Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Буров А.В. Твои Герои, Ленинград


Всем смертям назло...

Герой Советского Союза Травкин Иван Васильевич

Травкин Иван Васильевич

 

Никогда еще команда подводной лодки Щ-303 так не спешила с подготовкой к весне, как перед кампанией сорок второго года. Заканчивалась первая блокадная зима. Подводники провели ее в городе. Вместе с ленинградцами они переживали тяготы блокады, с помощью ленинградцев ремонтировали свою старенькую лодку. Настоящее ее название Щ-303 употреблялось в официальных документах, моряки же прозвали ее "старушкой".

Возраст Щ-303 был и в самом деле почтенный. Командира лодки - бывалого моряка Ивана Васильевича Травкина - молодежь за глаза тоже называла стариком. Но он не обижался. И лишь однажды, услышав разговор о том, что лодка уже устарела, отрезал:

— Рано нас, стариков, сдавать на слом. Еще повоюем.

Повоевали славно. Боевые дела "старушки" стали известны не только на Балтике. О ней знали немцы. И, кстати сказать, сообщили, что она потоплена. Смерть действительно не раз прикасалась к бортам лодки.

Опасность экипаж почувствовал, еще не столкнувшись с врагом. Пробиваясь через противолодочные заграждения, Травкин услышал, как по борту заскреб минреп.

Минреп - стальной трос, которым мина прикреплена к якорю. Услышать, как минреп скребет по корпусу подводной лодки, значит почувствовать рядом с собой вот-вот готовую взорваться мину.

— Казалось, - вспоминает Иван Васильевич, - будто чья-то огромная рука ощупывала обшивку лодки.

В минуты опасности командир подводной лодки находится в центральном посту. Мало кто его видит. Но за действиями командира следят во всех отсеках. Травкин понимал это и как бы физически ощущал всю тяжесть навалившейся на него ответственности. Он в ответе за людей, за лодку.

Трос, на котором где-то совсем близко покачивался большущий шар мины, терся о левый борт, уходил к корме. А там винты. Попадет на них трос, его замотает, и тогда...

Может быть, лучше застопорить ход? Нет, надо идти вперед. Если стопорить, то лишь один левый электромотор. Небольшой поворот лодки влево оторвет кормовую часть от минрепа.

Так Травкин и сделал. И, пожалуй, именно в этом было спасение. Смерть, которая скреблась в обшивку лодки, осталась за кормой. Но фашисты выставили не одну мину. Решив блокировать Ленинград с моря, они создали минные поля, устроили сетевые заграждения. А если подводная лодка все-таки проскользнет, ее подстерегали вражеские корабли и самолеты.

Травкин провел "старушку" через все эти препятствия. Одна из мин, антенная, взорвалась. К счастью, на таком расстоянии, что все обошлось благополучно. Несколько разбитых плафонов в счет не шли.

Лодка всплыла для зарядки аккумуляторов и была атакована самолетом. Травкин еще не успел полностью закрыть крышку люка, как по ней забарабанили пули. Быстрота, с которой действовала отлично натренированная команда, помогла уйти от удара.

И наступил момент, когда удар нанесла сама Щ-303. Ночью был атакован вражеский транспорт водоизмещением семь тысяч тонн. Сопровождавшие его сторожевики повернули на лодку. Травкин все же чуть-чуть помедлил с погружением. Он начал его, только увидев, что торпеда попала в цель.

За первой победой последовала вторая. На этот раз в окуляре перископа командир увидел транспорт еще более крупный, чем тот, который уже лежал на дне Балтийского моря. Перед самым торпедным залпом между лодкой и транспортом появился один из шести сторожевиков вражеского конвоя. Тратить торпеду на маленький сторожевик, когда рядом тяжело груженный транспорт, бессмысленно. Травкин решился на опасный, но единственно правильный маневр. Рискуя быть обнаруженным, он развернул лодку так, чтобы торпеды успели пройти перед носом сторожевика. Расчет оправдался. Зато сразу же после залпа, поразившего транспорт, вблизи "старушки" начали рваться глубинные бомбы.

Вышло из строя электрическое управление. Перешли на ручное. Было тяжело дышать, - не хватало кислорода. Но с центрального поста, как и в начале боя, был отчетливо слышен спокойный голос командира. Под разрывами бомб экипаж быстро устранял повреждения.

По дороге домой, в Кронштадт, снова пришлось форсировать мощные противолодочные рубежи. Снова слышались разрывы глубинных бомб. Однажды их было сброшено на лодку ни много ни мало - девяносто!

Подремонтировались, немного отдохнули после нелегкого похода и - снова в море. Опять все повторилось: минные поля, сети, атаки сторожевых кораблей. Только теперь это уже было хорошо знакомо и Травкину, и всей команде.

Но был поход, из которого "старушку" уже не ждали. Лодка попала в невиданно тяжелую обстановку. Об этом рассказывается даже в "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза":

"Лишь изредка лодке удавалось избежать преследования и на короткий срок всплывать для зарядки аккумуляторов (лодка находилась под водой в среднем 23 часа в сутки). Противник подвергал ее ожесточенной бомбардировке, сбросив около 2,5 тыс. бомб. Фашистское радио несколько раз сообщало о потоплении Щ-303. Но, поврежденная, почти неспособная двигаться, лодка не сдавалась. Ее экипаж быстро исправлял повреждения, мужественно боролся за ее спасение. Пробыв более месяца в Финском заливе, почти не имея возможности сообщить о себе командованию, лодка вернулась в свою базу".

Тому, кто захочет подробней узнать о боях отважного балтийца, торпедировавшего двенадцать вражеских транспортов, два сторожевых корабля и миноносец, могу порекомендовать интересную книгу - "В водах седой Балтики". Ее автор - Герой Советского Союза капитан 1-го ранга запаса Иван Васильевич Травкин. Вышла и вторая написанная им книга. Называется она "Всем смертям назло".




Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru