Районы действий подводных лодок в 1944 г. остались те же, что и в конце предыдущего года (мыс Тарханкут — Севастополь — южный берег Крыма). В эту часть акватории Черного моря за два месяца — январь и февраль — подводные лодки совершили 17 боевых походов. Из семи выполненных торпедных атак три были успешными. 10 февраля подводная лодка «Щ-216» (командир капитан 3 ранга Г. Б. Карбовский) потопила транспорт «Петер» (4000 брт), шедший в охранении эсминца и двух сторожевых кораблей. Атака была ночная. Лодка произвела залп «веером» четырьмя торпедами, две из них попали в цель. 27 марта подводная лодка «Щ-215» (командир капитан 3 ранга М. В. Грешилов) удачно атаковала транспорт, шедший в охранении трех сторожевых кораблей. В этом случае также была выполнена стрельба «веером» четырьмя торпедами. Третью победу принесла «М-117» (командир капитан-лейтенант А. Н. Кесаев), потопившая один транспорт противника.
В марте 1944 г. началась подготовка к операции по освобождению Крыма, и подводные лодки перестали выходить в море (на позициях оставались лишь «С-31» и «Щ-215»). Нужно было провести необходимый ремонт, пополнить запасы топлива и продовольствия, дать отдых экипажам. После перерыва с началом операции предстояло развернуть на подходах к Крыму возможно большее число боеспособных подводных лодок.
Таким образом, если раньше подводные лодки совершали боевые походы с примерно равной периодичностью, то в 1944 г. их действия начинают приурочиваться к армейским операциям, проводимым совместно с флотом.
Развертывание подводных лодок для участия в Крымской операции началось 11 апреля. Первыми вышли в поход «Л-6», «М-35», «М-111» и «А-5», за ними — «М-62». Находившиеся в море «С-31» и «Щ-215» заняли места в соответствии с общим планом операции. До 9 мая было развернуто еще шесть подводных лодок: «М-55», «Л-4», «М-54», «Щ-202», «Щ-201» и «С-33».
На период операции в качестве основного был принят позиционно-маневренный метод использования подводных лодок. Из 18 назначенных позиций 16 располагались в северо-западной и западной частях Черного моря (рис. 20), а две — у южного берега Крыма (на схеме не показаны). Размеры позиций были довольно большими.
Управление подводными силами было гибким и динамичным. В зависимости от интенсивности перевозок противника лодки переводились и внутри позиций, и со сменой одной позиции на другую. «М-35», находившаяся на позиции № 1, была смещена сначала в восточную часть позиции № 4, затем в южную ее часть и, наконец, в восточную часть позиции № 10. «Л-4», прибывшая в северную часть позиции № 9, перешла затем в южную. «Щ-201», действовавшая на позиции № 6, была смещена в южную часть позиции № 3, а затем в северную часть позиции № 10. Подобным образом производилось переразвертывание подводных лодок «С-31», «Щ-215», «М-111» и ряда других.
Рис. 20. Районы боевых действий подводных лодок в операции по освобождению Крыма в 1944 г.
В ходе операции подводными лодками успешно использовались данные воздушной разведки. «М-111» (командир капитан-лейтенант М. И. Хомяков) получила непосредственно от самолетов 30 радиограмм. В результате лодка уничтожила четыре корабля противника: два транспорта и два тральщика. «М-62» (командир капитан-лейтенант Н. И. Малышев) получила 48 радиограмм от самолетов. Лодка неоднократно выходила на курс противника. «Л-4» (командир капитан 3 ранга Е. П. Поляков), приняв сведения о конвое, вышла ему навстречу и атаковала транспорт «Фридерикс» (7327 брт). Удачно вышла на курс противника «С-31» (командир капитан-лейтенант Н. П. Белоруков).
В ходе операции осуществлялось и взаимное наведение подводных лодок. «Щ-201» (командир капитан-лейтенант П. И. Парамошкин), получив данные о противнике от расстрелявшей торпедный боезапас «М-62» (командир капитан-лейтенант Н. И. Малышев), сблизилась с конвоем и атаковала его. В результате был потоплен подбитый ранее транспорт «Дачия» вместе с буксировавшим его тральщиком. По радиограмме «М-111» удачно вышла на курс конвоя «А-5» (командир капитан-лейтенант В. И. Матвеев).
33 раза выходили лодки на противника по данным, полученным от самолетов-разведчиков, и 19 раз — по данным, поступившим от подводных лодок. Следует отметить, что общее число переданных радиограмм было значительно больше. Только штаб бригады отрепетовал на подводные лодки 258 донесений, полученных от воздушной разведки. Несмотря на такой большой объем информации, лодкам далеко не всегда удавалось выйти на противника. Это было связано прежде всего с неточностью определения самолетами места и элементов движения конвоев. Кроме того, в силу ряда причин с ошибками определялись и координаты самой подводной лодки. В результате нередко получалось так, что под влиянием суммарной ошибки лодка, даже выйдя на курс конвоя, не могла его обнаружить. Чтобы снизить влияние ошибок, стали наводить на конвой не одну, а одновременно три подводные лодки, которые образовывали завесу.
Боевые действия подводных сил в операции можно охарактеризовать как исключительно напряженные: за 28 суток было выполнено 50 торпедных атак, потоплено 23 транспорта противника (52 482 брт). Наибольшего успеха добилась подводная лодка «Щ-201» (командир капитан-лейтенант П. И. Парамошкин), потопившая пять транспортов противника (12 540 брт).
С окончанием Крымской операции в боевой деятельности подводных лодок вновь наступила пауза — началась подготовка к разгрому немецко-фашистских войск на территории Румынии и Болгарии. В рамках очередной операции подводные лодки действовали в западной части Черного моря, в районе между Констанцей и Бургасом. Они совершили 15 боевых походов, выполнили семь торпедных атак, три из которых — успешно. Малое число торпедных атак подводных лодок на завершающем этапе войны объясняется тем, что противник практически прекратил морские перевозки. В сентябре 1944 г. по окончании операции подводные лодки были возвращены в свои базы. Больше им не пришлось выходить на задания.
Подводя итоги боевой деятельности подводных лодок на черноморских коммуникациях, можно сделать следующие выводы. Борьба с морскими перевозками противника являлась главной задачей подводных лодок на протяжении всей войны. Условия для их действий были очень трудными: коммуникации в основном проходили вблизи побережья противника, по малым глубинам и были хорошо защищены минными заграждениями. Напряженность коммуникаций оказалась незначительной, перевозки осуществлялись в основном малотоннажными транспортными средствами.
Первоначально подводные лодки использовали позиционный метод. По мере накопления боевого опыта в него вносились изменения. Так, с осени 1941 г. размеры позиций были значительно увеличены, подводные лодки стали выходить для зарядки аккумуляторной батареи за пределы позиции. Командиры получили возможность более свободно маневрировать при поиске противника. Обозначился переход к действиям по методу крейсерства в ограниченных районах.
С 1943 г. стал практиковаться метод маневрирования позициями. Внедрению его способствовала более успешная деятельность разведывательной авиации. Наибольшее распространение он получил в период Крымской операции в 1944 г. Перемещение подводных лодок с одной позиции на другую осуществлялось штабом бригады (штабом флота) на основании данных, поступавших от самолетов и подводных лодок. Участилось получение информации подводными лодками непосредственно от самолетов и подводных лодок.
В ходе войны развивались и совершенствовались способы боевого применения торпедного оружия. Если в начале войны стрельба производилась преимущественно одиночными торпедами, то в 1942 г. стал применяться способ стрельбы несколькими торпедами с временным интервалом. С осени 1943 г. подводные лодки стали применять многоторпедные залпы, используя способ стрельбы «веером».
В ходе ведения боевых действий командиры лодок стали более широко использовать гидроакустические средства (шумопеленгаторы) для поиска и атак транспортов противника.
Применение подводными лодками артиллерии для борьбы с морскими перевозками было ограниченным. Выяснилось, что пушки калибра менее 100 мм в борьбе с транспортными средствами противника малоэффективны. Всего за войну подводные лодки Черноморского флота, участвовавшие в боевых действиях, выполнили 191 торпедную атаку, израсходовали 387 торпед. Подводники добились 90 попаданий (успешность 47,4%), уничтожив при этом 62 транспорта (145 930 брт).
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили героические дела черноморских подводников. 1-я бригада подводных лодок Черноморского флота была удостоена ордена Красного Знамени и наименования Севастопольской, 2-я бригада — ордена Ушакова I степени и наименования Констанцской. Подводные лодки «Л-4», «М-111», «М-117», «С-31», «Щ-201», «Щ-209», «А-5» были награждены орденом Красного Знамени, лодки «М-35», «М-62», «Щ-215», «С-33», «Щ-205» стали гвардейскими. Наиболее отличившимся подводникам-черноморцам—капитану 2 ранта Б. А. Алексееву, капитанам 3 ранга М. В. Грешилову и Я. К. Иосселиани, капитан-лейтенантам А. Н. Кесаеву и М. И. Хомякову, мичману И. С. Перову и старшему краснофлотцу А. С. Морухову — было присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами и медалями были награждены многие матросы, старшины, офицеры подводных лодок.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |