Стремясь не допустить выхода наших подводных лодок в Балтийское море, противник с начала 1942 г., как только позволила ледовая обстановка, приступил к усиленным минным постановкам во многих районах Финского залива. 10 мая начались работы, по оборудованию минной позиции в районе о. Нарген — мыс Порккала-Удд. В сентябре в местах наиболее частого обнаружения наших подводных лодок (в северном гогландском проходе и в районе банки Калбодагрунд) были поставлены противолодочные сети. К концу года Финский залив был превращен в противолодочный рубеж, форсирование которого представляло для подводных лодок большие трудности.
Вследствие подрывов на минах и других боевых повреждений значительная часть подводных лодок нуждалась в ремонте. В условиях блокады Ленинграда при остром дефиците материалов, деталей, электроэнергии, при систематическом воздействии авиации и артиллерии противника решение такой задачи было крайне сложно. Тем не менее она была решена. Впервые в практике огромный по объему и сложный по характеру ремонт подводных лодок был выполнен экипажами и специально сформированными командами из числа квалифицированных рабочих ленинградских заводов под руководством флагманских и дивизионных инженеров-механиков. К концу апреля 1942 г. для боевых действий было подготовлено 36 подводных лодок.
Параллельно с ремонтом усиленно велась боевая подготовка. Основным вопросом командирской подготовки было изучение опыта 1941 г., особенно методов форсирования минных заграждений, ставших главной опасностью подводных лодок в Финском заливе. Весной 1942 г. были организованы совместные групповые упражнения командиров подводных лодок и командного состава ОВР по эскортированию подводных лодок. Тренировки в выполнении торпедных атак проводились на приборах торпедной стрельбы в Учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова и в Военно-морской академии. Подготовка старшинского и рядового состава была нацелена на отработку действий по использованию оружия, боевой техники и борьбе за живучесть.
Штаб бригады подводных лодок под руководством командира бригады капитана 1 ранга А. М. Стеценко и начальника штаба капитана 1 ранга Л. А. Курникова тщательно изучил и проанализировал разведывательные данные о минной обстановке в Финском заливе, возможности противодействия сил и средств противолодочной обороны противника развертыванию подводных лодок и боевой опыт кампании 1941 г. Были разработаны способы форсирования минных заграждений, определены благоприятные для подводных лодок районы зарядки аккумуляторных батарей.
В целях непрерывного воздействия на морские коммуникации противника подводные лодки были развернуты тремя эшелонами. Развертывание первого эшелона относится к началу июня 1942 г. Лодки выходили из Ленинграда одиночно и небольшими группами в течение месяца. Переход совершался в три этапа: первый — от Ленинграда до Кронштадта, второй — от Кронштадта до о. Лавенсари, третий — от о. Лавенсари до устья Финского залива. Все девять вышедших в поход лодок успешно форсировали минные заграждения в Финском заливе и, прорвавшись в Балтийское море, приступили к действиям на вражеских коммуникациях. Здесь никак не ждали появления советских подводных лодок. Фашистские суда совершали переходы без какого-либо охранения, а в ночное время даже несли ходовые огни. Это способствовало успеху действий наших лодок.
Особенно отличилась подводная лодка «Щ-317» (командир капитан 3 ранга Н. К. Мохов, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга В. А. Егоров). Боевой поход ее, начавшийся 11 июня, проходил в необычных условиях. К тому времени у командования возникло предположение, что районы действий наших сил обнаруживаются противником путем перехвата радиопередач, и командирам лодок было дано указание по возможности соблюдать режим радиомолчания. Первое донесение «Щ-317» передала после выхода из Финского залива (это было определено боевым приказом), после чего до конца похода не выходила в эфир. Лишь 10 июля она сообщила, что, потопив пять судов противника и израсходовав весь торпедный боезапас, возвращается в базу. К сожалению, «Щ-317» из похода не вернулась. По-видимому, она погибла, подорвавшись на минах в Финском заливе. Позже удалось установить, что ее торпедами были уничтожены транспорты «Арго» (2512 брт), «Орион» (2513 брт), «Райн» (2600 брт), «Ада Гортон» (2405 брт) и «Отто Корде» (906 брт). Общая вместимость потопленных судов составила 10 936 брт.
Успешно действовала также подводная лодка «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И. М. Вишневский). 16 июня она потопила большой вражеский транспорт (около 6000 брт), 5 июля отправила на дно транспортное судно «Анна-Катрин Фрицен» (667 брт), а 16 июля торпедным залпом уничтожила плавбазу «Мозель» (8427 брт). На боевом счету «Щ-320» стало четыре потопленных корабля противника (один транспорт был ею потоплен в 1941 г.). Боевая деятельность «Щ-320» получила высокую оценку: лодка была награждена орденом Красного Знамени.
Большую настойчивость при выполнении боевой задачи проявил экипаж подводной лодки «С-7» (командир капитан 3 ранга С. П. Лисин). Выйдя 2 июля в боевой поход, эта лодка через пять суток была уже в Балтийском море. Вечером 9 июля она обнаружила одиночный транспорт. Командир приказал приготовить носовой торпедный аппарат и уверенно вышел на боевой курс. Однако выстрела не последовало: торпеда осталась в трубе аппарата. Транспорт стал удаляться. Тогда лодка всплыла в надводное положение и начала преследование. Через четверть часа, когда дистанция сократилась до 4 каб, по транспорту была выпущена вторая торпеда. Взрыв произошел в районе мостика, и судно быстро затонуло.
Командиру пришлось сделать вывод: для торпедной атаки следует готовить большее число аппаратов, чем непосредственно для стрельбы.
11 июля, находясь на перископной глубине, «С-7» обнаружила транспорт противника, шедший в охранении боевых кораблей. Умело маневрируя, командир лодки сблизился на дистанцию 6 каб и выстрелил по судну двумя торпедами. Сразу же после залпа (очевидно, фашисты обнаружили лодку или следы торпед) корабли охранения начали бомбометание. Были сброшены 23 глубинные бомбы, которые, однако, не причинили лодке вреда.
27 июля, перейдя по приказанию в район Виндавы, «С-7» вновь обнаружила в перископ одиночно следовавший транспорт противника. Условия для торпедной атаки складывались неблагоприятно: слишком велик был начальный курсовой угол цели, судно шло под берегом, в районе малых глубин. Чтобы не упустить цель, Лисин предпринял артиллерийскую атаку. При первых же залпах 100-мм орудия вражеский транспорт повернул к берегу и выбросился на отмель.
Утром 30 июля в районе маяка Акменьрагс лодка обнаружила два транспорта противника, шедшие под берегом. Из-за малых глубин применение торпедного оружия в подводном положении исключалось. Артиллерийская атака также была невозможна из-за неисправности 100-мм орудия. Оставалось всплыть, в надводном положении сблизиться с транспортами и атаковать их торпедами. Это был большой риск, так как с выходом на малые глубины подводная лодка лишалась возможности погружаться. Длительное сближение (около часа) в светлое время у берегов противника тоже было очень опасным. И все же командир решил догнать вражеские суда. Когда под килем оставалось всего 7 м, лодка выстрелила в каждую цель по одной торпеде. Головное судно, получив пробоину, быстро затонуло. Судно, шедшее вторым, успело уклониться, и предназначенная для него торпеда взорвалась, ударившись о берег. Потопленным оказался «немецкий транспорт «Кете» (1600 брт).
5 августа командир «С-7» атаковал другой вражеский транспорт (около 700 брт), опять днем и в надводном положении (рис. 11). На лодке оставалась всего одна торпеда, и, чтобы обеспечить большую надежность попадания, Лисин во время атаки сблизился с целью до 2 каб. Противник заметил выпущенную торпеду и сумел уклониться от нее. Тогда командир приказал открыть огонь из 45-мм орудия. Получив множество пробоин, вражеское судно загорелось и вскоре затонуло.
Действия «С-7» заслужили одобрение командования. Решая боевую задачу, командир лодки проявил инициативу, умело и в полной мере использовал свои возможности. Он рисковал в бою, но риск был оправдан, так как основывался на трезвом и точном расчете. Прибытие противолодочных сил противника к месту боевого столкновения и их успешный поиск подводной лодки были маловероятны.
С большим боевым эффектом действовала «Щ-406» (командир капитан-лейтенант Е. Я. Осипов). 6 и 7 июля она обнаружила и потопила два транспорта (8000 и 6000 брт), 8 июля — моторную шхуну (545 брт), 22 и 25 июля — еще два транспорта (7000 и 8000 брт). Израсходовав за время похода (более 50 суток) весь боезапас торпед, лодка направилась в Нарвский залив для встречи с нашими катерами. По пути она была атакована кораблями противника, которые сбросили на нее около 100 глубинных бомб. Благодаря решительным и хладнокровным действиям командира «Щ-406» оторвалась от преследования и благополучно вернулась в базу.
Успешно действовала подводная лодка «Щ-304» (командир капитан-лейтенант Я. П. Афанасьев). 15 июня в районе маяка Порккалан-Каллбода эта лодка обнаружила и потопила двумя торпедами транспортное судно с военной техникой, направлявшееся в Таллин. За время боевого похода лодку четырнадцать раз атаковали противолодочные корабли, семь раз — самолеты, дважды — подводные лодки. Три раза она была обстреляна вражеской артиллерией.
Рис. 11. Схема торпедно-артиллерийской атаки подводной лодки «С-7» 5 августа 1942 г.
Последней из подводных лодок первого эшелона ушла в море «Щ-303» (командир капитан-лейтенант И. В. Травкин). 12 июля, еще не дойдя до позиции, лодка обнаружила транспорт, шедший в сопровождении тральщика и катеров, и атаковала его. Сразу же после успешного торпедного залпа лодка, уклоняясь от преследования, ушла на глубину. 20 июля в районе маяка Утё «Щ-303» повредила торпедой конвоируемый шестью кораблями транспорт «Альдебаран» (7390 брт).
Подводные лодки первого эшелона, практически сами нащупавшие режим и характер действий противника на его коммуникациях, прекрасно справились с задачей. Они уничтожили 14 судов (возможно, и больше) и повредили один транспорт противника, заставили немецко-фашистское командование подумать о привлечении боевых кораблей к охранению транспортных судов, об организации на Балтике конвойной службы.
9 августа, когда часть подводных лодок первого эшелона еще продолжала действовать на позициях, началось развертывание второго эшелона. Первой проникла в Балтийское море «Л-3» (командир капитан 3 ранга П. Д. Грищенко). 18 августа, находясь в районе о. Борнхольм, эта лодка обнаружила большой конвой противника. Прорвав линию охранения, «Л-3» заняла позицию для торпедной атаки и, выбрав наиболее крупный транспорт (около 10 тыс. брт), выпустила по нему две торпеды. Одна из торпед попала в цель. Транспорт, разломившись на две части, быстро затонул.
После залпа лодка попала в неблагоприятную ситуацию. Не удержав глубину, она показалась на поверхности и была замечена противником. Корабли охранения атаковали лодку. На нее было сброшено около 40 глубинных бомб, но «Л-3», успевшая быстро изменить курс и погрузиться, серьезных повреждений не получила.
Чтобы устранить недостатки в управлении лодкой по глубине в момент выстрела, командир решил отойти мористее и заняться тренировкой личного состава. Двое суток отрабатывалось выполнение учебных торпедных атак. Когда экипаж стал уверенно удерживать корабль на заданной глубине, командир снова вывел лодку на позицию.
Вечером 25 и ночью 26 августа западнее о. Борнхольм «Л-3» поставила 20 мин тремя банками. На этих минах, по данным противника, подорвались и затонули подводная лодка «U-416», два транспорта и шхуна.
Погода стояла ясная, тихая и, поскольку лодка не имела устройства беспузырной торпедной стрельбы, атаковать цели торпедами днем было опасно и почти бесполезно. Противник обязательно обнаружил бы не только момент пуска торпед, но и путь их движения. Поэтому командир пропустил несколько транспортов не атакованными. Лишь ночью 28 августа, обнаружив три неохраняемых транспорта, «Л-3» выпустила по ним четыре торпеды. На лодке слышали два мощных взрыва.
1 сентября погода резко изменилась, подул сильный ветер, разыгрался шторм. Удерживать подводную лодку на перископной глубине удавалось лишь на полном ходу. И все же, когда показался миноносец противника, командир сумел обеспечить скрытность атаки и двумя торпедами поразил цель.
Сразу же после атаки миноносца был обнаружен большой конвой (по оценке командира, 16 или 17 транспортов) с сильным охранением. «Л-3» начала маневрирование для выхода на боевой курс. Наблюдение в перископ было затруднено, и лодка пропустила момент, когда головной транспорт вышел на угол упреждения. Но второй транспорт был уже близко. Чтобы вновь не уйти на глубину, командир приказал продуть цистерну быстрого погружения и почти одновременно выпустил четыре торпеды. Две из них попали в цель. 10 сентября «Л-3», израсходовав весь торпедный боезапас, вернулась в базу. Результаты похода были признаны командованием бригады хорошими, а действия П. Д. Грищенко — логичными и решительными. Многие члены экипажа удостоились высоких наград.
Другая подводная лодка второго эшелона «С-13» (командир капитан-лейтенант П. Н. Маланченко, на борту командир дивизиона капитан 3 ранга Е. Г. Юнаков) действовала по методу крейсерства в Ботническом заливе, на подходах к которому противник еще не успел (или не сумел) организовать противолодочного рубежа. Вечером 11 сентября, находясь в надводном положении, лодка обнаружила и атаковала транспорт противника (более 1000 брт), следовавший в направлении порта Раума. Торпеда прошла мимо цели. Заметив подводную лодку, транспорт резко изменил курс и устремился в шхеры. Маланченко объявил артиллерийскую тревогу и начал преследование. Сблизившись с судном до 6—8 каб, он приказал открыть огонь из обоих орудий. После пятого выстрела транспорт застопорил ход. Воспользовавшись этим, командир выпустил торпеду. Она попала в середину судна. Переломившись, транспорт через полминуты скрылся под водой.
На следующий день «С-13» вновь одержала победу, уничтожив транспорт «Юсси X» (2325 брт). Посланная в него торпеда взорвалась в кормовой части. Судно потеряло ход, но продолжало удерживаться на плаву с большим дифферентом на корму. От взрыва второй торпеды транспорт переломился пополам и затонул.
18 сентября в районе финского порта Каскинен (Каскё) «С-13» в надводном положении атаковала еще один транспорт. Однако волной торпеду сбило с курса. Следующая торпеда также не достигла цели. Тогда командир догнал судно (это был лесовоз) и с дистанции 3—4 каб открыл огонь из обоих орудий. После нескольких прямых попаданий транспорт, охваченный пламенем, затонул.
25 августа в северную часть Балтийского моря вышла подводная лодка «Лембит» (командир капитан-лейтенант А. М. Матиясевич). Ей предстояло действовать в торпедном варианте в районе маяка Богшер и близ о. Утё, где обычно формировались вражеские конвои. 4 сентября был обнаружен отряд кораблей и судов. Пропустив головной транспорт и два корабля охранения, командир прицелился по второму, более крупному судну и двухторпедным залпом уничтожил его. Остальные суда, увеличив ход, поспешили укрыться в шхерах.
14 сентября был обнаружен еще один конвой: пять транспортов в охранении трех кораблей и сторожевого катера. На лодке приготовились к атаке. Когда до головного транспорта оставалось 7 каб, был произведен двухторпедный залп, торпеды поразили одновременно два транспорта.
Почти сразу же лодку атаковали сторожевые корабли. Послышались приближающиеся взрывы глубинных бомб. Одна бомба разорвалась совсем близко по правому борту. В тот же миг раздался грохот в аккумуляторной яме. От взрыва водорода возник пожар, в лодку стала поступать вода. Многие члены экипажа имели ранения и ожоги. Командир лодки получил отравление газами и был контужен, но сохранил самообладание. Ценой больших усилий удалось остановить поступление воды внутрь лодки, ликвидировать пожар. Преодолев тяжелые испытания, экипаж привел «Лембит» в базу. За успешные боевые действия, мужество и стойкость, проявленные в аварийной обстановке, личный состав лодки был награжден орденами.
Всего с середины августа 1942 г. подводные лодки второго эшелона торпедным и артиллерийским оружием потопили и повредили 14 транспортов и два миноносца противника, еще два транспорта затонули, подорвавшись на поставленных «Л-3» минах.
Подводные лодки третьего эшелона действовали в Балтийском море, Финском и Ботническом заливах. Условия, в которых они выполняли свои задачи, были значительно сложнее, чем у второго и особенно первого эшелонов. К моменту развертывания третьего эшелона противник имел довольно ясное представление о путях движения наших лодок. Он интенсивно ставил мины и сети, вел поиск лодок. Однако связанное с осенним периодом усиление ветров и увеличение продолжительности темного времени суток в определенной мере благоприятствовали нашим подводным лодкам. Появилась даже возможность осуществить выход на восточный гогландский плес без захода на о. Лавенсари.
В целях большей безопасности для третьего эшелона было решено изменить организацию встреч и приема подводных лодок, возвращавшихся из боевого похода, запретить использование прежних мест рандеву, изменить районы зарядки аккумуляторных батарей. Для дезинформации противника тральщики в светлое время суток вели траление на второстепенных фарватерах, не используемых подводными лодками, а траление основного фарватера для лодок выполняли ночью. Были несколько усилены действия торпедных и дозорных катеров, а также авиации в борьбе с противолодочными силами противника на участке между островами Гогланд и Большой Тютерс.
16 сентября на позицию вышла первая лодка третьего эшелона «С-9» (командир капитан-лейтенант А. И. Мыльников). Район ее действий располагался в Ботническом заливе, где продолжала находиться «С-13». Чтобы избежать взаимных помех, Ботнический залив был разделен на две части: северную — для «С-13» и южную — для «С-9». Обе лодки осуществляли крейсерство в ограниченном районе.
Совершив трехсуточный переход, «С-9» заняла назначенный район и приступила к поиску противника. 27 сентября в районе Васы (Ботнический залив) она обнаружила конвой, состоявший из четырех транспортов и четырех сторожевых кораблей. Прорвав охранение, лодка с дистанции 2,5 каб выпустила по головному транспорту торпеду. В перископ было видно, как судно, объятое пламенем, начало тонуть. Командир решил атаковать второй транспорт, но в этот момент лодку потряс сильный удар. Очевидно, таран совершил один из кораблей охранения. От атаки пришлось отказаться, и лодка ушла на глубину.
На другой день, следуя в подводном положении, «С-9» обнаружила одиночный танкер (6370 брт). Сблизившись с ним на дистанцию 3,5 каб, лодка выпустила торпеду, но в цель не попала. Танкер увеличил ход и начал удаляться. Воспользовавшись наступающей темнотой, «С-9» всплыла и стала догонять судно противника. Через 45 мин, когда дистанция уменьшилась до 2 каб, лодка открыла огонь из 100-мм орудия и почти сразу же добилась попадания. На танкере начался пожар, и лодка поспешила отойти от готового взорваться судна.
На долю подводной лодки «С-12» (командир капитан 3 ранга В. А. Тураев) выпали серьезные испытания. 20 сентября, на другой день после выхода из Кронштадта, ее заметил и атаковал самолет противника. От близких разрывов бомб были получены повреждения. Замыкание аккумуляторов на корпус вызвало пожар. 22 сентября к юго-западу от банки Калбодагрунд лодка попала в противолодочную сеть и одновременно была атакована сторожевым кораблем, сбросившим на нее более 30 глубинных бомб. В районе мыса Юминданина «С-12» снова попала в заградительную сеть и опять с трудом от нее освободилась. Преодолев все препятствия, лодка вышла в Балтийское море и, действуя там с 26 сентября по 15 ноября, уничтожила три транспортных судна: «Эдит Боссельман» (954 брт), «Мальгаш» (6300 брт) и «Сабине Ховальдт» (около 6000 брт). Два последних транспорта были потоплены в ходе одной атаки.
На обратном пути «С-12» подорвалась на мине и получила повреждения, но основные механизмы продолжали работать и лодка смогла вернуться в базу.
Совершив поход, который продолжался 58 суток (из них более 40 — непосредственно в районе боевых действий), «С-12» почти вдвое перекрыла автономность подводных лодок С-IX-бис. С увеличенной автономностью (более 30 суток) ходили в боевые походы и другие лодки. Удавалось это за счет принятия дополнительного количества топлива (в цистерны легкого корпуса) и продуктов. Выигрыш получался двойной: лодки реже форсировали Финский залив и дольше находились в районах боевых действий.
Успешно действовала в третьем эшелоне подводная лодка «Д-2» (командир капитан 3 ранга Р. В. Линденберг). 3 октября в районе о. Эланд она обнаружила два вражеских транспорта, шедших в охранении двух эсминцев. В качестве цели командир выбрал концевое судно. После первого же удара транспорт затонул.
14 октября в районе о. Борнхольм этой же лодкой был потоплен вооруженный транспорт «Якобус Фритцен» (4090 брт). 19 октября при следовании под перископом «Д-2» обнаружила конвой противника в составе двух железнодорожных паромов, курсировавших на линии Треллеборг—Засниц, и сильного охранения (вспомогательный крейсер, пять сторожевых кораблей). Прорвав охранение, лодка произвела двухторпедный залп с временным интервалом 19 с (с расчетом поразить оба парома). Как стало известно, было достигнуто попадание одной торпеды в головной паром «Дойчланд» (21 046 брт). В сильно поврежденном состоянии он был отбуксирован в Треллеборг и поставлен в док. Второй паром сумел уклониться от торпеды.
Атака «Д-2» вызвала большое смятение противника. Фашистское морское командование открытым текстом по радио отдало приказание всем транспортам, находившимся в этом районе, укрыться в ближайших портах. Движение транспортов к западу от о. Борнхольм прекратилось на несколько суток.
Одновременно с «Д-2» действовала подводная лодка «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е. Я. Осипов). 26 октября у входа в Данцигскую бухту она потопила транспорт «Меркатор» (4660 брт), 29 октября в этом же районе отправила на дно еще одно транспортное судно (около 1300 брт), а 1 ноября у маяка Риксгефт уничтожила транспорт «Агнес» (2983 брт). Во время этого похода «Щ-406» пятьдесят пять раз преодолевала минные заграждения, но благополучно вернулась в базу.
Подводные лодки, действовавшие в третьем эшелоне, добились высоких результатов: они уничтожили и повредили 21 транспортное судно противника (около 60 000 брт), т. е. значительно больше, чем подводные лодки первого и особенно второго эшелонов. Успех был достигнут дорогой ценой: погибло несколько наших подводных лодок, некоторые лодки получили повреждения. Большинство из них подорвались на минах при форсировании Финского залива.
Возможности подводных лодок в использовании минного оружия в 1942 г. по сравнению с предыдущим годом значительно снизились (в связи с гибелью минных заградителей «Л-2» и «Калев»). В этом году лишь подводная лодка «Л-3» дважды выходила на минные постановки, выставив 40 мин. На ее минах подорвались: 11 ноября в районе Либавы — транспорт «Остланд» (2152 брт), 18 ноября в районе о. Утё — транспорт «Гинденбург» (7880 брт), в декабре — транспорт «Вольфрам» (3648 брт) и пароход «Диршау» (762 брт).
В ходе кампании 1942 г., несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, подводные лодки уничтожили 48 транспортов (123 376 брт), совершили 40 боевых походов, в том числе 30 в Балтийское море.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |