Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота — 1943 год


Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота

1943

Понеся на морских коммуникациях в 1942 г. значительные потери и стремясь еще более затруднить действия наших подводных сил на Балтике, противник стал энергично укреплять противолодочный рубеж, протянувшийся от о. Гогланд до устья Финского залива. Были поставлены новые минные заграждения от Невской губы до о. Лавенсари, усилены противолодочные дозоры. К началу кампании 1943 г. число кораблей и судов противника, действовавших в Финском заливе, возросло до 249. Более 140 кораблей участвовало в сооружении мощной сетевой преграды, протянувшейся от маяка Порккалан-Каллбода до о. Нарген и далее к о. Вульф и бухте Коплилахт. Близ о. Нарген и маяка Порккалан-Каллбода были установлены подводные гидроакустические станции, а вдоль линии сетей стал осуществлять патрулирование корабельный дозор.

К 10 апреля гитлеровцы закончили постановку сетей и мин на линии о. Нарген — мыс Порккала-Удд. Было поставлено более 9000 мин, причем в несколько ярусов — в 10, 15, 25, 30 и 35 м от грунта. На гогландской позиции число мин и минных защитников превысило 13 тысяч. Общее число мин в Финском заливе было доведено до 33 тысяч.

Ранняя весна 1943 г, позволяла нашим подводным лодкам начать боевые действия уже с середины апреля. Однако массированные минные постановки, выполненные противником в районе Кронштадта и в устье р. Невы, заставили провести интенсивное траление и таким образом задержали развертывание лодок почти на месяц. Первые две лодки — «Щ-303» (командир капитан 3 ранга И. В. Травкин) и «Щ-408» (командир капитан-лейтенант П. С. Кузьмин) — получили задание выявить возможность преодоления минно-сетевых заграждений в Финском заливе для выхода наших лодок на коммуникации противника в Балтийском море. При успешном решении этой задачи они должны были действовать в районе о. Утё — маяк Ристна. 13 мая с о. Лавенсари отправилась «Щ-303». Успешно форсировав гогландский противолодочный рубеж, командир лодки сообщил по радио в штаб о проходе района и проследовал далее в район нарген-порккалауддского рубежа. Здесь лодка встретилась с мощным сетевым заграждением, которое, несмотря на многократные попытки, не смогла форсировать. Вражеские корабли периодически атаковали ее. Положение складывалось критическое. Командир донес об этом командованию и получил приказание возвращаться в базу.

«Щ-408» должна была выходить в море после получения донесения от первой лодки о проходе гогландской позиции. Но донесение Травкина не было получено, и в штабе бригады предположили, что «Щ-303» погибла, подорвавшись на мине. «Щ-408» было приказано следовать на позицию маршрутом, отличным от маршрута «Щ-303». 18 мая лодка вышла в боевой поход, а 22 мая около трех часов ночи Кузьмин донес, что лодка атакована противолодочными силами противника. К месту нахождения лодки вылетела наша авиация, но помощь опоздала: «Щ-408» была потоплена противником.

Вторая группа подводных лодок в составе «Щ-406» и «С-12» должна была выйти в поход в конце мая. В ночь на 29 мая от о. Лавенсари в Балтийское море начала движение подводная лодка «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е. Я. Осипов). Не дойдя до своей позиции, она погибла. Выход «С-12» не состоялся, так как в связи с гибелью двух экипажей было принято решение временно подводные лодки в Балтийское море не посылать.

Следующая попытка прорваться через нарген-порккалауддский рубеж была предпринята в августе, после того как наши летчики сбросили в районе сетей большое количество бомб. В состав группы вошли «М-96» и «М-102». Однако этим лодкам не повезло. «М-102» была повреждена во время авиационного налета на о. Лавенсари, а «М-96» в первый же день похода наскочила на мель и из-за полученных повреждений вынуждена была вернуться.

К следующему походу были назначены подводные лодки «С-12» (командир капитан 3 ранга А. А. Бащенко) и «С-9» (командир капитан 3 ранга А. И. Мыльников). Перед «С-12» была поставлена боевая задача — после двухдневной разведки района попытаться форсировать противолодочный рубеж, в случае удачи сообщить об этом по радио и следовать в Балтийское море для действий на коммуникациях. «С-9» должна была разведать район сетей и определить возможность их разрушения взрывами торпед. Выполняя боевые задания, обе лодки погибли.

Дальнейшие попытки форсировать Финский залив могли привести к неоправданным потерям подводных лодок. Чтобы открыть им путь в Балтийское море, надо было либо уничтожить рубеж, либо, овладев побережьем Финского залива, использовать обходные маршруты. Но, поскольку обстановка не позволяла выполнить ни то ни другое, действия подводных лодок пришлось прекратить. Задача нарушения морских сообщений противника была возложена на торпедоносную и штурмовую авиацию.

Таким образом, в кампанию 1943 г. наши подводные лодки столкнулись с мощной противолодочной преградой, закрывшей им путь в Балтийское море. И все-таки неприятельский флот продолжал нести потери. На выставленных ранее минах в 1943 г. подорвались два вражеских транспорта: «Грундзее» (886 брт) и «Мари Фердинанд» (1757 брт). От полученных при взрыве мины повреждений затонула подводная лодка «U-416».


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru