В начале войны основной судоходный путь противника на Черном море пролегал вблизи западного побережья и соединял порты Констанца, Сулина, Бургас, Варна. Этот район, для которого характерны малые глубины (20-метровая изобата расположена в 10—20 милях от берега), был неудобен для действий наших подводных сил. Небольшая протяженность транспортных линий позволяла врагу совершать переходы из одного порта в другой в течение одной ночи. Напряженность судоходства была незначительной, так как основной груз — румынская нефть — доставлялся главным образом по Дунаю и железной дороге. Направление движения изменилось после оккупации противником Крыма. С этого времени перевозки стали осуществляться по трассам Констанца — Одесса и Одесса — Севастополь. Иногда суда шли и прямым, кратчайшим путем между Констанцей (или другими портами) и Севастополем. В качестве транспортных средств использовались, как правило, десантные паромы и другие мелкосидящие суда. Попасть в них торпедами было очень трудно.
Обеспечивая защиту своих коммуникаций, противник еще до начала боевых действий выставил параллельно береговой черте минные заграждения. Границы заграждений долгое время оставались невыявленными, и случалось, что наши подводные лодки, находившиеся на позиции, маневрировали среди мин. Дополнительные сложности для подводных лодок создавали переменные (дрейфовые) течения.
Подводные силы Черноморского флота были сведены в две бригады и один отдельный учебный дивизион (табл. 4). 1-я бригада (командир капитан 1 ранга П. И, Болтунов, начальник политотдела полковой комиссар А. Д. Якимчук, начальник штаба капитан 1 ранга А. В. Крестовский) состояла из четырех дивизионов, включавших 22 большие и средние подводные лодки. 2-я бригада подводных лодок (командир капитан 1 ранга М. Г. Соловьев, начальник политотдела полковой комиссар А. Е. Фомичев, начальник штаба капитан 3 ранга А. С. Куделя) состояла из трех дивизионов, включавших 15 малых подводных лодок. Отдельный учебный дивизион (командир капитан 3 ранга Л. Г. Петров) имел в своем составе три средние и четыре малые подводные лодки.
Таблица 4
1-я бригада | 2-я бригада | Отдельный учебный дивизион | |||||
1-й дивизион | 2-й дивизион | 3-й дивизион | 4-й дивизион | 6-й дивизион | 7-й дивизион | 8-й дивизион | |
Л-4 Л-5 Л-6 |
Д-4 Д-5 Д-6 С-31 С-32 С-33 С-34 |
Щ-204 Щ-205 Ш-206 Щ-207 Щ-208 Щ-209 Щ-210 |
Щ-211 Щ-212 Щ-213 Щ-214 Щ-215 |
А-1 А-2 А-3 А-4 А-5 |
М-31 М-32 М-33 М-34 М-58 М-59 М-60 М-62 |
М-35 М-36 |
Щ-201 Щ-202 Щ-203 М-51 М-52 М-54 М-55 |
В основу организации боевого использования подводных лодок на Черноморском флоте, как и на других флотах, был заложен позиционный метод. Здесь он был выражен наиболее четко. Позиции имели небольшие размеры и были разнесены одна от другой, на значительные расстояния. Вначале были назначены три позиции. Одна располагалась у мыса Олинька, другая — в районе порта Мангалия, третья — на подходах к мысу Эмине (рис. 15).
Рис. 15. Позиции подводных лодок Черноморского флота в 1941 г.
Первыми на позиции вышли «Щ-205» (командир капитан-лейтенант П. С. Дронин), «Щ-206» (командир капитан-лейтенант С. А. Каракай), «Щ-209» (командир капитан-лейтенант И. Н. Киселев), их сменили, другие подводные лодки. За июнь—июль было совершено девять боевых походов, однако успеха они не принесли. Основная причина заключалась в том, что противник в первые же дни войны резко сократил объем перевозок. Сказывались также и ограниченные размеры позиций, и отсутствие боевого опыта у командиров подводных лодок.
В августе 1941 г. размеры позиций и их нарезка были несколько изменены, что благоприятно отразилось на действиях подводных лодок. В первом же походе на новую позицию подводная лодка «Щ-211» (командир капитан-лейтенант А. Д. Девятко, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга Б. А. Успенский) добилась успеха — потопила транспорт «Пелес» (5708 брт).
Второй боевой поход этой лодки в сентябре 1941 г. тоже был успешным. Действуя к югу от Варны, «Щ-211» днем вела поиск транспортов вблизи берега, а ночью отходила мористее, где производила зарядку аккумуляторной батареи и одновременно вела поиск противника. 29 сентября в 8 ч 36 мин лодка, следуя курсом 0° на перископной глубине (рис. 16), заметила на горизонте пять шедших ей навстречу сторожевых катеров. Чтобы не быть обнаруженным, Девятко отвернул круто вправо, а затем, пропустив катера, взял курс почти прямо на юг. В 9 ч 48 мин показался вражеский караван из трех транспортных судов. В охранении миноносца, сторожевого катера и самолета он шел со стороны Варны в направлении пролива Босфор. Выбрав целью головной транспорт, командир начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Цель уже выходила на расчетный угол упреждения, когда находившийся в 1,5 каб сторожевой катер двинулся прямо на лодку. Командир успел убрать перископ, и катер проскочил мимо, но момент залпа был упущен. Теперь служить целью могло только второе судно. Увеличив ход, Девятко пересек курс конвоя и вышел с другого борта. Дистанция до цели не превышала 2 каб. В 10 ч 16 мин из кормового аппарата была выпущена торпеда, и через 20 с раздался сильный взрыв. Выполнив маневр погружения, «Щ-211» легла на грунт. Через полчаса лодка всплыла под перископ. Атакованное судно погрузилось так, что над водой виднелся лишь полубак. Торпедирован был итальянский танкер «Суперга» (6154 брт).
На следующий день, 30 сентября, по окончании зарядки аккумуляторной батареи «Щ-211» вернулась в этот район. Около полузатонувшего танкера находились миноносец, буксир и несколько катеров. Очевидно, они были заняты спасательными работами. Командир решил в повторной атаке добить танкер торпедами. Однако противник заметил перископ и контратаковал лодку глубинными бомбами. Лодка отошла мористее и легла на грунт. Со стороны танкера акустик долго слышал шумы винтов. Когда они прекратились, лодка всплыла под перископ и, убедившись в безопасности, подошла ближе к остававшемуся на плаву судну. С дистанции 6 каб был дан двухторпедный залп. Через 50 с раздались два сильных взрыва, окончательно решивших судьбу танкера.
Боевой успех «Щ-211» не случаен. Командир лодки — капитан-лейтенант А. Д. Девятко пользовался авторитетом как человек высоких морально-боевых качеств, один из наиболее грамотных командиров, мастер торпедной стрельбы. За уничтожение двух крупных судов противника (в сумме около 12 000 брт) Девятко был награжден орденом Красного Знамени.
Рис. 16. Схема маневрирования подводной лодки «Щ-211» при атаке конвоя 29 сентября 1941 г.
Во второй половине октября 1941 г. вместо прежних позиций подводным лодкам было нарезано в западной части Черного моря пять довольно обширных районов. Разграничительные полосы ликвидировались. В результате лодки получили возможность действовать как на прибрежных, так и на удаленных от берега путях движения судов. Для наблюдения непосредственно за подходами к портам, которыми мог пользоваться противник, дополнительно были отведены три небольшие позиции.
26 октября командир подводной лодки «М-35» старший лейтенант М. В. Грешилов обнаружил в перископ три буксира с двумя паромами. Объявив боевую тревогу, он начал маневрирование для выхода на боевой курс. Через 30 мин, когда дистанция сократилась до 4 каб, лодка неожиданно коснулась дна моря. Опасаясь, что торпеды зароются в грунт, командир отказался от атаки. Он решил отойти мористее и следовать параллельным курсом, с тем чтобы в темное время сблизиться с противником и применить против него артиллерию.
В 18 ч 22 мин «М-35» всплыла в позиционное положение. Сблизившись на полном ходу до 3 каб, она открыла по целям огонь из 45-мм пушки и пулемета. В результате один паром затонул, а другой был вынужден выброситься на берег. В это время показался сторожевой катер. Лодка прекратила стрельбу и отошла в сторону моря.
27 октября, подойдя как можно ближе к берегу в районе мыса Олинька, «М-35» легла на грунт на глубине 8,5 м. Двигатели были остановлены. В таком положении лодка могла вести наблюдение в перископ. В 17 ч 10 мин по пеленгу 18° был обнаружен дым (рис. 17), и «М-35» начала движение в этом направлении. В 18 ч 44 мин лодка всплыла в надводное положение. Командир с мостика мог наблюдать стоявший на якоре у входа в порт Сулина транспорт противника. На подходе к цели лодка вновь погрузилась. Глубиномер в центральном посту показывал 4, а затем 3 м. Лодка буквально ползла по дну. При касаниях грунта она подвсплывала до позиционного положения, а затем вновь погружалась. Наконец дистанция уменьшилась до 4 каб и можно было стрелять. В 20 ч 15 мин был дан залп двумя торпедами. Когда через четверть часа лодка всплыла в позиционное положение, над транспортом был виден большой столб дыма. Позднее стало известно, что «М-35» повредила фашистский транспорт «Лола» (4500 брт).
Рис. 17. Схема маневрирования подводной лодки «М-35» 27 октября 1941 г.
5 ноября подводная лодка «Щ-214» (командир капитан-лейтенант В. Я. Власов, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга Б. А. Успенский) потопила итальянский танкер «Торчелло» (3336 брт). Это было уже второе уничтоженное судно из пяти крупных итальянских танкеров, перевозивших румынскую нефть в Италию. Движение этих судов прекратилось до середины мая 1942 г. Таким образом, удары черноморских подводников вызвали перебои в снабжении главного союзника Германии стратегическим сырьем.
Минные постановки на Черноморском флоте первое время выполнялись массированно, мины ставились на коммуникациях противника в линию. При этом предполагалось, что вражеские суда из-за минной опасности будут двигаться мористее и, таким образом, окажутся в зоне, благоприятной для атак торпедных подводных лодок. Для действий заградителей были выбраны подходы к портам Варна и Мангалия, а также район у мыса Олинька.
В августе в море вышла лодка — подводный минный заградитель «Л-5» (командир капитан-лейтенант А. С. Жданов), которая поставила мины у мыса Олинька. Следом за этой лодкой в поход вышла «Л-4» (командир капитан-лейтенант Е. П. Поляков). Обе лодки, чередуясь, действовали только в минном варианте. Позднее к ним подключилась «Л-6» (командир капитан-лейтенант Б. В. Гремяко). До конца года «Л-4» совершила семь походов, «Л-5» — пять, «Л-6» — два боевых похода. Было поставлено более 260 мин, на которых подорвались два транспорта противника.
Всего за кампанию 1941 г. подводные лодки Черноморского флота совершили 103 боевых похода, выполнили 24 торпедные атаки, потопили пять транспортов противника (около 18 тыс. брт). Скромный (относительно) успех подводников объясняется, по-видимому, тем, что противник использовал в основном малотоннажный флот — баржи, паромы, шхуны, сейнеры. Из 550 обнаруженных в 1941 г. подводными лодками судов, 498 оказались судами подобного рода. Встречи с крупными транспортами были очень редки.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |