Всеволожский район
Ваганово
У вагановского спуска к Ладоге высится величественный памятник - "Разорванное кольцо", состоящий из двух светлых полуарок. Решенный композиционно как триумфальная арка, он в то же время напоминает радугу, вставшую над озером. Памятник стоит на бетонной площадке, по которой к берегу озера ведут следы протектора грузовой автомашины. На лицевой стороне стелы стихи Бронислава Кежуна:
ПОТОМОК, ЗНАЙ: В СУРОВЫЕ ГОДА,
ВЕРНЫ НАРОДУ, ДОЛГУ И ОТЧИЗНЕ,
ЧЕРЕЗ ТОРОСЫ ЛАДОЖСКОГО ЛЬДА
ОТСЮДА МЫ ВЕЛИ ДОРОГУ ЖИЗНИ,
ЧТОБ ЖИЗНЬ НЕ УМИРАЛА НИКОГДА.
Дополняют ансамбль два бетонных шара и установленное невдалеке 85-миллиметровое зенитное орудие.
Авторы памятника - архитектор В. Г. Филиппов, скульптор К. М. Симун, инженер-конструктор И. А. Рыбин и строители - трудящиеся Калининского района Ленинграда посвятили его героям легендарной Дороги жизни.
О них же рассказывают и экспонаты созданного в вагановской школе музея славы Краснознаменной Ладожской флотилии.
Поздно вечером 22 ноября 1941 года из Ваганова ушла в пробный рейс в Кобону по не окрепшему еще льду Ладоги первая колонна полуторатонных автомашин. Возглавлял колонну командир 389-го отдельного автобата Василий Антонович Порчунов.
Н. Коливердов, бывший военный комиссар 389-го автобатальона, вспоминает:
"Трасса еще не была оборудована вешками, впереди расстилалось безбрежное ледяное пространство. Единственным ориентиром служил телефонный провод, протянутый связистами на восточный берег. Чтобы не сбиться с дороги, начальник эшелона капитан Бирюкович растянулся на крыле первого автомобиля и по телефонному проводу определял направление. Ехали с потушенными фарами, дверцы кабин открыли.
Оказалось, что эти меры были не лишними. Возле острова Зеленец лед под одним из автомобилей треснул. Водителю удалось спастись только благодаря открытым дверцам. Возле того же острова путь автоколонне преградила трещина. С нескольких машин сняли борта, из них соорудили мостки.
Поскольку лед был слабый, в обратный путь на каждый автомобиль взяли всего по 200 - 300 килограммов муки. А к машинам прицепили гужевые сани, на которые погрузили еще по 300 - 400 килограммов муки. Всего мы привезли в первый раз 33 тонны".
Этот первый, хоть и очень скромный груз, который получил осажденный Ленинград, означал большую победу. Ладожская Дорога жизни начала действовать. И уже через месяц хлебный паек в Ленинграде был увеличен: рабочим - на 100, членам семей - на 75 граммов. В то время на ледовой трассе работало около 4 тысяч автомашин.
Проезжавший через Ладогу писатель Павел Лукницкий вспоминал впоследствии: "Степь! Снежная степь! И по ней ниточки похожих на жучков-плавунцов машин. Муравьиные череды в одну сторону по каждой трассе. Этих машин-муравьев нескончаемое количество: нет числа, нет конца, нет перерыва - бегут, бегут, пересекая озеро".
За 150 зимних дней и ночей 1941/42 года страна переслала в осажденный город по ледовой трассе 360 тысяч тонн продовольствия, горючего, топлива. А из блокадного кольца было вывезено за это же время почти полмиллиона ленинградских детей, стариков и женщин.
101 день просуществовала ледовая трасса зимой 1942/43 года. По ней перевезли 225 тысяч тонн грузов и эвакуировали 220 тысяч человек.
Более 30 лет прошло с той поры, когда из деревни Ваганово 60 шоферов отправились в первый рейс за хлебом для осажденного Ленинграда. Они открыли Дорогу героев, память о которой будет жить в веках.
Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.