Тосненский район
Любань
Во время Великой Отечественной войны у Любани более двух лет шли ожесточенные бои. Упорное сопротивление оказывал противник в ходе нашего наступления в январе 1944 года. В боях за город геройски дрался с врагом командир танкового взвода младший лейтенант Н. И. Гончаров.
На подступах к Любани танкисты прокладывали путь пехоте. Внезапно по нашим машинам открыли огонь две хорошо замаскированные противотанковые пушки противника. Гончаров, приказав экипажам вести огонь по врагу из укрытий, на своем танке зашел во фланг и нанес сокрушительный удар по вражеским орудиям.
Вечером 28 января в Любань ворвалась 1-я отдельная стрелковая бригада под командованием подполковника А. М. Паршикова. Вместе с другими частями Волховского фронта она очистила город от немецко-фашистских захватчиков. Восемь соединений и частей, участвовавших в освобождении города, в том числе и 124-й отдельный танковый полк, в котором служил П. И. Гончаров, получили наименование Любанских. В дальнейшем Гончаров участвовал в прорыве четырех мощных оборонительных рубежей на польской земле и в Германии, форсировал шесть рек, первым вышел к Бреслау и реке Одеру.
9 марта 1945 года на плацдарме за Одером машина Гончарова была подбита. Экипаж сражался до конца и сгорел вместе с танком... Указом Президиума Верховного Совета СССР Петру Ивановичу Гончарову было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Воевавший в истребительном батальоне Тосненского района Н. Максимов рассказывает: "После прорыва блокады я одним из первых вернулся в Любань. Город почти полностью был сожжен и разрушен, не уцелело ни одного моста. Все дороги и перекрестки были заминированы. Железнодорожная линия была разрушена, фашисты даже хотели на пылинки разнести большую часть самой насыпи. Для этого они вырыли на большом протяжении в насыпи глубокие колодцы, в каждом из которых было заложено по 20 - 30 тонн взрывчатки. Если бы этот чудовищный взрыв произошел, он бы не только разрушил насыпь, но и стер бы с лица земли половину Любани. Но их варварский план сорвался. Мы сумели обнаружить и эти колодцы, и механическую часовую установку замедленного действия, спрятанную в подвале вокзала".
Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.