Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Защита морских коммуникаций


Защита морских коммуникаций

Обеспечение безопасности морского судоходства имело исключительно важное значение для всех наших флотов и сохранило актуальность до конца войны. Особую роль играли северные внешние морские коммуникации, где главные порты выгрузки вооружения, техники, продовольствия — Мурманск и Архангельск располагались близко к фронту.

Рассчитывая на захват Мурманска в первые недели своего наступления и быстрое завершение войны, фашистское верховное командование не готовилось к нарушению морского судоходства в Заполярье. Поэтому первые караваны судов, прибывшие в наши северные порты, не только не понесли потерь, но вообще не встретили никакого противодействия.

Однако в скором времени противник понял свой просчет. В начале 1942 г. в Северную Норвегию были направлены большие надводные корабли: линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» «Лютцов», «Хиппер», крейсер «Кёльн», а также две флотилии эскадренных миноносцев. Кроме ранее базировавшихся на севере Норвегии немецких подводных сил туда было передано еще 14 лодок. Количество самолетов на аэродромах Северной Норвегии увеличилось до 500 единиц.

В марте противник начал наносить по конвоям систематические комбинированные удары, в которых участвовали надводные корабли, подводные лодки и авиация. С этого времени борьба на коммуникациях стала главным содержанием боевых действий противоборствующих сторон в Норвежском и Баренцевом морях.

За организацию движения конвоев отвечало английское адмиралтейство. Северный флот усиливал их охранение, создавая благоприятные условия для плавания в своей зоне. Чтобы обезопасить движение конвоев от ударов немецкой эскадры, была создана группа оперативного прикрытия, в которую вошли крупные надводные корабли (крейсера, эскадренные миноносцы) и подводные лодки.

С выходом конвоя корабли из состава оперативного прикрытия начинали движение параллельно его курсу или развертывались на дальних подходах к базам противника. Подводные лодки располагались на путях возможного движения кораблей немецкой эскадры. Советские лодки развертывались ближе к норвежскому побережью (на выходах немецко-фашистских кораблей из шхер), английские — мористее (рис. 22).

Рис. 22. Схема обеспечения перехода союзных конвоев в Норвежском и Баренцевом морях в 1942—1943 гг.

Когда конвои выходили в океан, вся повседневная боевая деятельность Северного флота: разведка, дозорная служба, траление, противолодочная и противовоздушная оборона, а также другие мероприятия, проводившиеся в операционной зоне флота, направлялись на защиту конвоя. За двое-трое суток до подхода конвоя к операционной зоне Северного флота подводные лодки переразвертывались с позиций на морских коммуникациях противника в районы подходов к пунктам базирования боевых кораблей противника. Впервые подводные лодки были развернуты в марте 1942 г. для защиты конвоя «РQ-12». Пять подводных лодок («К-23», «Д-3», «С-102», «Щ-402», «Д-422») из районов, где они действовали на коммуникациях противника, были направлены к пунктам базирования крупных немецких кораблей.

В дальнейшем, начиная с конвоя «PQ-13», Северный флот стал проводить операции, в которых участвовали практически все силы флота. Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя, подводные лодки постоянно находились на путях движения кораблей противника, авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам, прикрывала конвои при их приближении к берегу на 150—200 миль, осуществляла противовоздушную оборону баз и стоянок судов. Проводилось заиленное траление.

Примечательны подробности событий, связанных с защитой конвоя «PQ-17». Этот конвой, имевший в своем составе 34 транспорта, вышел из Исландии в последние дни июня 1942 г. На транспортах было много оружия, боеприпасов,, продовольствия, промышленного оборудования. 1 июля в 60 милях восточнее о. Ян-Майен конвой был обнаружен воздушной разведкой противника. На следующий день в воздухе вновь появился самолет-разведчик, а 4 июля первую атаку предприняли вражеские бомбардировщики. 4 июля в 23 ч союзным командованием было получено известие о выходе в море германской эскадры в составе линейного корабля «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и восьми эскадренных миноносцев. Под предлогом серьезной опасности со стороны этого отряда адмиралтейство отдало приказ конвою рассредоточиться. Силы прикрытия и охранения конвоя были отведены на запад от о. Медвежий. Дальнейший путь к портам назначения транспортам предстояло совершить самостоятельно.

В это время на выходе из Альтен-фьорда находилась подводная лодка «К-21» (командир капитан 2 ранга Н. А. Лунин). Получив 5 июля сообщение о выходе в море германской эскадры, лодка погрузилась и стала осуществлять поиск противника. В 16 ч 33 мин при следовании лодки в южном направлении гидроакустик доложил, что слышит слева по курсу шумы винтов крупных надводных кораблей (рис. 23). «К-21» всплыла под перископ, однако в указанном направлении ничего не было видно. При повторном подъеме перископа в 40—50 каб была замечена вначале мачта, а затем надстройка миноносца. За первым эсминцем появился второй. Оба шли на большой скорости. Командир решил атаковать концевой корабль, но воздержался, так как в 17 ч 18 мин на горизонте снова показались мачты. Два крупных корабля следовали в строю фронта в охранении восьми эскадренных миноносцев на зигзаге. Обнаруженные ранее эсминцы, по-видимому, выполняли функции дальнего охранения. Не доходя до подводной лодки 15—20 каб, они повернули обратно и встали в общий строй эскадры.

Рис. 23. Схема маневрирования подводной лодки «К-21» при атаке немецкого линкора «Тирпиц» 5 июля 1942 г.

Лунин решил атаковать большой корабль, находившийся слева. В 17 ч 25 мин подводная лодка начала сближение с целью. Через несколько минут командир «К-21» отчетливо распознал в больших кораблях линейный корабль «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». В 17 ч 36 мин, когда лодка уже была на боевом курсе, эскадра неожиданно повернула на 90° влево и большие корабли оказались в строю кильватера. Дистанция между ними составляла 20—30 каб. Оказавшись в новой позиции, командир лодки наблюдал корабли противника под большими курсовыми углами. Это заставило его повернуть на новый боевой курс — почти обратный. В 17 ч 50 мин эскадра вновь выполнила поворот «все вдруг», на этот раз вправо. Теперь «К-21» оказалась между курсами больших кораблей. «Тирпиц» находился под очень острым курсовым углом (5—7° левого борта), атаковать его было удобнее из кормовых торпедных аппаратов. В 18 ч 01 мин с дистанции 17—18 каб лодка выпустила четыре торпеды с временным интервалом 4 с. Торпеды имели установку глубины хода 2 м. Перед залпом командир заметил, что головной эсминец начинает, поворот. Опасаясь, что противник заметил лодку и идет на нее в атаку, Лунин сразу же после выпуска первой торпеды опустил перископ. По окончании стрельбы лодка резко увеличила глубину и скорость. Через 2 мин 15 с акустик доложил о двух взрывах. В 19 ч 09 мин «К-21» всплыла, и командир донес но радио, что встретил и атаковал «Тирпиц». Это донесение было перехвачено неприятельской радиостанцией. Считая, что замысел преждевременно раскрыт, и опасаясь за судьбу линкора, фашистское командование приказало эскадре возвратиться в базу.

В тактическом отношении атака «К-21» была выполнена с большим мастерством. Действуя в очень сложной обстановке (сильное прикрытие, большая скорость, движение на незакономерном Зигзаге), подводная лодка проникла внутрь охранения и атаковала наиболее ценный объект — линейный корабль противника.

В 1942 г. подводные лодки Северного флота много раз развертывались на вероятных путях движения немецких кораблей. Так, в операции по прикрытию конвоев «PQ-18», следовавшего в Архангельск, и «QP-14», направлявшегося в Англию (обратный конвой), четыре подводные лодки занимали позиции вдоль норвежского побережья, на выходах из шхерных фарватеров. В сентябре после прохода конвоев лодки были переразвернуты для действий на коммуникациях противника.

В 1943 г. общая обстановка на внешних коммуникациях характеризовалась снижением активности противника. Поэтому подводные лодки редко привлекались для защиты своего судоходства (лишь несколько раз в феврале и декабре). Начиная с 1944 г. эта задача была с них полностью снята.

Для защиты внутренних морских коммуникаций в Карском море в августе — сентябре 1943 г. в районы к северу от мыса Желания (Новая Земля) совершили по одному походу подводные лодки «С-101», «С-54», «Щ-402», «К-1». 28 августа «С-101» (командир капитан-лейтенант Е. Н. Трофимов, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга П. И. Егоров) потопила действовавшую против наших судов немецкую подводную лодку «U-639». В начале декабря 1943 г. для поиска и уничтожения немецких кораблей сюда были направлены подводные лодки «Л-20», «К-21», «С-102». 27 декабря «Л-20», маневрируя в районе о. Инге, обнаружила четыре эскадренных миноносца, но из-за плохой видимости (ночь, снежный заряд) не смогла их атаковать.

Использование подводных лодок для защиты своих морских коммуникаций на других флотах носило ограниченный характер. Подводные лодки обычно совмещали эту задачу с действиями по нарушению морских коммуникаций противника.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru