«Воздушный мост» — еще одно повествование о ленинградской эпопее и ее героях. Эта книга посвящена лишь одной из страниц борьбы за город Ленина. Но переоценить значение этой страницы трудно.
К осени 1941 года война с фашистскими захватчиками на подступах к Ленинграду шла на суше, на море и в небе. Когда замкнулось кольцо блокады и Ладога осталась единственной коммуникацией для города, Государственный Комитет Обороны принял постановление об организации транспортной воздушной связи Ленинграда со страной.
Мощная воздушная коммуникация, соединившая осажденный врагом город с Большой землей, была создана с первых же дней блокады усилиями Государственного Комитета Обороны, Генерального штаба, Военного совета Ленинградского фронта, штаба ВВС и Главного управления Гражданского воздушного флота. Она оказалась поистине уникальной трассой, организацию и бесперебойное действие которой обеспечивали десятки различных авиационных, авиационно-технических, аэродромно-строительных и тыловых частей Красной Армии, местных партийных и советских органов.
Десятки транспортных самолетов Московской авиагруппы и Особой Северной авиагруппы ГВФ, ВВС Ленинградского фронта и Балтийского флота, а также тяжелых бомбардировщиков были сняты с других важных участков и направлены на помощь Ленинграду. Чтобы эта воздушная дорога жизни, проложенная через блокадное кольцо, могла действовать надежно, бесперебойно, нужны были и прикрытие истребителей сопровождения и организация новых оперативных полевых аэродромов и в Ленинграде, и на Большой земле, формирование новых направлений грузопотока продовольствия, переброски людей, оружия, боеприпасов.
Нельзя без волнения читать о фактах этой драматической, до сих пор малоисследованной эпопеи. Глубокой осенью и зимой 1941 года проходившие над Ладожским озером трассы воздушного моста значительное время была единственным каналом связи осажденного города со страной. По далеко не полным данным, только с сентября 1941 года по январь 1942 года — на это время приходится самая большая нагрузка воздушного моста — в Ленинград по воздуху было переправлено свыше 5 тысяч тонн продуктов и других грузов. В эти же месяцы летчики транспортных самолетов ежедневно доставляли в Ленинград сначала 150, затем 200 и более тонн высококалорийных продуктов, которые дали ленинградцам дополнительные силы, чтобы пережить самые тяжелые недели между концом навигации и началом работы ледовой дороги — знаменитой Дороги жизни по Ладожскому озеру. Обратными рейсами в это же время летчики вывезли из осажденного города на Большую землю более 50 тысяч пассажиров, в том числе около 30 тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов ведущих ленинградских заводов.
В конце октября и начале ноября 1941 года, когда возникла угроза охвата Ленинграда вторым блокадным кольцом, из осажденного города под Тихвин и Волхов по воздуху были переброшены главные боевые силы двух стрелковых дивизий и около тысячи балтийских моряков, которые помогли сражавшимся там частям и соединениям Красной Армии сначала остановить наступление вражеских войск, а затем и погнать их назад.
А какое горячее участие в бесперебойном действии воздушного моста, особенно в сборе продуктов для отправки по воздуху в осажденный город, приняли трудящиеся отрезанных от города северо-восточных районов Ленинградской и соседних с ней областей!
Воздушный мост с честью выполнил невероятно сложные задачи, возложенные на него Государственным Комитетом Обороны. В самые трагичные дни и недели блокады, когда связь с городом осуществлялась лишь по воздуху, благодаря интенсивным воздушно-транспортным перевозкам удалось спасти тысячи жизней ленинградцев. Трудно поверить, но это так: в условиях вражеской блокады оборонные предприятия осажденного голодающего города ни на один день не прекращали выпуск оружия и боеприпасов не только для защитников города, но и для войск, оборонявших Москву. И это оружие также перебрасывалось по воздушной коммуникации.
Мне, в ту пору секретарю Ленинградского обкома партии, в первый же день блокады бюро областного комитета поручило возглавить комиссию обкома по руководству отрезанными от осажденного города северо-восточными районами Ленинградской области.
Как председателю этого чрезвычайного партийно-советского органа, наделенного немалыми полномочиями, мне вместе с членами комиссии, партийным, советским и комсомольским активом восточных районов довелось участвовать в выполнении принятого 20 сентября 1941 года постановления Государственного Комитета Обороны СССР об организации транспортной воздушной связи Ленинграда со страной.
В процессе работы авторов над этой книгой — первым и вторым ее изданием — мы неоднократно встречались. Я рассказал о том, что помнил, чему был свидетелем, в частности о роли ГКО, Верховного Главнокомандования, партийных и военных руководителей Ленинграда, комиссии обкома ВКП(б), различных авиационных, аэродромно-строительных и тыловых частей Красной Армии, населения восточных районов области в обеспечении устойчивой, надежной работы авиасоединений транспортных самолетов на воздушных маршрутах Ленинград — Большая земля.
Авторы этой книги — ленинградцы, В годы войны они непосредственно участвовали в боях с фашистскими захватчиками. Работая над книгой, они проделали значительную поисковую работу. Кропотливо изучали архивы, встречались и обстоятельно беседовали, переписывались со многими участниками событий — с пилотами и членами экипажей транспортных самолетов, летчиками истребителей сопровождения воздушных караванов, строителями аэродромов. Побывали на местах базирования транспортной и истребительной авиации. Все это позволило им воссоздать живую картину работы воздушного моста.
Герои книги — разные, непохожие друг на друга люди. Среди них партийные и советские работники, пилоты и солдатские жены и вдовы, колхозники, участники обозов с продуктами для ленинградцев, девушки — строители аэродромов — истинные патриоты, не дрогнувшие в трудный час, перенесшие неимоверные трудности во имя победы над врагом.
Каким образом город, оказавшийся в огненном кольце блокады, обороняясь, атакуя и вновь обороняясь, смог удерживать вооруженные до зубов фашистские полчища, не отпуская их на другие стратегические направления советско-германского фронта?
Где люди черпали силы? Откуда брались мужество и стойкость тысяч и тысяч, которые вместе совершили небывалый подвиг, отстояв колыбель революции?
Авторы пытаются в какой-то мере ответить на эти вопросы.
Могу со всей ответственностью свидетельствовать: рассказ о том, как партийные и советские руководители Ленинграда, районов области работали среди населения, разъясняя людям обстановку, советуясь с ними, мобилизуя их на решение труднейших задач, на борьбу с сильным и опасным врагом, правдив и объективен.
Главное достоинство этой книги — ее достоверность, документальная точность. В ней нет вымысла. Герои ее реальны. Многие из них живы и сегодня. Мы можем встретить их на улице или в магазине, в вагоне метро или трамвая. А для тех, кто не дожил до Победы, эта книга будет своего рода памятником, правдиво повествующим советским людям об их подвигах.
Конечно, в одной книге невозможно рассказать о судьбах всех, кто участвовал в организации воздушных коммуникаций блокированного Ленинграда. Авторы и не ставили это своей задачей. Но они внесли немалую лепту в освещение важной и малоисследованной страницы обороны Ленинграда, и в этом их несомненная заслуга.
Пройдут годы, а люди будут открывать для себя все новые страницы героической борьбы, новые подвиги советских людей, новые страницы многогранной деятельности партии и народа, сделавших все, чтобы приблизить победу над фашистской Германией.
В истории воздушного моста блокадного Ленинграда еще есть немало «белых пятен», героических подвигов, которые ждут своих летописцев. Время не ждет. Оно открывает новые факты, но и смывает следы, стирает подробности и потому торопит нас.
Не могут и не должны быть забыты те, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы выжил, выстоял Ленинград Эта книга — еще один вклад в исполнение нашего общего долга перед памятью героев ленинградского фронтового неба, героев воздушной Дороги жизни.
Содержание | Следующая страница |