Твои герои, ЛенинградКЛИМЕНКО Михаил ГавриловичНе зная преград
Клименко Михаил Гаврилович. Родился в 1906 г. в селе Сухоречка Бузулукского района Оренбургской области. Украинец. Член КПСС с 1940 г. Жил в Москве, работал летчиком-инструктором Гражданского воздушного флота. В 1941 г. из столицы, добровольцем отправился на фронт. Прошел на Балтике боевой путь от рядового летчика-штурмовика до дублера командира авиаполка. За время войны совершил более 250 боевых вылетов, лично и в группе уничтожил большое количество военных кораблей, самолетов, танков, орудий, много другой боевой техники врага. Эффективно штурмовал наступающие фашистские войска под Ленинградом и на других участках фронта. Звания Героя Советского Союза удостоен 14 июня 1942 г. В 1946 г. уволился в запас. Работал в Аэрофлоте. В настоящее время живет в Ульяновске.
22 июня 1941 года высокий худощавый летчик Гражданского воздушного флота пришел в военкомат и подал заявление с просьбой послать его на фронт. Ему ответили, что вызовут, как только потребуется. Но летчик настаивал. Так Михаил Гаврилович Клименко в числе первых добровольцев столицы попал на фронт. Из Москвы на Балтику летел на гражданском самолете, контролируя технику пилотирования. А прибыв в полк, сам оказался в роли проверяемого. Пилотировал он отменно, и полковник Е. Н. Преображенский, командовавший 57-м авиаполком, сказал удовлетворенно:
— Можно посылать в бой.
И уже 30 июня 1941 года Клименко прошел боевое крещение — над переправами через Двину успешно бомбил мотомеханизированные и танковые силы врага, рвавшиеся к Ленинграду. Но в тот день он познал не только радость победы, но и страшную горечь потерь. Немало экипажей, взлетевших вместе с ним, погибли над полем боя. На всю жизнь запечатлелся в памяти таран летчика П. Пономарева, штурмана В. Вотинова и стрелка-радиста И. Веретенникова из соседнего полка, которые направили горящий скоростной бомбардировщик в самую гущу вражеских войск, сбившихся у понтонного моста. Они победили ценой собственной жизни.
С полковником Преображенским летать пришлось лишь несколько раз: командира полка и группу наиболее опытных авиаторов-орденоносцев, участников войны с Финляндией, вскоре перевели в другой полк, и рядовой пилот Клименко неожиданно для себя получил приказ возглавить звено. Одно дело быть просто летчиком (Клименко в Москве десять лет летал и учил летать других на многих типах пассажирских самолетов), и совсем другое — руководить звеном военных летчиков. Его военное образование ограничивалось лишь школой пилотов, которую он окончил более десяти лет назад. Пришлось учиться в полку, в боях. Авторитет Клименко особенно укрепился тогда, когда он в считанные дни овладел новым самолетом Ил-2 и быстро обучил пилотированию штурмовиком своих подчиненных.
В ту пору Клименко выполнял самые различные и неожиданные задания. Бомбил и штурмовал мотомеханизированные части гитлеровцев, аэродромы, военно-морские базы, укрепленные пункты, железнодорожные эшелоны. Все ему было под силу. Уже в ноябре сорок первого боевой счет бывшего летчика-инструктора ГВФ достиг внушительных цифр: лично и в группе с летчиком звена уничтожил и повредил 34 танка, 12 бронемашин, 73 фургона, 104 автомашины, 30 зенитных орудий, 18 зенитных скорострельных автоматов и пулеметов, 4 полевых орудия, 5 цистерн с горючим, склад боеприпасов, а также много живой силы фашистов. Однажды по единственной вспышке Клименко обнаружил тяжелое орудие, обстреливавшее осажденный Ленинград. Прямым попаданием он уничтожил установку, а для верности ударил по местности, где находилось вражеское орудие, реактивными снарядами. И на море успел тогда добиться большой победы. 28 июля он обнаружил и звеном потопил в Рижском заливе фашистскую субмарину.
В середине июня 1942 года Клименко было присвоено звание Героя Советского Союза. Награда венчала большой ратный труд и звала к новым боям. И капитан с удвоенной энергией, во всеоружии боевого опыта продолжал громить врага на просторах Финского залива и Балтийского моря, на «дороге жизни» Ленинграда.
Когда говорят о «дороге жизни» города на Неве, думают прежде всего о ледовой трассе, нескончаемых вереницах грузовиков, везущих в осажденный Ленинград продовольствие, а на Большую землю — детей, женщин, стариков, раненых защитников колыбели Октября. Так оно и было — зимой. А как только сходил лед, до поздней осени действовала другая дорога — по Ладожскому озеру, которое, случалось, штормило сильнее, чем море. На путях наших судов находится каменистый островок Сухо. В мирное время островной маяк помогал экипажам судов ориентироваться. А во время войны здесь нес бессменную вахту маленький гарнизон, в котором, если сосчитать всех, вплоть до кашевара, была от силы рота. Однако каждый знал свое дело, отменно управлялся с орудием, пулеметом, винтовкой.
22 октября 1942 года маленькому гарнизону довелось выдержать смертный бой с превосходящими силами противника. Туманным утром того же дня вахтенный обнаружил крадущийся к острову караван судов. Краснофлотец бросился в бухту, где находился комендант острова И. К. Гусев. Едва успел доложить, как начался артиллерийский обстрел. Вражеские корабли подходили, ведя интенсивный и, надо сказать, меткий артиллерийский огонь, стремясь уничтожить маяк. Начался бой с кораблями, огневая мощь которых значительно превосходила силы гарнизона. Донести в штаб Ладожской военной флотилии о нападении не удалось: фашисты сразу вывели из строя радиосвязь. Весь удар трех десятков кораблей и помогавших им «юнкерсов», «дорнье» и «мессершмиттов» горстка моряков приняла на себя. Бились стойко. Почти половина личного состава погибла, многие получили ранения. На берег начал высаживаться вражеский десант... В это время тяжелораненый комендант увидел приближающиеся к острову «илы» и передал по цепи:
— В воздухе наши!
Израненные защитники острова схватились с фашистами врукопашную. Истребители с ходу вступили в бой с самолетами врага, а ведущий первой четверки «илов» Клименко обрушился на фашистские корабли. Гитлеровцы ожесточенно сопротивлялись. Летчик Иван Карагодин, замыкавший группу Клименко, подвергся нападению «мессершмиттов». Раненый, он все же атаковал корабль, а затем довел самолет до своей базы и совершил посадку. В том же бою лишь бронеспинка спасла от гибели Федора Фоменкова, летевшего ведомым командира эскадрильи. На командирской машине пробило пушечной очередью крыло. И все же штурмовики прорвались к основному отряду десантных кораблей противника.
В обычных условиях Клименко до деталей прорабатывал с летчиками предстоящий вылет. В то же утро взлетели по тревоге, и лишь в воздухе комэск смог передать, что каждый самостоятельно выбирает цель. И как только увидели десантные суда, пошли в атаку. Клименко пикировал на баржу, которая ближе других подошла к острову. Он ударил по ней из пушек, а затем сбросил серию бомб. Атакованная командиром цель пошла на дно. В это же время удачно атаковал другую самоходную десантную баржу Фоменков. Вскоре на воде горело уже несколько барж. Пора бы на базу, но Клименко радировал:
— Не уходить, пока есть снаряды!
Конечно, надо оставлять хотя бы небольшую часть снарядов на случай встречи с истребителями противника. Это диктуется опытом. Но Клименко понимал и другое: необходимо внести решительный перелом в схватке с десантом, иначе враг одолеет гарнизон островка.
Садились уже не на свой, а на ближний аэродром. Пока заправлялись горючим и подвешивали бомбы, осмотрели штурмовики. Оказалось, у всех — пробоины. Сильнее всего был поврежден самолет Фоменкова. С правого крыла машины сорвало почти всю обшивку.
Тяжелым выдался тот день, зато десант был разгромлен, гитлеровцы потеряли значительную часть личного состава. Восемь десантных судов потерял враг лишь от ударов Клименко и его товарищей. В воздушном бою было сбито больше десятка вражеских самолетов.
О действиях защитников острова, моряков и летчиков тогда же появилось сообщение Совинформбюро, в котором говорилось: «22 октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов в Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознаменного Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожено 16 десантных судов противника и одно судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолетов противника. Наши корабли потерь не имели».
Орденом Красного Знамени была отмечена отвага Клименко в операции по разгрому фашистского десанта в районе островка Сухо.
Наступал сорок третий год. На Балтику прибыли новые штурмовики. И хотя назывались они по-прежнему Ил-2, это были уже качественно новые машины. Особенно радовало летчиков то, что в самолете имелось место для воздушного стрелка позади кабины летчика с турельной пулеметной установкой. Теперь и задняя полусфера хорошо просматривалась и защищалась. На одноместном «иле» во время атаки не посмотришь на хвост — некогда, да и цель не поразишь. Теперь же и на пикировании, и на выходе из атаки враг трижды подумает, прежде чем близко подойти сзади.
Новый «ил» Клименко с друзьями испытал в дни прорыва ленинградской блокады и дал ему самую высокую оценку.
Вечером 11 января 1943 года комиссар полка Г. Солощенко зачитал летчикам обращение Военного совета фронта о начале операции по прорыву блокады Ленинграда. Командир полка майор М. Хроленко сообщил об основной задаче полка — подавить огневые средства и живую силу фашистов в глубине их обороны.
И вот эскадрилья в воздухе. До линии фронта, что за Невой, рукой подать. Клименко по вспышкам видел, как действовала артиллерия Ленинградского фронта и Балтфлота. Это был настоящий огненный вал. Эскадрилья летела над Невой, когда неподалеку от самолета ведущего разорвалось несколько снарядов. Стрелял противник густо, не жалея боезапаса. Пришлось маневрировать в туче разрывов. Чтобы убедиться в том, что вышли на нужную цель, ведущий сверил место по карте. Все правильно. Клименко тут же передал сигнал эскадрилье и подал от себя ручку управления.
Круто пикировали штурмовики, выбирая цель для удара. Огневые точки врага рушились под бомбами, снежная целина покрывалась черными воронками. Было хорошо видно, как по всей Неве, от Московской Дубровки до Шлиссельбурга, устремились на врага наши пехотинцы. Это были незабываемые минуты, особенно для тех, кто здесь начал воевать летом сорок первого, кто пережил блокаду. Не всем довелось увидеть салют в честь Ленинграда. Погиб любимец эскадрильи командир звена Павел Яковлев, смелый летчик, кавалер трех орденов Красного Знамени. Его самолет на выходе из атаки изрешетили «фокке-вульфы». Едва удерживая машину в режиме горизонтального полета, летчик все же перелетел линию фронта и с убранным шасси совершил посадку на позиции наших войск. Когда бойцы подбежали к «илу», сердце Яковлева уже не билось. И здесь летчики впервые увидели слезы на глазах командира.
В тот же день Клименко еще раз вылетел на поддержку наступающих войск Ленинградского фронта. Во главе группы «илов» он бомбами и реактивными снарядами громил фашистские укрепления. Машину в том полете повредило, а его самого ранило. Однако Клименко довел самолет до базы. И уже на следующий день с повязкой на голове он снова летел впереди своей эскадрильи.
— Человек отчаянной храбрости,— говорил о Клименко летчик-истребитель майор Кудымов.
Кудымов не раз сопровождал штурмовики в самых опасных полетах и видел, с каким хладнокровием и упорством действовал Михаил Клименко, пробираясь к цели сквозь заслоны зениток и «мессершмиттов».
Один из вылетов в январе 1943 года штурмовики совершили в район Мустолова, где разведчики обнаружили скопление фашистской боевой техники и живой силы. Группу Клименко прикрывала шестерка И-16 Кудымова. Маневрируя под огнем зениток, прошли линию фронта. Издали убедились, что разведка доложила точно: на дорогах колонны орудий на колесной и гусеничной тяге, штабные автофургоны, грузовики с боеприпасами, крытые брезентом спецмашины. Противник подбрасывал подкрепление.
— Действуем как намечено,— передал по радио Клименко и добавил совсем не по-военному: — Пожалуйста, будьте точнее...
Михаила Гавриловича Клименко я знал по фронтовой жизни с сорок первого. Как и все, восхищался отвагой этого смелого летчика, его твердостью духа и боевым мастерством. И в то же время удивлялся его исключительной мягкости в обращении с подчиненными, тактичности, полному отсутствию бранных слов, которыми иные авиаторы явно злоупотребляли. Редко подчиненные слышали от него «приказываю», чаще — «надо», «прошу», «постарайтесь». И как же старались его ведомые! Шли за ним в огонь и воду.
Вот и в тот день эскадрилья прорвалась через артиллерийский заслон и сбросила первую серию бомб. Ошеломленные, бежали гитлеровцы от машин и орудий. Началась паника. В этот момент со стороны солнца на балтийцев ринулись восемь «мессершмиттов», главный удар направляя на штурмовик Клименко. Вполне возможно, они узнали по бортовому номеру, что именно этот Ил-2 недавно возглавлял штурмовку гитлеровского аэродрома. Так или иначе, но ведущий фашистской группы рвался к машине Клименко, причем делал это уверенно и решительно. Завязать с ним бой Кудымов не имел права, так как прикрывал «илы», был их щитом. Клименко полностью доверял истребителям, хотя знал, что Кудымов впервые возглавлял прикрытие. В то же время комэск «илов» и сам был готов отразить атаку «мессершмиттов». Привычно отдавал он приказы своим летчикам. Ведомые вместе с командиром совершали заход за заходом. Внизу пылали вражеские автомашины, тягачи, штабные автобусы, рвались боеприпасы.
Когда задание было выполнено, Клименко повел эскадрилью домой. Но положение в воздухе оставалось угрожающим. Ведущий группы «мессершмиттов» решил, видимо, что сможет наконец уничтожить самолет Клименко. И, маневрируя, подкрадывался все ближе и ближе к машине командира. Кудымов забеспокоился. Тревожило его не то, что противник сильный и опытный. Кудымов мог вогнать в землю любого аса, поскольку был далеко не новичок в бою. Еще в тридцать седьмом году он, советский доброволец в Китае, сражался на И-16 и сбил японского летчика Ямамото, «непобедимого короля неба». Здесь же фашистский «король» пытался сбить Героя Советского Союза Клименко. Однако Кудымову нельзя вести свободный бой. Оставалось одно — бить короткими очередями, не допускать прорыва к «илам».
Именно в это мгновение Кудымов метким огнем прошил фонарь «мессера». В таких случаях, как правило, пилот гибнет. Гитлеровцу же повезло, он остался жив и, видимо, от отчаяния или от злости полез на «обидчика», а Кудымову только этого и нужно: в первой же атаке сбил врага. Вытирая пот с лица, подумал: жаль, что Клименко не видел, как был сбит «мессершмитт». Тем неожиданнее для него прозвучал в наушниках голос командира:
— Кудымов! Поздравляю с победой!
— Спасибо,— ответил Кудымов.— Готов всегда тебя сопровождать. Договорились?
С того полета летчики стали большими друзьями.
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Блокада города Ленина была прорвана. Клименко и его товарищи полностью выполнили поставленную перед ними задачу. За успешно проведенные бои 57-й штурмовой авиаполк был преобразован в 7-й гвардейский.
Памятным был бой в День Советской Армии — 23 февраля 1943 года. Эскадрилья наносила удар по вражеским позициям в районе села Покровского, где под значительным авиационным прикрытием противник сосредоточил много живой силы и техники.
Как пройти к цели незаметно? Клименко решил лететь от фронта на бреющем. Полет и на этот раз удался. Удар для врага оказался настолько неожиданным, что по самолетам не было сделано ни одного выстрела. По фотосвидетельству разведки, это была одна из самых эффективных атак штурмовиков. На дороге к Покровскому все горело и рвалось. А когда отходили, появился воздушный противник. Не сумев предотвратить бомбежку и штурмовку своих войск, гитлеровские пилоты вознамерились хотя бы после удара расправиться с «илами». Возник молниеносный встречный бой. «Фокке-вульфы», видимо, не хотели ввязываться в схватку с истребителями и рвались к «илам». Один из фашистов стал быстро приближаться к самолету Клименко, но Кудымов бросился на помощь командиру и сбил «фоккер». В ту же секунду Кудымова атаковал другой гитлеровский пилот. Это заметил ведомый Кудымова Иван Емельяненко и прикрыл ведущего своим «ястребком». Так Кудымов спас Михаила Клименко, а Емельяненко спас Кудымова. Помогла взаимная выручка.
С отцовской ответственностью пестовал Клименко молодых авиаторов. Одним из них был Федор Фоменков, который пришел в эскадрилью необстрелянным еще осенью сорок второго. Он много раз летал с капитаном Клименко в бой и вырос в надежного летчика, впоследствии Героя Советского Союза. Думалось им, что вместе и победу встретят. Однако весной сорок третьего Федора Фоменкова перевели в другую эскадрилью. Клименко как личную обиду воспринял приказ, ходил нахмурившись. Командир полка объяснил:
— Фоменков прошел у тебя, Михаил Гаврилович, высшую школу боя, пора и ему самому командовать. Гордиться надо!
Скоро Федор Фоменков возглавил гвардейскую эскадрилью. Следом за Фоменковым командирами подразделений стали многие другие летчики, которых водил в бой Клименко. Связь с ними не прерывается до сих пор.
Сентябрь 1943 года Клименко встретил в должности помощника командира 7-го гвардейского полка по летной подготовке и воздушному бою. Чередуясь с командиром полка Героем Советского Союза А. Карасевым, водил в бой крупные силы штурмовиков. Полк базировался на островном аэродроме в Финском заливе, буквально «под контролем» вражеских постов наблюдения. И здесь требовалась особая мобильность, чтобы в условиях непрерывного противодействия «фокке-вульфов» и «мессершмиттов» вести поиск и уничтожать вражеские корабли. Клименко делал это с отвагой и мастерством. Недаром передовая статья фронтовой газеты балтийских летчиков накануне нового, 1944 года ставила Героя Советского Союза гвардии капитана Клименко в пример всей штурмовой авиации.
С января и до лета сорок четвертого Клименко учился на Высших офицерских курсах ВВС ВМФ и вернулся на Балтику дублером командира 12-го Краснознаменного истребительного авиаполка. В первом же боевом полете на командирском «яке» он действовал отлично: не позволил «фокке-вульфам» даже приблизиться к штурмовикам своей части.
Однако на командирской машине Клименко воевал недолго. В далеком кавказском колхозе «Красная Осетия» труженики этого хозяйства, узнав о выдающихся подвигах балтийского летчика, решили купить на свои сбережения скоростной истребитель «Яковлев» и на фронтовом аэродроме вручили его отважному летчику. Клименко поблагодарил делегатов колхоза за подарок, на глазах посланцев гор облетал истребитель и повел полк в бой. Крепкая дружба с тех пор завязалась между Клименко и колхозниками. Весной сорок пятого года они сообщили летчику-побратиму, что весеннюю кампанию закончили на 15 дней раньше срока, первыми в республике, и обещали сделать все, чтобы быстрее восстановить хозяйство. А Клименко, в свою очередь, заверил колхозников, что не подведет «Красную Осетию», будет геройски драться до победы. Так оно и было.
Доброволец Клименко ушел на фронт в июне сорок первого, последний же боевой вылет сделал 9 мая сорок пятого года. Более 250 боевых вылетов совершил он за это время. 26 кораблей в море и 13 самолетов на аэродромах, 70 танков, 55 орудий, много другой техники, а также тысячи фашистских захватчиков уничтожил он в бою. С таким итогом в 1946 году вернулся летчик к мирной жизни, в Аэрофлот, и не выпускал из рук штурвал, пока врачи разрешали летать.
М. Львов
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 5. М.: Московский рабочий, 1982.
Другие материалы
|