Значительное усиление охраны железнодорожных коммуникаций в тылу врага усложняло действия партизан на них. Диверсионные группы сталкивались теперь с большими трудностями, несли немалые потери. Многим из них приходилось возвращаться на свои базы, не выполнив задания. Выделяемые в помощь им группы и отряды прикрытия часто не могли обеспечить подрывникам беспрепятственный выход па железнодорожное полотно. Создалась угроза снижения эффективности ударов партизан по коммуникациям.
В этих условиях необходимо было найти новые формы борьбы, не дать гитлеровцам использовать дороги, снабжать свои войска боеприпасами, горючим, подвозить пополнение, перегруппировывать силы. Возможности для этого были.
Учитывая это, Центральный штаб партизанского движения принял решение о массированном и по возможности одновременном выводе из строя рельсов на значительном протяжении, с тем чтобы максимально затруднить врагу быстрое восстановление железнодорожных путей, в какой-то степени парализовать их охрану. Массовый вывод из строя рельсов вошел в историю советского партизанского движения под названием «рельсовой войны».
Эта форма борьбы включала в себя как одновременный удар партизанских сил по железным дорогам врага на огромной территории (сразу почти во всех оккупированных республиках и областях), так и удары, территориально ограниченные отдельными областями и даже участками дорог. В «рельсовой войне» менялась и тактика партизан. Если раньше главной действующей силой на железных дорогах были сравнительно малочисленные диверсионные группы, то теперь на железнодорожных коммуникациях в борьбу, причем одновременно, вступали отряды, бригады, партизаны целых областей и республик. К активному участию в «рельсовой войне» широко привлекалось и население. [См.: И. Г. Старинов. Битва на вражеских коммуникациях. В кн.: «Советские партизаны», М., Гослитиздат, 1963, стр. 713.]
Выход на железнодорожные линии отрядов и бригад позволял партизанам подолгу удерживать в своих руках многие важные участки дорог. Массовые действия партизан на железнодорожных линиях дезорганизовывали силы вражеской обороны, облегчая совершение новых железнодорожных диверсий. Массовый подрыв рельсов стал одним из важных средств дезорганизации вражеских железнодорожных перевозок.
«Рельсовая война» сопровождалась усилением всех видов железнодорожных диверсий. Она не только увеличила перерывы в движении на железных дорогах, но и привела к еще большей нехватке у врага подвижного состава, особенно паровозов, обострила положение с рельсами, изготовление которых в условиях войны было связано с большими трудностями. В последующем много сил у врага отнимали стыковка и сварка поврежденных рельсов.
«Рельсовая война» знаменовала собой новый этап борьбы на железнодорожных коммуникациях. Она явилась своеобразным наступлением партизан с целью дальнейшего снижения пропускной способности дорог, дезорганизации их работы, нанесения врагу наибольших потерь, срыва снабжения гитлеровских войск на фронте. Все это, безусловно, не могло не ослабить их боеспособности.
В соответствии с решением Центрального штаба партизанского движения, утвержденным Ставкой Верховного Главнокомандования Красной Армии, первая операция по массовому выводу из строя рельсов проводилась в течение двух недель (с 3 по 15 августа 1943 года) в тылу двух групп армий — «Центр» и «Север». Основной удар наносился по стальным магистралям, питавшим группу армий «Центр», на фронте, где происходили в это время наиболее значительные события. В операции под кодовым названием «Рельсовая война» должны были принять участие и ленинградские партизаны.
Подготовка ленинградских партизан к операции «Рельсовая война» началась с середины июля. Из советского тыла забрасывались взрывчатка и принадлежности для взрывов. Бойцы и командиры обучались массовому подрыву рельсов. К участию в операции привлекались 2, 3, 5-я и Волховская партизанские бригады, 1-й отдельный партизанский полк, а также межрайонные партийные центры. Для каждого соединения были отведены специальные участки дорог. В свою очередь партизанские бригады выделили участки своим частям и подразделениям. Накануне выхода на задание в частях прошли партийные и комсомольские собрания, состоялись беседы. «Боевой накал был достигнут, — отмечал комиссар 1-го отдельного партизанского полка П. Ф. Захаров, — бойцы были настроены по-боевому, рвались в бой и обещали все сделать для облегчения участи защитников Ленинграда». [ЛПА, ф. 0-4788, оп. 1, д. 49, л. 53.] ,
Массированный удар по железнодорожным путям ленинградские партизаны нанесли на несколько дней раньше, чем основные партизанские силы, принявшие участие в первой операции «рельсовой войны». В операцию втягивались все новые и новые партизанские части. Еще в ночь на 25 июля партизаны 1-го отдельного полка по приказу ЛШПД взорвали 822 рельса, железнодорожный мост и уничтожили около 2000 метров телеграфно-телефонной линии связи на участке Псков — Остров.
В ночь на 1 августа налет на железнодорожные коммуникации был повторен в более крупном масштабе. В нем приняли участие Волховская, 2-я и 5-я бригады. Отряды Волховской бригады взорвали 436 рельсов на Витебской дороге между станциями Чолово и Торковичи, 2-я бригада — 310 рельсов и мост на Варшавской дороге в районе Заречье и 5-я бригада — 286 рельсов недалеко от Плюссы. Сила партизанских ударов нарастала. 5 августа Волховская бригада вывела из строя 785 рельсов на Витебской дороге [См.: В. П. Самухин. Волховские партизаны, стр. 179.] 7 августа партизаны 2-й бригады взорвали свыше 1000 рельсов (на протяжении 7 километров), 8 мостов, разгромили станцию Замогилье со всеми постройками и сооружениями, уничтожили два склада с боеприпасами на Псковско-Веймарнской дороге. В течение четырех суток эта дорога не работала (до налета по ней проходило ежесуточно 30-40 эшелонов). В это же время выводят из строя рельсы 3-я бригада — на Старорусской дороге и 1-й отдельный партизанский полк — по-прежнему на дорогах южнее Пскова. Кингисеппский партийный центр подрывал рельсы на Балтийской дороге, которая давно уже не подвергалась воздействию партизан (по ней шел наиболее ценный и ответственный груз из прибалтийских портов в 18-ю армию). [Архив МО СССР, ф. 221, оп. 1366, д. 242, лл. 1-2.]
К середине августа за время операции «Рельсовая война» ленинградские партизаны, по неполным данным, взорвали свыше 3000 рельсов, из них более половины на Варшавской дороге. Одновременно разрушались и другие железнодорожные сооружения, устраивались крушения воинских поездов. [ЦПА ИМЛ, ф. 69, оп. 1, д. 9, л. 100.]
После операции «Рельсовая война» ленинградские партизаны, как и партизаны других областей и республик, перешли к систематическим действиям на вражеских коммуникациях. В середине августа, в период напряженных боев на Северо-Западном фронте, партизаны по указанию Ленинградского штаба нанесли концентрированный удар по железным дорогам Псковского железнодорожного узла. Этот удар привел к полному прекращению железнодорожного движения.
Комендант тылового района 16-й армии генерал Шпейман в своем приказе 19 августа 1943 года отмечал: «В течение истекшей ночи в армейском тылу в результате трех сильных взрывов было прервано движение на участках Псков — Порхов, Псков — Остров, Псков — Гдов. В других местах отмечено еще 200 взрывов». [ЦПА ИМЛ, ф. 69, оп. 1, д. 82, л. 77.] Шпейман требовал усилить охрану, и прежде всего улучшить «взаимодействие между опорными пунктами на линии и станциями». [ЦПА ИМЛ, ф. 69, оп. 1, д. 82, л. 77.]
Однако, несмотря на все принимаемые меры, обезопасить свои железнодорожные коммуникации враг уже не мог. По указанию Ленинградского штаба партизанского движения 3-я бригада повторила свой налет на Старорусскую дорогу, по которой враг усилил переброску военных грузов для своего 10-го корпуса, находившегося в районе Старой Руссы.
В ночь на 21 августа партизаны этой бригады взорвали около 3000 рельсов (почти столько же, сколько было уничтожено всеми ленинградскими партизанами за 15 дней августа в операции «Рельсовая война»), 9 железнодорожных мостов, разгромили два разъезда — Кебь и Вешки, вырезали более 6 тысяч метров телеграфно-телефонной линии. В груду лома был превращен железнодорожный эшелон — паровоз и 38 вагонов, подожжено 4 склада с боеприпасами, военным имуществом и продовольствием. Гарнизоны пяти опорных пунктов потеряли только убитыми 300 солдат и офицеров.
«Железная дорога, — отмечалось в донесении оперативной группы Ленинградского штаба партизанского движения на Северо-Западном фронте, — не работала в течение 8 суток». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 209, л. 37.] Это был наиболее эффективный удар, нанесенный ленинградскими партизанами по железнодорожным коммуникациям в августе 1943 года.
В разрушении железнодорожного полотна приняли активное участие Дедовичский, Кингисеппский и Псковский партийные центры. Дедовичский партийный центр впервые стал подрывать железнодорожную колею, проложенную гитлеровцами от станции Дедовичи до станции Белебелки через районы, входившие ранее в Партизанский край. Эта дорога являлась важной железнодорожной коммуникацией 16-й армии. Кингисеппский партийный центр действовал на Балтийской, а Псковский — на Псковско-Веймарнской дорогах.
За вторую половину августа ленинградские партизаны подорвали 9 тысяч рельсов, т. е. в 3 раза больше, чем за первую половину месяца. [Архив МО СССР, ф. 221, оп. 1366, д. 242, л. 55.] Всего за август было подорвано свыше 11 тысяч рельсов, 20 железнодорожных мостов, уничтожено 34 километра телеграфно-телефонной связи, пущен под откос 21 вражеский поезд. Эшелоны противника, направлявшиеся к фронту, простаивали на станциях и разъездах, ожидая восстановления пути. В конце августа на станции Псков скопилось около 50 эшелонов. По ним нанесла удар советская авиация.
Советские самолеты бомбили и другие железнодорожные узлы и станции, где застряли вражеские составы.
Ленинградские партизаны приняли активное участие во второй операции рельсовой войны, которая началась 19 сентября под кодовым названием «Концерт» и продолжалась до середины ноября. [См.: «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945». Том третий. М., 1961, стр. 468.]
Несмотря на то что враг значительно усилил свои гарнизоны на всех железнодорожных станциях и разъездах, ленинградские партизаны внесли в операцию «Концерт» более весомый вклад, чем в первую операцию «Рельсовая война». В операции «Концерт» помимо ранее действовавших бригад участвовали вновь созданные соединения и значительная часть населения. Одновременно уничтожались мосты на шоссейных дорогах, которые шли параллельно железнодорожным путям.
Широкий размах получили действия партизан на Варшавской дороге. В ночь на 19 сентября в районе платформы «Красноармейский лагерь» партизаны 2-й бригады взорвали 1000 рельсов, уничтожили 2 километра телеграфно-телефонной связи и разгромили опорный пункт, прикрывавший этот участок дороги. «Нормальное движение по Варшавской железной дороге между Псковом — Лугой, — отмечал Ленинградский штаб партизанского движения, — было прервано с момента нападения на 29 часов. Для восстановления участков разрушенной дороги немецкое командование было вынуждено привозить рельсы из г. Пскова». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 133, л. 44.]
Во второй половине сентября последовали и другие налеты на Варшавскую дорогу.
В середине октября почти все партизанские бригады, дислоцировавшиеся вблизи Варшавской дороги, продолжали наносить по ней массированные удары. Подрыв рельсов сопровождался нападениями на железнодорожные станции и другие опорные пункты.
16 октября отряды 5-й бригады подорвали несколько сот рельсов и вывели из строя путь длиной свыше 6 километров.
Трудное задание выпало на долю вновь созданной 6-й бригады — вывести из строя станцию Плюсса, которая была хорошо укреплена и имела сильный гарнизон. Будучи важнейшим опорным пунктом в обороне Варшавской дороги, станция примыкала к районному центру, также имевшему немалый гарнизон. Налетом на станцию бригада начинала свой боевой путь.
После тщательной разведки, которая вскрыла систему и характер обороны станции, а также численность гарнизона и пути подхода к ней, партизаны в ночь на 18 октября незаметно для врага подошли к станции. На исходных позициях были получены последние данные разведки, уточнены задачи отрядам. На станционных путях стояли эшелоны. Открыв внезапный и интенсивный огонь из автоматического оружия, партизаны ошеломили противника. Один эшелон, в котором находились гитлеровцы, был подожжен, а броневагон с офицерским составом забросали гранатами. Запылал и второй эшелон с боеприпасами и техникой. На помощь своему гарнизону в Плюссе враг бросил подразделения с соседних станций и бронепоезд. Подорвав 300 рельсов, уничтожив все пристанционные постройки, в том числе две водокачки, и несколько складов (из них три с боеприпасами), повредив железнодорожный мост через реку Плюссу, отряды 6-й бригады отошли.
Лишь через несколько дней оккупанты приступили к восстановлению станции. Напуганные последствиями этого крупного и эффективного налета партизан, гитлеровцы значительно укрепили оборону станции, увеличив гарнизон более чем в 5 раз — до 1000 человек.
В ту же ночь на 18 октября на Варшавскую дорогу совершили налеты 2, 7 и 8-я бригады.
Наиболее сильным ударам подверглась Старорусская дорога — основная коммуникация 16-й армии врага, на фронте которой вновь вспыхнули напряженные военные действия. Каждый налет сопровождался ожесточенными боями 3-й бригады с железнодорожной охраной. Удары нарастающей силы нанесли ее отряды в ночь на 1 и на 19 октября. Противник после первого налета усилил охрану на участке, где предстояло действовать 3-му полку. Плотный огонь врага вынудил партизан залечь. Тогда комиссар полка А. Г. Григорьев с группой коммунистов бросился в атаку, увлекая за собой других партизан. Противник отступил. А. Г. Григорьев пал в бою смертью героя. Партизаны 3-го полка в эту ночь взорвали железнодорожный мост, 1100 рельсов, уничтожили 2 паровоза и свыше 40 вагонов с живой силой и автомашинами. Всего бригада 19 октября подорвала 4600 рельсов, т. е. больше, чем все ленинградские партизаны в августовскую операцию «Рельсовая война». Кроме того, было разгромлено несколько опорных пунктов. В результате Старорусская дорога не работала несколько дней.
По требованию нового командующего 16-й армией генерала Хансена комендант тылового района Кренцки (также вновь назначенный) бросил против 3-й бригады охранные войска, разведывательные подразделения а специальные команды из отпускников, скопившиеся на станциях из-за перерывов в железнодорожном сообщении. Однако партизаны выдержали этот натиск, нанеся врагу ощутимые потери. Кренцки вынужден был признать: «В последних боях с 3-й партизанской бригадой хорошо вооруженные разведотряды и отряды отпускников понесли тяжелые потери в людях и вооружении, при крайне скромных собственных успехах». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 8, д. 124, л. 20.]
Только в течение двух дней — 18 и 19 октября — ленинградские партизаны подорвали 10 780 рельсов, 10 железнодорожных мостов и разбили 8 эшелонов врага.
Подводя итоги борьбы на вражеских коммуникациях за октябрь 1943 года, Ленинградский партизанский штаб сообщал: «Организуя массированные налеты на железные дороги противника, партизаны взорвали в октябре свыше 16,5 тысячи рельсов, спустили под откос 24 вражеских поезда, в результате чего было разбито 23 паровоза и 205 вагонов, взорвали 18 железнодорожных мостов п около 150 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 11, д. 76, л. 17.]
По мере того как приближалось решающее наступление войск Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов, все больше активизировались действия партизан на вражеских железнодорожных коммуникациях.
На левом фланге 18-й армии нарастали удары по Балтийской дороге, по которой в связи с диверсиями на Варшавской дороге увеличивался поток грузов для войск, блокировавших Ленинград. «Почти ежедневно, — отмечал начальник штаба 18-й армии Ферч, — сообщают о взрывах на дорогах Кингисепп — Гатчина и Веймарн — Котлы. [MA DDR, Nr. H. 10.22.04/255., Bl. 226.]
В центре на коммуникациях этой армии успешно действовали партизаны 11-й бригады. Полк под командованием Г. П. Григорьева совершил налет на станцию Заклинье Витебской дороги. Здесь было уничтожено все путевое хозяйство и сигнализация, на 5 суток прервано движение. Успешно оперировала на правом фланге 18-й армии и 5-я бригада.
На железнодорожных коммуникациях 16-й армии также господствовали партизаны. В ночь на 1 ноября отряды 3-й бригады вновь совершили налет на Старорусскую дорогу. Почти весь участок дороги от Порхова до станции Подсевы, все вокзалы и опорные пункты подверглись нападению партизан. «Во время нападения, — отмечал начальник штаба 16-й армии, — было заложено около 400 мин, 100 из которых были обезврежены. Остальные причинили большие разрушения колее». [MA DDR, Nr. H. 10.22.04/255., Bl. 247.] Всего в ночь на 1 ноября партизаны подорвали свыше 11 тысяч рельсов и 11 железнодорожных мостов, разрушили 5 станций и разъездов.
«Опасность партизанских нападений, — сетовал Кюхлер, — значительно возросла. За последнее время подвергаются нападению партизан даже гарнизонные укрепления и вокзалы». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 8, д. 124, л. 18.]
К середине ноября 1943 года, т. е. за три с половиной месяца, ленинградские партизаны подорвали 52 564 железнодорожных рельса, что составляло свыше одной трети всех перебитых рельсов на всей оккупированной советской территории в операции «Концерт» (148557 рельсов). [См.: И. Г. Старинов. Битва на вражеских коммуникациях. В кн.: «Советские партизаны», стр. 713.]
Удельный вес участия ленинградских партизан в «рельсовой войне» возрос по сравнению с первой операцией в несколько раз. Наибольшее количество рельсов — 22 тысячи — подорвала 3-я бригада, свыше 7 тысяч — 5-я бригада, 6 тысяч — 2-я бригада, почти 6 тысяч — Волховская бригада. Из вновь организованных бригад крупный успех выпал на долю 7-й бригады — она подорвала 3120 рельсов. Одна треть взорванных рельсов приходилась на Варшавскую дорогу, где на счету 5-й бригады было 4450 рельсов и 2-й бригады — 3800 рельсов; 7-я партизанская бригада все 3120 рельсов уничтожила на наиболее охраняемом участке Варшавской дороги, примыкавшем к Пскову. Две трети всех подорванных рельсов было выведено из строя в тылу 18-й армии.
В результате этих целенаправленных действий ленинградских партизан положение на вражеских коммуникациях группы армий «Север» еще больше ухудшилось. Некоторые участки железных дорог практически были выключены из эксплуатации. Охрана железнодорожных коммуникаций, несмотря на ее непрерывное усиление (привлечение для этой цели учебных и запасных частей, а также полевых войск), не справлялась со своей задачей.
Экономическая инспекция группы армий «Север» сообщала в штаб «Ост» в ноябре 1943 года: «На железнодорожных линиях от Пскова на Лугу, на Дно, Даугавпилс, а также на Себеж и Нарва — Гатчина ежедневно с наступлением темноты в различное время совершаются взрывы. Участки выходят из строя, сильно затрудняя движение поездов». [МА DDR, Nr. H 10.22.05/102.B1. 136582.] Особенно напряженное положение складывалось на коммуникациях 18-й армии. «Положение с партизанами на северном участке группы армий «Север», — печально констатировал Кюхлер, — настолько обострилось, что основные железнодорожные линии и шоссе полностью заблокированы». [MA DDR, Nr. H 10.22.04/255, Bl. 157.] В связи с этим он обратился к обергруппенфюреру Иекельну, возглавлявшему полицейские силы и войска СС в Прибалтике, с просьбой взять на себя охрану железных и шоссейных дорог в тылу правого фланга 16-й армии, с тем чтобы высвободившиеся силы бросить на обеспечение коммуникаций в непосредственном тылу 18-й армии. [MA DDR, Nr. H 10.22.04/255, Bl. 157.]
Пытаясь восстановить разрушенные участки железных дорог, гитлеровцы снимали рельсы с запасных и подъездных станционных путей, перешивали двухколейные участки на одноколейные, восстанавливали перебитые рельсы сваркой, изготовляли специальные мостики для пропуска составов через поврежденные участки. [См.: Hans Pottgisse r. Die deutsche Reichsbahn im Ostfeldzug. 1939-1944 Neckargemünd, 1960, S. 98.] Одновременно оккупанты стали ввозить в Ленинградскую область рельсы из Прибалтики. [Архив МО СССР, ф. 221, оп. 1366, д. 242, л. 55.] Все это, конечно, требовало времени, средств и сил, дезорганизовывало работу железнодорожного транспорта.
Массированный вывод рельсов из строя, сочетавшийся с другими железнодорожными диверсиями, привел, в том числе и в тылу группы армий «Север», к значительному свертыванию перевозок, удлинению срока прохождения воинских эшелонов, затруднил перегруппировку вражеских сил. Эшелоны, следовавшие из Германии на фронт, стали затрачивать в 2-3 раза больше времени, чем до «рельсовой войны». Командование группы армий «Север» вынуждено было все чаще и чаще переносить вглубь свои фронтовые перегруппировки войск, производить их за пределами своего тылового района, используя дороги Прибалтики. В результате воздействия партизан на железнодорожные коммуникации противника осенью 1943 года перевозки по ним сократились более чем на одну треть. Все это усложняло маневрирование силами, подвоз пополнений, снабжение вражеских войск боеприпасами, техникой, а следовательно, ослабляло их боеспособность.
Стремление гитлеровского командования укрепить те участки фронта группы армий «Север», где вероятность советского наступления была наибольшей, а также попытки врага вывезти свои основные склады за линию «Пантера» встречали решительное противодействие партизан, которые по указанию Ленинградского штаба наряду с подрывом рельсов усилили удары по проходившим эшелонам.
В октябре было подорвано 24 эшелона. В ноябре, несмотря на нехватку тола, партизаны не ослабили этого вида боевых действий, а в декабре эти действия вновь резко возросли. 3-я бригада в декабре пустила под откос 61 вражеский эшелон, т. е. почти столько же, сколько за все 11 предшествовавших месяцев (77 эшелонов). На счету 7-й бригады за декабрь было 43 подожданных эшелона, при этом выведено из строя 42 паровоза, разбито 154 вагона противника с живой силой, 93 вагона с разным грузом, 27 платформ с военной техникой, убито 2177 и ранено 390 фашистов.
Значительное количество железнодорожных крушений устроили в декабре и другие бригады.
После того как в январе 1944 года войска Ленинградского и Волховского, а затем 2-го Прибалтийского (Северо-Западного). [В конце ноября 1943 года Северо-Западный фронт был преобразован во 2-й Прибалтийский.] фронтов перешли в наступление, «рельсовая война» приобрела еще больший размах. Партизаны своими ударами по железнодорожным коммуникациям противника оказали большую помощь советским войскам.
* * *
Вторая половина 1943 года, особенно после начала всенародного восстания, характеризовалась дальнейшим ростом активности ленинградских партизан на коммуникациях врага. Новым этапом в операциях партизан на железнодорожных коммуникациях явилась «рельсовая война». Ленинградские партизаны подорвали более 66 300 рельсов, т. е. одну пятую часть всех подорванных рельсов на оккупированной территории [ЦПА ИМЛ, ф. 69, од. 1, д. 790, л. 7.]
Во втором полугодии 1943 года они пустили под откос в 3 раза больше воинских эшелонов, разрушили в 4 раза больше мостов и в 15 раз больше телеграфно-телефонных линий, чем в первом. За весь 1943 год партизаны пустили под откос 466 вражеских эшелонов, подорвали 97 железнодорожных мостов, в результате было повреждено и разбито 440 паровозов и 5374 вагона. За год ленинградские партизаны разгромили 94 вражеских гарнизона, взорвали 447 шоссейных мостов, вырезали 611 километров линий связи. От их рук погибло 35 985 вражеских солдат и офицеров.
Партизаны готовились к решительному наступлению, с тем чтобы помочь войскам Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов разгромить фашистских захватчиков, освободить от них Ленинградскую область.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |