Всеволожский район
Осиновец
Мыс Осиновец на Ладожском озере вошел в историю легендарной Дороги жизни.
12 сентября 1941 года к этому пустынному мысу прибыл первый караван судов Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства, доставивший с Большой земли 800 тонн муки. А затем в короткий срок этот глухой песчаный берег со множеством каменистых рифов и близлежащая конечная станция Ладожское Озеро Ириновской ветки железной дороги были превращены в перевалочную базу - транспортные ворота осажденного города.
Генерал-лейтенант З. И. Кондратьев, в годы войны возглавлявший Главное управление автотранспортной и дорожной службы Советской Армии, вспоминает: "Труд и мужество ленинградцев вдохнули жизнь в пустынный берег Ладоги. В глубину озера вытянулись четыре мощных пирса. Над ними вскинули стрелы подъемные краны, переброшенные сюда с предприятий Ленинграда и из торгового порта. Чтобы к пирсам могли причаливать большие суда, рабочие, солдаты и матросы вынули со дна озера 70 тысяч кубических метров грунта. От причальных линий к Ириновской ветке пролегла узкоколейная дорога. Густой смешанный лес, раскинувшийся около порта Осиновец, укрыл от врага склады продовольствия и горючего, подъездные пути к ним, зенитные батареи. Под кронами вечнозеленых сосен-великанов, как под зонтами, двигались незаметные с воздуха автомашины, мотовозы, вагоны".
Свыше 100 малотоннажных самоходных барж-тендеров было доставлено сюда из Ленинграда. Кроме того, на Ладоге ленинградские судостроители построили так называемые баржи-блокадки грузоподъемностью 800 тонн.
К началу навигации 1942 года причальные линии осиновецкого порта составляли уже несколько километров; порт занимал огромную территорию по берегам бухт Морье, Гольцмана и Новой. Он смог принимать ежесуточно до 2 тысяч тонн грузов.
Весной и летом 1942 года через порт Осиновец эвакуировалось из осажденного Ленинграда около миллиона детей, женщин, стариков, больных и раненых. Только за один день 1942 года военный транспорт "Вилсанди" перевез на Большую землю 16 тысяч эвакуированных из Ленинграда детей.
В центре осиновецкого порта находилась железнодорожная станция Ладожское Озеро Ириновской ветки. Здесь формировались составы, отсюда они отправлялись в Ленинград. От работы этой однопутной ветки в значительной мере зависела судьба блокированного города и войск Ленинградского фронта. Поэтому по приказу Военного совета фронта на Ириновской ветке стали срочно прокладывать новые пути, расширять станционное хозяйство, и в 1942 году эта дорога была превращена в развитую магистраль, а станция Ладожское Озеро стала большим железнодорожным узлом. Теперь пути заходили на причалы осиновецких пирсов в бухте Морье, к пирсу паромной железнодорожной переправы. Был сооружен и слиповый железнодорожный подводный путь для спуска в озеро боевых катеров, а позднее - порожних железнодорожных цистерн, буксируемых по воде на восточный берег озера.
К концу августа 1942 года все работы по созданию Осиновецкого водно-железнодорожного узла закончились, Осиновец стал самым большим озерным портом страны в годы войны.
196 дней длилась вторая военная навигация на Ладоге. За это время в Осиновце разгрузилось свыше 10 тысяч судов, прибывших из Новой Ладоги и Кобоны. А в 1943 году Ладожское озеро уже не было единственным путем, связывавшим Ленинград со страной.
Теперь на мысе Осиновец высится сложенный из красного и белого кирпича маяк высотой 73 метра. Дальность видимости с его верхней площадки достигает 50 километров.
На здании осиновецкого маяка установлена мемориальная доска с надписью: "Отсюда в 1941 - 1943 годах по легендарной "Дороге жизни" под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно".
Памятная доска, посвященная Дороге жизни, установлена также на здании железнодорожной станции Борисова Грива.
Над братской могилой воинов у станции Ладожское Озеро навечно замерла артиллерийская зенитная установка.
Ратным подвигам советских людей на строительстве и эксплуатации Дороги жизни, а также действиям Ладожской военной флотилии посвящена экспозиция созданного здесь филиала Центрального военно-морского музея. На территории музея установлена полуторка, поднятая со дна Ладоги в 1947 году, и "ЗИС-5", дошедший по дорогам войны до Берлина. В экспозиции представлено более 3 тысяч экспонатов.
Мемориальный комплекс достойно отражает величие подвига защитников Ленинграда.
Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.