Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Первая навигация


Первая навигация

Начало водных перевозок через Ладожское озеро после установления фашистской блокады Ленинграда было положено 12 сентября 1941 г. В этот день к еще не оборудованному берегу Осиновца прибыли две баржи с 626 т зерна и 116 т муки. Эти баржи были отправлены из Лодейного Поля еще 4 и 6 сентября и в пути, в связи с захватом немецкими войсками Шлиссельбурга, были переадресованы на Осиновец. 182 Выход финских войск к р. Свирь сделал в дальнейшем невозможным использование пристаней Лодейного Поля, и основным пунктом отправления грузов стала пристань Гостинополье на р. Волхове. Движение судов из Гостинополья через Новую Ладогу в Осиновец началось только с 14 сентября, хотя в Обиновец еще некоторое время продолжали прибывать суда, вышедшие из Лодейного Поля. Так, 13 сентября из Новой Ладоги в Осиновец были направлены груженые баржи, прибывшие из Лодейного Поля и задержанные в пути. 183

В Ленинград стало поступать продовольствие, вооружение, боеприпасы и другие грузы. Основным средством транспортировки грузов являлись баржи Северо-Западного речного пароходства, которые шли на буксирах пароходов СЗРП и тральщиков Ладожской военной флотилии в охранении боевых кораблей. Наиболее ценные грузы перевозились боевыми кораблями.

Перевозки происходили в исключительно трудных условиях. Недостаточное число барж и буксиров, слабо развитая система причалов, особенно на западном берегу Ладоги, частые штормы и постоянные налеты вражеской авиации — все это серьезно осложняло работу моряков и речников.

Одним из самых опасных врагов для кораблей и судов были осенние штормы. Они наносили серьезные повреждения баржам и даже переламывали их. Баржевой флот нес потери и в портах, особенно на западном берегу, где в первое время в связи с отсутствием причалов и укрытий приходилось разгружать суда у берега в незащищенных местах. В штормовую погоду баржи разбивало волной, срывало с якорей, выбрасывало на берег. Только за пять дней, с 14 по 18 сентября 1941 г., в Осиновце штормом были разбиты 12 барж. Серьезные потери в людях и плавучих средствах причиняла также авиация противника. Через две недели после начала перевозок из-за штормов и действий вражеской авиации в эксплуатации осталось только 9 озерных и 13 речных барж. Но техническое состояние и этих барж было такое, что по правилам их нельзя было выпускать в осеннее плавание. 184

В этих условиях каждый рейс по Ладоге требовал от людей стойкости и подлинного мужества. Моряки военной флотилии и речники Ладоги, выполняя свой высокий долг перед страной и Ленинградом, вели себя как настоящие герои, проявляли много инициативы и изобретательности. В одну из штормовых ночей баржу № 4075, поврежденную вражеской бомбой, оторвало от буксира. Трое суток баржу носило в бушевавшем озере, много раз бомбили ее вражеские самолеты. Но баржа не погибла. Находившийся на ней шкипер И. В. Антошихин пошел на хитрость, он разбросал по палубе дрова, залил их водой, и баржа, загруженная до полной осадки, стала похожа на потонувшее судно. Фашистские летчики, решив, что баржа затоплена, прекратили свои атаки. К концу третьих суток баржу прибило к нашему берегу. Многие на Ладоге знали матроса Татьяну Шубину. Ее баржу сорвало с якоря и выбросило на мель в зоне досягаемости вражеской артиллерии. Шубина не растерялась. Она смастерила небольшой плот и, несмотря на атаки немецкого самолета, добралась до своего порта. Баржа же была приведена обратно посланным под покровом ночи буксиром. 185

В ночь на 17 сентября на Ладоге разыгрался жестокий шторм, разметавший корабли и суда конвоя, шедшего из Новой Ладоги в Осиновец. Две баржи, на одной из которых везли красноармейцев, а на другой — боеприпасы, были разбиты волнами в районе банки Северная Головешка. Прибывший к месту бедствия тральщик «ТЩ-122» (командир Ф. Л. Ходов) обнаружил обломки разбитой баржи и обессиленных, окоченевших людей, с трудом державшихся на воде. Яростный ветер и большие волны не позволяли спустить шлюпки, поэтому подбирать людей приходилось прямо с борта корабля. Волны сильно осложняли работу спасателей, но моряки действовали быстро и смело, вылавливая из воды терпевших бедствие. Чтобы ускорить спасательные работы, несколько моряков «ТЩ-122», обвязавшись тросами, бросились в студеную воду и отсюда помогали поднимать на палубу тральщика спасенных. Подобрав всех державшихся на воде, перегруженный тральщик направился к берегу. Но тут он был атакован немецкими бомбардировщиками. Тральщик, получивший много пробоин от вражеских бомтб, стал тонуть, но так как место было сравнительно неглубоким, над водой остались труба и верхние надстройки.

Вражеским самолетам противостояло единственное орудие, стоявшее на «ТЩ-122». Из него непрерывно стрелял расчет комендора Николая Абакумова. Вскоре почти весь расчет был выведен из строя, но Абакумов стрелял до тех пор, пока палуба корабля не покрылась водой. Вскоре полузатонувший тральщик был обнаружен нашими самолетами, и подошедшая к нему канонерская лодка «Нора» сняла с него уцелевших людей. 186

В сложных условиях осенней навигации, когда флот нес большие потери, исключительное значение приобретало восстановление поврежденных судов. Однако на Ладоге ремонтные возможности были крайне ограничены. Специальный ремонтный пункт, которым руководил начальник отдела непарового флота СЗРП С. И. Шилейкис, был спешно организован в Сясьских рядках. Во второй половине октября на этом пункте было отремонтировано 9 речных барж. В середине сентября из Свирицы в район Новой Ладоги было перевезено 3 секции плавучего дока. Не хватало рабочей силы и самых простейших инструментов, но ремонтники Новой Ладоги до конца навигации отремонтировали 31 баржу. 187 Для того чтобы на Ладожском озере усилить флот, была предпринята попытка строительства новых больших озерных барж. Для этого в район Волховстроя были командированы заместитель начальника тыла Красной Армии генерал-майор П. А. Ермолин и заместитель наркома речного флота А. А. Лукьянов. В их распоряжение были выделены 4 рабочих батальона по 1 тыс. человек каждый и завезен лес. Строительство барж началось и шло успешно. Но в связи с захватом немцами Тихвина работы пришлось прекратить. 188

За первые 30 дней навигации в Осиновец было доставлено всего 9800 т продовольствия. Если учесть, что суточный расход одной только муки в Ленинграде в это время составлял 1100 т, то станет ясно, что этого было очень мало. С задачей ускорить оборачиваемость судов и увеличить завоз продовольствия 13 октября по указанию Военного совета фронта в Новую Ладогу и Гостинополье прибыла группа ответственных работников во главе с председателем Ленгорисполкома П. С. Попковым. В результате были приняты меры к быстрейшему восстановлению неисправных барж, за движением каждого судна было установлено постоянное диспетчерское наблюдение. Это позволило за неделю, с 14 по 20 октября, перевезти в Осиновец 5 тыс. т продовольствия. 189

Однако октябрь в целом не принес увеличения доставки продовольствия для Ленинграда. Из-за штормов, бушевавших в начале и в конце месяца, в течение десяти дней на озере было вообще прервано всякое движение. Кроме того, из-за невозможности на рейде Новой Ладоги при плохой погоде догружать прибывавшие баржи из Гостинополья они так и отправлялись в Осиновец недогруженными. Из-за этого баржи грузоподъемностью 400—800 т доставляли всего лишь 300—500 т груза. 190

Недостаток в причалах, почти полное отсутствие механизации погрузочно-разгрузочных работ, а иногда и плохая их организация задерживали оборачиваемость барж. Военная прокуратура Ладожской военной флотилии и комиссар Управления тыла фронта Н. И. Жмакин, проверившие 22 октября работу Осиновецкого порта, констатировали, что между Осиновцом и Новой Ладовой курсирует ограниченное количество барж и что разгружаются они очень долго. Так, баржи № 512 и № 768 с боеприпасами прибыли в Осиновец 13 октября, а были разгружены только 17 октября; баржа № 367 с бензином прибыла 17 октября, а разгружена 21 октября. Из-за шторма затонуло несколько своевременно неразгруженных судов. Так случилось 19 октября с баржой № 6252, прибывшей в порт 18 октября с грузом ржи. Баржа № 5020, прибывшая с мукой 18 октября, затонула в ночь на 20 октября. Все эти трудности и недочеты приводили к тому, что оборачиваемость барж вместо 4 суток составляла 6—12 суток. 191

Отрицательно сказался на перевозках недостаток топлива для кораблей Ладожской флотилии и самоходных судов СЗРП в конце октября — ноябре. Буксиры и тральщики в ноябре простаивали в ожидании угля по 2—3 суток, а канонерская лодка «Шексна», транспорт «Ханси» и другие корабли — по 6—7 суток. 192

Кроме доставки продовольствия и других грузов для Ленинграда, по Ладожскому озеру велись, как уже говорилось выше, перевозки и в обратном направлении. Почти с первых дней навигации началась эвакуация населения города. Пассажиры перевозились в основном на транспортах и боевых кораблях Ладожской флотилии, а первое время и на баржах. При этом происходили существенные потери и, что особенно печально, потери, связанные с гибелью людей. 17 сентября на переходе из Осиновца в Новую Ладогу штормом была разбита баржа № 752, на борту которой находилось около 300 человек. Часть людей спасти не удалось. 193

Трагическое событие произошло вечером 4 ноября 1941 г. Сторожевые корабли «Конструктор» и «Пурга», имея на борту эвакуируемых ленинградцев, в основном женщин и детей, вышли из Осиновца в Новую Ладогу. Через 15 мин. после выхода корабли были атакованы вражескими самолетами. Отбивая атаки, сторожевики, маневрируя, уклонялись от бомб. Но при последующих атаках одна бомба попала в «Конструктор», в результате чего у него отвалилась носовая часть и корабль начал тонуть. Подошедшая к месту катастрофы канонерская лодка «Нора» оказала своевременную помощь поврежденному кораблю. Благодаря мужеству и умелым действиям моряков корабль удалось спасти. Кормой вперед, с большим дифферентом на нос, «Конструктор», буксируемый спасательным кораблем «Сталинец» и буксирным пароходом «Орел», был приведен в бухту Морье. Но из числа эвакуируемых ленинградцев и команды корабля погибло около 200 человек. 194

Несмотря на сложные условия, эвакуационные перевозки продолжались. В октябре начались перевозки материалов и промышленного оборудования Кировского и Ижорского заводов. Однако эти перевозки производились недолго, так как не хватало транспортных средств и отсутствовало оборудование для обработки крупногабаритных грузов. Всего с заводским имуществом было отправлено только 6 барж. В ноябре, в связи с необходимостью проведения оперативных перевозок, эвакуация оборудования была прекращена совсем.

Оперативные перевозки начались в конце октября. Для усиления наших войск на тихвинском и волховском направлениях, где наступал противник, Ставка Верховного Главнокомандования 23 октября приказала перебросить из Ленинграда 2 стрелковые дивизии (191-ю и 44-ю) и бригаду морской пехоты (6-ю отдельную). Эта задача — срочно переправить выделенные войска из Осиновца на восточный берег Ладожского озера — была поставлена перед командованием Ладожской военной флотилии.

Задание было чрезвычайно трудным. Обстановка в этом районе в это время была очень тяжелой. Кораблей и судов было недостаточно, авиация противника бомбардировала места сосредоточения и погрузки войск, озеро непрерывно штормило. Тем не менее вечером 24 октября, на следующий день после получения приказа, на рейдах Морье и Осиновец началась посадка на корабли флотилии частей 191-й стрелковой дивизии. Так как на западном берегу не было оборудованных причалов, посадка на канонерские лодки и транспорты производилась с мелких кораблей, которые подвозили войска с берега. 25 октября первый конвой в составе канонерских лодок «Бурея» и «Нора» и транспорта «Совет», имея на борту 1070 бойцов и командиров, вышел в Новую Ладогу. 195

В следующие дни корабли непрерывно перевозили войска с вынужденными, впрочем, перерывами из-за сильных штормов, делавших невозможной посадку войск на корабли. В перевозках участвовал почти весь корабельный состав ЛВФ. Стрелковые дивизии перевозились в Новую Ладогу, а 6-я отдельная бригада морской пехоты — в бухту Черная Сатама. Когда ударил мороз и у берегов появился припай льда, флотилия была вынуждена высаживать войска ж на необорудованное побережье в районе Кобоны прямо в воду и шугу. 196

Навигация 1941 г. подходит к концу.К 8 ноября 1941 г. перевозка личного состава дивизий и бригады закончилась. К 18 ноября были перевезены их тылы. Всего с 24 октября по 18 ноября 1941 г. корабли Ладожской военной флотилии доставили на восточный берег озера более 20 тыс. человек, 129 орудий, 115 автомашин, танкеток и тракторов, около 1000 лошадей и другое военное имущество. 197

Переправленные на восточный берег озера 191-я, 44-я стрелковые дивизии и 6-я бригада морской пехоты приняли активное участие в отражении вражеского наступления.

Начавшийся в ноябре ледостав сильно осложнил условия навигации на озере. С 10 ноября стало невозможным использовать баржи, а в середине ноября остановились и озерные буксиры. 198

В это же время началось перебазирование кораблей Ладожской флотилии к месту зимней дислокации в районе Морье — Осиновец. Первый эшелон кораблей в составе сторожевого корабля «Пурга» и канонерских лодок «Селемджа» и «Вира» с катерами на буксире 17 ноября вышел из Новой Ладоги. Из-за сложной ледовой обстановки корабли прибыли в Морье только 21 ноября. На подходах к бухте был раздавлен льдом катер «МО-216». 199

К тому времени в осажденном Ленинграде уже свирепствовал голод. Ввиду этого Военный совет Ленинградского фронта принял решение продолжать водные перевозки наряду с движением автотранспорта, начавшимся 22 ноября по ледовой дороге. В телеграмме, присланной 23 ноября на имя командующего ЛВФ, начальника порта Осиновец, командующего КБФ и уполномоченного Военного совета предлагалось:

«Продолжать до последней возможности перевозки грузов канлодками и транспортами из Новой Ладоги в Осиновец и обратно. Рейсы организовать совместными распоряжениями начальника тыла фронта генерал-майора интендантской службы товарища Лагунова и командующего КБФ вице-адмирала товарища Трибуца.

Командующий войсками Ленинградского фронта Хозин
Член Военного совета Секретарь ЦК ВКП(б) Жданов 200

Однако ледовый покров, все сильнее сковывавший Ладогу, не позволил организовать регулярные рейсы кораблей между Новой Ладогой и Осиновцом. На корабли, покидавшие Новую Ладогу для зимовки на западном берегу, были взяты продовольственные грузы. 24 ноября 1941 г. с Волховского рейда начал движение 2-й эшелон кораблей Ладожской флотилии в составе канонерской лодки «Лахта», транспорта «Ханси», 4 тральщиков, 1 баржи и 2 катеров. В Осиновец эшелон прибыл 27 ноября. В этот же день из Новой Ладоги вышел 3-й эшелон кораблей флотилии в составе канонерской лодки «Вира», транспортов «Чапаев» и «Вилсанди», тральщиков и катеров. Из-за тяжелой ледовой обстановки корабли прибыли в Осиновец только 4 декабря. 201

После отправки в Осиновец последнего эшелона кораблей командование Ладожской флотилии сделало попытку направить в Новую Ладогу за продовольствием специальный отряд кораблей. Такой отряд в составе канонерской лодки «Лахта», транспортов «Стенсо» и «Ханси», тральщика «ТЩ-63» и спасательного судна «Сталинец» с баржой вышел из Осиновца 28 ноября 1941 г. Корабли двигались в сплошном льду, местами настолько плотном, что приходилось его подрывать. Но кораблям так и не удалось подойти к причалам. 1 декабря они сосредоточились в Волховской губе в 5—13 милях от Новой Ладоги и, так как топливо было полностью израсходовано, были затерты льдами. Погрузка на них продовольствия из-за битого льда оказалась невозможной. Только с 5 декабря береговой припай позволил подвозить к кораблям топливо и продовольствие автомашинами. 202

Мороз, однако, делал свое дело, и прибывший 10 декабря в Новую Ладогу командующий КБФ В. Ф. Трибуц приказал прекратить приемку продовольствия на корабли, оставив их на зимовку в Новой Ладоге. Ввиду полной невозможности плавания в озере из-за ледовых условий В. Ф. Трибуц 20 декабря приказал командованию Ладожской флотилии приступить к зимнему ремонту кораблей. 203

В связи с прекращением водных перевозок Военный совет Ленинградского фронта 29 декабря распорядился расформировать Осиновецкий порт тыла фронта и приказал Военному совету КБФ сформировать в Осиновце военно-морскую базу. Задачами Осиновецкой военно-морской базы являлись оборона сухопутного участка базы на западном берегу озера, обеспечение базирования и ремонта кораблей, продолжение портового и гидротехнического строительства по генеральному плану развития порта Осиновец, обеспечение зимних перевозок по ледовой трассе через Ладожское озеро. Командиром военно-морской базы был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов. 204

За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 г. на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тыс. т различных грузов, из них 45 тыс. т продовольствия. В числе продовольственных грузов на судах и кораблях было перевезено более 27 тыс. т зерна, 15.5 тыс. т муки, около 1300 т крупы, 214 т мяса, около 140 т масла животного, 88 т рыбы, 44 т макарон, 68.5 тыс. банок мясных консервов, 135 тыс. банок рыбных консервов, около 1 млн банок сгущенного молока. 205

Кроме продовольствия, по Ладожскому озеру для Ленинграда были перевезены и другие грузы, среди которых около 7 тыс. т горюче-смазочных материалов (главным образом бензин и керосин), вооружение, боеприпасы и вещевое имущество. В числе доставленных вооружения и боеприпасов насчитывалось около 4.5 тыс. винтовок, 1 тыс. пулеметов, около 10 тыс. снарядов, более 3.3 млн патронов, более 108 тыс. мин, около 114 тыс. ручных гранат. 206

Из Ленинграда, кроме оперативных перевозок (на восточный берег Ладоги, как уже отмечалось, было доставлено более 20 тыс. военнослужащих), водным путем было эвакуировано около 33,5 тыс. ленинградцев. 207

Конечно, доставленного в Ленинград продовольствия и других грузов было совершенно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности осажденного города и предотвратить наступавший голод. Но сами по себе результаты водных перевозок в сложнейших условиях навигации 1941 г. были немалыми. Если учесть, что с середины сентября до 2 ноября в городе ежедневно расходовалось от 1100 до 622 т муки, переправленное по Ладожскому озеру продовольствие в какой-то мере облегчило положение осажденного города и дало ленинградцам дополнительную возможность выиграть более месяца.

Немецко-фашистское командование, стремясь задушить Ленинград голодом, делало все для того, чтобы нарушить судоходство по Ладожскому озеру. Но осуществить это ему не удалось. Парализовали действия противника силы противовоздушной обороны. Истребительная авиация, выделенная для обороны Ладоги, в сентябре — ноябре 1941 г. произвела 1836 самолето-вылетов и сбила 39 вражеских самолетов. Успешно действовали и зенитные части. Осиновецкий район ПВО до декабря 1941 г. уничтожил 56 самолетов противника, а части Свирьского района ПВО к 7 ноября 1941 г. сбили 47 самолетов. 208

Сложность навигационных условий плавания, ветхость судового состава и действия противника привели к тому, что в навигацию 1941 г. Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство понесли серьезные потери. От штормов, вражеских бомбардировок и по другим причинам вышло из строя и погибло 7 буксирных пароходов (из них один озерный) и 46 барж. Из несамоходного флота к концу навигации в строю осталось только 7 барж. На затонувших на переходе озером 7 баржах было потеряно 1,8 тыс. т продовольствия и 1 тыс. т боеприпасов. Из состава Ладожской военной флотилии был серьезно поврежден сторожевой корабль «Конструктор», затонули 2 тральщика и 1 катер «МО». 209

Однако никакие трудности и потери не сломили моряков Ладожской флотилии, водников Северо-Западного речного пароходства и всех, кто обеспечивал водные перевозки. Руководимые Коммунистической партией, они проявляли безграничную самоотверженность и мужество и всеми силами, порой ценой своей жизни боролись за каждый килограмм грузов для ленинградцев. Они первыми пробили брешь в фашистской блокаде Ленинграда, соединив его водной трассой с Большой землей.

За образцовое выполнение заданий командования большая группа моряков Ладожской военной флотилии и водников Северо-Западного речного пароходства была награждена орденами и медалями Советского Союза. Орденом Ленина были награждены Н. Ю. Озоровский и Ф. Л. Ходов, орденом Красного Знамени — Н. С. Абакумов, А. Я. Богданов, И. В. Дудников, В. П. Кардаш, П. С. Колесник, М. П. Рупышев, В. С. Чероков и др. В числе награжденных были также К. П. Алексеев, И. В. Антошихин, Б. А. Вайнер, И. Д. Ерофеев, Б. Ф. Ивонин, В. Г. Ишеев, И. А. Мишенькин, Г. М. Носко, И. М. Портнов, И. П. Тюньков, В. А. Щербиков. 210

Водные перевозки осенью 1941 г. явились первым этапом борьбы за Ладожскую коммуникацию, которая велась в течение всего периода блокады Ленинграда.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru