Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Манкевич А.И. Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. Бой у острова Сухо


Бой у острова Сухо

Бой с отрядом десантных кораблей противника 9 октября подтверждал предположения командования флотилии о том, что враг ведет активную подготовку к нападению на наши сообщения через озеро. Вскоре эти предположения полностью оправдались.

В южной части озера в десяти милях к северу от Новой Ладоги находится небольшой искусственного образования остров Сухо.

В 1891 году русские моряки построили здесь маяк.

Когда началась Великая Отечественная война, па остров прибыл небольшой гарнизон под командованием старшего лейтенанта

И. К. Гусева. На острове установили батарею, она должна была охранять ладожский путь. Десятки кораблей с тысячами тонн грузов для защитников Ленинграда проходили мимо острова. Приветливо мелькали огни маяка, указывая путь кораблям. Зорко несли боевую вахту по охране ладожской трассы моряки старшего лейтенанта Гусева. Каждый из них, провожая взглядом проходившие невдалеке конвои, мысленно говорил: «Доброго пути, ладожане! Торопитесь, Ленинград ждет ваших грузов».

На этот остров фашистское командование и решило высадить десант.

Замысел врага состоял в том, чтобы, захватив внезапно остров, уничтожить на нем батарею и гарнизон. В случае успеха это в дальнейшем значительно улучшило бы условия для действий кораблей противника на трассах

Для высадки десанта на остров Сухо вражеское командование выделило специальный отряд кораблей, в состав которого вошли десантные суда, десантные катера и сторожевые катера — всего до тридцати единиц.

В ночь на 22 октября отряд вышел из Сортанлахти и взял курс к острову Сухо. Противник предполагал, что при неблагоприятных метеорологических условиях, в которых совершался переход (стояла низкая облачность, налетали частые шквалы с дождями и снежные заряды), ему удастся скрытно подойти к острову и внезапно высадить десант.

Однако расчеты врага не оправдались. На подходах к острову неприятельский отряд был обнаружен дозорными кораблями Ладожской военной флотилии: тральщиком «ТЩ-100», находившимся к югу от Сухо, и катером «МО-171» — к востоку от острова. Эти корабли немедленно оповестили флотилию о появлении врага.

Командир «ТЩ-100» старший лейтенант П. К. Каргин после обнаружения неприятельских кораблей сразу же пошел с ними на сближение и открыл огонь по головным десантным катерам, шедшим строем фронта к острову. Вначале противник не придал значения небольшому кораблю и сосредоточил артиллерийский огонь своих десантных судов по острову Сухо. Но вот уже четвертым залпом орудия комендоров Н. Свищева и А. Попова пустили ко дну катер противника: сильный взрыв и обломки неприятельского корабля засвидетельствовали о первой победе в этом бою моряков-ладожцев.

Воодушевленные успехом комендоры тральщика усилили огонь по врагу. Вскоре они повредили еще два неприятельских судна. Тогда десантные суда противника обрушили на тральщик всю силу своего огня. Вода вокруг маленького корабля буквально кипела от разрывов снарядов. В воздухе появились вражеские самолеты. Четыре «мессершмитта» начали один за другим пикировать на небольшой корабль, обстреливая его пушечно-пулеметным огнем. Вражеским артиллеристам удалось пристреляться по «ТЩ-100», и положение тральщика стало угрожающим.

В это время на помощь «ТЩ-100» подоспел катер «МО-171» старшего лейтенанта В. И. Ковалевского. Под огнем противника он закрыл тральщик дымзавесой, лишив тем самым противника возможности вести прицельный огонь.

Около двух часов «ТЩ-100» и катер «МО-171» вели бой с соединением неприятельских десантных судов. Личный состав тральщика в этом бою совершил подвиг, затмивший героический подвиг брига «Меркурий» [Восемнадцатипушечный бриг «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта А. И. Казарского 14 мая 1829 года на Черном море вступил в бой с двумя турецкими линейными кораблями: стопушечным и семидесятичетырехпушечным. В неравном четырехчасовом бою бригу удалось метким артиллерийским огнем перебить рангоут на обоих линейных кораблях противника и уйти от преследования]. Небольшой ладожский корабль оттянул на себя часть вражеских сил, потопил и повредил в единоборстве три десантных судна противника.

Но заслуга экипажа «ТЩ-100» заключалась не только в этом. Точные и своевременные донесения, которые корабль посылал по радио командованию флотилии, имели большое значение для успешного разгрома неприятельского десанта. Много радиограмм отправил и принял в этом бою радист тральщика Соколюк. Когда от разрывов вражеских снарядов рация вышла из строя, Соколюк немедленно ее исправил. Блестящие знания своей техники помогли ему быстро найти и устранить повреждения.

Почти одновременно с дозорными кораблями вражеский десант обнаружили и наблюдатели с острова Сухо. Шестнадцать десантных судов и около четырнадцати десантных катеров полукольцом с запада охватывали остров. С воздуха десантный отряд прикрывали несколько самолетов.

Плотность вражеского огня по крошечному острову была такова, что на поверхности острова не оставалось ни одного квадратного метра, который бы не простреливался. От попадания снарядов на батарее был выведен из строя командный пункт и радиостанция, получили ранения командир батареи и несколько бойцов.

Однако сильный артиллерийский огонь врага не деморализовал гарнизон острова. Расчеты орудий батареи немедленно открыли меткий огонь по десантным судам. Уже через несколько минут после начала боя орудие старшего матроса Баскакова подожгло десантное судно, а затем потопило катер, пытавшийся снять команду с горящего судна.

Комендоры других орудий, которыми командовали сержанты Пугач и Мишуков, также успешно отражали врага. Точным огнем своих орудий они подбили и заставили выброситься на камни севернее острова еще два десантных судна и одно судно потопили.

От разрывов вражеских снарядов на огневой позиции батареи загорелись стеллажи со снарядами. Взрыв боеприпасов грозил уничтожить батарею и ее личный состав. Рискуя жизнью, старшина Полещук, старшина 1-й статьи

В. Иванов и матрос Шеремет перетащили боеприпасы в безопасное место и под огнем противника продолжали подавать снаряды к пушкам.

Видя безуспешность своих попыток артиллерийским огнем подавить сопротивление гарнизона острова, враг бросил в атаку авиацию. Одновременно с десантных катеров отвалили надувные резиновые лодки с десантниками. Около семидесяти гитлеровцев, вооруженных ручными пулеметами, автоматами и гранатами, бросились на штурм батареи. Началась рукопашная схватка. На несколько минут противник оттеснил расчеты второго и третьего орудий с огневой позиции и готовился эти орудия подорвать. Решительной контратакой батарейцы во главе со своим командиром старшим лейтенантом Гусевым отбросили гитлеровцев в западную часть острова.

Командир батареи Гусев, несмотря на несколько ранений, умело управлял боем и личным примером воодушевлял бойцов. Его патриотический призыв «Не посрамим земли русской!» увлек бойцов в решительную контратаку. Огнем и гранатами бойцов гарнизона острова вражеский десант был прижат к воде. Часть его поспешно начала обратную посадку на катера.

В это время на помощь гарнизону острова прилетела наша авиация. Самолеты, ведомые летчиком капитаном Беляевым, нанесли бомбо-штурмовой удар по десантным судам противника. Появление авиации вызвало беспокойство и растерянность среди вражеских десантников, и они в панике стали отступать.

Почти поголовно израненные, защитники острова вновь заняли свои места у орудий и возобновили огонь по неприятелю. После двухчасового ожесточенного боя противник был полностью выбит с острова. В 9 часов 30 минут десантный отряд врага начал общий отход.

Героическим сопротивлением гарнизон острова совместно с дозорными кораблями «ТЩ-100» и «МО-171» и авиацией сорвал попытку гитлеровцев овладеть островом. В течение более двух часов ожесточенного боя личный состав батареи острова Сухо мужественно отстаивал небольшой советский остров. Это позволило быстро развернуть силы флотилии для преследования и окончательного разгрома врага в открытом озере.

Командующий флотилией, получив донесение от дозорных кораблей о высадке десанта, немедленно направил из Новой Ладоги и из бухты Морье в озеро канонерские лодки, сторожевые катера и бронекатера, поставив перед ними задачу уничтожить десантные суда. Оба отряда кораблей настигли противника вскоре после его отхода от острова Сухо. В завязавшемся бою наши корабли потопили одно десантное судно и один десантный катер взяли в плен. Многие десантные суда противника получили серьезные повреждения.

Одновременно с кораблями флотилии несколько мощных ударов по противнику нанесли самолеты Краснознаменного Балтийского флота и Ленинградского фронта. Непрерывно атакуя десантные суда врага, летчики причинили ему наиболее чувствительные потери.

Особенно отличились штурмовики, ведомые опытными балтийскими летчиками Ф. А. Морозовым и Героем Советского Союза Г. Д. Костылевым. Летчики группы Морозова потопили четыре, а группы Костылева — три десантных корабля. Прикрывавшие действия этих двух групп штурмовиков советские истребители сбили двенадцать самолетов врага. Всего же наши истребители сбили у острова Сухо пятнадцать вражеских самолетов, потеряв пять своих.

В одном из воздушных боев над озером принял участие молодой летчик Царев. За несколько дней до этого он прибыл в часть после окончания училища. Это был его первый бой. Когда несколько фашистских истребителей пытались сверху атаковать наши штурмовики, Царев решительно ввязался в бой и меткой очередью сбил Ме-109. Получив тяжелое ранение, он мастерски довел самолет до аэродрома и благополучно совершил посадку.

В результате решительных ударов кораблей флотилии и авиации по десантным судам на озере вражеский десант был полностью разгромлен. Враг потерял шестнадцать десантных судов, один десантный катер был захвачен в плен. Наши корабли потерь не имели.

В течение одного дня 22 октября противник потерял около половины своих надводных сил на озере и уже до конца войны больше не сумел предпринять каких-либо операций против Ладожской флотилии. Остатки своих разбитых надводных сил вражеское командование поспешило укрыть в шхерах северного побережья озера.

Так позорно провалилась еще одна попытка врага прервать ладожскую трассу.

Действия Ладожской военной флотилии по разгрому вражеского десанта у острова Сухо являются примером высокой оперативной и тактической подготовки кораблей и частей флотилии. Личный состав в бою у острова проявил исключительный героизм и преданность своей Родине. Заслуги многих матросов, старшин и офицеров были достойно оценены командованием. Высшей наградой — орденом Ленина был награжден старший лейтенант Гусев, орденом Красного Знамени — командир «ТЩ-100» старший лейтенант Каргин.

Бой у острова Сухо явился прекрасной школой мужества для ладожцев. Он позволил участникам боя сделать необходимые выводы, которые способствовали дальнейшему совершенствованию их боевого мастерства.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru