Абрамов Владимир Федорович | | Рассказывать о боевых заслугах Владимира Федоровича Абрамова не приводя цифр - невозможно. Но если назвать количество сбитых им самолетов, перечислить все, что уничтожено во время штурмовок, привести даты боев - рассказ будет выглядеть как страницы задачника: цифры, цифры, цифры... На этот раз мне хочется обойтись без них. Попробую заменить их одним фактом.
Падал ведомый Абрамова. Осколками зенитного снаряда были повреждены рули его самолета. Командир кружил над подбитой машиной. Все, что Абрамов мог сделать, - это запомнить место приземления своего ведомого.
Самолет терял высоту, но пилот не бросал его. Выпрыгнув с парашютом, он неизбежно приземлился бы среди немцев. Стараясь избежать этого, летчик делал все, чтобы заставить машину перетянуть через линию фронта. Командир в это время сбавил скорость и, перекладывая самолет из виража в вираж, кружил над подбитой машиной ведомого.
Вот она уже над своей территорией. Еще несколько минут, и летчик будет спасен, если, конечно, сумеет уберечь свой истребитель от удара о землю.
В это время, как снег на голову, свалились три немецких истребителя. Все три на одного. Не на Абрамова, - на его попавшего в беду товарища. Абрамов резко толкнул вперед регулятор газа. Пальцем нащупал гашетку. Сделав огромный скачок, самолет оказался перед немецкими истребителями. Они отпрянули. Однако ненадолго. Тут же опять бросились на подбитую советскую машину. Абрамов опередил их - очутился между "мессершмиттами" и самолетом своего ведомого. Воспользовавшись этим, тот, не выпуская шасси, пошел на посадку. Самолет скользнул фюзеляжем по земле, остановился.
Лучшего момента, чтобы уйти от трех "мессершмиттов", Абрамов не мог ожидать. И горючее на исходе. А товарищ? Опасность все еще угрожала ему. "Мессершмитты" стреляли по его самолету, как на полигоне. Абрамов спикировал следом за немецким истребителем, догнал его и метров с двадцати дал очередь. "Мессершмитт" вспыхнул. Абрамов рванул машину вверх. Там были еще два истребителя. Мельком глянув вниз, увидел, что ведомый выскочил из самолета и скрылся за деревьями. Он был в безопасности. Теперь Абрамов мог подумать о себе.
Но когда тебя атакуют сразу два "мессершмитта", а мотор вытягивает из баков последние капли бензина, времени на размышления не остается. Решение возникло мгновенно. Абрамов дал полный газ, чтобы уйти. "Мессершмитты" кинулись вдогонку. Однако преследование было недолгим. Перед немецкими самолетами вспыхнули облачка зенитных разрывов. Это Абрамов затянул своих преследователей на батарею. Наши зенитчики сразу поняли, что происходит. Свой самолет пропустили, а перед немецкими поставили огневую завесу. Через несколько минут Владимир Абрамов посадил машину уже с сухими баками.
Я не собирался приводить цифры. Они действительно не раскрывают характера человека. Но и один эпизод, о котором я рассказал, тоже не дает представления о боевых заслугах летчика Абрамова. Ведь звание Героя Советского Союза ему присвоили не за бой, в котором он спас товарища. Боев было много. По профессии летчик-истребитель, Абрамов стал еще и летчиком-штурмовиком. Близ Стрельны и Знаменки он уничтожал пулеметы врага, в районе Урицка бомбил его окопы, на дороге между Красным Селом и Гореловом уничтожал автомашины.
5 февраля 1942 года штурмовым ударом группы Абрамова были взорваны два склада, разбиты шесть вагонов, поврежден паровоз и подавлены две зенитки.
На следующий день, 6 февраля, Абрамов и его товарищи атаковали автоколонну. Пять автомашин с боеприпасами взлетели на воздух. В записи, сделанной 7 февраля, против фамилии Абрамова значится: уничтожены три штабных автобуса, 8 февраля - взорван склад боеприпасов, в районе сосредоточения вражеских войск вызвано девять пожаров.
Это результаты только четырех штурмовок. Всего же гвардии капитан Абрамов вылетал на штурмовку девяносто раз! Кстати, одно существенное уточнение: капитаном он был в сорок четвертом, когда его представляли к званию Героя Советского Союза. С 1960 года он генерал-майор.
|