Случаи артиллерийского обстрела береговых объектов подводными лодками были наиболее часты на Черноморском флоте, особенно в период оккупации Крыма. Это объяснялось тем, что шоссейные дороги, которыми пользовался противник, проходили вблизи берега и хорошо наблюдались « моря. Лодки неоднократно обнаруживали скопления войск и боевой техники врага. Крымские дороги на значительном протяжении проходили непосредственно у подножия гор, вследствие чего действия нашей бомбардировочной авиации были затруднены. Применение артиллерии надводных кораблей также в условиях преобладания в воздухе авиации противника представлялось делом сложным и опасным. Что же касается подводных лодок, то они, имея много шансов остаться незамеченными, подходили очень близко к берегу и, всплыв в ночное время, неожиданно открывали огонь из артиллерийских орудий. Конечно, существенного ущерба лодки причинить не могли. Однако их действия вынуждали врага отвлекать силы с передовой линии: выставлять вдоль берега дополнительные посты наблюдения или размещать здесь свою артиллерию.
В условиях, когда противник не ожидал какого-либо противодействия с нашей стороны (подобные ситуации складывались иногда в начале войны), артиллерийский обстрел проводился подводными лодками в целях достижения морального эффекта.
26 октября 1941 г. подводная лодка «С-31» (командир капитан-лейтенант И. Ф. Фартушный) применила артиллерию по скоплению вражеских войск на побережье Каркинитского залива. Стрельба велась из 100-мм орудия ночью вне видимости берегов. Исходными данными были место подводной лодки, пеленг на цель и дистанция до нее (77 каб), снятые с карты.
В течение ноября — декабря 1941 г. подводные лодки четыре раза использовали артиллерию по береговым объектам: дважды обстреливали занятый оккупантами порт Ялта и по одному разу — скопления войск противника в районе Алупки и под Севастополем. В период с 12 февраля по 15 марта 1942 г. с подобной задачей трижды выходила в район Алупки подводная лодка «Л-23» (командовал лодкой командир дивизиона капитан 3 ранга Н. Д. Новиков). Одновременно с «Л-23» в районе Судака действовала подводная лодка «Л-5» (командир капитан-лейтенант А. С. Жданов). Ранее было замечено, что на западной окраине города противник ведет строительство укреплений вдоль береговой черты. Привлекало также внимание движение войск по дорогам Судак — Алушта, Судак — мыс Меганом. Лодка выполнила всего 11 стрельб, в том числе 8 дневных. Почти все дневные стрельбы проходили в условиях ответного огня береговых батарей, но «Л-23» не получила повреждений: она успевала сделать 10—20 выстрелов, прежде чем противнику удавалось пристреляться. При близком падении снарядов лодка производила срочное погружение и уходила из района стрельбы.
Всего в 1941— 1942 гг. подводные лодки Черноморского флота выполнили 18 артиллерийских стрельб. Пять боевых походов было совершено специально с этой целью.
На Балтийском флоте в конце октября — начале ноября 1941 г. стрельбу по береговым объектам вела подводная лодка «С-7» (командир капитан-лейтенант С. П. Лисин) (рис. 26). В качестве целей служили железнодорожные станции Вайвара и Иевве, завод в Асери и военные склады в районе Нарвы. «С-7» была послана специально для обстрела, поэтому боезапас у нее был увеличен за счет приема снарядов в отсеки.
Из-за малой эффективности обстрелов побережья и неизбежного при этом отвлечения от главной задачи — борьбы с морскими перевозками начиная со второй половины 1942 г. такая задача перед подводными лодками не ставилась.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |