Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Действия подводных лодок Тихоокеанского флота — 1945 год


Действия подводных лодок Тихоокеанского флота

1945

Ограниченность операционной зоны Тихоокеанского флота не давала возможности нашим подводным лодкам (как и надводным кораблям) действовать на всем протяжении японских коммуникаций. В то же время вероятность неожиданного появления противника в этом районе вызывала необходимость держать наши военно-морские силы в постоянном напряжении [Граница зоны проходила в 70—120 милях от советского побережья в Японском море и в 25—35 милях на других участках. В корейских водах она шла примерно по параллели мыса Болтина (40°50' с. ш., 129°45' в. д.). Восточнее и южнее этих линий действовали военно-морские силы США.].

Специально разработанным планом предусматривалось развертывание подводных лодок в Японском море на подходах к портам Северной Кореи, перед главной базой Тихоокеанского флота (Владивосток) и у западного побережья южной части Сахалина.

Развертывание лодок началось 8 августа 1945 г. На назначенные позиции (рис. 21) они прибыли на следующие сутки.

Рис. 21. Схема развертывания подводных лодок Тихоокеанского флота в войне с империалистической Японией

9 августа подводная лодка «Л-17» (командир капитан-лейтенант М. И. Кислов), находившаяся на позиции № 2, обнаружила тральщик противника. Командир лодки начал маневрировать для выхода в атаку, но, заметив в воздухе японский самолет, приказал срочно погрузиться. Когда «Л-17» всплыла, тральщика уже не было видно.

12 августа подводная лодка «Щ-119» (командир капитан-лейтенант А. К. Калашников), занимавшая позицию № 8, обнаружила в порту Маока транспорт противника. Командир решил дождаться выхода транспорта из порта. Утром 13 августа погода сильно ухудшилась, и «Щ-119» вынуждена была погрузиться. Находясь на грунте, лодка продолжала вести наблюдение с помощью шумопеленгатора. Вскоре акустик доложил, что слышит шум винтов. Через 10 мин подводная лодка всплыла под перископ. Несмотря на плохую видимость, командир обнаружил транспорт, шедший примерно в 12 каб от лодки. Сблизившись с ним до 9 каб, лодка выпустила три торпеды с интервалом 9 с. Однако взрывов не последовало. Видимо, торпеды не достигли цели.

Вечером 14 августа подводная лодка «Щ-127» (командир капитан 3 ранга М. Д. Мельников), находившаяся на позиции № 5, донесла, что обнаружила группу японских кораблей, следовавших в западном направлении.» Лодке было дано приказание наблюдать за конвоем и докладывать об обстановке. Примерно через час от нее поступило второе донесение. Мельников сообщал, что в составе корабельной группы предположительно имеются линейный корабль и четыре эсминца. Как раз в это время на переходе в Сейсин находился наш десант. Чтобы прикрыть его от возможного удара, были срочно выделены 12 подводных лодок (четыре типа Л, две — С, шесть — Щ). Однако необходимость в них вскоре отпала, так как выяснилось, что обнаруженные корабли (крейсер в охранении эсминцев и сторожевиков) направляются не к Сейсину, а в Гензан.

21 августа подводная лодка «Щ-126» (командир капитан-лейтенант В. А. Морозов), осуществлявшая поиск противника на позиции № 5, обнаружила японский мотобот. Командир «Щ-126», считая, что судно несет дозор, с дистанции 7—8 каб открыл огонь из 45-мм орудия. После нескольких попаданий мотобот затонул.

В ночь на 22 августа подводная лодка «Л-12» (командир капитан-лейтенант П. 3. Шелганцев), наблюдавшая в крейсерском положении за входом в порт Румои, заметила огни транспорта, шедшего без охранения. Лодка сблизилась с судном и с расстояния 5—6 каб выпустила по нему три торпеды «веером». Однако торпеды прошли мимо цели. Шелганцев снова вышел в атаку и с вдвое меньшей дистанции повторил залп тремя торпедами. Средняя из выпущенных в залпе торпед поразила транспорт (более 4000 брт).

Через несколько часов командир «Л-12» обнаружил в перископ шедший переменным курсом конвой в составе транспорта, сторожевого корабля и шести катеров. Сближение с противником длилось около часа. Недалеко от цели лодка была обнаружена и выйти в атаку не смогла. Погрузившись на 40 м, она оторвалась от преследования. Противник сбросил пять глубинных бомб, но «Л-12» серьезных повреждений не получила.

Вечером 22 августа подводная лодка «Л-19» (командир капитан 3 ранга А. С. Кононенко), находясь на позиции у западного побережья о. Хоккайдо, потопила вражеский транспорт (8000 брт). На следующий день лодка атаковала еще один крупный транспорт, следовавший в составе конвоя в порт Румои.

После того как сопротивление японских вооруженных сил было сломлено, подводные лодки возвратились с позиций. К 31 августа все они (за исключением «Л-19», которая, видимо, подорвалась на минах) возвратились в базу.

В течение очень короткого срока действий на коммуникациях (менее месяца) 28 подводных лодок Тихоокеанского флота 13 раз обнаруживали противника. Ими было выполнено шесть торпедных атак, потоплено два транспорта, повреждено одно транспортное судно, артиллерийским огнем уничтожен вражеский мотобот.

Противник не смог организовать нашим подводным лодкам сильного противодействия. Отмечено лишь два случая их преследования и атак глубинными бомбами: на «Щ-119» было сброшено 12 бомб, на «Л-12» — пять. «Щ-123» и «Л-19» были безуспешно атакованы японскими подводными лодками на позициях.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru