизовать людей, разъяснить важность решаемых ими задач.

Проблему снабжения Севастополя подводные лодки решили успешно. Они совершили около 80 походов, доставили примерно 4 тыс. т грузов. Из осажденного города было вывезено более 1300 человек, 2,8 т ценных грузов, в том числе около 15 миллионов рублей денег.

В 1943 году на Северном флоте был случай передачи топлива с лодки на лодку. После успешной атаки вражеского конвоя подводная лодка «Щ-402» (командир капитан-лейтенант Н. Г. Столбов) подверглась преследованию кораблями охранения. В результате бомбежки образовалась течь в топливных цистернах. Когда удалось оторваться от преследования, обнаружили, что соляра больше нет. Попытались использовать керосин, смешанный со смазочным маслом, но и он вскоре кончился. О случившемся командир «Щ-402» сообщил командованию по радио. На помощь была направлена подводная лодка «К-21» (командир капитан 2 ранга Н. А. Лунин). В практике боевой подготовки, и тем более в боевых условиях, передача топлива с лодки на лодку не отрабатывалась. Не было для этого и каких-либо специальных технических средств. Когда «К-21» прибыла в район встречи, командир понял, что подойти вплотную к дрейфующей лодке в условиях большой зыби будет непросто. Тем не менее благодаря морской выучке и умелым действиям швартовной команды, эта задача была решена. Лодки стали борт к борту и закрепились швартовами. Выведенный через рубочный люк «К-21» резиновый шланг был подключен к горловине топливной цистерны «Щ-402». Командир приказал усилить наблюдение за воздухом и водой. У орудий заняли свои места артиллерийские расчеты, у кнехтов встали матросы, готовые в экстренном случае обрубить швартовы. Было передано 15 т топлива. Обе лодки благополучно прибыли в Полярное.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru