Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота — 1944 год


Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота

1944

К началу 1944 г. бригада подводных лодок (с февраля 1943 г. командир бригады контр-адмирал С. Б. Верховский) имела в своем составе 18 боеспособных подводных лодок. Кроме того, 8 лодок находилось в консервации, 8 достраивалось, одна была в капитальном ремонте. Экипажи много времени уделяли боевой подготовке, оснащению лодок, новой, более совершенной техникой. Активным действиям лодок на коммуникациях по-прежнему мешали выставленные в Финском заливе минные и сетевые заграждения. В сентябре силами двух лодок была предпринята попытка разведать проходы между минными полями в районах Нарвского залива («М-96») и гогландского плеса («М-102»). Обе лодки подорвались на минах: «М-96» погибла, а «М-102» получила повреждения.

Новые возможности для действий подводных сил появились после выхода из войны Финляндии. Условиями перемирия предусматривалось использование финского шхерного фарватера для выхода наших подводных лодок в Балтийское море (в обход минных заграждений). Финские порты Хельсинки и Турку были открыты для базирования сил нашего флота (в конце сентября — начале октября сюда были переведены 10 подводных лодок).

С учетом изменения обстановки на Балтийском море в 1944 г. подводным лодкам были нарезаны новые районы боевых действий, которые охватывали коммуникации противника, проходившие главным образом между портами Виндава, Либава, Данциг, Любек, откуда началась эвакуация войск противника (рис. 12). Эти участки моря были довольно большие, и подводные лодки действовали в них по методу крейсерства в ограниченных районах. Одновременно практиковалось переразвертывание из одного района в другой (позиционно-маневренное использование подводных лодок).

Рис. 12. Районы боевых действий подводных лодок Балтийского флота в 1944 г.

В интересах подводных лодок велась воздушная разведка. Однако прямой связи между самолетами и лодками не было, и это удлиняло сроки прохождения радиограмм, вследствие чего содержание их нередко устаревало. Удачно воспользовались данными воздушной разведки и вышли на перехват конвоев противника две лодки: «Щ-309» и «К-51». В основном же подводные лодки вели поиск противника самостоятельно.

6 октября северо-западнее Мемеля подводная лодка «Щ-407» атаковала и потопила вражеский транспорт «Нептун» (1594 брт). Молодой командир лодки капитан-лейтенант П. И. Бочаров свой первый успех сумел закрепить уже в следующем боевом походе. 30 ноября при выходе на позицию Бочаров получил от штаба бригады информацию, что на рейде Гдыни находится большое число кораблей и судов противника. Командир решил проникнуть на рейд. Задача для лодки осложнялась тем, что по всей Данцигской бухте английской авиацией были расставлены донные неконтактные мины. Однако наблюдавшееся движение судов и кораблей позволяло сделать вывод о наличии фарватера. После того как было определено его примерное расположение, лодка направилась к Пуцкому заливу. Командир постоянно вел наблюдение в перископ, гидроакустик докладывал о шумах кораблей. Незначительные цели Бочаров оставлял без внимания. С наступлением вечера «Щ-407» легла на грунт, а утром 4 декабря всплыла под перископ и продолжила движение.

Намерение командира найти подходящую цель оправдалось. В 14 ч 45 мин был обнаружен крупный теплоход «Зеебург» (12 180 брт), стоявший на якоре, и лодка, подойдя ближе, успешно его атаковала. Командир наблюдал попадание торпед и погружение судна. Вскоре после атаки вражеские противолодочные корабли начали сильное бомбометание, но к этому времени лодка уже отошла на безопасное расстояние.

На выходе из залива «Щ-407» вдруг ударилась левым бортом обо что-то металлическое, и почти сразу же левый гребной вал стал проворачиваться с трудом. Пришлось двигаться под одним правым электромотором. По возвращении в базу выяснилось, что на пути лодки встретилось сетевое заграждение и обрывок троса намотался на винт.

Выйдя без осложнений из залива, «Щ-407» продолжила поиск судов противника в своем районе. 5 декабря она обнаружила транспорт противника и пыталась его атаковать, но выполнить маневрирование под одним электромотором не смогла, и атака не получилась. 6 декабря командир донес командованию о состоянии лодки и получил разрешение вернуться в базу. Действия командира «Щ-407» были оценены как тактически грамотные, решительные и смелые.

Четыре транспорта противника потопила в 1944 г. подводная лодка «Щ-307». 19 октября «Щ-307» (ее командир капитан-лейтенант М. С. Калинин совершал первый самостоятельный боевой поход) подошла к Виндаве. Погода была пасмурная, видимость плохая, временами сплошной туман. В перископ ничего не было видно, но акустик часто докладывал о шумах, что свидетельствовало об интенсивном движении судов и кораблей. Командир решил подойти ближе к порту. Через некоторое время стали видны три транспорта, стоявшие на якоре у входа в порт, левее их — парусно-моторная шхуна, а немного мористее — три сторожевых катера. Однако видимость быстро, ухудшилась, и объекты скрылись в тумане. В ожидании прояснения лодка легла на грунт (глубина в этом месте была 18 м). Через несколько часов «Щ-307» всплыла под перископ, но так как по-прежнему ничего не было видно, снова погрузилась.

В 16 ч 40 мин лодка всплыла в расчете на лучшую видимость. Погода прояснилась. В перископ были видны обнаруженные ранее суда, хорошо виден город. Калинин решил атаковать транспорты и в 16 ч 45 мин произвел залп четырьмя торпедами. В лодке услышали три сильных взрыва, которые оценили как взрывы торпед. «Щ-307» поспешила отойти на безопасное расстояние. Через некоторое время, когда лодка всплыла проверить результат атаки, один из транспортов погружался с большим дифферентом на корму.

В последующие дни боевого похода «Щ-307» выполнила несколько успешных торпедных атак, в результате которых были потоплены танкер и три сухогрузных судна противника, среди них — транспорт «Скрунда» (2414 брт).

Больших боевых успехов добилась подводная лодка «Щ-310» (командир капитан-лейтенант С. Н. Богорад). Заняв 5 октября позицию в районе Виндавы, она уже на другой день удачно атаковала шедшее в составе конвоя транспортное судно «Нордштерн» (1127 брт). Еще через трое суток в районе маяка Ужава лодка потопила фашистский транспорт «Донневийк» (около 4500 брт) и буксирный пароход (400 брт). 14 октября в том же районе ею было уничтожено транспортное судно «Карл Цейс» (1320 брт). В следующем, декабрьском боевом походе «Щ-310» потопила еще два транспорта противника.

Активно действуя в торпедном варианте, подводная лодка «Лембит» (командир капитан 3 ранга А. М. Матиясевич) уничтожила два транспорта и траулер «Таунус» (218 брт). Подводные лодки «Щ-318» (командир капитан 3 ранга Л. А. Лошкарев), «К-51» (командир капитан 3 ранга В. А. Дроздов), «К-53» (командир капитан 3 ранга Д. К. Ярошевич) торпедным оружием потопили по одному-два судна противника.

Удачными были в 1944 г. действия подводных минных заградителей. Подводная лодка «Л-3» (командир капитан 3 ранга В. К. Коновалов) поставила западнее о. Борнхольм два десятка мин, на которых 20 ноября подорвался немецкий миноносец «Т-34», а 24 ноября — транспорт «Шпрееуфер». Возможно, на этом же заграждении подорвались транспорт «Альберт Л. Шлегеттер» и сторожевой корабль «VS-53». После постановки мин подводная лодка действовала в торпедном варианте. В районе о. Борнхольм ею были потоплены транспорты «Эндла» и «Липпеа».

Подводная лодка «Лембит» 9 октября выставила на подходах к Кольбергу пять минных банок, по четыре мины в каждой банке [К этому времени «Лембит» была приспособлена для постановки мин отечественных образцов]. 23 октября здесь подорвалось буксирное судно противника. 3 декабря «Лембит» выставила несколько минных банок у мыса Брюстерорт. Позже в этом районе от взрывов на минах затонули транспорты «Шванеск» (2192 брт) и «Эберхард» (749 брт). На минном поле, выставленном «Л-21» (командир капитан 3 ранга С. С. Могилевский), гитлеровцы потеряли транспорты «Эйксберг» и «Эли» [«Л-21» вступила в строй в августе 1943 г.].

До конца года подводными заградителями в общей сложности было поставлено 77 мин. От взрывов на этих минах затонули пять транспортов, два боевых корабля и буксир противника. В среднем приходилось около 10 мин на каждую подорвавшуюся единицу.

В итоге длившейся около трех месяцев кампании 1944 г. подводными лодками Балтийского флота было уничтожено 33 транспортных судна противника, совершено 34 боевых похода (из них 23 — для действий на морских коммуникациях), выполнена 61 торпедная атака, израсходовано 132 торпеды. Артиллерийское оружие применяли три подводные лодки («С-18», «К-51», «С-4»). Объектами артиллерийских атак стали малые транспортные средства. Все артиллерийские атаки были успешными.

В связи с тем, что противник большей частью совершал переходы морем в темное время суток, возросло в процентном отношении число ночных торпедных атак, однако их успешность была ниже дневных. Примечательно, что в течение трех месяцев боевых действий против вражеского судоходства Балтийский флот не потерял ни одной подводной лодки.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru