ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

«Зеленый пояс Славы»

Мемориал «Разорванное кольцо»

Мемориал «Разорванное кольцо» на Дороге жизни

Мемориал сооружен на берегу Ладожского озера, у Вагановского спуска трудящимися Калининского района Ленинграда между 39-м и 40-м километрами Дороги жизни — там, где у Вагановского спуска к Ладожскому озеру начиналась легендарная ледовая трасса. Сооружение ладожской Дороги жизни было беспрецедентным в мировой истории предприятием. Подготовка к прокладке ледовой трассы через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера (протяженность трассы 30—32 км) началась задолго до ледостава, основные работы развернулись с середины ноября 1941 г. 17 ноября на лед вышла группа (30 чел.) солдат и офицеров 88-го отдельного мостостроительного батальона для разведки трассы и уточнения ледовой обстановки. Потом трасса была опробована буерами. 19 ноября 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта издал приказ «Об организации автотранспортной дороги через Ладожское озеро», а уже 20—21 ноября от Вагановского спуска к порту Кобона прошел через озеро первый обоз — 350 подвод. 22 ноября Дорога жизни была открыта для автотранспорта — в этот день по ладожскому льду прошла первая автоколонна — 60 машин. Ладожская трасса в течение зимы 1941/42 г. действовала непрерывно с 22 ноября до 21 апреля 1942 г. (а уже 22 мая 1942 г. началась летняя навигация, которую осуществляли корабли Ладожской флотилии и суда Северо-западного речного пароходства); за эти 152 дня по ней было перевезено в Ленинград 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 тысяч тонн продовольствия (осажденному городу требовалось в сутки более 1000 т продовольствия); из блокадного Ленинграда по Дороге жизни эвакуировано 514 тысяч жителей, 35 тысяч раненых и 3600 вагонов различного оборудования. Через озеро шли пять «ниток», предназначенных для двустороннего движения автотранспорта (общая протяженность всех ледовых автодорог через Ладогу составляла 1770 км). Обслуживали Дорогу жизни (ее начальником был генерал-майор интендантской службы А. М. Шилов, комиссаром — бригадный комиссар И. В. Шикин) 20 тысяч воинов многих десятков различных специальностей. Фашисты не могли сорвать движение по ледовой трассе (за время ее действия здесь было сбито более 500 неприятельских самолетов). Ледовая трасса продолжала действовать и зимой 1942/43 г. Помимо нее для бесперебойного снабжения Ленинграда горючим весной 1942 г. по дну озера в рекордный срок был проложен трубопровод, а в сентябре 1942 г. — кабельные линии, по которым Ленинград снабжался электроэнергией от Волховской ГЭС.

Эпопея Дороги жизни увековечена в нескольких памятниках. У монумента «Разорванное кольцо» на Вагановском спуске — стела со стихами: «Потомок, знай! В суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели Дорогу жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда». Вдоль всей сухопутной части Дороги жизни (от Ленинграда до порта Осиновец, созданного на Ладожском озере по решению Военного совета Ленинградского фронта в начале сентября 1941 г.) в 1967—1968 гг. установлены 45 мемориальных километровых столбов. В Осиновце Центральный Военно-морской музей создал свой филиал — музей «Дорога жизни»

Открыт в январе 1968 г.

Мемориал «Разорванное кольцо» на Дороге жизни

< Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница >


Встал он навстречу фашистской грозе —
город, где были героями все!

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru