Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Пивень З. Г. Навечно в памяти народной. Глава I. По следам героев


Записка

Из витрины экспозиции зала музея была изъята для реставрации записка: от долгого пребывания на свету текст ее выгорел, бумага пожелтела, чернила почти совсем выцвели. Только в криминалистической лаборатории музею помогли восстановить утраченный текст,

Вот что оказалось в записке:

«15/XI-42 г.

Тов. Болдыревой

Привет. Блестящей артистке за ее работу в военном политическом спектакле, за призыв к бдительности, за смелый удар по врагам, поклон.

Примите скромный подарок.

А. Крон, В. Азаров, Вс. Вишневский».

Меня заинтересовала эта записка. Захотелось подробнее узнать: по какому поводу она написана, какое знаменательное событие предшествовало ей,

Ключом к разгадке послужила дата 15 ноября 1942 года. Именно она позволила с достоверностью утверждать, что в записке речь идет о спектакле «Раскинулось море широко» Ленинградского театра музкомедии. Авторами текста были подписавшие эту записку — А. Крон, В. Азаров и Вс. Вишневский. Композиторами — В. Витлин, Л. Круц, Н. Минх. Дирижер — А. Логинов. Спектакль шел на сцене театра им. А. С. Пушкина 7, 8, 10, 12, 15 ноября 1942 года.

История создания этого спектакля весьма примечательна и отражена в литературе.

Летом 1942 года Всеволод Вишневский получил необычное задание от Военного совета КБФ: написать героическую музыкальную комедию к 25-й годовщине Октября. В помощь ему были назначены драматург Александр Крон и поэт Всеволод Азаров — писатели-балтийцы. Организовалась творческая группа. Из шумного помещения Политуправления писателям разрешили переселиться в домик на Петроградской стороне — Песочная, 10 (теперь ул. Попова). Домик этот построен в середине XIX века и принадлежал Литфонду с 1905 года. В нем жила писательница О. Матюшина. Когда-то в нем собирались люди искусства — художники, писатели, артисты. Здесь бывали А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин. Домик небольшой, деревянный, в два этажа.

В очерке, написанном художественным руководителем театра музыкальной комедии Н. Я. Янетом «За строчками чужого дневника», можно прочесть такие слова:

«Летним днем 1942 года мы с директором нашего театра Г. Максимовым отправились в путь, на Петроградскую сторону, на поросшую травой Песочную улицу недалеко от берега реки Карповки, где в деревянном, чудом сохранившемся домике жил тогда Вишневский» [Без антракта. Актеры города Ленина в годы блокады. Лениздат, 1970, с. 290].

Хочется внести поправку к словам — «чудом сохранившемся домике...». Не чудо сохранило этот домик. А люди, чудесные люди, истинные любители искусства, истории и литературы, — словом, настоящие ленинградцы. Домику действительно грозила опасность. В 1942 году было вынесено постановление Ленгорсовета о разборке деревянных домов на дрова. Под него попадал и домик на Песочной улице. Много пришлось поволноваться Вишневскому, чтобы убедить в необходимости оставить этот домик. Писателя поддержал Петроградский райком партии [В 1951 году домик взят под охрану государства, а позднее передан Музею истории Ленинграда].

Итак, 15 ноября 1942 года состоялся спектакль «Раскинулось море широко». Зал театра драмы имени Пушкина (здесь тогда базировался театр музкомедии) был переполнен. Все места заняты. Агента немецкой разведки Кису — коварного, очень опасного врага — играла Нина Ивановна Болдырева. Она отлично справилась с этой ролью, по единодушному мнению коллег-актеров и авторов спектакля.

Еще в период подготовки к спектаклю, когда решали, кто будет играть Кису, Вс. Вишневский сказал: «Здесь должна быть обаятельнейшая женщина и актриса... Только Нина Ивановна Болдырева может пленить Чижова, следовательно, зрителя. Нужно показать: смотрите, как враг может влезть нам в душу. Берегитесь! Будьте бдительны!» [Без антракта, с. 295]

Н. Я. Янет, режиссер спектакля, отмечает, что «Н. Болдыревой, блестящей каскадной актрисе, надо было приложить немало труда и таланта, чтобы под маской обольстительницы было видно Хищное лицо умного и беспощадного врага» [Без антракта, с. 296].

«В этом спектакле... пожалуй, больше других мне нравилась работа Нины Ивановны Болдыревой в роли Кисы, — писала Л. А. Колесникова. — Киса — Болдырева была грациозна, по-детски наивна, но вдруг становилась коварной, сильной хищницей. И вы верили — это опасный, очень опасный враг. Яркая, талантливая игра!» [Театр музыкальной комедии в годы блокады. Л., Искусство, 1973, с. 60]

Под впечатлением этой яркой, талантливой игры и была написана записка рукой Вишневского. Рядом с его подписью отчетливо и крупно расписались Азаров и Крон. Они вряд ли думали тогда, что эта записка станет реликвией. Писатели радовались вместе с артистами и зрителями: спектакль удался на славу.

В «Ленинградской правде» от 22 ноября 1942 года Александр Штейн писал:

«По общему признанию, «Раскинулось море широко» — одна из лучших постановок, показанных на сцене Театра музкомедии. Этому способствовал энтузиазм, творческий подъем... Спектакль «Раскинулось море широко», созданный в трудных условиях осажденного города, зовет к ненависти, к мести, он проникнут любовью к стране, оптимизмом ленинградцев, неугасимой верой в Победу».

И как бы продолжением этой высокой оценки звучат слова народного артиста СССР Юрия Толубеева:

«В трудных условиях работал Театр музыкальной комедии. Люди, сидящие в зале и выступающие на сцене, часто едва держались на ногах от голода... Но спектакль шел, звучала веселая шутка, гремел оркестр, и на сцене было все, что всегда должно быть в оперетте, ...Театр помогал аккумулировать энергию, заражал бодростью, укреплял веру» [Без антракта, с. 4].

На вопрос о содержимом скромного подарка, упоминаемого в записке, ответила ленинградская художница Софья Вишневецкая, записавшая в своем дневнике 31 декабря 1942 года:

«...Несмотря на отчаянные бомбежки и обстрелы, театр был полон... Кедрову, Колесниковой и Болдыревой преподнесли корзины... с картошкой, капустой и кусками хлеба» [Художники города-фронта. Л., 1973, с. 373].

Типичный подарок для осажденного Ленинграда.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru