На четвертый год войны условия для действий подводных лодок стали несколько легче. Противник, понеся потери от ударов наших войск на сухопутном фронте, вынужден был перебросить туда часть своих сил, и прежде всего авиацию. Усилилось движение конвоев и одиночных судов вдоль побережья Северной Норвегии, особенно когда началась эвакуация немецких войск из Заполярья.
Несколько снизилась минная угроза, так как ранее выставленные заграждения под воздействием приливных явлений и штормов значительно разредились, а подновление их было незначительным. На некоторых подводных лодках были установлены гидролокаторы, что облегчало борьбу с минами. Однако система противолодочной защиты морских коммуникаций противника в 1944 г. все же продолжала оставаться сильной. Количество используемых для этих целей подводных лодок даже увеличилось.
В 1944 г. Северный флот пополнился новыми силами — авиацией и торпедными катерами. В течение первой половины года количество самолетов увеличилось почти вдвое. Это позволило значительно расширить привлечение авиационных сил к борьбе с морскими перевозками противника. В отдельные периоды авиация уничтожала больше транспортов противника, чем подводные лодки. Значительных успехов добились и торпедные катера.
Увеличение численного состава сил флота и накопление опыта их совместной деятельности против конвоев в сочетании с возрастанием гибкости системы управления силами сделали возможным переход к более сложным формам борьбы — проведению специальных операций по нарушению морских сообщений противника.
Сущность операций заключалась в нанесении разнородными силами флота согласованных ударов по конвоям противника на всем пути их следования от Тромсё до Варангер-фьорда, включая порты погрузки и выгрузки. Операции продолжались обычно две-три недели и приурочивались к периодам наиболее интенсивного движения конвоев. В операциях участвовали максимально возможное число подводных лодок, самолетов, надводных кораблей, а также береговая артиллерия. Подводные лодки в операциях развертывались в нависающую завесу вдоль северного побережья Норвегии (рис. 7). Линия, разделявшая зоны действий подводных лодок и надводных кораблей, проходила по пеленгу 35° от мыса Сейбунес.
Рис. 7. Схема развертывания сил в операции на морских сообщениях противника в 1944 г.
Основой успеха операции считалась непрерывная разведка, которую вели все силы и средства. Они должны были взаимно информировать друг друга о движении обнаруженного конвоя и наводить на него ударные группы. В промежутках между операциями, длившихся обычно два-три месяца, велись повседневные (систематические) боевые действия.
Первая операция проводилась в период с 16 января по 5 февраля. Лодки, участвовавшие в операции, были сведены в три группы. Семь средних и малых лодок составили ударную группу, две лодки типа С и Л — разведывательную, две средние лодки — резерв. Нелетная погода затрудняла действия разведывательной авиации, поэтому лодки из ударной группы, развернутые в завесе от о. Арнё до мыса Сейбунес, приступили к самостоятельному поиску вражеских конвоев и судов.
19 января подводная лодка «М-201» (командир капитан-лейтенант Н. И. Балин), вышедшая в свой первый боевой поход, обнаружила на рейде порта Берлевог транспорт. Двухторпедным залпом «М-201» потопила судно противника. На следующий день лодка «С-102» (командир капитан 2 ранга Л. И. Городничий) в районе мыса Нордкин уничтожила шедший в составе конвоя минный заградитель «Скагеррак» (около 1300 брт).
28 января лодка «С-56» (командир капитан 3 ранга Г. И. Щедрин) на позиции у мыса Слетнес потопила следовавший в составе двух сторожевых кораблей и нескольких больших охотников крупный танкер.
31 января «М-105» (командир 3 ранга В. Н. Хрулев) у мыса Маккаур повредила транспорт «Наталь» (более 3000 брт), который затем выбросился на берег. 3 февраля «М-108» (командир капитан-лейтенант И. И. Юдович), сменившая на позиции «М-105», потопила вражеский транспорт.
В результате проведенной североморцами операции были потоплены 5 транспортов и 2 танкера, повреждены транспортное судно и сторожевой корабль противника.
Опыт проведения операции показал сложность организации совместных действий надводных, подводных и воздушных сил флота, особенно в период полярной ночи и в неблагоприятных метеорологических условиях. В шторм не могли выйти в море катера. Из-за частой нелетной погоды подолгу простаивала на аэродромах бомбардировочная и разведывательная авиация. Тем не менее можно говорить об успехе первой операции флота. Была подтверждена возможность взаимодействия разнородных сил флота, целесообразность участия в операции подводных лодок. Кроме того, операция, отвлекая на себя значительные силы противника — корабли и авиацию, тем самым облегчала решение другой задачи — прикрытие движения союзных конвоев.
Следующая операция была проведена во второй половине февраля. Авиация и торпедные катера не смогли действовать активно. В период операции боевого успеха добились подводная лодка «М-119» (командир капитан-лейтенант К. М. Колосов), потопившая транспорт противника, и подводная лодка «С-56» (командир капитан 3 ранга Г. И. Щедрин), повредившая другой транспорт.
С 16 по 31 мая 1944 г. была проведена третья операция. В этот период разведывательной авиации удалось навести подводные лодки «С-15» и «М-201» на конвои противника. События развертывались следующим образом.
К вечеру 25 мая подводные лодки «С-15» (командир капитан-лейтенант Г. К. Васильев) и «М-201» (командир капитан-лейтенант Н. И. Балин) получили от воздушной разведки сообщение об обнаружении в районе мыса Нордкин конвоя противника. Конвой в составе 5 транспортов и 25 кораблей охранения (5 миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 10 сторожевых катеров, 4 тральщиков) следовал в направлении на восток. Командир «М-201» полным ходом направил лодку в надводном положении к мысу Маккаур, где рассчитывал перехватить неприятеля. Поздней ночью лодка прибыла в район предполагаемой встречи с конвоем. Приблизившись к берегу, командир заметил вражеские корабли, а затем и суда конвоя. Двухторпедным залпом «М-201» потопила сторожевой корабль. На лодке слышали два взрыва. Балин предположил, что под удар попал транспорт, оказавшийся в створе с торпедированным кораблем конвоя.
Одновременно с «М-201» на перехват конвоя двинулась подводная лодка «С-15». Как и первая лодка, «С-15» шла полным ходом в надводном положении. На подходе к минным заграждениям «С-15» погрузилась и далее следовала под водой. На исходе суток она прибыла в расчетную точку близ мыса Харбакен. Конвой был обнаружен около 4 часов. Через 30 мин с дистанции 14 каб «С-15» выстрелила четырьмя торпедами по концевому судну. Взорвались три торпеды. Позже выяснилось, что лодка потопила немецкий транспорт «Сольвикен» (3500 брт).
29 мая подводная лодка «С-103» (командир капитан 3 ранга Н. П. Нечаев) в районе Порсангер-фьорда атаковала четырьмя торпедами три тральщика противника, шедших на восток строем уступа. Два корабля были потоплены и один поврежден.
Очередная операция была проведена в период с 10 по 25 июня 1944 г. В ней участвовало пять подводных лодок. Четыре из них («С-104», «С-14», «М-200», «М-201»), пользуясь данными самолетов-разведчиков, последовательно атаковали вражеский конвой. Особенно удачны были действия лодки «С-104» (командир капитан 3 ранга В. А. Тураев), одним залпом она потопила транспорт и два корабля охранения противника.
Обстановка при этом складывалась следующим образом (рис. 8). 20 июня около 2 ч ночи на лодке была получена радиограмма штаба флота, в которой указывались координаты обнаруженного конвоя. Командир направил лодку в район мыса Скальнес, где предполагалась встреча с судами противника. В 7 ч 30 мин, дойдя до намеченной точки, «С-104» начала движение вдоль берега. Долго ничего не было видно. Только в четвертом часу дня были обнаружены дымы и мачты большого числа кораблей. Стало очевидно, что это необычный конвой. Скоро командир лодки смог различить два транспорта в охранении восьми кораблей. Над конвоем барражировали два самолета. Несмотря на это, командир «С-104» решил нанести удар по головному транспорту и начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. В 16 ч 17 мин лодка легла на боевой курс 220°, имея скорость 4 уз. Непосредственно перед залпом командир лодки обнаружил, что головной транспорт и два корабля охранения (один с правого, другой с левого борта) сливаются в одну цель. В 16 ч 27 мин по цели были выстрелены четыре торпеды с временным интервалом 8 с. Дистанция до ближних кораблей охранения была 3—4 каб, а до транспорта — 12 каб. Не опуская перископа, командир «С-104» наблюдал за ходом торпед. Он видел, как у борта ближайшего корабля охранения взметнулся столб огня и воды. Через несколько секунд такие же взрывы последовали у борта транспорта и еще одного корабля охранения. Это был мастерский удар, одним залпом оказались поражены сразу три цели. Выдающийся боевой успех «С-104» стал свидетельством дальнейшего роста боевого мастерства североморских подводников.
Рис. 8. Схема маневрирования подводной лодки «С-104» при атаке конвоя 20 июня 1944 г.
9 июля 1944 г. началась новая операция. К участию в ней были привлечены подводные лодки «Щ-402», «С-14», «С-56», «М-200», «Л-15», авиация и торпедные катера.
Действия происходили в условиях полярного дня. Вечером 14 июля воздушная разведка обнаружила в проливе Магерёсунд крупный конвой, шедший на восток. Подводные лодки «С-56» (командир капитан 2 ранга Г. И. Щедрин) и «М-200» (командир капитан-лейтенант В. Л. Гладков), получив от самолетов данные об этом конвое, направились на его перехват.
15 июля около 6 ч лодка «С-56» у мыса Харбакен обнаружила конвой. Четырехторпедным залпом она атаковала эсминец и транспорт. В результате атаки эсминец затонул. Транспорт из-за тумана не был виден, но, судя по двум взрывам торпед, получил повреждения. Следом за «С-56», примерно через час, прорвав тройное кольцо охранения, конвой атаковала подводная лодка «М-200». Двухторпедным залпом она повредила крупное транспортное судно. Обе лодки подверглись кратковременному преследованию.
Близкое совпадение по времени атак двух подводных лодок способствовало успеху их действий. Когда «С-56» атаковала конвой, противник выделил для ее преследования часть кораблей охранения и, следовательно, «М-200», атаковавшая несколько позднее, действовала в более благоприятных условиях.
Операция завершилась 17 июля нанесением массированного воздушного удара по скоплению судов в порту Киркенес и на стоянке в Бёк-фьорде. В результате североморцами были потоплены 4 транспорта, миноносец, 4 сторожевых корабля и 3 малых судна.
В августе 1944 г. была проведена операция, в которой участвовали четыре подводные лодки («С-15», «С-51», «С-103», «М-201»), развернутые, как и прежде, в нависающую завесу. В этой операции подводные лодки впервые использовали бесследные электрические торпеды.
19 августа подводная лодка «М-201» (командир капитан-лейтенант Н. И. Балин) обнаружила конвой, шедший в направлении к о. Вардё. Из-за плохой видимости командир не мог воспользоваться перископом. Ориентируясь по акустическим пеленгам, он провел лодку через кольцо охранения. В бесперископной атаке был потоплен вражеский сторожевой корабль.
23 августа подводная лодка «С-15» (командир капитан 3 ранга Г, К. Васильев) получила от самолета-разведчика оповещение о движении неприятельского конвое. Форсировав на глубине 80 м минное поле, лодка подошла к берегу в районе мыса Слетнес. Утром 24 августа командир в перископ обнаружил конвой, состоявший из трех транспортов и 14 кораблей охранения. Сблизившись до дистанции 10 каб, «С-15» четырьмя бесследными торпедами атаковала самое крупное судно. Две торпеды попали в цель. Транспорт «Дессау» (около 6000 брт) пошел ко дну.
Отличилась и лодка «С-103» (командир капитан 3 ранга Н. П. Нечаев). В своем пятом походе она, применив торпеды нового типа, атаковала крупный танкер с горючим. Командир наблюдал в перископ, как судно ушло под воду.
28 августа «С-103» получила данные о движении конвоя. Для встречи с ним лодка должна была идти с максимальной экономией времени. Командир повел лодку кратчайшим путем. На перископной глубине форсировали минные заграждения. Риск оказался оправданным — в расчетную точку (мыс Харбакен) вышли вовремя. Вражеские корабли пройти не успели. Из четырех выпущенных лодкой торпед взорвались три. Были уничтожены две цели — транспорт и подошедший к нему в момент залпа корабль охранения.
Ярким примером умело организованного взаимодействия разнородных сил флота явился разгром конвоя в сентябре 1944 г. В этой операции участвовали подводная лодка, торпедные катера и авиация. 24 сентября лодка «С-56» (командир капитан 2 ранга Г. И. Щедрин) первой обнаружила конвой в районе мыса Нордкап и атаковала его. Залпом из четырех торпед был потоплен транспорт. Оторвавшись от преследования, Щедрин донес в штаб флота, что фашистские корабли движутся в направлении к Варангер-фьорду. На другой день на конвой обрушились торпедные катера, штурмовики и истребители морской авиации.
26 сентября в том же районе «С-56», проникнув в глубь фьорда, обнаружила и уничтожила вражеский тральщик.
Больших успехов добились подводные лодки при проведении очередной операции в октябре 1944 г. Вначале в операции участвовали лодки «С-51», «В-2», «С-104», «С-102», «М-171», позднее на смену им были направлены лодки «С-14», «С-101», «Б-4», «В-3», «Л-20». Боевые действия охватывали пространство от о. Вардё до о. Магерё, впоследствии район был расширен до о. Лоппа.
10 октября подводная лодка «С-51» (командир капитан 3 ранга К. М. Колосов) обнаружила конвой. Два транспорта следовали в охранении миноносца, сторожевика и тральщика. Сблизившись с транспортом на дистанцию 7 каб, лодка выстрелила по нему четырьмя бесследными торпедами. На пути торпед оказался миноносец. Две из них он принял своим бортом, после чего быстро затонул. Атакованный транспорт загорелся и потерял ход.
11 октября в районе Лаксе-фьорда по данным воздушной разведки подводная лодка «В-2» (командир капитан-лейтенант А. С. Щекин) обнаружила и четырехторпедным залпом потопила сторожевой корабль. 12 октября та же лодка обнаружила конвой в составе транспорта и трех кораблей. С дистанции 18 каб четырехторпедным залпом транспорт был потоплен.
Вечером 16 октября лодка «М-171» (командир капитан-лейтенант Г. Д. Коваленко), получив сведения о выходе конвоя из Киркенеса, заняла выгодную для себя позицию (со стороны берега). По шуму винтов акустик определил направление приближения конвоя. «М-171» вышла в атаку на транспорт. Через несколько секунд после залпа подводники услышали взрыв торпеды.
Удачно действовала лодка «С-104». В октябре она потопила три вражеских корабля.
18 октября в районе мыса Нордкин подводная лодка «В-4» (командир капитан 3 ранга Я. К. Иосселиани) потопила одиночный танкер, а 20 октября уничтожила еще два транспорта противника. 16 октября в районе Лаксе-фьорда лодка «С-14» (командир капитан 3 ранга В. П. Каланин) потопила два тральщика, а 20 октября — транспорт из состава конвоя. 31 октября «С-101» (командир капитан-лейтенант Н. Т. Зиновьев) успешно атаковала эскадренный миноносец и тральщик противника.
В течение года активно действовали минные заградители. Подводная лодка «Л-20» совершила шесть боевых походов на постановку мин у берегов противника, лодки «Л-15» и «Л-22» также выполнили несколько минных постановок на вражеских коммуникациях. За год подводники поставили более 170 мин.
В 1944 г. на вооружении подводных минных заградителей появились плавающие мины. Это дало возможность выполнять маневренные минные постановки, сущность которых состояла в следующем. Подводный минный заградитель выходил вперед конвоя и начинал ставить мины с таким расчетом, чтобы средняя мина из серии выставленных им оказалась на курсе головного судна. Важно было правильно определить время начала постановки, а это целиком зависело от точности определения элементов движения цели.
Наиболее успешными были действия подводных лодок «В-4», «С-56», «С-103», «С-14», потопивших по нескольку вражеских транспортов. Всего за год подводные лодки Северного флота потопили 22 транспорта (около 60 тыс. брт) и 15 кораблей противника. Для действий на коммуникациях лодки совершили 78 боевых походов (из них 36 для действий в группах в оперативном взаимодействии с другими силами флота и 42 для самостоятельных действий). Было выполнено 50 торпедных атак, израсходовано более 130 торпед (из них 14 электрических торпед ЭТ-80). Все атаки, за исключением трех, были проведены по охраняемым транспортам. Стрельба торпедами в основном производилась двух- и четырехторпедными залпами.
За образцовое выполнение боевых заданий Краснознаменная бригада подводных лодок была награждена орденом Ушакова I степени. Подводные лодки «С-51», «С-56» стали именоваться Краснознаменными. Капитану 2 ранга Г. И. Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза.
С февраля 1945 г. боевые действия подводных лодок Северного флота фактически прекратились. Всего за время войны 47 подводных лодок, участвовавших в боевых действиях, совершили 424 боевых похода, в том числе 372 в целях борьбы с морскими перевозками противника. Лодки выполнили 260 торпедных атак, израсходовали 674 торпеды (70% — по конвоям без прорыва охранения). В среднем на один потопленный транспорт расходовалось более четырех торпед. Средняя дистанция стрельбы составляла 10 каб. В начале войны стрельба производилась в основном одиночными торпедами, в дальнейшем часто применялись двух- и четырехторпедные залпы.
Большинство торпедных атак было проведено днем с использованием перископа. Отдельные атаки выполнялись по данным шумопеленгатора (особенно показательна атака подводной лодки «М-201» в августе 1944 г.) или с применением перископа и шумопеленгатора (перископно-акустические атаки). В 1943—1944 гг. было выполнено пять глубоководных атак со стрельбой торпедами с глубины 20—25 м.
Минное оружие подводные лодки применяли для постановки минных банок на шхерных фарватерах, в узкостях, на выявленных путях движения конвоев противника. Было поставлено 886 мин, на которых подорвалось 12 транспортов противника (43 200 брт). Для минных постановок подводные лодки совершили 46 выходов (1941 г. — 8, 1942 г. — 15, 1943 г. — 14, 1944 г. — 9).
В начале войны в основном применялся позиционный метод боевого использования подводных лодок. Впоследствии стало практиковаться крейсерство в ограниченных районах. К концу войны подводные лодки перешли на групповые действия. В практику вошло взаимодействие их с другими силами флота, и в первую очередь с разведывательной авиацией. По количеству потопленных транспортов подводные лодки вышли на первое место среди других сил Северного флота.
За успешные боевые действия подводные лодки «С-101», «С-104», «Л-22» были награждены орденом Красного Знамени, лодка «С-56» стала именоваться гвардейской. Капитану 2 ранга И. Ф. Кучеренко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |