Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Емельянов Л. А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне.
Действия подводных лодок Северного флота — 1942 год


Действия подводных лодок Северного флота

1942

К концу 1941 г. обстановка на Севере заметно изменилась. Стал очевиден провал гитлеровского плана по захвату Мурманска и скорому завершению боевых действий на северном направлении. В связи с этим противник активизировал морские перевозки и одновременно принял ряд мер по укреплению своих противолодочных сил. Теперь трасса Тромсё — Петсамо охранялась флотилией в составе 15 миноносцев, 45—50 сторожевых кораблей и тральщиков, 35 сторожевых катеров. В течение февраля — марта 1942 г. на открытых участках прибрежных коммуникаций было дополнительно выставлено 15 минных заграждений. Все это значительно затруднило действия наших подводных сил. Тем не менее наносимые ими удары продолжали нарастать. За первые три месяца 1942 г. было уничтожено 34 вражеских транспорта, т. е. больше, чем за шесть месяцев 1941 г. Успеху способствовали новая нарезка и увеличение районов боевых действий (рис. 5), а также накопление командирами боевого опыта. Сказалось и увеличение состава бригады подводных лодок (на 1 января она включала 21 подводную лодку).

Рис. 5. Районы боевых действий подводных лодок Северного флота в 1942 г.

19 января 1942 г. подводная лодка «К-22» (командир капитан 3 ранга В. Н. Котельников, на борту командир дивизиона капитан 2 ранга М. И. Гаджиев), следуя на перископной глубине вдоль берега в районе Тана-фьорда, обнаружила в бухту Стурстенбукт стоявший на якоре транспорт противника. С дистанции 12 каб по транспорту были выпущены три торпеды с интервалом в одну минуту. Однако взрывов не было слышно. Командир выпустил в транспорт еще три торпеды и наблюдал в перископ их след. Один взрыв зафиксировал акустик. Транспорт продолжал стоять как заколдованный. Решено было всплыть в надводное положение и уничтожить его артиллерией. Когда лодка всплыла, стало очевидно, что торпеды все же попали в цель, но транспорт тонул очень медленно, почти незаметно. Неожиданно из-за мыса показался сторожевой корабль. Погружаться было поздно, и Котельников приказал открыть по кораблю стрельбу из обеих 100-мм пушек. Сторожевик загорелся. В этот момент возле «К-22» разорвались снаряды — по лодке открыла огонь береговая батарея. Маневрируя на зигзаге, лодка вела стрельбу по транспорту. После четвертого выстрела транспорт получил пробоину и стал тонуть. Оказалось, что за тонущим транспортом стоит еще одно судно. Лодка перенесла артиллерийский огонь на обнаруженную цель. Вскоре сторожевик справился с пожаром, но был вновь подвергнут обстрелу и после нескольких попаданий стал кормой погружаться в воду. В это время из-за мыса показался второй сторожевой корабль противника. Увидев тонущие корабли и стреляющую подводную лодку, он повернул на обратный курс и скрылся из виду.

Опасаясь преследования, командир лодки хотел погрузиться, но оказалось, что поврежден газоотвод дизеля. Пришлось начать движение в надводном положении. Когда лодка выходила из Тана-фьорда, с мостика увидели след торпеды, шедшей к левому борту. Поворотом влево удалось уклониться от нее. Однако вскоре была обнаружена еще одна торпеда, теперь с правого борта. Выполнили маневр уклонения поворотом вправо. Через несколько минут с правого борта показался перископ, а за ним — рубка и носовая надстройка вражеской подводной лодки. Наши моряки открыли по ней артиллерийский огонь. Лодка скрылась под водой и больше не показывалась. «К-22» благополучно вышла из фьорда.

Как выяснилось впоследствии, на потопленном транспорте было около 30 тыс. полушубков, предназначенных для горнострелкового корпуса противника, действовавшего на мурманском направлении [Сохранение транспортом плавучести после попадания торпед объяснялось, по-видимому, характером находившегося на нем груза].

Особое место в боевых действиях подводных лодок Северного флота занимает атака конвоя, выполненная 14 января 1942 г. подводной лодкой «С-102» (командир капитан-лейтенант Л. И. Городничий). Стрельба производилась четырьмя торпедами с 13-секундным интервалом. Были уничтожены два транспорта: «Тюркхайм» и «Фегервик». После эпизода с «Щ-403» это был второй случай на» Северном флоте стрельбы одним залпом одновременно по двум целям. Однако на этот раз командир лодки оказался на позиции залпа не случайно, а в результате тактического расчета.

19 августа 1942 г., действуя подобным образом, добилась успеха подводная лодка «К-21» (командир капитан 2 ранга Н. А. Лунин). В одной атаке она уничтожила минный заградитель и сторожевой корабль противника. Впоследствии стрельбу по двум целям выполняли подводные лодки «Л-20» (командир капитан 3 ранга В. Ф. Тамман), «С-56» (командир капитан 3 ранга Г. И. Щедрин) и ряд других.

В то время на подводных лодках были прямоходные торпеды, наводка которых осуществлялась изменением положения корабля. Возможны были два варианта одновременной стрельбы по двум целям. В одном из них стрельба велась по целям, которые в момент выпуска торпед находились на одном пеленге и как бы сливались в одну цель (одна являлась продолжением другой). В этом случае стрельба производилась с расчетом, чтобы в «составную» цель попало не менее двух торпед. Выбрать позицию для такой стрельбы было крайне сложно, большую роль здесь играл фактор случайности.

В другом варианте подводная лодка, закончив стрельбу по одной цели, подворачивала в сторону другой цели и, выйдя на необходимый угол упреждения, вновь стреляла торпедами. Здесь две атаки как бы сливались в одну. При этом вероятность поражения двух целей возрастала, однако становился больше и риск обнаружения лодки (из-за увеличения времени атаки).

Изыскивая пути повышения эффективности действий подводных лодок, командиры стали уделять больше внимания гидроакустическим средствам наблюдения. Случаи обнаружения кораблей противника гидроакустической аппаратурой еще до начала визуального наблюдения их в перископ стали довольно частыми.

14 апреля 1942 г. в районе Киркенеса подводная лодка «М-173» (командир капитан-лейтенант В. А. Терехин) в условиях малой видимости, ограничивавшей использование перископа, обнаружила гидроакустикой шумы винтов. Уточнив акустический пеленг, командир начал сближение. Через» 50 мин он поднял перископ и увидел танкер в охранении двух сторожевых кораблей. Двухторпедным залпом с дистанции 11 каб лодка уничтожила танкер.

11 мая в Варангер-фьорде подводная лодка «М-172» (командир капитан-лейтенант И. И. Фисанович) в условиях снежного заряда обнаружила гидроакустикой шумы винтов конвоя. Выполнив маневр сближения, командир лишь перед самым залпом увидел в перископ транспорт противника. Расхождение между акустическим и визуальным пеленгами оказалось незначительным. Транспорт был атакован двумя торпедами и потоплен.

Успешно применяли гидроакустику «Щ-421», «К-21» и другие подводные лодки. Всего за год было проведено 12 торпедных атак с использованием гидроакустики.

На Северном флоте в 1942 г. благодаря увеличению числа самолетов-разведчиков с улучшенными летно-техническими характеристиками подводные лодки стали чаще обеспечиваться сведениями о движении конвоев. Пользуясь данными воздушной разведки, подводные лодки выходили на курс следования кораблей противника.

9 апреля по данным, переданным самолетом-разведчиком через штаб флота, подводная лодка «М-174» (командир капитан-лейтенант И. Л. Бондаревич) обнаружила в районе Киркенеса конвой противника — три транспорта в охранении десяти сторожевых кораблей и катеров. Сблизившись на дистанцию 10 каб, лодка произвела залп двумя торпедами по одному из транспортов и потопила его.

24 августа по данным, переданным самолетом-разведчиком через штаб флота, подводная лодка «Щ-422» (командир капитан-лейтенант А. К. Малышев) сблизилась с противником и успешно атаковала его.

Чаще стали случаи обмена информацией о конвоях противника между лодками. 26 января подводная лодка «Щ-422» донесла по радио об обнаружении в районе Тана-фьорда конвоя противника. Через штаб флота данные о конвое были переданы всем лодкам, действовавшим в этом районе. Подводная лодка «М-171» (командир капитан-лейтенант В. Г. Стариков) направилась на перехват конвоя. 27 января она вначале гидроакустикой, а затем в перископ обнаружила противника. Атака прошла успешно, «М-171» уничтожила один транспорт из состава конвоя.

В конце 1942 г. Северный флот впервые получил подводные минные заградители. В строй вступили две новые лодки Л-XIII-бис: «Л-20» и «Л-22». Это позволило увеличить число минных постановок. В 1942 г. было поставлено около 300 мин.

Выполняя минные постановки, подводные лодки обычно действовали в минно-торпедном варианте (в том числе и минные заградители). При этом мины ставились в начале боевого похода, после чего подводная лодка следовала на коммуникации противника для действий в торпедном варианте. Подобным образом было выполнено 15 боевых походов, в том числе 6 — подводными минными заградителями. Для минных постановок лодки нередко проникали глубоко в фьорды. В этом отношении показательны действия подводной лодки «К-23» (командир капитан 3 ранга Л. С. Потапов), которая 6—7 января проникла в глубь Порсангер-фьорда и поставила мины непосредственно перед входом в порт Банак (рис. 6).

Рис. 6. Схема маневрирования подводной лодки «К-23» при постановке мин в Порсангер-фьорде 6—7 января 1942 г.

Эффективность минных постановок оказалась высокой. В 1942 г. на минах, поставленных подводной лодкой «К-1», подорвались и затонули транспорты «Асунцион» (4626 брт), «Курцзее» (754 брт), минный заградитель и два сторожевых корабля, подводной лодкой «К-3» — транспорт (827 брт), подводной лодкой «К-21» —противолодочный корабль, подводной лодкой «К-22» — транспорт (7974 брт), подводной лодкой «К-23» — спасательное судно, подводной лодкой «К-2» — транспорт «Акка» (2646 брт). В 1942 г. подводные силы Северного флота понесли существенные потери. Из похода не вернулись «Д-3», «К-2», «К-23», «Щ-421», «М-176». Экипажи этих лодок отличались богатым боевым опытом и мастерством. Погибли М. А. Бибеев, И. Л. Бондаревич, М. И. Гаджиев, Л. С. Потапов, В. П. Уткин и другие талантливые командиры. И хотя в том же году кроме «Л-20» и «Л-22» вступили в строй еще «М-119», «М-121» и «М-122», общее количество находившихся в море подводных лодок стало меньше, что не могло не сказаться на результатах их боевых действий. Несмотря на все трудности и усиление противолодочной обороны противника подводные лодки Северного флота уничтожили за год 46 транспортов (свыше 145 тыс. брт). Наиболее результативной была подводная лодка «К-22», потопившая три транспорта и сторожевой корабль. Подводные лодки «Д-3», «К-21», «К-23», «М-171», «М-172», «М-173» и «М-176» потопили по два судна противника.

В кампанию 1942 г. подводные лодки выполнили 76 торпедных атак, израсходовали 192 торпеды. Почти все атаки (за исключением шести) были проведены по конвоям. Большинство атак (88%) выполнено в светлое время суток. Стрельба торпедами проводилась преимущественно двухторпедными залпами. В среднем на один потопленный транспорт расходовалось четыре торпеды. Средняя дистанция стрельбы торпедами составляла 10,5 каб.

Родина высоко оценила ратный труд подводников-североморцев. Подводные лодки «Д-3», «К-21», «М-172», «Щ-402», «Щ-421» были награждены орденом Красного Знамени, лодки «Д-3», «К-22», «М-171», «М-174» преобразованы в гвардейские. Капитан 2 ранга И. А. Колышкин, капитан 3 ранга Н. А. Лунин, капитан-лейтенанты В. Г. Стариков и И. И. Фисанович удостоены звания Героя Советского Союза [Здесь и далее при упоминании о присвоении звания Герой Советского Союза воинские звания даны в соответствии с указами Президиума Верховного Совета о награждении]. Капитану 2 ранга М. И. Гаджиеву высокое звание Героя было присвоено посмертно. Большая группа офицеров, старшин и матросов подводных лодок была награждена орденами и медалями.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru