Условия для действий подводных лодок Черноморского флота в 1942 г. намного усложнились. В связи с осадой Севастополя им пришлось перебазироваться в Туапсе, Новороссийск, а затем в отдаленные порты Кавказского побережья: Поти, Очамчире, Батуми. Это намного увеличило протяженность пути следования к морским коммуникациям противника и соответственно сократило время пребывания на позициях. Так, если в течение первых четырех месяцев войны ежемесячно в море находились 12—13 лодок и общий срок их пребывания на позициях составлял примерно 113 суток, то в первой половине 1942 г. эти цифры соответственно сократились до 9 и 85. Надо отметить, что после перебазирования лодок в Кавказские порты возможности для их ремонта значительно ухудшились.
Первые месяцы 1942 г. не принесли успеха нашим подводным лодкам. До середины февраля было совершено 9 боевых походов, но, как и раньше, кроме шхун, лодки ничего не встречали. Причина оказалась простой: в это время противник прекратил свои перевозки вдоль западного побережья Черного моря.
В мае 1942 г. противник активизировал действия в Крыму, интенсивнее стало и движение транспортных судов. Вечером 18 мая подводная лодка «Щ-205» (командир капитан 3 ранга П. Д. Сухомлинов, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга Г. Ю. Кузьмин), находясь в 30 каб к северу от мыса Карабурун, обнаружила самоходную баржу грузовместимостью около 1500 брт (впоследствии выяснилось, что это был транспорт «Дуатене»). Курсовой угол цели оказался большим, и командир не вышел в торпедную атаку. Он решил дождаться, когда стемнеет, и применить по цели артиллерию. С наступлением густых сумерек «Щ-205» всплыла в позиционное положение и начала сближение. Противник заметил лодку на фоне светлой части горизонта, сразу же повернул к берегу и выбросился на отмель. Подойдя на дистанцию 12 каб, лодка обнаружила небольшую шхуну. Артиллерийский огонь был открыт по обоим вражеским судам. Через несколько минут на шхуне вспыхнул пожар, и она затонула. Транспорт получил несколько прямых попаданий. Считая, что продолжать обстрел нецелесообразно, командир прекратил огонь и направил лодку в море.
Утром 23 мая «Щ-205» обнаружила другой транспорт, шедший в направлении пролива Босфор. Сухомлинов начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Через 30 мин, когда дистанция сократилась до 6—7 каб, лодка выстрелила двумя торпедами с интервалом 12 с. Противник заметил торпеды и, резко повернув к берегу, уклонился от них. Одна из торпед взорвалась, ударившись о землю.
Командир решил повторить атаку. Подойдя на дистанцию 2,5 каб, он выстрелил почти в упор по транспорту, ставшему на якорь в 1—2 каб от берега. Торпеда попала прямо в цель, но судно осталось на плаву. Командир начал маневрирование для новой атаки и через 13 мин выпустил еще одну торпеду. Судно, наконец, затонуло. Оказалось, что это был сухогрузный транспорт «Сафак» (4 тыс. брт). Активным, настойчивым действиям командира «Щ-205» командование бригады дало высокую оценку.
В начале лета боевая активность подводных лодок Черноморского флота на коммуникациях противника резко снизилась, а с 20 июня практически прекратилась.
Все подводные лодки были перенацелены на оказание помощи осажденному Севастополю. Они вернулись к действиям на морских путях лишь после того, как Севастополь был оставлен нашими войсками.
Первой после перерыва на морские коммуникации вышла «Щ-216» (командир капитан 3 ранга Г. Е. Карбовский). Заняв позицию в районе мыса Олинька, лодка несколько суток вела поиск кораблей и судов противника. 6 октября, находясь недалеко от берега, командир лодки в течение 4 ч наблюдал работу Старосулинского маяка и сделал заключение, что ночью возможно движение судов. Для встречи с ними лодка отошла мористее, однако обнаружить ничего не удалось.
Утром следующего дня лодка вновь направилась к берегу. На подходе к Сулинскому рейду она встретила землечерпалку, две шаланды, миноносец и четыре сторожевых катера. Командир счел эти объекты неподходящими для атаки. К сожалению, более крупные цели не появлялись.
10 октября «Щ-216» находилась в позиционном положении в районе порта Сулина. С наступлением темноты командир вновь заметил работу маяка, а через час на дистанции 17 каб обнаружил транспорт. Развернув лодку на цель, Карбовский с дистанции 6 каб дал залп тремя торпедами с интервалом 8 с. Через минуту в средней части транспорта произошел сильный взрыв, и судно начало быстро тонуть. Торпедированным оказался румынский транспорт «Карпаты» (4336 брт). Катера охранения выстрелили осветительные ракеты, когда подводная лодка уже уходила под воду. В последующие четверо суток «Щ-216» встреч с противником не имела. В районе атаки вражеские самолеты и катера долго еще искали нашу подводную лодку.
Действия командира «Щ-216» заслужили одобрение командования. Он смело и настойчиво искал крупные цели непосредственно у входа в порт, внимательно наблюдал за работой маяка, чтобы определить момент выхода транспортов противника.
В 1942 г. в тактике действий подводных лодок стал практиковаться новый прием, который впервые применил капитан-лейтенант М. В. Грешилов. Ночью 21 октября его лодка подошла на расстояние 50 каб к порту Сулина и стала там на якорь. Оставаясь в надводном положении, она вела наблюдение за входом в порт. С рассветом «М-35», не снимаясь с якоря, погрузилась на перископную глубину. В полдень она еще ближе подошла к порту и, отдав якорь, стала вести наблюдение в перископ. Примерно в 18 ч на расстоянии 35 каб от входа в порт был обнаружен крупный транспорт противника, шедший в охранении миноносца и двух сторожевых катеров. Сблизившись с транспортом до 4 каб, «М-35» выпустила в него две торпеды. Через 30 с на лодке услышали взрыв. Как оказалось, был потоплен транспорт «Прогресс» (6875 брт). Корабли охранения, преследуя нашу лодку, сбросили на нее 32 бомбы, но не причинили повреждений.
Метод постановки на якорь давал подводной лодке, осуществлявшей наблюдение за входом в порт, ряд преимуществ. Уменьшался расход электроэнергии и, следовательно, возрастало время пребывания ее вблизи побережья противника, снижалась вероятность подрыва на минах. Остановив двигатели, лодка могла использовать ночью шумопеленгатор (в надводном положении и при работающих дизелях это было невозможно).
В кампанию 1942 г. подводные лодки Черноморского флота 40 раз выходили в торпедные атаки, из них 29 раз днем (73%) и 11 раз ночью (27%). Успешность атак составила 38%. В 20 случаях атаки выполнялись по конвоям (два-три транспорта в охранении одного-двух миноносцев и нескольких сторожевых кораблей). Средняя дистанция стрельбы торпедами днем и ночью равнялась 5—6 каб. В большинстве случаев применялась прицельная стрельба одиночными торпедами, лишь пять торпедных атак было выполнено с выпуском двух и более торпед. В результате восьми артиллерийских атак было уничтожено восемь легких судов противника.
Можно отметить, что в 1942 г. подводные лодки действовали на коммуникациях самостоятельно, без поддержки других сил. Радиосвязь между подводными лодками и самолетами (равно как и между самими лодками) еще не была налажена, поэтому поступавшая от штабов информация об обстановке запаздывала, теряя свою ценность.
В тактике подводных минных заградителей произошли некоторые изменения — они стали использоваться в минно-торпедном варианте. При этом лодки сначала ставили мины в одном районе, а затем переходили в другой, где осуществляли поиск и атаки транспортов противника. Именно так действовала в октябре подводная лодка «Л-24» (командир капитан 3 ранга Г. П. Апостолов).
В августе 1942 г. командование флота, чтобы не дать противнику возможности использовать Севастополь в качестве военно-морской базы и порта, поставило перед подводными лодками цель заминировать подходные фарватеры. Эта задача выполнялась подводными лодками «Л-4» и «Л-5». Совершив три похода, лодки поставили в районе мысов Фиолент и Сарыч 56 мин. Всего в 1942 г. подводными лодками Черноморского флота было поставлено 196 мин [В это число вошло 20 мин, предположительно поставленных подводной лодкой «Л-24», погибшей в декабре 1942 г.]. Снижение интенсивности минных постановок по сравнению с 1941 г. можно объяснить отвлечением подводных заградителей на транспортирование грузов в осажденный Севастополь. Некоторые заградители посылались для действий на морских коммуникациях в чисто торпедном варианте. Подобным образом действовала в ноябре 1942 г. подводная лодка «Л-23» (командир капитан 3 ранга И. Ф. Фартушный).
Всего за кампанию 1942 г. подводные лодки Черноморского флота уничтожили 16 транспортов и других судов противника (более 30 тыс. брт).
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |