Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота — 1941 год


Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота

1941

На Балтийском море коммуникации противника проходили в основном по двум трассам. Первая, протяженностью около 900 миль, связывала германские порты южного побережья Балтийского моря со шведскими портами. По ней перевозилась основная масса стратегического сырья. Из Швеции, Норвегии и Финляндии в Германию транспортировались лесоматериалы, до 80% всей ввозимой железной руды, никель, кобальт, медь и другие важные стратегические материалы. Германия поставляла в Швецию и Финляндию в основном уголь и кокс.

Вторая трасса ответвлялась от первой у северной оконечности о. Рюген. По ней транспорты шли вдоль побережья и, пересекая Померанскую бухту, направлялись далее к порту Мемель. Общая протяженность трассы составляла около 600 миль.

Важное значение имела также линия паромного сообщения между Германией и Швецией, проходившая западнее о. Борнхольм.

Мелководность Балтики позволяла широко использовать минное оружие. Учитывая это, противник еще за несколько дней до начала войны в ряде районов моря выставил минные заграждения, а с началом боевых действий начал активно осуществлять постановки мин в Финском заливе. Этим он преследовал цель закрыть советским подводным лодкам выход в Балтийское море.

В зимний период, когда на несколько месяцев залив замерзал, лодки не могли действовать из-за тяжелой ледовой обстановки. Серьезная минная опасность и сложные навигационные условия, особенно в районах шхерных фарватеров, в значительной мере осложняли действия подводных лодок Балтийского флота.

Существенным оказалось и следующее обстоятельство. Полагая, что ликвидация нашего флота на Балтике — дело нескольких недель, противник счел выгодным задержать развертывание морских перевозок, с тем чтобы интенсифицировать их в последующем в более выгодных для себя условиях. В результате этого шага вероятность встречи лодок с неприятельскими кораблями и судами стала незначительной.

Подводные силы Балтийского флота были сведены в две боевые и одну учебную бригады и один отдельный учебный дивизион (табл. 3). 1-я бригада (командир бригады Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н. П. Египко, военный комиссар полковой комиссар Г. М. Обушенков, начальник штаба капитан 2 ранга Л. А. Курников) имела в своем составе 23 подводные лодки. 2-я бригада (командир капитан 2 ранга А. Е. Орел, военный комиссар полковой комиссар Б. Н. Бобков, начальник штаба капитан 1 ранга Н. С. Ивановский) состояла из 19 подводных лодок. В учебной бригаде (командир капитан 1 ранга А. Т. Заостровцев) насчитывалось 15 подводных лодок (около 30 подводных лодок было в постройке). В отдельном учебном дивизионе (командир капитан 2 ранга Н. Э. Эйхбаум) было 10 подводных лодок.

Развертывание подводных лодок для борьбы с кораблями и судами противника началось в первый же день войны, а к 25 июня на вражеских коммуникациях находилось уже 15 подводных лодок.

Таблица 3

Состав соединений подводных лодок КБФ
(на 22 июня 1941 г.)

1-я бригада 2-я бригада Учебная бригада Отдельный учебный дивизион
1-й дивизион 2-й дивизион 3-й дивизион 4-й дивизион 6-й дивизион 7-й дивизион 8-й дивизион 9-й дивизион 13-й и 14-й дивизионы
С-1
С-3
С-4
С-5
С-6
С-7
С-8
С-9
С-10
С-101
С-102
Л-3
Калев
Лембит
Ронис
Спидола
М-71
М-77
М-78
М-79
М-80
М-81
М-83
Щ-309
Щ-310
Щ-311
Щ-317
Щ-318
Щ-319
Щ-320
Щ-322
Щ-323
Щ-324
М-90
М-94
М-95
М-96
М-97
М-98
М-99
М-102
М-103
М-72
М-73
М-74
М-75
М-76
Щ-303
Щ-304
К-3
К-21
К-22
К-23
Л-1
Л-2
С-11
С-12
П-1
П-2
П-3
Щ-301
Щ-302
Щ-305
Щ-306
Щ-307
Б-2
L-55

Основные районы для действий подводных лодок были назначены в Балтийском море, некоторые лодки развертывались в Финском заливе (рис. 9). Был выбран позиционный метод использования подводных лодок. Следует заметить, что отдельные позиции имели довольно большие размеры. В первоначальном варианте коммуникации к западу от о. Борнхольм, у банки Штольпе, к востоку от о. Эланд, остались вне зоны действий наших подводных лодок, однако уже в июле в нарезку позиций были внесены необходимые изменения.

Первой боевого успеха на Балтике добилась подводная лодка «С-11» (командир капитан-лейтенант А. М. Середа, на борту командир дивизиона капитан 3 ранга И. Н. Тузов), которая 19 июля 1941 г. торпедировала и потопила в районе Паланги вражеский сетепрорыватель № 11.

10 августа в том же районе подводная лодка «С-4» (командир капитан-лейтенант Д. С. Абросимов) потопила танкер противника «Кайя» (3223 брт). Находясь на позиции в районе Либавы, лодка обнаружила транспорт и танкер противника, шедшие курсом 170° в охранении трех тральщиков и двух катеров. «С-4» легла на курс атаки. Состояние моря было благоприятным: волна 4—5 баллов, видимость 40—50 каб. Сблизившись с танкером до 6 каб, командир лодки произвел выстрел двумя торпедами. В момент залпа лодка подвсплыла до глубины 3 м. Опасаясь обнаружения, командир приказал выполнить быстрое погружение и увеличил скорость. Лодка с ходу ударилась о грунт и замерла на глубине 22 м. Вскоре начали рваться глубинные бомбы. Разрывы с некоторыми перерывами слышались около 12 ч. К полуночи бомбежка прекратилась, и командир лодки, подождав немного, решил всплыть в надводное положение. Противника вблизи не оказалось. У носа и кормы лодки были выставлены знаки ограждения. Обозначенное место окружало большое масляное пятно. Противник, видимо, решил, что лодка уничтожена, и ушел. «С-4», дав ход дизелями, покинула опасный район.

Рис. 9. Позиции подводных лодок Балтийского флота в 1941 г.

После захвата противником Либавы, Риги, Таллина и выхода его частей на южное побережье Финского залива подводные лодки стали базироваться на Ленинград и Кронштадт. Теперь, чтобы выйти на основные морские коммуникации в Балтийском море, им надо было пройти узкий и мелководный Финский залив, контролируемый неприятельскими береговыми наблюдательными постами и корабельными дозорами. Наши подводные силы понесли потери, многие лодки получили серьезные повреждения и стали на ремонт, число боевых выходов резко сократилось. С 28 августа в действиях лодок наступил перерыв.

Тем временем противник не ослаблял усилий в своем стремлении прорваться к Ленинграду. Для ускорения продвижения на восток ему нужно было новое пополнение, требовалось усиленное снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Ограниченные возможности шоссейных и железных дорог Прибалтики сдерживали решение этой задачи, и в сентябре враг активизировал морские перевозки. Еще более актуальной стала задача поиска и уничтожения вражеских судов в Балтийском море.

Для улучшения управления боевой деятельностью подводных лодок все они были объединены в одну бригаду, состоявшую из семи дивизионов. Командиром бригады был назначен Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н. П. Египко (вскоре его сменил Герой Советского Союза капитан 2 ранга А. В. Трипольский, а в марте 1942 г. командиром бригады стал капитан 1 ранга А. М. Стеценко) [Н. П. Египко был переведен командиром бригады подводных лодок на Черноморский флот. А. В. Трипольский убыл на Дальний Восток, чтобы возглавить переход отряда подводных лодок с Тихого океана на Север]. Нарезка районов действий подводных лодок была изменена: упразднены позиции в Финском заливе, уменьшено число позиций в Рижском заливе (оставлена одна позиция), в Балтийском море вместо 12 позиций стало семь. Размеры позиций были увеличены, что приблизило действия подводных лодок к методу крейсерства в ограниченных районах.

На втором этапе боевых действий было решено направить в Балтийское море четыре подводные лодки («Щ-320», «Щ-322», «Щ-323», «С-8»). Первой 20 сентября вышла «Щ-320» (командир капитан-лейтенант И. М. Вишневский). Она должна была определить возможность форсирования Финского залива и, решив эту задачу, действовать в Данцигской бухте. Выйдя в Балтийское море, «Щ-320» донесла об этом по радио в штаб. Однако радиограмма не была принята, и остальные лодки вышли в море только через две недели. За это время «Щ-320» успела потопить транспорт «Холланд» (990 брт).

Из трех лодок в район боевых действий удалось дойти лишь «Щ-323», лодки «Щ-322» и «С-8» погибли, подорвавшись на минах в Финском заливе. Прибыв 14 октября в назначенный район, «Щ-323» (командир капитан-лейтенант Ф. И. Иванцов) начала поиск противника. 16 октября в 20 ч 21 мин, находясь в надводном положении, она обнаружила на горизонте группу огней. Командир объявил боевую тревогу и, увеличив скорость лодки, приказал лечь на курс сближения (рис. 10). Вскоре стало ясно, что обнаружены несколько транспортов, следовавших в направлении на северо-запад с включенными ходовыми огнями. Противник был в полной уверенности, что нашим подводным лодкам не проникнуть в Балтийское море, и не предполагал опасности.

Рис. 10. Схема маневрирования подводной лодки «Щ-323» при атаке транспорта 16 октября 1941 г.

В 22 ч 51 мин, сблизившись с караваном на дистанцию в несколько кабельтовых, лодка атаковала головной транспорт одной торпедой. Через 30 с в средней части транспорта взметнулся столб дыма и огня. Убедившись в успешном результате атаки, «Щ-323» начала отход. Преследования не было. Очевидно, транспорты шли без охранения.

Вечером следующего дня были обнаружены огни одиночного транспорта. Командир лодки, как это было и в предыдущую ночь, атаковал его одной торпедой. Атака оказалась неудачной. Это еще раз подтвердило, что в условиях темного времени суток, когда элементы движения цели определяются с большими ошибками, следует стрелять многоторпедными залпами.

18 октября погода резко ухудшилась. Сила ветра достигала 10—12 баллов. В 23 ч 20 мин неожиданно заклинило вертикальный руль. С большим трудом удалось устранить неисправность. 19 октября в условиях продолжавшегося шторма и плохой видимости обнаружили огни двух транспортов, шедших курсом на подводную лодку. Командир быстро принял необычное решение — включил ходовые огни. Транспорты, считая, что это свой корабль, отвернули, и «Щ-323» разошлась с ними, избежав столкновения.

30 октября, когда шторм утих, лодке удалось торпедировать транспорт «Балтенланд» (3724 брт). После взрыва торпеды судно продержалось на поверхности всего две минуты. 5 ноября, находясь под перископом, лодка обнаружила на расстоянии 25 каб танкер противника, следовавший в северном направлении. С дистанции 5 каб командир выстрелил одной торпедой. Через несколько секунд в лодке услышали сильный взрыв. В перископ было видно, что торпеда попала в кормовую часть танкера. Судно быстро пошло ко дну. 10 ноября после месячного пребывания в море «Щ-323» благополучно вернулась в Кронштадт.

За успешные боевые действия Президиум Верховного Совета СССР наградил подводную лодку «Щ-323» орденом Красного Знамени.

Для минных постановок на Балтийском флоте в начале войны могли быть использованы лишь три подводные лодки: «Л-3», «Калев» и «Лембит». Подводные лодки «Л-1» и «Л-2» находились в капитальном ремонте [В ноябре 1941 г. лодка «Л-1» затонула на Неве от повреждений, полученных при артиллерийском обстреле Ленинграда. Лодки «Калев» и «Лембит» могли ставить только мины «Мотала» английского производства].

Подводная лодка «Л-3» (командир капитан 3 ранга П. Д. Грищенко) вышла в море в первый же день войны. Вначале ей была поставлена задача нести дозор в районе маяка Стейнорт. Однако 26 июня она получила по радио приказание перейти в район Мемеля для постановки мин. Прибыв в назначенный район, командир лодки, обнаружил транспорт, следовавший из Мемеля, и вскоре еще один, шедший навстречу первому. Движение транспортов свидетельствовало о наличии фарватера, которым пользовались суда противника, а место постановки мин, указанное в радиограмме, находилось в стороне от него. Выполняя боевой приказ, командир лодки поставил мины в указанном ему месте.

Следует отметить, что в довоенные годы минные постановки предполагалось производить централизованно, по заранее составленным планам. Однако опыт «Л-3» убедительно показал, что это не всегда целесообразно.

В июле 1941 г. «Л-3» вышла на минную постановку в район Данцигской бухты. На этот раз командиру была предоставлена возможность выполнить минную постановку с учетом данных собственного наблюдения. С прибытием в район «Л-3» в течение двух суток вела разведку района. 19 июля в 8 ч утра были обнаружены два тральщика противника. Более часа Грищенко наблюдал за ними и сделал вывод, что вражеские корабли осуществляли контрольное траление. Как только тральщики ушли, «Л-3» выставила на протраленном фарватере минное заграждение, после чего отошла в сторону. Около 7 ч вечера, когда лодка находилась в 7 милях от района минной постановки, в отсеках услышали сильный взрыв. В направлении поставленных мин в перископ был виден столб черного дыма. Спустя час после взрыва в том же направлении были слышны взрывы глубинных бомб: противник решил, что в районе фарватера действует советская подводная лодка.

Второй поход «Л-3» подтвердил целесообразность предоставления командирам подводных лодок инициативы в выборе мест постановки мин. В октябре-ноябре на минах, поставленных «Л-3», подорвались транспорты противника «Хенни» (764 брт), «Поллукс» (3161 брт), «Эгерау» (1142 брт) и траулер «Гюнтер».

В августе 1941 г. в поход вышла подводная лодка «Лембит» (командир капитан-лейтенант В. А. Полещук), которая должна была поставить мины в южной части Балтийского моря. Прибыв в назначенный район, командир произвел разведку к западу от о. Борнхольм и, воспользовавшись предоставленным ему правом, поставил мины на выявленных путях движения транспортов противника. Было выставлено пять минных банок с интервалом 8—12 каб, по четыре мины в каждой банке. На минах, поставленных подводной лодкой, подорвались три судна: транспорт с 9 тыс. т железной руды, учебное судно «Дойчланд» и морской железнодорожный паром «Штарке». Командование дало высокую оценку боевому походу подводной лодки «Лембит».

В августе 1941 г. подводная лодка «Калев» (командир капитан-лейтенант Б. А. Ныров) произвела постановку десяти мин тремя банками в районе Овиши — Ужава. Постановка была удачной. 26 сентября здесь подорвалась немецкая плавбаза «Мозель» (8408 брт) [Впоследствии была поднята и восстановлена противником], а в ноябре — транспорт (2111 брт). Получивший пробоину при взрыве мины транспорт «Эспирайт» выбросился на побережье.

Всего за кампанию 1941 г. подводные лодки Балтийского флота совершили 82 боевых похода (56 — в Финский залив, 26 — в Балтийское море), большинство из которых (58) — для действий на морских коммуникациях противника. В результате 40 торпедных атак были уничтожены 5 транспортов, 2 танкера и подводная лодка, один транспорт поврежден. В большинстве случаев стрельба велась одиночными торпедами, лишь одна лодка («Щ-301») атаковала цель залпом из двух торпед. Минными заградителями было поставлено 90 мин, на которых подорвались 7 транспортов, тральщик и учебный корабль противника.

Действия подводных лодок Балтийского флота на морских коммуникациях в 1941 г. сыграли положительную роль. Они не только заметно ограничили свободу плавания вражеских транспортных судов, но и заставили противника выделить значительные силы и средства для защиты своего судоходства.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru