Стремительное январское наступление наших войск вдоль побережья Балтийского моря привело к окружению в районах Кенигсберга, р. Вислы и п-ва Хела крупных группировок немецко-фашистских войск. Прижатый к морю противник вынужден был думать в первую очередь о спасении. Для этой цели он задействовал все находившиеся в районе корабли и транспортные суда. Нашим подводникам была поставлена задача — всемерно воспрепятствовать эвакуации врага. У морских баз Виндава и Либава, откуда отправлялись фашистские суда с живой силой и техникой, подводным лодкам назначались позиции в виде секторов (рис. 13). В феврале — марте 1945 г. в связи с массовой эвакуацией гитлеровцев с южной части побережья было увеличено число лодок, действовавших между Данцигской и Померанской бухтами (закрепленные за ними районы были довольно обширны), а в апреле — мае, чтобы сорвать эвакуацию вражеских войск с курляндского плацдарма, лодки были вновь сосредоточены на либавском направлении.
Рис. 13. Районы боевых действий подводных лодок Балтийского флота в 1945 г.
Для боевой деятельности подводных лодок в 1945 г. характерно применение различных методов их использования: позиционного, позиционно-маневренного и крейсерства в ограниченных районах. Их действия согласовывались с действиями сухопутных войск — лодки сосредоточивались на тех направлениях, которые в данный момент считались главными.
Исключительного результата добился экипаж подводной лодки «С-13» (командир капитан 3 ранга А. И. Маринеско). Эта лодка действовала в южной части Балтийского моря. Вечером 30 января в районе маяка Хела акустик уловил шумы винтов. Лодка пошла им навстречу. В 21 ч 10 мин рулевой-сигнальщик заметил вражеские суда, выходившие из Данцигской бухты. Это были лайнер «Вильгельм Густлов» [Лайнер «Вильгельм Густлов» (25 484 брт) являлся учебной базой фашистского подводного флота. Построенный в Гамбурге в 1938 г., он представлял собой последнее достижение судостроительной техники.] и крупный теплоход «Ганза». Теплоход вскоре остановился (из-за неисправности), а лайнер продолжал путь. Корабли охранения располагались мористее: противник и мысли не допускал, что со стороны берега могут действовать советские подводные лодки.
Лайнер шел курсом 280° со скоростью 15 уз (рис. 14). Чтобы выйти на траверзный курсовой угол цели, «С-13» отошла несколько в сторону от лайнера и легла на параллельный курс. Погода была свежая, и подводную лодку, шедшую полным ходом в позиционном положении, сильно заливало. Однако она упорно продолжала движение.
Поравнявшись с целью, «С-13» поворотом вправо вышла на боевой курс. В 23 ч 8 мин с дистанции 5 каб был произведен четырехторпедный залп «веером». Менее чем через минуту раздались три мощных взрыва. С мостика лодки было видно, как одна торпеда взорвалась в районе фок-мачты лайнера, другая — у машинного отделения, третья — под грот-мачтой. Лайнер с дифферентом на нос и большим креном на левый борт стал медленно погружаться. Корабли охранения включили прожекторы, но «С-13», выполнив срочное погружение, уже уходила в северном направлении. И все же противнику удалось нащупать нашу лодку. Невдалеке от нее послышались взрывы глубинных бомб. Считая, что большая безопасность будет обеспечиваться в районе погружения лайнера (здесь бомбить противник не стал бы из-за оказавшихся в воде людей), командир повернул на обратный курс. Удачный маневр помог «С-13» благополучно оторваться от преследования.
Продолжая боевые действия, «С-13» 10 февраля к северу от маяка Ярославец обнаружила крупный транспорт «Генерал Штойбен» (14 660 брт), следовавший в охранении миноносца и катера-торпедолова. «С-13» сделала попытку атаковать транспорт торпедами из носовых аппаратов, но миноносец, неожиданно оказавшийся перед лодкой, закрыл своим бортом цель. Тогда лодка, развернувшись, произвела двухторпедный залп из кормовых аппаратов. Обе торпеды попали в транспорт. На «Штойбене» раздалось несколько сильных взрывов. К быстро погружавшемуся судну устремился миноносец. Воспользовавшись замешательством врага, лодка благополучно покинула район атаки.
17 апреля 1945 г. подводная лодка «Л-3» (командир капитан 3 ранга В. К. Коновалов) потопила захваченное гитлеровцами норвежское транспортное судно «Гойя» (5230 брт), на борту которого находилось более 5000 гитлеровцев.
Два похода совершила в 1945 г. подводная лодка «Щ-310» (командир капитан 3 ранга С. Н. Богорад). Потопив три транспорта противника, она довела свой боевой счет до десяти.
Высоких боевых успехов добились подводная лодка «К-52» (командир капитан 3 ранга И. В. Травкин), уничтожившая шесть судов и сторожевой корабль противника, а также лодки «Л-21» (командир капитан 2 ранга С. С. Могилевский), «Щ-318» (командир капитан 3 ранга Л. А. Лошкарев), «Щ-309» (командир капитан 3 ранга П. П. Ветчинкин) и др.
Подводные заградители поставили в 1945 г. 72 мины, на которых подорвались два транспорта и девять боевых кораблей противника. За четыре месяца боевых действий балтийские подводники, безраздельно господствуя на морских сообщениях противника, уничтожили 26 транспортных судов (107 288 брт), совершили 27 боевых походов, выполнили 52 торпедные атаки, израсходовали 152 торпеды.
За весь период войны подводные лодки Балтийского флота, участвовавшие в боевых действиях, выполнили 239 торпедных атак, израсходовали 479 торпед. В среднем на каждое потопленное или поврежденное судно расходовалось четыре торпеды. Было поставлено 278 мин, на которых подорвались 20 транспортов и 16 боевых кораблей противника. Артиллерийское оружие лодки применяли ограниченно и только при условии, если был израсходован торпедный боезапас или торпедная атака была невозможна. Артиллерийским огнем было уничтожено 7 транспортов и 2 малых боевых корабля.
Опыт боевой деятельности подводных лодок со всей очевидностью показал, насколько сложно использование этого рода сил в условиях Балтийского моря. Несмотря на исключительно трудные условия, подводники Краснознаменного Балтийского флота достигли высоких боевых результатов и с честью выполнили свои задачи.
Родина высоко оценила самоотверженный героизм балтийцев. Бригада подводных лодок (командир бригады контр-адмирал С. Б. Верховский, с 18 апреля 1945 г.— капитан 1 ранга Л. А. Курников) была награждена орденом Красного Знамени. Подводные лодки «Щ-307», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323», «Щ-406», «С-13», «Лембит» и «К-52» стали именоваться Краснознаменными, «Щ-303», «Щ-309» и «Л-3» — гвардейскими. Капитаны 3 ранга С. Н. Богорад, В. К. Коновалов, С. П. Лисин, И. В. Травкин и капитан-лейтенанты М. С. Калинин, Е. Я. Осипов были удостоены звания Героя Советского Союза, многие матросы, старшины и офицеры подводных лодок награждены орденами и медалями.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |