ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

НОВИЦКИЙ
Евгений Гаврилович

Тот самый Новицкий

Герой Советского Союза Новицкий Евгений Гаврилович

Новицкий Евгений Гаврилович

Войну Евгений Гаврилович Новицкий встретил в воздухе. На легком У-2 он патрулировал над таежным лесом, оберегая его от пожаров.

Летчик лесной авиации, он добился, чтобы его отправили на фронт. Но это почти ничего не изменило - здесь ему дали такой же самолет. Разница была лишь в том, что в полку эта машина называлась самолетом связи.

— Я воевать хочу,- сказал Новицкий командиру. - Разве это дело для коммуниста в такое время пакеты возить!

Командир возразил, что и это дело нужное, а чтобы воевать - надо овладеть боевым самолетом.

— Овладею, - ответил Новицкий.

Твердость эта понравилась командиру. Он разрешил ему ознакомиться со штурмовиком. После второго проверочного полета командир сказал:

— Хорошо. Можно подвешивать бомбы.

У меня сохранились газетные вырезки, заголовки которых говорят о многом: "Летчик коммунист Новицкий беспощадно громит гитлеровцев", "Стойкость летчика Новицкого", "Смелый штурмовой налет Степаняна и Новицкого", "Подвиг летчика Новицкого".

Но в конце июля 1942 года имя его исчезло с газетных страниц. Он был тяжело ранен и надолго выбыл из строя.

И вот году в пятьдесят девятом в списке делегатов, избранных на Ленинградскую областную партийную конференцию, я прочел: "Новицкий Евгений Гаврилович". Не совпадение ли? На всякий случай решил проверить.

Оказалось, что делегат партконференции Новицкий работает в институте "Гипролестранс". Там я и нашел его. Ошибки не произошло - это был тот самый Новицкий.

Как всегда в таких случаях, встреча не обошлась без воспоминаний. И прежде всего, конечно, зашел разговор о бое над Лиговом.

...Было это 20 июля 1942 года. Новицкий сбросил бомбы на вражескую батарею. Тут же заметил за железной дорогой недалеко от станции скопление войск противника. Сделал два захода. Для надежности спикировал в третий раз. И вдруг стало темно, - кровь залила глаза. Летчик почувствовал резкую боль в левой руке и боку.

Превозмогая боль, Новицкий поднял раненую руку и смахнул с лица кровь. Будто сквозь туман увидел разбитый фонарь кабины. Вспомнил, что машина пикирует...

Ручка управления подавалась тяжело. Все же Новицкий справился с ней. Потом наугад развернул самолет. Сзади стреляли. Понял - вражеские истребители. Вступать в бой на подбитой машине раненый летчик уже не мог. Правый глаз не открывался, заплыл. С левого приходилось поминутно стряхивать кровь.

Пулеметные очереди сзади прекратились. Значит, товарищи отогнали "мессершмитты". Линия фронта уже наверняка позади, можно прыгать. Это очень просто - перевалиться через борт кабины, дернуть кольцо... Он делал это десятки раз, когда учился в высшей парашютной школе Осоавиахима.

А самолет? Столько добивался, чтобы вместо "уточки" дали боевую машину, а теперь бросить ее?

Все кругом казалось Новицкому затянутым пеленой. Даже посеребренная ярким полуденным солнцем Нева проступала вдали тусклой полоской. Но именно эта полоска помогла летчику взять верный курс...

Приземлившийся самолет катился по аэродрому дольше обычного. Все удивились, почему летчик не тормозит. Не зарулил он и на стоянку.

К машине подбежали люди. Привалившись к спинке сиденья, летчик не двигался. Он потерял сознание.

Полгода Новицкий пролежал в госпитале. Врачи сделали многое. Постарались даже, чтобы не заметны были швы на лице. Единственное, что им так и не удалось, это вернуть зрение правому глазу.

Когда друзья навещали Новицкого, больше всего он говорил о полетах. Товарищи отмалчивались. Прямо сказать, что он уже отлетался, не решались. Зато медицинская комиссия заявила без обиняков: не годен.

По возвращении в часть Новицкому предложили перейти на штабную работу. А он подал рапорт с просьбой допустить его к полетам и чуть ли не каждый день напоминал о своем рапорте. Командование разрешило ему полет. Всего только один! Пусть сам убедится, что в его положении пилотировать боевую машину не так просто. Оказалось, однако, что Новицкий летает мастерски. Пришлось уступить его просьбе. Так он и провоевал до самой победы.

После войны Новицкий вернулся в лесную авиацию - начальником аэрофотосъемочной экспедиции. Несколько лет спустя его пригласили на работу в отдел аэрофотоизысканий проектного института "Гипролестранс". Коммунисты избрали Новицкого секретарем партийной организации.

Недавно, уже в шестьдесят девятом году, я снова повидался с Евгением Гавриловичем. Он по-прежнему в "Гипролестрансе". И по-прежнему у него много дел. Правда, он уже не руководит партийной организацией, - и так семь раз избирали, - однако забот все равно хватает и служебных и общественных.

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru