Волховский район
Шум
Всем ветрам открыто село Шум. Клены, дубы, тополя вдоль его единственной очень длинной улицы редко бывают спокойны.
Шум и расположенная в километре от него железнодорожная станция Войбокало вошли в летопись Великой Отечественной войны. У Войбокала и Шума в ноябре - декабре 1941 года проходили ожесточенные бои с фашистами, пытавшимися захватить южное побережье Ладожского озера.
После того как в конце ноября 1941 года гитлеровцы были отброшены от Волхова, они внезапно направили удар на село Шум - место скрещения железной дороги и шоссе на Ленинград. Захватом Шума и Войбокала, находящихся всего в 17 километрах от деревни Кобона - начального пункта ледовой трассы, фашисты рассчитывали затруднить, а затем и совсем сорвать снабжение Ленинграда. Не считаясь с потерями, враг рвался к железной дороге. Советским войскам удалось остановить его в полутора километрах от Шума.
Одновременно советское командование перебросило в этот район крупные резервы. Войска Ленинградского фронта 18 декабря 1941 года начали разгром войбокало-шумской группировки противника. По его флангам ударили пехотинцы и танкисты, в тыл врага были брошены лыжные батальоны.
Гитлеровцы оказались в клещах советских войск и понесли большие потери.
В первые же месяцы блокады советскому командованию стало ясно, что без прямой железнодорожной связи страны с восточным берегом Ладожского озера наладить бесперебойное снабжение осажденного города и войск невозможно. Перегрузка из вагонов в автомашины на станции Войбокало приводила к скоплению поездов в этом районе, к большим потерям и жертвам от налетов вражеской авиации. Поэтому 20 января 1942 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение о срочной постройке железной дороги Войбокало - Кобона - Коса длиной 32 километра. Срок сдачи в эксплуатацию был установлен 15 февраля 1942 года. Постройка этой дороги явилась подвигом железнодорожников, строителей, защитников Ленинграда.
На станцию Войбокало уже к 25 января прибыли десять отрядов Ленметростроя и три женских строительных батальона из Ленинграда, военные и гражданские строители из Вологды и других мест. Работы велись в непосредственной близости от врага, под непрерывными вражескими обстрелами и бомбежками, в лютые морозы, при сильных метелях и свирепых ветрах. Однако невероятные трудности не сломили волю строителей.
В разгар работ на станцию Войбокало прибыл заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР А. Н. Косыгин. Ознакомившись с ходом строительства, он дал конкретные указания, затем обратился с речью к строителям, призвав их выполнить в срок почетное задание Родины. Уже 5 февраля, в рекордно короткий срок, строители сдали в эксплуатацию участок железнодорожной линии Войбокало - Лаврово. 10 февраля было открыто движение до станции Кобона, и несколько позже - до конечной станции Коса. Гудками паровозов огласился пустынный берег озера. Резко возрос объем перевозимых через Ладожское озеро грузов.
В напряженной боевой обстановке, под непрерывными бомбежками, артиллерийским и минометным обстрелом, приходилось действовать воинам-железнодорожникам. Только на участке Волхов - Войбокало - Жихарево за время блокады железнодорожники, по неполным данным, ликвидировали 720 разрушений полотна от авиабомб и 165 - от артиллерийских снарядов. Гитлеровцам не удалось парализовать наш транспорт: перерывы в движении поездов не превышали двух с половиной часов. Ратный труд воинов-железнодорожников в годы Великой Отечественной войны вызывает чувство восхищения и гордости.
В память о событиях Великой Отечественной войны и проходившей здесь Дороге жизни на здании вокзала станции Войбокало установлена мемориальная доска, а в деревне Шум - монументальная памятная стела.
Жители села свято чтят память воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Имя Героя Советского Союза Н. А. Романова, захороненного здесь в братской могиле, носит пионерская дружина шумской школы.
Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.