Бокситогорский район
Подборовье
Ни в одном из городов и сел нашей области не встретишь подобного памятника: на площади у вокзала замер на высоком постаменте грузовик. При взгляде на него невольно переносишься мыслями в грозный 1941 год. Полчища фашистов у стен Ленинграда. Перерезана последняя железнодорожная магистраль, связывающая город Ленина со страной. Пал Тихвин.
Тогда-то и получила известность эта малозаметная, затерявшаяся в лесах, тихая станция. Сюда стали поступать эшелоны с военными грузами для Ленинградского фронта и продовольствием для блокированного Ленинграда. От Подборовья в обход захваченного врагом Тихвина стали строить дорогу к Ладоге.
Все трудоспособное население - женщины, старики, школьники - вышло на строительство. В лютый мороз люди работали почти круглые сутки. Они корчевали пни, ручными пилами валили лес, стлали гать через топь и болота, строили переправу через реки. В своей книге "Дороги войны" генерал-лейтенант З. И. Кондратьев рассказывал: "По всей почти 300-километровой трассе стучали топоры, кирки, ломы, лопаты. Люди врезались в болотный грунт и дремучий лес, убирали с пути валуны. Две недели днем и ночью шло сражение за дорогу. 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом".
Недолго пришлось пользоваться трассой от Подборовья в объезд Тихвина. Войска 4-й армии перешли в решительное наступление, и уже 9 декабря 1941 года древний русский город был освобожден от врага. Грузы в Ленинград стали вновь идти через Тихвин.
Более 30 лет прошло с тех пор. Поросла деревьями бывшая дорога. Но как символ памяти героическому труду советских людей высится на постаменте знаменитая полуторка, та самая, которая одной из первых прошла по Дороге жизни.
Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.