С началом Великой Отечественной войны в целях своевременного обнаружения сил немецко-фашистского флота часть подводных лодок была привлечена к несению дозорной службы. Лодки заняли позиции на подходах к военно-морским базам, портам и десантно-доступным местам побережья. Считалось наиболее вероятным что противник попытается осуществить вторжение на Черное море. Поэтому здесь для дозоров было развернуто больше подводных лодок, чем для борьбы с морскими перевозками. Предполагалось, что противник направит к Крымскому или Кавказскому побережью морской десант. Сведения, которыми располагал штаб флота, указывали на такую возможность. Не исключался также вариант проникновения в Черное море итальянских кораблей через пролив Босфор.
Рис. 24. Схема развертывания подводных лодок Черноморского флота в дальних дозорах в 1941 г.
Подводные лодки были развернуты на подходах к основным базам Черноморского флота (рис. 24). 22 июня 1941 г. в дальний дозор у Севастополя была направлена подводная лодка «М-33» (командир капитан-лейтенант Н. И. Голованов), в район Поти вышла «А-4» (командир капитан-лейтенант А. П. Касаткин). 25 июня в сторону Феодосии начала движение «М-32» (командир капитан-лейтенант Н. А. Колтыпин). Лодки должны были вести наблюдение за подходами к базам, а при обнаружении групп вражеских боевых кораблей или транспортов — атаковать их торпедами. Командирам лодок ставилась задача информировать штаб флота о всех случаях встречи с морскими и воздушными силами противника.
Для несения дозоров подводными лодками Черноморского флота было совершено 84 боевых похода, длившихся в общей сложности более 730 суток.
На Северном флоте с началом войны подводные лодки несли дозорную службу на подходах к Кольскому заливу (к северо-западу от п-ва Рыбачий) и Белому морю, В район Кольского залива шесть боевых походов совершили «М-174», «М-175» и «М-176». На подходах к Белому морю поочередно действовали «Щ-403» и «Щ-404».
На Балтийском флоте подводные лодки несли дозорную службу еще до начала войны: «М-96» занимала позицию в устье Финского залива, а «С-7» — в Ирбенском проливе. С началом войны в районе Либавской базы были развернуты «Л-3», «М-79», «М-81» и «М-83».
Подводная лодка «М-96» (командир капитан-лейтенант А. И. Маринеско) находилась в дозоре с 14 июня 1941 г. Вечером 20 июня, когда лодка маневрировала вблизи о. Бенгтшер, командир обратил внимание на то, что курсом на запад следует необычно много транспортных судов, большинство из них — под германским флагом. До 4 ч 21 июня прошли 32 транспорта. О своих наблюдениях Маринеско сообщил в штаб флота. Это донесение было очень важным. Готовясь к нападению на Советский Союз, немецко-фашистское командование, как это было перед началом первой и второй мировых войн, в срочном порядке выводило свои суда из портов будущего противника.
На Тихоокеанском флоте подводные лодки несли дозорную службу в течение всей войны. С этой целью были нарезаны позиции в районе главной базы (Владивосток), на подходах к Советской Гавани и у залива Владимир. В 1942 г., когда усилилась угроза нападения на Советский Союз Японии, число подводных лодок, несущих дозор, было увеличено.
Привлечение подводных лодок к дозорной службе было вполне оправданной мерой. Развернутые у наших баз в первые же дни войны (а в ряде случаев и до ее начала), они обеспечили наблюдение за дальними подходами к ним и были готовы в случае необходимости атаковать противника. По мере выявления обстановки необходимость в привлечении подводных лодок к дозорной службе отпадала, и они перенацеливались на выполнение других задач.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |