Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Разведка


Разведка

При ведении разведки подводные лодки выполняли широкий круг задач. Это прежде всего выявление морских коммуникаций противника, их напряженности и системы защиты; наблюдение за вражескими базами и портами, за побережьем; сбор сведений о противолодочных рубежах и характере деятельности в этих районах надводных сил. Сюда же относится ряд специальных видов разведки: минная, гидрометеорологическая, навигационная, радиоразведка и т. п. Разведывательная деятельность подводных лодок организовывалась так, что при решении одной какой-либо задачи (основной, главной) в той или иной мере решались и другие (дополнительные). Например, при выявлении морских коммуникаций лодки собирали данные о системе противолодочной обороны противника, о навигационной и гидрометеорологической обстановке и др. Как правило, основной считалась боевая задача, т. е. поиск и уничтожение транспортов. Разведывательные функции лодка осуществляла параллельно. Практически каждый поход был сопряжен с ведением разведки, и не было случая, чтобы лодка, возвратившись с боевого задания, не доставила сведений, полезных для командования. Обладая способностью длительное время находиться в море и вести скрытное наблюдение за вражескими транспортами, подводные лодки накапливали данные о местах их сосредоточения и маршрутах движения. Систематизация этих сведений с учетом данных других видов разведки позволяла устанавливать истинные линии коммуникаций противника.

В отдельных случаях разведка морских коммуникаций рассматривалась как основная задача. Летом 1942 г. штаб Черноморского флота отдал подводникам приказ выявить пути движения судов противника вдоль западного побережья. На это время атаки вражеских транспортов были запрещены. Подводные лодки установили, что пути движения транспортов идут от Босфора открытым морем, а далее — прибрежными фарватерами за минными заграждениями. Соответственно были уточнены районы действий наших подводных лодок.

Разведка баз и портов противника обычно имела целью установить количество находящихся в них кораблей и транспортов, определить характер причальных и навигационных сооружений, выявить систему охраны входов.

Чтобы разглядеть все это в перископ, подводной лодке требовалось очень близко (до 25—30 каб) подойти к порту. Иногда, если объект разведки был закрыт молом, дамбой или береговым выступом, нужно было подойти еще ближе, на рейд, или даже проникнуть в порт. Естественно, выполнение такой задачи всегда было сопряжено с большим риском: на подходах к портам и базам противник обычно выставлял минные заграждения, а на входе — противолодочные сети. Поэтому разведка баз и портов подводными лодками выполнялась лишь в тех случаях, когда эту задачу нельзя было решить другими силами.

В январе 1942 г. подводная лодка «М-35» (командир капитан-лейтенант М. В. Грешилов) получила задание выявить систему обороны порта Ялта, а также установить наличие транспортных средств в порту и войск в городе. Наблюдая с дистанции 8—10 каб в перископ, «М-35» смогла установить, что боновых заграждений и крупных транспортов в порту нет (у причалов находились лишь четыре рыболовные шхуны), огневых точек и других оборонительных сооружений в районе порта и вдоль набережной тоже нет, наблюдение за входом в порт осуществляет наблюдатель с сигнальной вышки на оконечности мола.

В феврале — марте 1942 г. с такими же заданиями к Ялте посылались подводные лодки «М-36» и «М-118». Полученные сведения были использованы при организации артиллерийских обстрелов береговых объектов надводными кораблями.

В сентябре 1941 г. подводная лодка «М-97» (командир капитан-лейтенант А. И. Мыльников) успешно вела разведку порта Таллин. Лодка должна была выявить фарватеры, используемые противником, наличие дозоров и систему противолодочной обороны на подходах к порту, установить наличие в нем кораблей. Выполняя задание, «М-97» вела наблюдение непосредственно у входа в порт, в 1—2 каб от боновых заграждений.

При разведке побережья подводным лодкам часто ставилась задача выявить систему противодесантной обороны, наличие на прибрежных дорогах скоплений войск и интенсивность их передвижения, характер деятельности прибрежных аэродромов.

Обнаружение системы противодесантной обороны обычно было связано с подготовкой десантных операций.

Подводные лодки заблаговременно направлялись в районы предполагаемой высадки, где тщательно обследовали побережье. С подобными целями наиболее широко использовались подводные лодки на Черноморском флоте. Прежде всего сюда относится Керченско-Феодосийская десантная операция в декабре 1941 г.

В ходе подготовки к этой операции подводные лодки «Щ-201», «Щ-203», «М-51», «М-54» сделали по нескольку специальных боевых походов в район высадки, где вели длительное наблюдение за прибрежной полосой. В результате были установлены места расположения дотов и дзотов, постов наблюдения на побережье Феодосийского залива, выявлена система дозоров. Подводные лодки установили также, что в районе нет торпедных катеров (это было очень важно для решения вопроса об участии в операции крупных надводных кораблей), а вход в порт Феодосия закрыт боновыми заграждениями. В результате командование получило ряд важных сведений, которые были учтены при подготовке операции.

В январе 1943 г. успешно вела разведку побережья Таманского полуострова подводная лодка «А-2». Ее данные были использованы при высадке десанта у Озерейки.

В ходе выполнения задачи разведки побережья противника подводные лодки наблюдали за прибрежными аэродромами и характером полетов самолетов противника. Так, в период с 21 февраля по 10 апреля 1942 г. подводные лодки «М-35» и «М-113» совершили шесть боевых походов в район Евпатории, где попутно с решением ряда других задач вели наблюдение за аэродромом противника, расположенным вблизи Саки. Было установлено, что на аэродроме базируется до 30 самолетов Ю-88 и Ме-110, что наиболее часто они вылетают с аэродрома во второй половине дня и возвращаются группами по два-три самолета. Данные, полученные от подводных лодок, были использованы при организации ряда бомбо-штурмовых ударов авиации Черноморского флота по этому объекту.

В некоторых случаях авиация действовала по сигналам, полученным с подводных лодок. Так, 8 апреля 1942 г. подводная лодка «М-35» (командир капитан-лейтенант М. В. Грешилов), установив, что на аэродроме сосредоточилось до 25 самолетов противника, донесла об этом непосредственно в 116-й авиаполк. В ту же ночь самолеты нанесли бомбо-штурмовой удар по аэродрому.

«М-35» наблюдала и зафиксировала 94 взрыва авиабомб в районе объекта удара.

В ходе Великой Отечественной войны подводными лодками в глубокий тыл врага было скрытно высажено более 50 разведывательно-диверсионных групп. К месту высадки, как правило, лодка подходила днем в подводном положении. Тщательно разведав район высадки, обследовав береговую черту (в перископ) и определив как можно точнее свое место, лодка ложилась на грунт. С наступлением темноты она всплывала в надводное положение и высаживала десантную группу, которая на резиновых надувных шлюпках добиралась до берега.

Следует отметить, что высадить разведывательную группу с подводной лодки было делом очень сложным. Противник мог устроить засаду и с короткой дистанции открыть по лодке пулеметно-пушечный огонь. Найти подходящие для высадки условия значило наполовину решить задачу. Случалось так, что, покинув базу при штилевой погоде, подводная лодка подходила к району высадки в условиях большой волны и сильного ветра.

Трудности были и у людей, спустившихся в резиновую шлюпку с тяжелым грузом — оружием и необходимым снаряжением. При ветре и волне шлюпку заливало водой, опрокидывало или относило далеко в сторону от намеченного для высадки места.

Наибольшее число разведывательных групп высажено на Северном флоте (39 из общего числа 50). Здесь разведчики, как правило, вели наблюдение за движением вражеских конвоев вдоль побережья Северной Норвегии.

5 января 1943 г. подводная лодка «Л-20» (командир капитан 3 ранга В. Ф. Тамман), форсировав минное заграждение, подошла к месту высадки разведывательной группы и легла на грунт на глубине 58 м в ожидании ночи. Около полуночи лодка в надводном положении подошла к берегу в том месте, где норвежские партизаны должны были подать условный сигнал, с получением сигнала начала высадку, а через час успешно ее закончила и смогла покинуть район.

18 февраля 1943 г. подводная лодка «К-21» (командир капитан 2 ранга Н. А. Лунин), выполнив, минную постановку в Квенанген-фьорде (район о. Лоппа), направилась в район высадки разведывательной группы. Однако погода быстро испортилась. На следующую ночь, когда ветер утих и волна стала меньше, эта задача была решена.

31 марта 1943 г. подводная лодка «С-55» (командир капитан 3 ранга Л. М. Сушкин) пришла в назначенный район (Перст-фьорд), уточнила свое место и в ожидании темного времени легла на грунт. Ночью лодка всплыла в надводное положение и после обмена с берегом условными световыми сигналами начала высадку разведчиков. Через полтора часа высадка успешно закончилась и «С-55» ушла из района высадки для действий на коммуникациях противника.

5 апреля 1943 г. подводная лодка «С-56» (командир капитан-лейтенант Г. И. Щедрин) засветло подошла к берегу в районе высадки и легла на грунт. С наступлением темноты она всплыла в позиционное положение и, получив условный сигнал, подошла к берегу. После высадки, которая продолжалась около часа, «С-56» направилась в район поиска и уничтожения транспортных судов противника.

Примерно так же происходила высадка других групп.

На Черноморском флоте первую группу разведчиков в количестве 14 человек, которую возглавлял Цвятко Радойнов, высаживала подводная лодка «Щ-211» (командир капитан-лейтенант А. Д. Девятко, на борту командир дивизиона капитан 3 ранга Б. А. Успенский). Вечером 6 августа с разведчиками было проведено тренировочное занятие, на котором отрабатывались посадка в шлюпки и гребля в указанном направлении. На следующий день «Щ-211», прибыв на заданную позицию в районе Варны, приступила к доразведке района. 11 августа с наступлением вечерних сумерек она подошла к месту высадки и, определившись, легла на грунт на глубине 10 м, а ночью всплыла в позиционное положение и, подойдя к берегу на 150 м, приступила к высадке десантной группы. Высадку обеспечивали специально назначенные из числа матросов наблюдатели с автоматами. После того как шлюпки отошли от борта и скрылись в темноте, «Щ-211» покинула место высадки и направилась в район действий на коммуникациях противника.

Вторую разведгруппу в количестве 9 человек, которую возглавлял Мирко Станко Петров, высаживала 28 августа подводная лодка «С-32» (командир капитан 3 ранга С. К. Павленко). Погода была благоприятная: ветер до 3 баллов, море 1—2 балла. Расстояние до берега — примерно 350 м. На подготовку шлюпок и высадку десантной группы ушло не более четверти часа. Ничего подозрительного на берегу обнаружено не было, высадка прошла успешно.

Как показал опыт, наибольшие трудности возникали при обратном приеме разведывательных групп. В этом случае лодка и группа должны были встретиться в назначенном месте точно в указанный срок. Обстановка же нередко складывалась так, что либо разведчики не успевали подойти к определенному часу, либо лодка, прибыв к месту встречи, обнаруживала там противника.

Перед выходом подводных лодок на вражеские коммуникации в Балтийском море необходимо было разведать наиболее безопасные маршруты их следования на позиции. Справиться с такой задачей силами надводных кораблей и авиации не представлялось возможным, поэтому ее решали сами подводные лодки. В 1943 г., когда обстановка в Финском заливе оказалась наиболее сложной (противник предпринял меры по усилению противолодочного рубежа, и о возможности его форсирования судить было трудно), на разведку были посланы подводные лодки «Щ-303», «Щ-408» и «Щ-406» с заданием выявить характер оборудования рубежа и наличие в нем проходов. В случае отсутствия таковых лодкам предстояло найти возможные способы форсирования заграждений. В подготовительный период были разработаны маршруты движения лодок через Финский залив, определены наиболее опасные участки пути, даны рекомендации по действиям командиров лодок на каждом из них. Непосредственно перед выходом в море было выполнено размагничивание и маскировочное окрашивание подводных лодок. После прохода отдельных участков командиры должны были доносить по радио об обстановке и о своих дальнейших действиях.

В итоге разведывательного похода южнее мыса Порккала-Удд были обнаружены мощные сетевые заграждения. Данные разведки показали, что форсирование противолодочного рубежа в Финском заливе сопряжено с неоправданно большим риском. На основании этой информации выход подводных лодок в Балтийское море был приостановлен.

Гидрометеорологическая и навигационная разведка обычно выполнялась подводными лодками попутно с решением главной боевой задачи. В отдельных случаях (в различные периоды боевого похода) она становилась для подводной лодки основной. В ноябре 1941 г. подводная лодка Балтийского флота «Щ-309» (командир капитан-лейтенант И. С. Кабо) в течение 10 суток вела метеорологическую разведку в районе скалы Богшер. Регулярно, два раза в сутки, лодка доносила в штаб флота состояние погоды. Эти данные использовались авиацией и подводными лодками, действовавшими в районе п-ова Ханко. С аналогичной целью в феврале — марте 1944 г. действовали подводные лодки Черноморского флота «М-35» и «М-117» (первая в районе мыса Тарханкут, вторая в Каркинитском заливе). Сведения о состоянии погоды, полученные от этих лодок, использовались авиацией. Данные навигационной разведки использовались главным образом самими подводными лодками.

Использование подводных лодок в целях радиоразведки практиковалось редко. Относительно небольшие размеры морских пространств позволяли решать эту задачу береговыми средствами. Кроме того, далеко не все подводные лодки располагали необходимой аппаратурой И все же такая задача решалась подводными лодками: в одних случаях как дополнительная, в других — как основная на весь период боевого похода Известен пример относящийся к концу 1943 — началу 1944 г. К западу от о. Нордкап (Северный флот) отмечалась работа свыше десяти радиостанций и радиомаяков, но береговые радио-пеленгаторные станции с трудом их прослушивали. Направленные в этот район подводные лодки «Щ-403», «Л-22» и «С-15» успешно выполнили поставленную перед ними задачу разведки.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru