Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Петров Ю.П. Партизанское движение в Ленинградской области. 1941-1944. Изгнание оккупантов. Развитие партизанского наступления


14. Развитие партизанского наступления

Наступление советских войск на флангах 18-й армии, перерастание его в общее наступление Ленинградского, Волховского, а затем и 2-го Прибалтийского фронтов поставило новые задачи перед партизанскими силами, потребовало еще более тесного их взаимодействия с советскими войсками, освобождавшими Ленинградскую область от оккупантов.

20 января 1944 года командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков и член Военного совета Т. Ф. Штыков утвердили «Соображения по организации взаимодействия между войсками и партизанами Волховского фронта», представленные штабом фронта и оперативной группой Ленинградского штаба партизанского движения. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 260, л. 116.] 27 января командующий войсками Ленинградского фронта Л. А. Говоров утвердил «Оперативный план боевой деятельности ленинградских партизан в тылу противника во взаимодействии с наступающими войсками Ленинградского фронта», подготовленный областным штабом партизанского движения. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 260, л. 11. Помимо этого плана Ленинградский штаб партизанского движения принял 26 января более подробный «Оперативный план боевой деятельности ленинградских партизан в тылу противника во взаимодействии с наступающими войсками Ленинградского и Волховского фронтов» (ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 260, лл. 6-8). В нем детализировались задачи, поставленные партизанам командованием Ленинградского и Волховского фронтов, предусматривалась необходимая перегруппировка партизанских сил, снабжение их боеприпасами и т. д.] Соответствующие планы взаимодействия приняли Военные советы 2-го Прибалтийского фронта и его 1-я ударная армия, войска которой примыкали к Волховскому фронту и освобождали южные районы Ленинградской области. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 12, д. 658, л. 1.] В ходе наступления задачи, поставленные партизанам в этих планах взаимодействия, уточнялись и развивались. [См.: И. П. Барбашин, А. И. Кузнецов, В. П. Морозов, А. Д. Харитонов, Б. Н. Яковлев. Битва за Ленинград, стр. 392-393.]

По мере развития успеха советских войск на флангах 18-й армии и дальнейшего их наступления действия партизан приобретали все больший размах, население еще активнее принимало участие в партизанской борьбе. Фронт партизанского наступления расширялся. Интенсивнее становились удары по железнодорожным коммуникациям. Систематическим налетам подвергались железнодорожные станции. Важнейшие участки железных дорог и даже отдельные дороги в результате диверсий партизан не работали.

На этом этапе наступления ареной напряженной борьбы становятся также шоссейные и проселочные дороги. Эта борьба, как и в начале войны, когда враг не мог еще использовать захваченные железные дороги, отличалась особым ожесточением. Партизаны занимали переправы, города, села, железнодорожные станции и удерживали их до подхода частей Красной Армии. Вместе с советскими войсками они участвовали в боях за освобождение Ленинградской области.

Оперативно-стратегическое взаимодействие партизан с войсками перерастает в тактическое.

По-прежнему гремели партизанские взрывы на железнодорожных линиях в тылу 18-й армии, особенно на ее правом фланге, где враг предпринимал отчаянные усилия стабилизировать положение. Понимая, что успешное продвижение войск Волховского фронта и его 59-й армии на запад, выход их к Луге могут поставить в тяжелое положение все фашистские войска под Ленинградом, противник бросал в бой все резервы. В свою очередь партизаны делали все возможное, чтобы парализовать железные дороги и не допустить подхода вражеских резервов или задержать их, а также сорвать снабжение боеприпасами.

Отряды 5-й, а также 10-й бригад продолжали срывать перевозки по Витебской дороге, которую оккупанты стремились использовать для доставки пополнения и боеприпасов в помощь своему 38-му корпусу. Активно действовали на железнодорожных коммуникациях и другие бригады. «И сегодня, — говорилось в дневнике группы армий «Север» 22 января, — происходили многочисленные нападения на железнодорожные линии в тылу 18-й армии и в районе действий 285-й охранной дивизии, особенно на линии Дно — Сольцы». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Bl. 72295.] На следующий день командование группы вынуждено было вновь отметить нарастание угрозы со стороны партизан на железных дорогах. «Многочисленные взрывы на линиях снабжения 18-й армии, — записано в дневнике, — в результате чего значительно усложнялось снабжение и задерживается транспортная перевозка войск». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Bl. 72337.]

Несмотря на все меры, принимаемые гитлеровским командованием, железные дороги в тылу группы находились под непрерывным воздействием партизан. 24 января группа армий «Север» так характеризовала положение на своих коммуникациях: «Многочисленные взрывы на железнодорожных участках, особенно на участках Псков — Луга, Луга — Гатчина, Псков — Дно, Дно — Нарва, Дно — Батецкая, Батецкая — Новинка, Веймарн — Гдов». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Bl. 72393.] Вслед за Балтийской дорогой под угрозой полного выхода из строя был важнейший участок Витебской дороги севернее Дно в тылу 38-го корпуса вермахта.

Характеризуя этот этап борьбы на железнодорожных коммуникациях, Хауэлл пишет: «Когда 20 января Красная Армия стала расширять прорывы в обороне противника, партизаны резко усилили интенсивность своих налетов на железные дороги. В результате этого снабжение армии и подвоз подкреплений сразу же сократились». [Edgar M. Howell. The Soviet partisan movement 1941 — 1944, p. 186.]

За 10 дней наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов (к 25 января) партизанские соединения при поддержке всего населения разгромили 11 железнодорожных станций и разъездов, взорвали 34 железнодорожных моста, 23 тысячи железнодорожных рельсов, пустили под откос 36 воинских эшелонов с живой силой и техникой врага, 3 бронепоезда, разрушили более 300 километров придорожной телефонно-телеграфной линии, истребили более 8000 солдат и офицеров. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 224, л. 15.]

Таких сосредоточенных и целеустремленных ударов по железнодорожным коммуникациям враг еще не испытывал.

После разгрома фланговых группировок 18-й армии и отступления ее от Ленинграда и Новгорода гитлеровская Ставка сменила командующего группой армий «Север» Кюхлера, обвинив его в неспособности руководить оборонительными боями и подавить партизанское движение в области. Командование группой в последних числах января принял фельдмаршал Модель, слывший среди фашистского генералитета «львом обороны». Гитлеровская Ставка потребовала от него, чтобы войска 18-й армии закрепились на реке Луге. В помощь потрепанным дивизиям этой армии выдвигались новые дивизии из резерва и с других участков советско-германского фронта: 12-я танковая и 58-я пехотная дивизии, механизированная «Фельдхернхалле» и др.. [См.: «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945». Том четвертый. М., 1962, стр. 45.]

Для переброски резервов в помощь 18-й армии и ее снабжения враг пытался использовать Варшавскую дорогу, которая с потерей других железных дорог (Балтийской, Псковско-Веймарнской и частично Витебской) становилась, по существу, единственной коммуникацией, связывавшей вражеские войска, противостоявшие Ленинградскому и Волховскому фронтам. На ней держались весь тыл 18-й армии, все ее снабжение и пополнение. Владея ею, оккупанты в значительной степени сохраняли за собой и прилегающее к этой дороге Киевское шоссе, а также отходящие от нее другие шоссейные и проселочные дороги.

Все станции Варшавской дороги южнее Мшинской и Луги были превращены в базы вражеских войск. Здесь сосредоточивались резервы, которые затем направлялись на север для поддержки левофланговых соединений 18-й армии, а также на восток в помощь дивизиям, пытавшимся сдержать натиск войск Волховского фронта. Сюда же отходили на переформирование разбитые части.

Стараясь сохранить за собой Варшавскую дорогу, враг мобилизовал для ее охраны все, что было возможно, и прилагал отчаянные усилия, чтобы поддержать движение по ней. Здесь были сосредоточены почти все бронепоезда группы армий «Север», задерживались многие новые части, перебрасываемые для укрепления фронта. Особенно тщательно охранялись мосты. Восстановительные железнодорожные подразделения пополнялись за счет строительных и саперных команд, а также технических частей.

Никогда еще борьба за Варшавскую дорогу не была такой острой и ожесточенной, как после перехода советских войск в общее наступление. Каждая партизанская вылазка на дорогу сопровождалась упорными боями.

На Варшавской дороге севернее Пскова по-прежнему действовали 2, 5, 7, 6 и 11-я бригады, а южнее — 3, 4 и 8-я (одновременно они совершали диверсии и на других дорогах). Чтобы усилить удары по Варшавской дороге на участке севернее Пскова, через который проходил основной поток грузов для 18-й армии, Ленинградский штаб партизанского движения приказал передислоцировать в район Новоселья основную часть 3-й бригады — три полка. В южных районах области оставался один полк этой бригады. Противник обнаружил переход бригады через железнодорожную линию Псков — Порхов и бросил против нее превосходящие силы. Весь день 31 января, как отмечалось в отчете бригады, она «вела тяжелые бои с противником, поддержанным артиллерией, танками, самолетами, бронепоездами». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 507, л. 19.] И все же бригада прорвалась через дорогу Псков — Порхов и включилась вместе с другими партизанскими соединениями в борьбу за Варшавскую дорогу.

По-прежнему партизаны совершали налеты на станции и разъезды, разрушая станционное оборудование, путевое хозяйство, подвижной состав. Одновременно они активно пресекали восстановительные работы, которые пытались проводить гитлеровцы.

По приказу Ленинградского штаба партизанского движения в ночь на 2 февраля 6-я партизанская бригада совершила налет на станцию и районный центр Плюсса, где сосредоточивались резервы для контрудара по наступавшим советским войскам — пехотный полк, дивизион артиллерийского полка, саперно-танковый батальон и другие части и подразделения. [Kurt v. Zуdowitz. Die Geschichte der 58. Infanterie-Division. 1939-1945. Kiel, 1952, S. 109.] Во время шестичасового боя было убито 400 гитлеровцев. Партизаны уничтожили станцию со всеми ее пристройками, 760 рельсов, 60 автомашин и 30 повозок с различным военным имуществом. После этого налета важная для врага станция была окончательно выведена из строя.

Систематическими налетами партизаны срывали восстановительные работы на дорогах. «Партизанский отряд т. Бурова А. Ф. (9-я партизанская бригада), — сообщал областной штаб партизанского движения, — 1 февраля ру-жейно-пулеметным огнем разогнал железнодорожную восстановительную бригаду немцев, пытавшуюся исправить взорванное партизанами полотно на участке Плюсса — Серебрянка. Разрушенный участок находился под огнем партизан 16 часов». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 226, л. 77.] В ночь на 5 февраля отряд 7-й бригады под командованием И. М. Жеребцова уничтожил ремонтный поезд, прибывший для восстановления пути, разрушенного партизанами накануне. Вся команда поезда — 90 гитлеровцев — была перебита, а восстановленный путь вновь разрушен. [См.: П. Р. Шевердалкин. Героическая борьба ленинградских партизан, стр. 260.] Активно препятствовали восстановительным работам и другие партизанские бригады.

Стремление поддержать движение по Варшавской дороге, сохранить ее за собой в период напряженных боев отвлекало у врага много сил и средств.

Чтобы как-то подбросить своим потрепанным войскам резервы и боеприпасы, гитлеровцы все чаще использовали одностороннее движение в сторону фронта. Приходилось формировать все новые и новые эшелоны, которые забивали станции и полустанки. Варшавская дорога в период, когда наступление советских войск продолжало развиваться, поглощала весь подвижной состав, которым располагало фашистское командование на северном крыле своего фронта. То, что попадало на эту дорогу, уже больше не возвращалось обратно. Поэтому каждая крупная диверсия, совершенная партизанами, не только вела к потерям в живой силе и боеприпасах (в этот период почти все эшелоны перевозили к фронту лишь людские резервы и боеприпасы), в которых испытывал острую нужду фронт, но и все сильнее загромождала Варшавскую дорогу.

Вот почему командование группы «Север» и 18-й армии так болезненно реагировало на каждый случай подрыва эшелонов. В дневнике боевых действий группы за 27 января говорилось, что наряду с «многочисленными взрывами три поезда подорвались на минах. [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Bl. 72507.] На следующий день вновь была зафиксирована потеря еще нескольких эшелонов.

Под ударами партизан Варшавская дорога, по существу, была заблокирована. Ее пропускная способность резко снизилась. Перерывы в движении становились все продолжительнее. Ее важные участки выходили из строя на сутки-двое и больше. На отдельных участках работали так называемые «летучки», состоявшие из паровоза и нескольких вагонов.

Интенсивным ударам подвергали партизаны и Старорусскую дорогу, чтобы воспрепятствовать врагу в переброске сил из 16-й армии под Лугу. На этой дороге особенно активно действовала 1-я бригада. 30 января два ее отряда вновь совершили налет на мост через реку Кебь, восстановленный гитлеровцами. Охрана моста, усиленная после первого налета, оказала ожесточенное сопротивление, но все же партизанам удалось повредить мост.

В ночь на 5 февраля отряд под командованием В. И. Никифорова разгромил в районе Карамышева ремонтно-восстановительную команду, прибывшую для ликвидации последствий партизанской диверсии, в результате которой накануне сошел с рельсов воинский эшелон с живой силой, следовавший из 16-й армии через Псков на Лугу. Одновременно партизаны открыли сильный ружейно-пулеметный огонь и по этому эшелону, в результате многие вражеские солдаты и офицеры были убиты.

Партизанское наступление на железнодорожные коммуникации ограничивало возможности гитлеровского командования в маневрировании оперативными резервами в целях помощи своим соединениям, отступавшим под ударами войск Ленинградского и Волховского фронтов.

Первые эшелоны 12-й танковой дивизии, которую гитлеровцы стремились как можно быстрее перебросить по Варшавской дороге в помощь своим потрепанным соединениям 18-й армии, были остановлены партизанами недалеко от Луги 23 января. Все попытки продвинуть эти эшелоны севернее города решительно пресекались партизанами. Поэтому 12-й дивизии пришлось начать выгрузку из эшелонов в районе Луги, т. е. значительно дальше от района сосредоточения, чем это предполагалось раньше. Задерживались партизанами эшелоны и южнее Луги. Несколько дней противник потерял в ожидании остальных эшелонов дивизии. [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Вl. 72386.] Когда же наконец 12-я танковая дивизия, с трудом собравшая далеко не все свои части, 28 января двинулась на исходные позиции для наступления, партизаны совершили ночной налет на ее колонны, вновь задержав ее вступление в бой против войск Волховского фронта. [Edgar M. Howell. The Soviet partisan movement 1941- 1944, p. 187.]

Еще больший урон нанесли партизаны 58-й пехотной дивизии врага, которая перебрасывалась в район Плюсса — Струги Красные из 16-й армии. Кратчайшие железнодорожные маршруты к новому району сосредоточения дивизии находились под воздействием партизан. Поэтому она перебрасывалась кружным путем — по железным дорогам Эстонии к Нарве.

30 января начальник штаба 18-й армии Ферч сообщал в группу армий: «В связи с подрывами железной дороги пока на 58-ю дивизию рассчитывать нельзя. [MA DDR. Nr. H 10.22.04/43, Bl. 72620.] В тот же день Линдеман уточняет: «58-я пехотная дивизия вследствие подрывов железной дороги прибудет слишком поздно». [MA DDR. Nr. H 10.22.04/43, Bl. 72623.] Но дальнейшее развитие событий показало, что по железным дорогам дивизия вообще не доберется до места назначения. Поэтому частям дивизии пришлось добираться до района сосредоточения по проселочным дорогам.

Вскоре 58-я дивизия попала под непрерывные удары партизан. Часто ее полкам и батальонам приходилось прокладывать себе путь с боями в условиях бездорожья. Дивизия растянулась на большом расстоянии, многие ее части отстали. Где они находятся, ни командование дивизии, ни командование 18-й армии долго не знали. 2 февраля командир 58-й пехотной дивизии докладывал начальнику штаба группы о том, что выдвижение дивизии против советских войск происходит медленно «вследствие сильного снегопада и нападения партизан на Плюссу». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 72735.]

Поэтому 58-я пехотная дивизия, как и 12-я танковая, вступила в бой против советских войск Волховского фронта разрозненно, с большим опозданием.

Подобную же участь разделили и другие дивизии, спешившие на помощь 18-й армии, отступавшей под ударами советских войск и партизан.

По мере дальнейшего развития наступления советских войск Ленинградского фронта на левом фланге 18-й армии перед 6, 9 и 12-й бригадами, находившимися в северо-западных районах области, была поставлена задача ударами по вражеским коммуникациям максимально способствовать продвижению войск этого фронта на юго-запад.

Для координации действий и улучшения руководства 6, 9 и 12-й бригадами областной штаб партизанского движения 27 января предложил создать Военный совет. В его состав вошли командиры 6-й и 12-й бригад В. П. Объедков и А. А. Ингинен и комиссар 9-й бригады И. Д. Дмитриев.

Партизанский Военный совет решил сосредоточить все силы этих бригад для того, чтобы помешать подходу вражеских резервов, не дать дивизиям врага оторваться от войск Ленинградского фронта. Партизаны должны были воспрепятствовать попыткам противника закрепиться на левом берегу Луги и в то же время помочь советским соединениям форсировать реку.

Выведя из строя Балтийскую и Псковско-Веймарнскую дороги, препятствуя восстановлению их, партизанские соединения не давали гитлеровцам возможности подвозить резервы и боеприпасы по шоссейным и проселочным дорогам. Когда советские войска 2-й ударной и 42-й армий Ленинградского фронта приблизились к реке Луге, партизаны стали разрушать здесь вражеские переправы и препятствовали наведению новых. В то же время они захватили и удерживали до подхода советских войск переправы в районе Ивановского, Большого Сабека, Гостятина и в ряде других мест. В конце января советские войска вышли к Луге в ее нижнем течении и, форсировав ее с помощью партизан и населения, устремились к районным центрам — Сланцам, Гдову, Луге. Характеризуя обстановку на левом фланге 18-й армии, командование группы армий «Север» 31 января отмечало: «Необходимо указать на возрастающую деятельность партизан». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Bl. 72673.]

Особенно успешно проходило наступление войск Ленинградского фронта в северо-западном повстанческом крае. Здесь гитлеровцы не могли и, как правило, не пытались оказать сопротивления, создать оборону, закрепиться в населенных пунктах. При отходе вражеские части стремились обойти эти районы. По этому поводу руководители 9-й бригады И. Г. Светлов и И. Д. Дмитриев писали: «Красная Армия прошла без выстрелов от реки Луги до реки Нарвы. При ее приближении были восстановлены почти все мосты. В каждом населенном пункте Красную Армию встречали с красными флагами». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 613, л. 10.] С. Н. Борщов — командир 46-й советской дивизии, которая наступала на этом направлении, — рассказывал: «Я со своей дивизией после боев под Волосовом и Молоскови-цами больше 100 километров шел без единого выстрела по территории Осьминского, Сланцевского и Лядского районов, освобожденных партизанами 9-й бригады». [ЛПА, ф. 0-4788, оп. 1, д. 46, л. 118.]

Таким образом, успешному наступлению войск Ленинградского фронта на левом фланге фашистской 18-й армии во многом способствовали партизанские бригады, которым при поддержке населения удалось парализовать железные дороги — Балтийскую и Псковско-Веймарнскую, а также создать значительные затруднения в использовании врагом шоссейных и проселочных дорог. На этом важном направлении противник был почти полностью лишен возможности маневрировать своими оперативными резервами. Партизаны не дали врагу закрепиться на левом берегу в нижнем течении реки Луги и стабилизировать здесь фронт. Наиболее высокий темп наступления советских войск был в северо-западном повстанческом районе.

Одновременно партизанские бригады, находившиеся в северо-западных и центральных районах области, всячески препятствовали созданию в районе Плюссы и Струг Красных ударной (южной) группировки врага против успешно наступавших войск Ленинградского фронта. Основу этой группировки должны были составить 12-я танковая и 58-я пехотная дивизии, а также резервные и отошедшие части и соединения. Для этого обе дивизии выводились из полосы наступления войск Волховского фронта и перебрасывались вновь в район Плюсса — Струги Красные.

Пробиваться в район сосредоточения ударной группировки соединениям и частям противника вновь пришлось через партизанские заслоны и засады, преодолевая минированные участки дорог и разрушенные мосты. 12-я танковая и 58-я пехотная дивизии выходили в район сосредоточения без артиллерии и транспортных средств, с большим опозданием, неся при этом большие потери.

3 февраля партизаны 6-й бригады преградили путь и вступили в бой с одной из колонн врага численностью 3000 солдат и офицеров, спешившей от станции Плюсса на север к деревне Лышницы. После пятичасового боя вражеская колонна с большими потерями вынуждена была отступить к станции Плюсса. «Южная группа (одна из ударных группировок врага. — Ю. П.), преодолевая сопротивление партизан, достигла Ждани, — отмечало 4 февраля командование группы «Север». — Подтягивание артиллерии и транспортных средств задерживается из-за значительных разрушений шоссейных дорог». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 72797.]

Сосредоточению вражеской ударной группировки активно противодействовала и 2-я бригада. 5 февраля заслоны 2-й бригады в районе деревни Полицы преградили путь вражеской колонне численностью 2000 солдат и офицеров, которая имела танки и артиллерию. Противник стремился пробиться от Струг Красных го дороге на Чернево. Этого сделать ему не удалось. Потеряв более 760 солдат и офицеров, колонна отошла к Стругам Красным.

7 февраля северо-западнее Струг Красных партизаны 2-й бригады отбили новую попытку врага прорваться по дороге на Чернево. Это был 220-й полк (с другими подразделениями) 58-й пехотной дивизии, поддержанный 22 танками 12-й танковой дивизии. Понеся значительные потери, и эта колонна вынуждена была повернуть вспять. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 226, л. 90.] «Партизаны действовали активно, — писал автор истории 58-й пехотной дивизии Цидовитц. — Они замедляли движение всюду, совершая боевые налеты на колонны... доставили войскам вермахта немало хлопот». [Kurt v. Zуdowitz. Die Geschichte der 58. Infanterie-Division, S. 109, 113.]

Партизанские соединения срывали снабжение ударной группировки, а также других вражеских войск в полосе наступления Ленинградского фронта. В дневнике боевых действий группы армий «Север» за 9 февраля помечено: «На путях снабжения южной группы сильная деятельность партизан». [MA DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 72994.] Командование группы и 18-й армии, чтобы в какой-то степени локализовать действия партизан, направило в район деревни Зовка 21-ю пехотную дивизию. [MA DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 73086.]

Огромную помощь оказывали партизаны войскам Волховского фронта, наносившим удары по правому флангу 18-й армии и наступавшим на запад — к городу Луге. После прорыва вражеской обороны под Новгородом, с развитием наступления взаимодействие партизан с войсками фронта становится еще более тесным.

Опасаясь выхода советских войск к городу Луге и окружения своих мгинской и любанско-чудовской группировок, особенно после того, как попытки стабилизировать фронт в нижнем течении реки Луги провалились, Модель и Линдеман предпринимают отчаянные усилия, чтобы не допустить развития успеха советских войск.

Для противодействия планам советского командования использовались отходившие части любанско-чудовской группировки, а также специально предназначенные для стабилизации положения на реке Луге. Враг стремился прежде всего сохранить за собой Витебскую железную дорогу и примыкавшие к ней шоссейные и проселочные, сделать эту дорогу устойчивым рубежом обороны. Витебская дорога была последним рубежом на лужском направлении, где гитлеровцы еще могли надеяться задержать дивизии Волховского фронта. Все это предопределило напряженный характер боев на этом направлении.

Военный совет Волховского фронта и Ленинградский штаб партизанского движения поставили перед партизанами задачу всемерно способствовать советским войскам в овладении Витебской дорогой и в дальнейшем наступлении их на Лугу. Необходимо было прежде всего отбить у врага станцию Передольская на левом фланге наступавшей 59-й армии, станцию и районный центр Оредеж на правом фланге. Для этого привлекались 2-й партизанский полк 5-й бригады и большая часть сил 11-й бригады.

Приказ Военного совета Волховского фронта и оперативной группы областного штаба партизанского движения о захвате станции Передольская был доставлен командиру полка 5-й бригады А. Ф. Тараканову на самолете ПО-2. Утром 27 января полк с боем овладел станцией Передольская. Враг бросил против партизан бронепоезд. В середине дня под сильным огнем бронепоезда партизаны оставили Передольскую. Но к концу дня вместе с подошедшей 7-й танковой бригадой полк вновь овладел станцией. Одновременно «также с помощью партизанских отрядов, — отмечал командующий 59-й армией И. Т. Коровников, — был очищен от противника и разъезд Кчера». [И. Т. Коровников. Новгородско-лужская операция, стр. 122.] Значительный участок Витебской дороги Передольская — разъезд Кчера на следующий день был прочно занят 372-й стрелковой дивизией, а 7-я танковая бригада и 2-й партизанский полк 5-й бригады, устремились на запад — к городу Луге.

Более сложная обстановка складывалась у районного центра и станции Оредеж. 29 января начальник Волховской оперативной группы областного штаба партизанского движения А. А. Гузеев передал по радио приказ 11-й бригаде занять Оредеж и тем самым облегчить действия на этом направлении правофланговой 377-й дивизии 59-й армии. К этому времени поселок и станция Оредеж были превращены врагом в хорошо оборудованный опорный пункт. Его гарнизон, имевший артиллерию и танки, состоял из 5000 солдат и офицеров. В Оредеже находился штаб одной из гитлеровских дивизий.

Вечером 30 января партизаны, несмотря на почти десятикратное численное превосходство гитлеровцев, смело бросились в атаку на станцию и поселок. «В Оредеже, — отмечало командование группы армий «Север» 31 января, — бои с 400 партизанами, при этом произведено нападение на штаб дивизии». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/42, Bl. 72654.] В ходе многочасового напряженного боя численное превосходство врага стало сказываться все более явно. Положение усложнялось тем, что 377-я дивизия, скованная в это время контратаками дивизии СС «Полицай», не могла прийти на помощь партизанской бригаде, как это планировалось ранее. К тому же на помощь вражескому гарнизону Оредежа стали подходить другие части.

Командующий 59-й армией И. Т. Коровников, отдавая должное мужеству личного состава 11-й партизанской бригады во время налета на Оредеж, писал: «Партизаны не располагали своей артиллерией, поэтому не в силах были сдержать удар отходившей любанско-чудовской группировки гитлеровцев, имеющих абсолютное превосходство в технике». [И. Т. Коровников. Новгородско-лужская операция, стр. 130.] Разрушив все путевое хозяйство станции, взорвав вблизи нее крупный мост, уничтожив эшелон с боеприпасами, склад с горючим и два склада с продовольствием, около 200 автомашин с боеприпасами и различным военным имуществом, партизанская бригада отошла. [См.: В. П. Самухин. Волховские партизаны, стр. 249.]

В бою за Оредеж было убито 600 вражеских солдат и офицеров. Еще больше гитлеровцев выбыло из строя ранеными. Потери бригады — 38 убитых и 51 ранеными.

Налет партизан на Оредеж сильно ослабил оборону врага. Перегруппировав силы, советские войска через несколько дней при содействии 11-й бригады освободили этот районный центр и станцию.

В последующем взаимодействие партизан с войсками Волховского фронта было еще более тесным, особенно на левом фланге, где советские части, преодолевая упорное сопротивление противника, продвигались к городу Луге и Киевскому шоссе. Партизаны захватывали рубежи, подготовленные врагом к обороне, и устраивали засады на пути его подходивших резервов.

Значительную помощь оказала 5-я партизанская бригада тем частям Волховского фронта, которые, вырвавшись к Киевскому шоссе, были окружены превосходящими силами врага. В окружении оказались 256-я стрелковая дивизия, некоторые части 372-й дивизии, отдельные подразделения 7-й танковой бригады и других соединений, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, без боеприпасов и продовольствия.

Командование 5-й партизанской бригады, хорошо зная район боев, помогло многим мелким подразделениям установить связь между собой, объединиться и при поддержке партизан отражать атаки врага. Находившийся здесь вместе с командованием 5-й бригады окружной партийный комитет помог организовать снабжение окруженных войск, проявил заботу о раненых, об эвакуации их по лесным тропам в советский тыл. По призыву окружкома в помощи войскам активно участвовало население.

«Снабжение окруженной группировки, — сообщал Ленинградский штаб партизанского движения, — осуществляется по линии партизан. Отдельные разрозненные группы красноармейцев влиты и подчинены временно командиру 5-й партизанской бригады». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 226, л. 86.] По численности 5-я бригада превосходила окруженные советские войска. Один из ее полков под командованием А. Ф. Тараканова действовал вместе с войсками в кольце окружения, а остальные — вне его, нанося удары по тылам и коммуникациям вражеской группировки, осуществлявшей окружение. [Институт истории АН СССР. Отдел рукописных фондов (ОРФ), разд. II, ф. 2, оп. 3, д. 16, л. 23.]

Враг настойчиво стремился превосходящими силами уничтожить советские части и действовавших вместе с ними партизан. Через установленные репродукторы гитлеровцы пытались деморализовать советских воинов. «Вы окружены плотным кольцом, — кричали они, — не верьте бандитам-партизанам. Если не сдадитесь, то будете уничтожены». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 553, л. 189.] Прибывший по приказу Военного совета Волховского фронта на самолете полковник А. Г. Козиев возглавил окруженные советские войска. «А. Г. Козиев, — как вспоминает комиссар 5-й бригады И. И. Сергунин, — командовал армейцами, а мы (К. Д. Карицкий и И. И. Сергунин. — Ю. П.) своей партизанской бригадой». [Институт истории АН СССР, ОРФ, разд. II, ф. 2, оп. 3, д. 18, л. 23.] Две недели сражались в окружении советские войска и партизаны.

Огромную помощь партизан окруженным войскам отмечал командующий 59-й армией И. Т. Коровников. «Партизанская бригада под командованием К. Д. Карицкого, и особенно партизанский полк Тараканова, — писал он, — сделали все возможное, чтобы помочь 256-й дивизии. Они помогли ей носильщиками, гужевым транспортом, делились боеприпасами, доставляли продовольствие (из района Уварово — Менюши), эвакуировали раненых и больных в свои партизанские госпитали». [И. Т. Коровников. Новгородско-лужская операция, стр. 164.]

Партизанские соединения, особенно 5-я и 11-я бригады, во многом способствовали наступлению войск Волховского фронта, успешному выходу их к городу Луге.

Наряду с выводом из строя железных дорог партизаны усиливали удары по шоссейным дорогам, которые были запружены колоннами отступающих вражеских войск и их тыловых учреждений, обозами. Блокируя дороги, разрушая мосты, устраивая завалы, партизанские отряды и соединения при широком участии населения путем засад уничтожали живую силу и технику врага.

Исключительно напряженная борьба развернулась за Киевское шоссе, ставшее после блокирования Варшавской дороги основной коммуникацией для 18-й армии, особенно ее правофланговой и центральной группировок. По мере отступления вражеских войск нагрузка на Киевское шоссе возрастала. На этой магистрали скопились армейские, корпусные, дивизионные и полковые тылы. В 2-3 ряда двигались автомашины, повозки, шли колонны с боевой техникой — танками, бронемашинами, артиллерией. Опираясь на крупные гарнизоны в ряде населенных пунктов и на железнодорожных станциях, гитлеровцы старались обезопасить движение по шоссе. Многочисленные партизанские силы вместе с населением делали все, чтобы воспрепятствовать движению вражеских колонн по шоссе. Действия партизан на Киевском шоссе, как и на Варшавской дороге, согласовывались с действиями советской авиации.

Почти у самого Пскова вели борьбу за Киевское шоссе партизанские отряды 7-й бригады. По призыву Карамышевского райкома ВКП(б) и организационной тройки в ночь на 7 февраля на шоссе вышло более 2500 местных жителей. Всю ночь они подвозили лес, спиливали телеграфные столбы, устраивали надолбы и завалы. Все пошло в ход — и телеграфная проволока, и 300 спиленных столбов, и мины. В последующие ночи завалы были усилены. На участке Подборовъе — Мараморочка завал вытянулся в восьмикилометровую линию. Партизаны взорвали 4 моста. Когда 12 февраля гитлеровцы, прибывшие на автомашинах под прикрытием танков, попытались у деревни Подборовье расчистить завал, отряд под командованием В. П. Плохого не дал им этого сделать. Потеряв более 200 человек убитыми, 23 автомашины и танк, оккупанты отступили. [См.: П. Р. Шевердалкин. Героическая борьба ленинградских партизан, стр. 258-259.] Более суток никакого движения по Киевскому шоссе не было.

На другом участке Киевского шоссе активно действовали партизаны 3-й бригады. Ленинградский штаб партизанского движения в связи с этим сообщал, что 3-я бригада 11 февраля оседлала «участок шоссейной дороги Цапелька — Маяково. На этом участке взорваны мосты, порвана телеграфно-телефонная связь, создан десятикилометровый завал. Весь участок дороги под контролем партизан, движение на нем прекращено». [ЛПА, ф. 0-116, д. 226, лл. 97-98.]

Все попытки гитлеровцев выбить партизан с шоссе и расчистить его от завалов решительно пресекались. В нескольких местах на дороге образовались пробки по 1000 автомашин и более. Двое суток партизаны держали значительный участок дороги в своих руках, и только недостаток боеприпасов вынудил их отойти. Но оставленные от каждого полка подвижные отряды по 300-350 человек продолжали устраивать завалы и засады на шоссе, минировать его, проводить налеты.

Партизаны подстерегали гитлеровцев и на других участках Киевского шоссе. Каждый участок его врагу приходилось преодолевать с боем, разминировать, расчищать от завалов. Командование группы армий «Север» отмечало 14 февраля в своем дневнике: «В районе действий 18-й армии сильная партизанская деятельность на шоссе Псков—Луга». И далее: «Заграждение на шоссе с помощью деревьев и мин в двух километрах северо-восточнее Маякова, а также огневые налеты здесь и в одном километре юго-западнее Новоселья». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 73117.] 14 и 15 февраля заторы из автомашин, техники и войск на участке Киевского шоссе от Пскова до Лудони бомбила советская авиация.

Энергичным налетам партизан на Киевском шоссе подверглась 11-я пехотная дивизия. [Werner Büxa. Weg und Schicksal der 11. Infanterie-Division. Kiel, 1952, S. 50.] , а также и все другие части и соединения, отступавшие по шоссе.

По мере того как под натиском советских войск 18-я армия откатывалась на юг, к Пскову, эффективность действий партизан и штурмовых ударов советской авиации по скоплению вражеских колонн на Киевском шоссе все увеличивалась. Многие километры шоссе представляли собой сплошное кладбище разбитой и поврежденной техники. Будучи не в силах расчистить основную магистраль, гитлеровцы прокладывали объезды, стремились использовать параллельные проселочные дороги. Но и здесь их настигали партизаны.

Партизанская война шла и за другие шоссейные и проселочные дороги. Эта война также отнимала у оккупантов много времени, сил и средств, они несли большие потери.

Партизаны 5-й бригады по-прежнему прочно блокировали (с октября 1943 года) шоссе Уторгош — Николаево, примыкавшее к Киевскому шоссе. Любанско-чудовская и новгородская группировки врага не могли воспользоваться этим удобным для них путем. Ни одна вражеская машина, ни один оккупант не могли пройти по нему. Вплоть до подхода советских войск шоссе было закрыто для гитлеровских войск.

Препятствовали партизаны отходу любанско-чудовской группировки и по дороге Оредеж — Луга. Успешны были здесь действия 11-й бригады. «С 3 по 4 февраля, — как указано в ее отчете, — бригада производила налеты на колонны автомашин и повозок, идущих по шоссе Луга — Оредеж в районе деревень Коленцово и Большие Сокольники. В результате налетов разбито 34 автомашины и 18 повозок, убито и ранено 456 солдат и офицеров. Движение по шоссе было полностью парализовано» [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 626, л. 80.]

В результате многочисленных партизанских засад и налетов на шоссейных и проселочных дорогах истреблялась живая сила, уничтожалась техника врага. 8 февраля отдельные отряды 2-й бригады, действуя на шоссейных дорогах Струги Красные — Чернево и Зовки — Полна, по которым отходили гитлеровские части, уничтожили 360 солдат и офицеров, 34 автомашины с боеприпасами и военным имуществом.

Обстановка на коммуникациях 18-й армии непрерывно ухудшалась. «Партизанские отряды, — пишет Хауэлл, — начали наносить удары по тем немногим дорогам, по которым можно было поддерживать моторизованное движение. Артерия Псков — Луга, эта единственная важная автомобильная дорога в секторе армии, оказалась перерезанной на 40 часов в результате подрыва партизанами 5 мостов, как раз в то время, когда немцы пытались стабилизировать оборону южнее города Луги. В ряде случаев транспортные колонны были задержаны на дорогах завалами из бревен, охраняемыми партизанами и защищенными минными полями». [Edgar M. Howell. The Soviet partisan movement 1941- 1944, p. 184.]

По мере развития наступления партизанские соединения захватывали важные населенные пункты и станции и удерживали их до подхода советских войск. В начале февраля партизанские части и соединения, действовавшие в северо-западных и западных районах области, с боем захватили районные центры Сланцы, Гдов, Осьмино, Ляды и удерживали их до подхода советских войск.

Совершая налеты на вражеские соединения 18-й армии, блокируя дороги, удерживая за собой освобожденные населенные пункты, партизаны как бы ставили гитлеровские войска между молотом и наковальней: с одной стороны — советские дивизии, с другой — партизанские бригады. После боев под Лугой у 215-й пехотной дивизии противника, как пишут очевидцы этих боев и авторы ее истории, «оставался лишь один путь отступления — через заболоченную местность, да и то занятую партизанами». «Решение этой задачи, — свидетельствуют они, — осуществлялось в чрезвычайно трудных условиях». [Von den Kämpfen der 215. Wurtembergisch-badischen Infanterie-Division. Stuttgart, S. 211.] Под непрерывными ударами наступавших советских войск и партизан находились все соединения 18-й армии, вынужденные отходить разрозненными группами. «Части 21-й дивизии, — как указывает ее историк Подцун, — с крайним напряжением сил вели бои, чтобы обеспечить отход. К боям против регулярных частей, которые продвигались на лыжах или аэросанях, — писал он далее, — прибавлялись еще непривычные битвы с русскими партизанами, которые сильно тревожили ослабленные и часто не имевшие никакой связи отступавшие роты». [Hans-Henning Podzun. Weg und Schicksal der 21. Infanterie-Division, 1951, S. 16.] Командир испанской «Голубой дивизии», переформированной затем в легион, Эстебан Инфантес подчеркивал: «Пришлось сражаться против наступающих советских войск и партизан». [Emilio Esteban Infantes. «Blaue Division». Spaniens Freiwillige an der Ostfront, S. 132.]

В ходе освобождения Ленинградской области партизаны все чаще соединялись с передовыми частями наступавших советских войск, помогая им очищать от захватчиков родную землю. 7 февраля 11-я партизанская бригада, соединившись с частями 67-й армии Ленинградского фронта, вместе с ними приняла участие в освобождении населенных пунктов Оредежского и Лужского районов. Одновременно соединилась с советскими войсками 12-я партизанская бригада, 8 февраля — 6-я и 9-я, а на следующий день — 2-я бригада.

К середине февраля с войсками соединилось 6 бригад общей численностью 13 тысяч человек. Все они приняли активное участие в освобождении Ленинградской области.

В ночь на 13 февраля был освобожден город Луга. Вместе с передовыми частями 225-й и 123-й стрелковых дивизий в Лугу вступила 11-я партизанская бригада. Часть отрядов 6-й и 9-й бригад вместе с 46-й стрелковой дивизией в течение трех дней штурмовали станцию и районный центр Плюссу, превращенную гитлеровцами в важный опорный пункт на пути к Пскову, и 18 февраля окончательно выбили из нее гитлеровцев.

В середине февраля советские войска, опираясь на помощь партизан и восставшего народа, полностью преодолели оборонительный рубеж, созданный гитлеровцами вдоль реки Луги, и устремились на юг. Гитлеровская 18-я армия, в течение многих месяцев терзавшая Ленинград и районы области, понеся тяжелые потери под ударами советских войск и партизан, отступала к Пскову — к линии «Пантера».

Значительную роль сыграли партизаны и в разгроме оперативной группы «Фриснер», которая непосредственно была подчинена командованию группы армий «Север». [Оперативная группа «Фриснер» была сформирована 6 февраля, после того как наступавшие советские войска вклинились в разрыв между 18-й и 16-й армиями. В ее состав вошли дивизии 18-й и 16-й армий, действовавшие в районе озера Ильмень. На группу «Фриснер» возлагалась задача прикрыть образовавшийся разрыв между 18-й и 16-й армиями. 22 февраля группа получила новое наименование — «Герцог».] Неоднократные попытки войск этой группы обеспечить себе пути отхода по дороге Уторгош — Николаево и далее по Киевскому шоссе пресекались партизанами, а с 16 февраля подошедшими дивизиями Ленинградского фронта.

В середине февраля почти всем дивизиям группы «Фриснер» удалось оторваться от наступавших советских войск и вслед за 18-й армией начать поспешный отход по шоссейной дороге Сольцы — Боровичи — Большое Загорье и далее на Псков — к линии «Пантера». Однако на пути их встали партизаны. Вначале гитлеровцев встретили отряды 10-й бригады, а затем 3-й и 7-й бригад. [Для координации действий 3-й, 7-й и 10-й бригад, которые действовали на территории с большой насыщенностью вражеских войск (в секторе железных дорог Струги Красные — Псков — Порхов), был создан Военный совет. В него вошли руководители бригад (всего 7 человек).] , заблаговременно выдвинутые на большак по указанию Ленинградского штаба партизанского движения и оперативной группы при Военном совете 2-го Прибалтийского фронта.

В течение нескольких дней на многих участках дороги партизаны с помощью населения сооружали завалы. Враг пытался под прикрытием танков и бронемашин расчистить завалы, но это ему не удалось. Из многочисленных засад партизаны уничтожали гитлеровцев, сжигали их технику.

22 февраля Модель получил из группы «Фриснер» сообщение: «Отход совершается в условиях преодоления сопротивления партизан и трудностей, связанных с дорогами» [МА DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 73304.] По мере отступления вражеских дивизий к Пскову противодействие партизан нарастало. Особенно сильное противодействие враг встретил на участке Дубровно — Большое Загорье. С 24 февраля здесь начались упорные бои партизан с отступавшими гитлеровцами. 25 февраля командующий группой «Фриснер» был еще полон оптимизма: «Шоссе Дубровно — Большое Загорье, — доносил он, — очищено после сильного сопротивления партизан, обеспечена безопасность продвижения на север и восстановлена связь с правым флангом 18-й армии». [МА DDR, Nr. H 10.22.04/43, Bl. 73361.] Однако 26 февраля партизаны вновь блокировали дорогу. «Разгорелись ожесточенные бои, — говорится в отчете 3-й партизанской бригады, — цель которых задержать технику и живую силу противника, подставить ее под огонь Красной Армчи, наседавшей на хвост противнику». [ЛПА, ф. 0-116, оп. l, д. 507, л. 22.]

Скопления автомашин, гужевого транспорта и боевой техники на дороге подвергались штурмовке с воздуха. Под огнем партизан и под ударами советской авиации многочисленные подразделения и части врага, бросая технику и тяжелое вооружение, сходили с дороги и по целине, лесами стремились пробиться к Пскову. Вплоть до подхода советских войск партизаны удерживали дорогу Дубровно — Большое Загорье, не допуская движения по ней. С подходом 65-й и 31-й стрелковых советских дивизий партизаны приняли участие в завершении разгрома отступавших гитлеровских частей. Некоторые дивизии группы «Фриснер» повернули на юг, стремясь пробиться к линии «Пантера» через Дно и далее на Остров, а также по Старорусской дороге. Однако и здесь их встречали партизаны. Дважды их ударам подвергались части 30-й пехотной дивизии: вначале южнее Дно, а затем уже на подходе к Острову.

«26-й пехотный полк, — пишет автор истории этой дивизии Ганс Брейтгаупт, — попал в опасное положение незадолго до занятия предполья линии „Пантера”: он был задержан сильной бандитской группой (партизанами. — Ю. Я.) и вовлечен с ней в серьезный бой». [Hans Breithaupt. Die Geschichte der 30. Infanterie-Division. 1939-1945. Bad. Nauheim, 1955, S. 254-256.] Другая дивизия из группы «Фриснер» пробивалась к линии «Пантера» через станцию и районный центр Карамышево, которую удерживала 1-я бригада. Враг бросил против партизан танки, бронемашины, артиллерию. Лишь только потому, что были израсходованы боеприпасы, бригада оставила Карамышево.

Оперативная группа «Фриснер», стойкость которой в обороне Модель ставил в пример всем своим другим войскам, на дорогах Ленинградской области потерпела тяжелое поражение в результате согласованных действий советских войск и партизан. Лишь немногие подразделения и части этой группы смогли прорваться к оборонительной линии «Пантера». Почти вся техника и тяжелое вооружение группы остались на дороге.

Хауэлл вынужден отметить, что в период наступления Ленинградского и Волховского фронтов партизаны своими ударами по коммуникациям гитлеровских войск «дезорганизовали все оперативное и транспортно-снабженческое движение» и «полностью изолировали район боевых действий». [Edgar M. Howell. The Soviet partisan movement 1941- 1944, p. 185.] Западногерманский историк Дамс по поводу отступления 18-й армии и группы «Фриснер» писал: «Немецкое отступление из района между озером Ильмень и Чудским озером сопровождалось тяжелыми жертвами. Повсюду в засаде находились партизаны. Немецкие колонны попадали на расставленные ими минные заграждения. Несколько дивизий было окружено, и они погибли в боях. Сотни машин застряли. Важные склады пришлось взорвать или сжечь». [Hellmuth Günther Dahms. Der Zweite Weltkrieg, S. 371.]

С этим нельзя не согласиться.

Тяжелое поражение, нанесенное советскими войсками 18-й армии, основному звену всего северного крыла фашистского фронта, и группе «Фриснер», а также опасность, нависшая над 16-й армией (советские войска охватывали ее с севера и юго-востока), заставили немецко-фашистское командование начать отвод и этой армии на запад.

Наступление войск 2-го Прибалтийского фронта в южных районах области против 16-й армии врага успешно развивалось также при поддержке партизанских соединений. И здесь происходили напряженные бои на железнодорожных коммуникациях.

Ударам партизан подвергалась Старорусская дорога, а также Витебская (участок, находившийся в полосе 2-го Прибалтийского фронта) и ответвление от нее — Дедовичи — Белебелка. Партизанские отряды взрывали мосты, разрушали полотно, совершали налеты на железнодорожные станции, пускали под откос эшелоны врага. Особенно активные действия вели 1-я и 13-я партизанские бригады. В самый разгар отступления 16-й армии они полностью парализовали Старорусскую дорогу.

В ночь на 21 февраля партизанским отрядом 13-й бригады под командованием В. Г. Осокина и Ю. Н. Лебедева были подорваны два эшелона между станциями Волот и Морино. Подошедшие со станции Волот к месту диверсии бронепоезд и бронедрезина гитлеровцев также были выведены из строя. Расчищать путь от поврежденных вагонов и паровозов у гитлеровцев не хватило ни времени, ни сил. Три состава, подготовленные к отправке со станции Волот, так и не смогли выйти к Пскову и были захвачены советскими войсками. Несколько неотправленных железнодорожных эшелонов осталось и на других станциях. 23 февраля один из полков 1-й партизанской бригады на участке Порхов — Карамышево взорвал мост через реку Узу. И этот участок Старорусской дороги вышел из строя.

В значительной степени была блокирована и Витебская дорога в полосе наступления 2-го Прибалтийского фронта.

Партизанские бригады успешно действовали на железнодорожных коммуникациях врага и южнее Пскова. Трижды во второй половине февраля наносили массированные удары партизаны 8-й бригады на участке Псков — Остров. В результате первого удара в ночь на 17 февраля эта дорога не работала трое суток. Последующие два удара привели к тому, что движение здесь было приостановлено еще на несколько дней.

На шоссейных и проселочных дорогах, по которым весьма поспешно отступала к линии «Пантера» 16-я армия, как и в тылу 18-й армии, происходили ожесточенные бои. Все эти дороги до отказа были заполнены колоннами отступавших вражеских войск, их техникой, обозами. Пытаясь оградить свои отступающие части от партизан, гитлеровское командование укрепило многие гарнизоны па основных шоссейных магистралях, выделило им танки и бронемашины. Охрану больших колонн несли крупные подразделения. Но и это не помогало: партизаны настигали врага всюду.

Первой вступила в бой с отступавшими колоннами 16-й армии 13-я партизанская бригада. По дорогам, контролируемым партизанами, отступало несколько дивизий. Это предопределило напряженность борьбы, особенно с 17 по 25 февраля 1944 года. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 664, л. 36.] Всего за время наступления советских войск бригада устроила на шоссейных дорогах 137 завалов и уничтожила 66 мостов. Было убито 1700 вражеских солдат и офицеров, взято в плен 60.

На дальних подступах к Острову путь отступавшим дивизиям 16-й армии преградили 1, 4 и 8-я партизанские бригады. В ночь на 26 февраля 4-я партизанская бригада овладела селом Шмойлово и другими соседними деревнями на шоссейной дороге Порхов — Остров. Более полутора суток бригада блокировала эту важную дорогу, не пропуская гитлеровцев. Лишь утром 27 февраля, когда кончились боеприпасы, бригада отошла. Получив боеприпасы, партизаны вновь завязали бои, задерживая отступавшие колонны врага. За трое суток они вывели из строя 800 вражеских солдат и офицеров.

Активно действовала в этот период и 8-я бригада. 26 февраля ее отряды в районе Сошихина окружили отходившую колонну 331-й пехотной дивизии гитлеровцев, пытавшуюся пробить себе путь по дороге Навережье — Сигорицы и далее на Остров. Враг потерял 275 своих солдат и офицеров, много вооружения и военного имущества. Партизаны захватили обоз в составе более 40 повозок.

27 февраля гитлеровцы бросили против 8-й бригады 311-й пехотный полк. Их атаку поддерживали 7 танков. Умело маневрируя, применяя тактику последовательных заслонов и засад, партизаны разгромили этот полк. Враг оставил на поле боя свыше 650 трупов своих солдат и офицеров. На рассвете 29 февраля 3 полка бригады совершили налет на растянутую колонну врага, двигавшуюся по дороге Шики — Остров. «В результате дерзкого налета партизан на колонну противника, — говорится в отчете бригады, — было уничтожено: немецких солдат и офицеров — 835 человек, одна бронемашина и 285 подвод с воинским имуществом». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, л. 602, л. 45.]

На счету 1-й партизанской бригады также было несколько крупных налетов, повлекших за собой уничтожение техники и истребление живой силы врага.

Партизанские отряды, находившиеся в полосе наступления 2-го Прибалтийского фронта, освобождали и удерживали до подхода советских войск многие населенные пункты. 23 февраля один из отрядов 13-й бригады взял станцию Судома на Витебской дороге, а в ночь на 25 февраля другие отряды изгнали захватчиков из районного центра Пожеревицы.

Действия партизан усложняли и без того нелегкое положение 16-й армии. Ее дивизии вынуждены были вести бои с наступавшими советскими войсками и в то же время обороняться от партизан. Участник боев в составе группы армий «Север», а затем ее историк Вернер Гаупт в связи с этим пишет: «Противник напирал. Арьергардные части дивизий были вынуждены вести энергичные оборонительные бои, чтобы не допустить обхода колонн с флангов. К тому же возникла опасность со стороны партизан». [Werner Haupt. Heeresgruppe Nord, S. 187.]

К концу февраля советские войска, пройдя с боями на отдельных направлениях до 300 километров, вышли на подступы к Пскову и Острову. Почти вся Ленинградская область была освобождена от захватчиков. Фашистские войска, потерпевшие поражение под Ленинградом, укрылись, но ненадолго, за линией «Пантера».

Модель 27 февраля обратился к войскам группы армий «Север» с приказом, в котором пытался внушить своим побитым воякам, что происшедшее ни больше, ни меньше, как отход «согласно плану». Но даже в стремлении исказить истину он не мог не признать, что армии вынуждены были вести «тяжелые оборонительные бои» при «сильном нажиме противника» и «сильной угрозе со стороны партизан». [MA DDR, Nr. H 10.22.04/43, B. 73405.]

* * *

Партизанские соединения, поддержанные восставшим народом, сыграли важную роль в освобождении Ленинградской области. Широкое участие населения в различных партизанских действиях придало партизанскому движению в период освобождения советскими войсками Ленинградской области огромный размах и эффективность, которые позволили соединить воедино наступление советских войск с партизанским наступлением, нанести поражение немецко-фашистским войскам.

Действия партизанских формирований согласовывались с операциями трех фронтов, участвовавших в освобождении Ленинградской области. Ни в одной другой наступательной операции Красной Армии не было столь тесного взаимодействия, какое было достигнуто при освобождении Ленинградской области. Отмечая это, командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков писал: «Мне кажется, что по гармоничности эта совместная операция мало имеет себе равных». [К. A. Mepецков. На службе народу. М., Политиздат, 1988, стр. 357.] В ходе освобождения области оперативно-стратегическое взаимодействие партизан с советскими войсками, перерастало в тактическое взаимодействие. Потери, нанесенные врагу партизанами, также превосходили его потери в других операциях. Партизанские силы служили своеобразной наковальней, на которой тяжелый молот наступавших советских войск дробил и разбивал вражеские дивизии.

Огромный размах получила партизанская борьба на железнодорожных коммуникациях. Ежедневно пускалось под откос 3 эшелона врага, взрывался 1-2 железнодорожных моста, 1300 рельсов, через день-два совершались налеты на железнодорожные станции и разъезды. За полтора месяца наступательных боев было устроено 136 крушений вражеских эшелонов, взорван 51 железнодорожный мост, более 58 тысяч рельсов, выведено из строя 15 железнодорожных станций и разъездов. Железнодорожные коммуникации врага оказались парализованными, а это явилось решающим условием, не позволившим врагу своевременно и компактно вводить оперативные резервы, способствовало развитию советского наступления.

Активны были партизанские действия на шоссейных и проселочных дорогах. С начала наступления советских войск на них было уничтожено 1620 автомашин и 811 подвод с боеприпасами и различным военным имуществом, подорвано и сожжено 247 мостов. Тем самым партизаны с помощью населения не только задержали переброску вражеских резервов, но и сорвали попытки врага закрепиться на промежуточных рубежах.

Большое количество военного имущества и награбленных ценностей гитлеровцы не смогли эвакуировать. Не удалось им увести и подвижной железнодорожный состав. [Edgar M. Howell. The Sowiet partisan movement 1941- 1944, p. 184.]

Почти с самого начала наступления советских войск партизаны и население вывели из строя всю телеграфно-телефонную сеть гитлеровцев. Было разрушено свыше 500 километров линий. Это нарушило управление вражескими войсками, сказалось на их боеспособности.

За полтора месяца боев партизаны уничтожили 23 штаба и гарнизона противника, 28 складов, вывели из строя 122 орудия, 40 танков и бронемашин; было убито 21 556 немецко-фашистских солдат и офицеров.

Но не только этими успехами в плане выполнения тактических задач определялся вклад ленинградских партизан в разгром гитлеровских войск. Не меньшее значение имело партизанское движение Ленинградской области в оперативно-стратегическом плане как важнейший фактор, который способствовал осуществлению успешного наступления трех советских фронтов против крупной вражеской группировки, освобождению Ленинградской области. Советские войска при поддержке восставшего населения на оккупированной врагом территории смогли нанести крупное поражение группе армий «Север», особенно ее 18-й армии. [В период освобождения Ленинградской области были полностью уничтожены 3 дивизии врага и ряд отдельных частей, а 23 дивизии разгромлены. Только два фронта — Ленинградский и Волховский — за месяц наступления с 14 января захватили у врага 189 танков, более 1800 орудий, 4660 пулеметов, почти 22 тысячи винтовок и автоматов, 1 миллион 810 тысяч снарядов, 17 миллионов патронов, 2648 автомашин, 615 железнодорожных вагонов, 353 склада с военным имуществом, взяли в плен 7200 солдат и офицеров.]


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru