Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Навигационно-гидрографическое обеспечение боевых действий


Навигационно-гидрографическое обеспечение боевых действий

В период Великой Отечественной войны подводные лодки использовались для навигационно-гидрографического обеспечения морских десантов и при обстреле надводными кораблями береговых объектов на территории противника.

Навигационно-гидрографическое обеспечение, входившее составной частью в специальное обеспечение десантов, заключалось в скрытном проникновении подводных лодок в охраняемые противником районы и установке там необходимых для подхода транспортных средств навигационных ориентиров. Характерен пример с Керченско-Феодосийской десантной операцией, проведенной Черноморским флотом в декабре 1941 г. Успеху операции способствовали тщательная подготовка, быстрое развертывание десантных сил и надежное навигационно-гидрографическое обеспечение. В решении последней задачи важную роль сыграли подводные лодки.

По плану операции десантные силы, направлявшиеся в район Феодосийского залива, делились на три отряда. Главные силы, составлявшие первый отряд, должны были высадиться в порт Феодосия. Высадка отряда в районе горы Опук носила демонстративный, отвлекающий характер. Третий отряд назначался для прикрытия высаживающихся сил.

В навигационном обеспечении десанта принимали участие три подводные лодки: «Щ-201» — на дальних подходах к Феодосии, «М-51» — вблизи от порта и «Щ-203» — в районе горы Опук (рис. 25).

Подводная лодка «Щ-201» (командир капитан-лейтенант А. И. Стрижак), придя 28 декабря в район, удаленный на 11 миль от Феодосии, произвела доразведку и, определив как можно точнее свое место по береговым ориентирам, с наступлением темноты выставила из подводного положения два светящихся буя: белый и красный, затем отошла мористее, всплыла в надводное положение и, включив прожектор, начала маневрирование на курсах, параллельных курсу подхода десанта. Огни, хорошо заметные с находившихся далеко от лодки кораблей, служили для них четкими ориентирами.

Подводная лодка «М-51» (командир капитан-лейтенант В. М. Прокофьев), прибыв заблаговременно в назначенное место, выяснила обстановку в районе и опознала ориентиры, по которым следовало определиться. Перед наступлением вечерних сумерек командир уточнил место по береговым ориентирам (мыс Илья, мыс Киик-Атлама, селения Малые и Большие Камыши), и лодка, отдав якорь, чтобы исключить возможный снос течением, легла на грунт.

Непосредственно перед высадкой погода могла ухудшиться, и лодка два раза всплывала, чтобы донести командованию метеоданные.

Рис. 25. Схема навигационно-гидрографического обеспечения подводными лодками Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 г.

29 декабря в 1 ч ночи «М-51» всплыла в надводное положение и включила прожектор с зеленым стеклом. Штурман лодки периодически поворачивал его, ориентируя в заданном секторе по репитеру гирокомпаса. По зеленому огню, светившему всего в 50 каб от входа в порт, десантные корабли уточняли свое место.

Подводная лодка «Щ-203» (командир капитан 3 ранга В. И. Немчинов), совершив переход из Новороссийска, вечером 28 декабря всплыла в надводное положение у камней Эльчан-Кая. Здесь она высадила группу, которая должна, была выставить навигационный огонь, а затем отошла на 3 мили мористее, стала на якорь и включила прожектор. Вместе с красным навигационным огнем на камнях зеленый огонь прожектора составлял створ, по которому ориентировался второй десантный отряд.

Другой пример — Видлицкая десантная операция, проведенная летом 1944 г. на Ладожском озере. В ходе подготовки этой операции было необходимо установить наличие навигационных знаков в районе высадки (устье р. Олонка — устье р. Видлица), выявить наиболее характерные ориентиры, определить особенности береговой черты.

20 июня подводная лодка «М-90» (командир капитан-лейтенант Ю. С. Руссин) подошла к устью р. Олонка и начала движение вдоль берега, ведя наблюдение в перископ. Все выявленные знаки и ориентиры были нанесены на карту. Командир лодки внимательно исследовал подходы к берегу, выявил систему наблюдения противника. Кроме того, ему удалось обнаружить противодесантные заграждения у уреза воды. Данные, доставленные «М-90», оказались очень полезными при проведении операции.

Примером навигационно-гидрографического обеспечения артиллерийских стрельб надводных кораблей (при обстреле ими объектов на побережье) может служить эпизод с подводной лодкой «М-62» (командир старший лейтенант Н. И. Малышев). Действуя на морских коммуникациях противника (район Феодосии), лодка получила приказ в ночь на 3 августа 1942 г. занять указанную по радио точку и включить свой прожектор. Световой ориентир был необходим для крейсера «Молотов» и лидера «Харьков», обстреливавших Двухъякорную бухту и порт Феодосия. Надводные корабли успешно выполнили артстрельбу по береговым объектам.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru