Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Шапошникова А. П. Летопись мужества. Всенародная помощь


Всенародная помощь

27 августа 1941 г. в Ленинград пришел последний поезд из Москвы. Мост через Волхов был взорван. Фашистские войска перерезали все железнодорожные коммуникации. Железнодорожная связь со страной прекратилась. Остались Ладога и воздух. Но враг продолжал бои за выход к Ладожскому озеру, с тем чтобы наглухо закрыть кольцо блокады вокруг Ленинграда. В ноябре 1941 г. Советская Армия сорвала замысел врага - выйти на Ладогу.

Это была очень важная победа. Потерять связь со страной через Ладожское озеро означало обречь население, войска Ленинградского и Краснознаменного Балтийского флота в кольце блокады на голодную смерть, ибо во второй половине ноября 1941 г. в Ленинграде иссякли последние крохи продовольствия, а из-за ледостава на Ладоге почти прекратился подвоз его водным путем. Уже в июле 1941 г. в Ленинграде была введена карточная система на продовольственные и промышленные товары. В декабре-январе были моменты, когда запасов хлеба даже для мизерного пайка оставалось на два дня. Голод усугублялся бытовыми трудностями. Голодные, в мороз, пургу, под артиллерийским обстрелом и бомбежкой ленинградцы преодолевали многие километры, пешком добираясь до работы.

Единственным выходом в данной обстановке было любой ценой удержать южное побережье Ладоги и организовать подвоз грузов по льду озера. "...Два слова "Дорога жизни". Кто первый произнес их? Кто придумал? Кто так точно обозначил новую железную дорогу, дающую возможность подвозить с Большой земли продовольствие до Ладожского озера, а оттуда по озерному льду в осажденный город?" [106], - писала Вера Инбер.

В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 19 ноября 1941 г. началось строительство военно-автомобильной дороги от станции Подборовье и Заборье Северной железной дороги до Шлиссельбургской губы [107]. Значительная часть этой трассы проходила по льду Ладожского озера, по лесным чащобам и многочисленным болотам. Протяженность ее составляла 380 км.

О подвигах строителей дороги рассказывает пожелтевший, выцветший от времени листок газеты управления и политчасти строительства-42 "На стройке", хранящийся в Музее истории Ленинграда. Для строительства железнодорожной ветки требовались специальные скобы, а их не было. Казалось, срыв работ неизбежен. Но бригадир коммунист Иванов обратился к товарищам: "Что ж, ребята, хотя дело и незнакомое, но попробуем". В полночь он и его товарищи приступили к выделке скоб, а к пяти часам утра их уже было изготовлено триста штук. Так что строительные работы не прекратились ни на час [108].

Никогда и никто в мире не строил ледовых дорог через обширные озера на такие расстояния. Это было грандиозное сооружение, не имевшее примера в истории гражданского и военного строительства.

В первые дни перевозки по ледяной дороге грузы шли гужевым транспортом, но уже в ночь на 11 ноября 1941 г. по льду озера, еще не совсем окрепшему и устоявшемуся, прошли первые 60 полуторатонных автомашин транспортной части майора Порчунова.

Об этих перевозках подробно, изо дня в день информировала страну "Правда".

Работа военно-автомобильной дороги протекала в трудных и сложных условиях. Чтобы помешать перевозкам, гитлеровцы предприняли несколько массированных налетов авиации на трассу. Потеряв большое количество самолетов, они прекратили массированные налеты, но продолжали методически бомбить лед и обстреливать проходящие автомашины из пулеметов. К тому же в то время стояли жесточайшие сорокоградусные морозы с сильными ветрами. Лед на озере торосился, дыбился, образуя полыньи и разводья. Суровая природа воздвигла, казалось, непреодолимые преграды на ледовой магистрали.

В этих невероятно суровых и сложных условиях водители сутками не сходили с машин, чтобы доставить нужные грузы героическому городу.

Герои трассы товарищи Гонтарев, Кондрин, Шичков, Крупов и многие другие стали делать по два рейса за смену. Позднее два рейса стали обычными для многих водителей. Один из активных участников создания "дороги жизни", старший лейтенант Резников, проникновенно писал:

Мы спать забывали,
Мы есть забывали
И с грузами мчались по льду.
И в варежке стыла
Рука на штурвале,
Смыкались глаза на ходу.

В те дни "Правда" много писала о людях "дороги жизни", о том, что история Ладожской дороги - это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей.

Ленинградский обком и горком партии уделяли Ладожской военной трассе исключительное внимание. Была проведена партийная мобилизация, на дорогу направлены сотни лучших коммунистов и комсомольцев. Провожая их, ленинградцы дали им наказ: "Вы поставлены на большое и ответственное дело и выполняете задачу первостепенной государственной важности... Возьмитесь за дело, как подобает советским людям, честно, с душой, не щадя своих сил, не откладывая ни часа, чтобы быстро наладить доставку грузов для Ленинграда и фронта в количестве, установленном планом" [109].

Печать ежедневно рассказывала о подвигах людей "дороги жизни". На трассе стала издаваться красноармейская газета "Фронтовой дорожник", которая вела настойчивую и целеустремленную борьбу за бесперебойную доставку грузов для Ленинграда. За короткий срок вокруг газеты объединился многочисленный актив. На ее страницах выступали шоферы, эксплуатационники, грузчики, политработники, врачи. В ответ на наказ-обращение ленинградских партийных органов водители через свою газету взяли обязательство делать по два рейса в сутки, добиваться экономии каждого грамма горючего, не допускать отставания машин на трассе, оказывать друг другу товарищескую помощь [110].

Борясь за два рейса в сутки, газета призывала: "Водитель, помни! Каждые два рейса обеспечивают продовольствием десять тысяч ленинградских жителей" [111]. Она напоминала, что каждый дополнительный рейс - это больше продуктов для ленинградцев.

За одну неделю - с 7 по 19 января - перевозки увеличились вдвое. Количество грузов приблизилось к намеченному Военным советом фронта плану. "Фронтовой дорожник", сообщив об этом своим читателям, призывал их работать еще напряженнее. В газете была открыта доска Почета, где ежедневно публиковались имена лучших шоферов, грузчиков, эксплуатационников. На доску Почета первыми были занесены имена водителей Глушкова, Шарова, Круглова, которые ежедневно делали в труднейших условиях по 3-4 рейса, вдвое перевыполняя свои задания.

Газета вместе с другими средствами наглядной у устной пропаганды обеспечила гласность соревнования дорожников, способствовала превращению его в массовое, действенное. 30 января 1942 г. газета сообщила о выдающемся рекорде водителя Васильева. Работая бессменно 48 часов, он на машине ГАЗ-АА преодолел 1029 км, сделал восемь рейсов и перевез 12 т груза [112]. Патриотический подвиг Васильева нашел последователей. В борьбу за экономию времени включились грузчики. Многие из них обязались грузить машину не в течение шести минут, как предусматривалось нормой, а пяти, четырех, трех и даже двух минут. Благодаря соревнованию вскоре выполнение плана погрузки на 200-250% стало обычной нормой [113]. Подобно героям-четырехрейсовикам, на трассе появились герои погрузки, такие, как Сибирский, Никитин, которые перевыполняли нормы в четыре раза и больше.

Газета писала и о других тружениках "дороги жизни" - грейдеристах, регулировщиках, медицинских работниках.

Писатель А. А. Фадеев, который побывал на Ладожской автомобильной трассе весной 1942 г., с восторгом отзывался о героизме советских людей, обеспечивающих бесперебойную связь Ленинграда со всей страной: "Дорога жизни - это дорога героев, заключивших между собой великий союз братства, братства тысяч и тысяч людей - водителей, летчиков, грузчиков, регулировщиков, метельщиков, работников ЭПРОН, работников медицины - великий союз братства по спасению Ленинграда. Сами они не знали, что то, что они делают, это уже история. Но их дела и подвиги запечатлены на полосах печатной газеты, выходившей на льду. Она называлась "Фронтовой дорожник"" [114].

С 5 февраля по 25 апреля 1942 г. по Ладожской трассе было завезено 415 582 т различных грузов, вывезено из порода 560 тыс. ленинградцев, сотни тысяч людей спасены от голодной смерти [115]. Ежедневно под самым носом у противника в Ленинград доставлялось 7-8 тыс. т грузов, в том числе продовольствие, боеприпасы, снаряжение. Из Ленинграда эвакуировались дети, женщины, вывозились станки, оборудование, боевая техника, средства связи и многое другое, в чем нуждались другие фронты Красной Армии [116]. В апреле 1942 г. Ладожская дорога временно прекратила работу: лед на озере стал таять и не выдерживал тяжести груженых машин.

Ладожская дорога имела неоценимое значение в улучшении продовольственного снабжения Ленинграда. 26 декабря нормы выдачи хлеба ленинградцам были повышены, затем они увеличивались дважды. 11 февраля 1942 г. рабочие и инженерно-технические работники стали получать 500 г хлеба вместо 250. В городе были созданы необходимые продовольственные запасы.

Функционирование Ладожской трассы сорвало гитлеровский план удушения Ленинграда голодом, жители осажденного города были спасены. В этом немалая заслуга и коллектива трассы, и его боевой газеты. Родина высоко оценила доблесть бойцов военно-автомобильной дороги, наградив 398 из них орденами и медалями Советского Союза [117].

"Дорога жизни" не прекратила своего существования и летом. Доставку грузов приняли на себя моряки Ладожской военной флотилии и водники Северо-Западного речного пароходства. По приказу Верховного Главнокомандования летом 1942 г. на озере работала большая паромная переправа, перевозившая целые железнодорожные вагоны с продовольствием. Поток грузов для населения Ленинграда и бойцов Ленинградского фронта все увеличивался.

Перевозки по Ладоге продолжались до полного ледостава. С наступлением зимы 1942-1943 г. на смену морякам вновь пришли бойцы ледовой магистрали. Так не прекращался поток спасительных грузов в осажденный город. Ни на минуту не прерывалась его связь со страной. Вместе с продовольствием в Ленинград шел поток братских приветствий, писем, телеграмм, посылок со всех концов Советского Союза.

По призыву партии вся страна оказывала помощь ленинградцам. И первыми были москвичи. В жестокие зимние морозы они доставили ленинградцам на автобусах продовольствие и топливо. Старые рабочие Красной Пресни, участники революционных боев 1905 и 1917 гг., писали ленинградцам: "Вся страна - и стар и млад поднимаются вместе с вами, родные, на защиту нашего дорогого Ленинграда от фашистского хищника" [118].

Выражая чувства ленинградцев, к жителям столицы обращалась поэтесса Ольга Берггольц:

И я тобой навек горда,
Сестра моя, москвичка Маша,
За твой февральский путь сюда,
В блокаду к нам, дорогой нашей [119].

Вслед за москвичами посылали защитникам города Ленина продовольствие, подарки, письма трудящихся Свердловска, Горького, Куйбышева, Баку, Тамбова... Колхозники Кубани в канун первомайского праздника 1942 г., по инициативе сельхозартели "Политотделец" Выселовского района организовали сбор подарков для трудящихся и защитников Ленинграда и дополнительно засеяли 25 га овощей в фонд помощи ленинградцев.

"Правда", ленинградские газеты широко освещали патриотическое движение трудящихся Советского Союза по оказанию помощи осажденному Ленинграду, рассказывали о делегациях, приезжавших в Ленинград, публиковали письма, рассказы, заметки гостей, взаимные обязательства города-фронта и тружеников тыла.

Замечательным посланием "Ленинградцы, дети мои!" к жителям Ленинграда обратился 4 сентября 1941 г. Джамбул Джабаев:

К Ленинграду со всех концов направляются поезда,
Провожают своих бойцов наши села и города...
Из глубин Казахской земли
Реки нефти к нам потекли,
Черный уголь и красная медь
И свинец, что в срок и впопад
Песню смерти готов пропеть,
Бандам, рвущимся в Ленинград.
Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне,
Груды яблок, сладких, как мед,
Со свинцом идет наравне
Наших лучших коней приплод.
Все это должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье [120].

Это стихотворное послание народного акына было напечатано во всех ленинградских газетах, издано отдельной листовкой с портретом автора. Оно оказало большую моральную поддержку защитникам города и всем его жителям.

Помощь Ленинграду стала поистине всенародным движением. Результаты не замедлили сказаться. Уже к 1 мая 1942 г. ленинградцы имели возможность получить за счет присланных подарков некоторое количество продуктов сверх установленных пайков.

Делегации, приезжавшие в Ленинград из других городов и республик, возвращались к себе, обогащенные опытом героической обороны, с глубоким стремлением еще упорнее и самоотверженнее работать во имя победы над врагом. Между Ленинградом и тылом развертывалось соревнование. Колхозники сельхозартели "Кара-Токой" Баткенского района Ошской области Киргизской ССР соревновались с коллективом ленинградского завода им. Ленина. Коллектив Верхне-Исетского завода Свердловской области соревновался с гвардейской дивизией Ленинградского фронта. Известный стахановец Урала сталевар Ушаков дал за смену на 17 т стали больше нормы и заявил: "Это от меня подарок бойцам Ленинградского фронта".

Областные и республиканские газеты широко пропагандировали мужество и героизм ленинградцев. На ярких примерах они учили, как надо защищать Родину, отстаивать ее честь и независимость. Газета Тихоокеанского флота "Боевая вахта" и приморская краевая газета "Красное знамя" неоднократно выпускали специальные номера, посвященные героическим защитникам города-героя. В газетах печатались статьи членов делегации Приморья, вернувшихся из Ленинграда, многочисленные письма красноармейцев, командиров, политработников Ленинградского фронта.

"Ленинградская правда" писала: "Любовь и забота страны о славном городе Ленина наполняют сердца его граждан чувством глубокой благодарности. Они придают им новые силы в борьбе... Мы клянемся оправдать доверие и любовь народов нашей страны".

Партийная печать Ленинграда, пропагандируя идеи советского патриотизма и дружбы народов, неоднократно напоминала ленинградцам о том, что за их борьбой зорко следят во всех уголках Советской страны и ленинградцы должны до конца проявить максимум стойкости, выдержки и упорства в битве с врагом.

На заседании Верховного Совета СССР 18 июня 1942 г. А. А. Жданов говорил, что Ленинград ни на минуту не чувствовал себя оторванным от Родины: "Со всех концов нашей великой Родины, из всех союзных республик, краев и областей нашей страны шла и непрерывно идет братская помощь Ленинграду. Она не прерывалась в самые трудные дни. За эту помощь разрешите от лица Ленинграда выразить глубокую признательность" [121].

Ленинградская область в течение двух с половиной лет была фронтовой областью, значительная ее часть была оккупирована фашистами. Однако партизанская борьба в области не затихала ни на один день.

Уже 23 июня 1941 г. по решению обкома и горкома партии были сформированы первые партизанские отряды. Создавались они из добровольцев: рабочих, служащих, студентов, преподавателей. За июнь - август 1941 г. из состава дивизий народного ополчения Василеостровского, Петроградского, Дзержинского, Октябрьского и других районов города было выделено шесть партизанских полков, четыре батальона, до ста отдельных партизанских отрядов и групп. Первые отряды ушли в псковские леса уже 28 июня 1941 г.

На общем собрании партизан, проходившем на Васильевском острове во Дворце культуры им. Кирова, была принята клятва партизан, которая потом много раз издавалась листовкой. Клятва заканчивалась следующими словами: "Я клянусь до последнего дыхания быть верным своей Родине, не выпускать из своих рук оружия, пока последний фашистский захватчик не будет уничтожен на земле моих дедов и отцов... Кровь за кровь, смерть за смерть!"

Организаторами партизанского движения в тылу врага явились районные комитеты партии Псковского, Гдовского, Лядского, Лужского, Кингисеппского, Дедовического, Солецкого, Дновского и других районов. Вначале партизанские отряды были небольшими по численности и состояли из партийного и советского актива. Каждый отряд подготовил свою базу, где сосредоточил оружие и боеприпасы, основные запасы продовольствия, а также один-два печатных станка и необходимый запас бумаги. Весной 1942 г. Ленинградский обком партии организовал на Волховском и Северо-Западном фронтах две типографии для оккупированных районов области, в которых печаталось до 30 районных газет [122]. Газеты публиковали корреспонденции, присылаемые партизанами из тыла врага, материалы о зверствах оккупантов. Печать разоблачала гитлеровский "новый порядок", публиковала правдивую информацию о положении на фронтах Отечественной войны, о жизни Советского Союза. Выпускалось также большое количество листовок для населения оккупированных районов. Маловишерские партизаны только за полтора месяца распространили около 80 тыс. листовок [123].

При штабе партизанского движения была создана специальная пресс-группа, которая выпускала для советских людей, находящихся на оккупированной части Ленинградской области, газеты "За Советскую Родину", "Ленинградский партизан", "Юный мститель". По неполным данным, только с января 1943 по март 1944 г. было издано и доставлено в оккупированные районы около 600 тыс. экземпляров этих газет и свыше 1 млн. листовок [124]. В адрес оперативных групп направлялось по сто экземпляров газет "Комсомольская правда", "Пионерская правда", по двести экземпляров "Смены".

Газеты помогали партизанам вести большую политическую работу среди населения, разоблачать гитлеровскую ложь о взятии Москвы, Ленинграда, поднимать население на беспощадную борьбу с врагом.

Журналист М. Абрамов, бывший редактором газеты в 5-й партизанской бригаде, в 1968 г. выпустил книгу "На земле опаленной", в которой рассказывает, каким важным оружием в руках партизан была газета, печатавшаяся подпольно в одном из самых дальних районов Ленинградской области - в деревне Хохлатые Лучки. По семи маршрутам населенных пунктов Поддорского, Залучского, Белебалковского, Холмского районов распространялась газета. Строгой была конспирация тех, кто занимался ее доставкой. И их было не один, не два человека, а сотни. Они являлись и корреспондентами газеты, и в то же время постоянными агитаторами и разведчиками, доставлявшими партизанам немало ценных сведений.

В 1942-1943 гг. стали широко применяться и так называемые "почтовые ящики", которые создавались в самых неожиданных местах, наиболее безопасных для добровольных распространителей печати.

Издание и распространение газет и листовок в тылу врага были связаны с большими трудностями и риском для жизни. За распространение газет и листовок фашисты расстреливали на месте. Так погибли от рук оккупантов комсомолка Воробьева, колхозница Прохорова, десятки других активных распространителей советской печати.

Большую заботу о партизанской печати проявлял Ленинградский обком партии. Вместе с боеприпасами и вооружением в тыл врага забрасывались портативные типографии, шрифты, краска, бумага. "Мы, - пишет М. Абрамов, - постоянно ощущали заботу о нас, о пополнении запасов бумаги, типографской краски" [125]. Член Гдовского межрайонного партийного центра Иванов вспоминает: когда в феврале 1943 г. он вернулся в район для подпольной работы, вместе с рацией с самолета во вражеский тыл была сброшена и типография "Лилипут", кипы свежих советских газет и листовок [126].

В постановлении бюро Ленинградского обкома ВКП (б) от 8 октября 1942 г. перед руководителями подпольных межрайонных партийных центров на оккупированной врагом территории одной из первоочередных задач выдвигалось "проведение среди населения и военнопленных устной и печатной пропаганды и агитации" [127].

Насколько большое значение имело партизанское движение, можно судить по тому, что уже осенью 1941 г. главнокомандующий гитлеровской сухопутной армией фон Браухич издал особое "положение" о борьбе с партизанами. На основании этого "положения" командующий 16 армией, наступавшей на Ленинград, фон Буш составил грозную инструкцию о борьбе с партизанами, где объявлялся расстрел всем, кто будет помогать или сочувствовать партизанам.

Однако; несмотря на угрозы, партизанское движение росло. Из партизанских групп вырастали отряды, из отрядов бригады, из бригад целые соединения. На оккупированной территории продолжали работать колхозы, зачастую старостами выбирались те же председатели колхозов, которые по состоянию здоровья или решению райкомов партии не ушли в Красную Армию. Под их руководством организовывался саботаж всех фашистских мероприятий, оказывалась постоянная помощь партизанам.

На значительной территории Белебелковского, Дедовического районов Ленинградской области и Ашевского района Калининской области был создан партизанский край, где были полностью восстановлены Советская власть и действовали только ее постановления. В августе коммунисты края провели партийную конференцию, избрали партийные комиссии, приняли постановление о беспощадной борьбе с врагом.

Поддерживая постоянную связь с Ленинградом, зная о его тяжелом положении зимой 1941 г., партизаны решили помочь городу: собрать продовольствие и направить его через фронт ленинградцам.

В январе 1942 г. партизанские газеты выступили с призывом поддержать инициативу жителей партизанского края, собиравших подарки осажденному Ленинграду. В короткое время было собрано столько продуктов, что для их перевозки понадобилось 220 подвод. Этот огромный обоз партизаны провели под носом у фашистов через линию фронта и доставили в Ленинград. Одновременно с обозом направили письмо на имя трудящихся Ленинграда: "Мы с вами, дорогие друзья, боевые товарищи... от имени пославших нас партизан и колхозников мы говорим: здравствуй, друг наш, богатырь-Ленинград! Мы твердо верим, что ленинградцы, явившие великий пример героической борьбы, и впредь будут работать для фронта, для полного разгрома врага, не покладая рук, не жалея сил и жизни своей" [128].

Партизанский обоз с продуктами сопровождали самые славные боевые народные мстители. Ленинградцы восторженно встретили посланцев советских людей, временно попавших под иго фашизма. На всем пути обоза от линии фронта до Ленинграда проходили митинги, собрания. "Ленинградская правда" писала, что приезд делегации колхозников и партизан из временно оккупированных районов области превратился в грандиозную демонстрацию единства советского народа.

29 марта 1942 г. делегация партизан прибыла в Ленинград. Ей была организована торжественная встреча у Смольного [129]. На состоявшемся митинге выступили представители партизан и трудящихся города. Митинг вылился в яркое, волнующее событие. После этого посланцы непокоренной ленинградской деревни побывали на крупнейших предприятиях города, в частях Ленинградского фронта и на кораблях Краснознаменного Балтийского флота. Они побывали также на собраниях трудящихся Смольнинского, Ленинского и Куйбышевского районов, встретились с активом ленинградской комсомольской организации и с железнодорожниками Октябрьской магистрали. На Кировском заводе партизанам подготовили особо торжественную встречу. Делегаты в своих выступлениях рассказывали о неслыханных зверствах фашистских захватчиков, о героической борьбе ленинградских партизан и колхозников. С ответным словом выступил бригадир Кировского завода Васильев. Он заявил, что "трудящиеся Ленинграда будут работать как бойцы на фронте, удесятеряя свои усилия, сумеют преодолеть все трудности" [130].

К началу наступления войск Красной Армии под Ленинградом и Новгородом в Ленинградской области действовало 13 партизанских бригад, насчитывавших в своих рядах 35 тыс. партизан.

"Ленинградская правда", "Смена" и другие газеты города Ленина немало сделали для развития партизанского движения в области. Упомянем хотя бы о таких фактах. Регулярно выпускала специальные номера для партизан и жителей оккупированных областей "Ленинградская правда". Только за первые полтора года войны вышло 25 таких номеров тиражом свыше 600 тыс. экземпляров. С сентября 1942 г. стала выпускать специальные номера для молодых партизан и молодежи оккупированных районов Ленинградской области и редакция "Смены". Ее воскресный номер за 6 сентября 1942 г. поистине является номером-реликвией. Ведь весь тираж этого специального партизанского четырехполосного номера на самолете был доставлен за линию фронта. Из газет партизаны узнавали о том, как сражается с врагом и трудится непокоренный Ленинград.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru