Содержание   •   Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Михельсон В. И., Ялыгин М. И. Воздушный мост. Дивизии над озером. На Комендантском аэродроме


Дивизии над озером

На Комендантском аэродроме

В конце октября 1941 года командиры всех эскадрилий Московской авиагруппы особого назначения получили распоряжение командования немедленно подготовиться к переброске войск.

Такие же распоряжения из штаба ВВС Ленинградского фронта получили начальники ленинградских авиабаз, обслуживающих воздушный мост.

Начавшаяся 23 октября сорок первого года полоса осенних штормов все чаще прерывала судоходство по Ладожскому озеру. В этот день шесть барж с грузом для Ленинграда были выброшены штормовыми волнами на берег. Движение судов пришлось приостановить. Правда, через три дня (27 октября) перевозки возобновились и продолжались с перерывами до 15 ноября.

Именно тогда, с двадцатых чисел октября, начал набирать силу воздушный мост, связавший Ленинград с Большой землей. Если в первые дни летавшие по его трассе летчики эскадрилий С. Шарыкина, В. Пущинского и К. Бухарова ежедневно перевозили в Ленинград до 115 тонн высококалорийных продуктов, то начиная с середины октября они стали превышать эту ежедневную норму, установленную Государственным Комитетом Обороны, на 25—30 тонн. Летчики транспортных самолетов работали на пределе возможностей, совершая с дальних тыловых аэродромов по два, а с Новой Ладоги — по три и более рейсов в день. Запасы продовольствия в осажденном Ленинграде в это время катастрофически таяли, а подвоз их по Ладоге почти прекратился. И те 130— 150 тонн, которые ежедневно привозили ПС-84, были настоящим спасением для города. Как и моряки Ладожской флотилии, летчики сражались за каждую тонну хлеба, мяса, жиров. Они делали все возможное и невозможное, чтобы увеличить доставку продуктов ленинградцам: сократили до предела время загрузки и разгрузки самолетов, брали продовольствия больше положенного, экономили каждую минуту на взлете, на маршруте и во время посадки, чтобы выкроить необходимые 100 минут для дополнительного рейса. Летали в любую погоду. Во время этих полетов им все чаще приходилось сталкиваться с фашистскими истребителями, происходили жестокие схватки. Но никакие трудности не могли повлиять на осуществление главной задачи — помощи авиаторов-транспортников блокированному Ленинграду.

В эти тяжелые для города дни и недели, когда продукты он получал только по воздуху, летчики транспортных самолетов даже и предположить не могли, какую новую задачу наряду с выполнением ежедневных перевозок поставят перед ними Государственный Комитет Обороны, Генеральный штаб, Военный совет Ленинградского фронта.

Новое задание было продиктовано ухудшением обстановки на Ленинградском фронте.

...Конец октября. Комендантский аэродром. Светает. Небо затянуто плотными, низко нависшими облаками. Еще с вечера похолодало. Несколько раз принимался идти снег, и к утру намело небольшие сугробы. Аэродром, несмотря на усилившиеся артиллерийские обстрелы и бомбежки, продолжает принимать и отправлять транспортные самолеты.

В последнюю педелю октября количество рейсов заметно увеличилось. Правда, многие транспортные самолеты уже шли на посадку и на аэродром Смольное. Фашистам так и не удалось обнаружить этот аэродром, построенный на бывшем совхозном поле. Но именно этому аэродрому суждено было стать основной базой транспортных самолетов в Ленинграде.

Судьба же Комендантского аэродрома была предрешена. Уже 1 декабря 1941 года 286-й истребительный авиаполк сопровождения майора Баранова после очередного вражеского артобстрела перелетел на другой аэродром. С той поры и до снятия блокады на Комендантский аэродром почти не летали.

...Уполномоченный по эвакуации рабочих и специалистов ленинградских заводов в тыл страны П. Т. Пушкарев только что получил сообщение о подходе первой группы самолетов ПС-84. Ждал сообщения и от других, которые уже в полете. Около ворот аэродрома собираются люди. Это рабочие и специалисты ленинградских заводов. Они добротно, тепло одеты. Здесь же и небольшая группа ученых, выделяющаяся своими старомодными шубами и меховыми шапками.

Люди улетают в глубокий тыл почти без вещей. У одних в руках небольшие дорожные чемоданчики, у других — сундучки, баулы, саквояжи, портфели.

Рабочие и специалисты группируются по цехам и отделам. Курят, переговариваются, ожидая команды на посадку. Каждый из них по-своему озабочен. Тяжело покидать родной город, оставлять семьи в такое время, когда все сильнее наваливается голод, население непрестанно терзают артобстрелы и бомбежки, а немецко-фашистские войска кое-где вплотную подошли к окраинам города.

Многие отказывались ехать в тыл. Приходилось уговаривать, убеждать, настаивать. Но все равно план отправки рабочих и специалистов первое время не выполнялся. Академики И. И. Мещанинов и Л. А. Орбели эвакуировались лишь после правительственного распоряжения. После неоднократных напоминаний вылетел из города академик А. А. Банков. Наотрез отказались покинуть город академики С. А. Жебелев, А. А. Ухтомский, академик живописи И. Я. Билибин.

Командир Московской авиагруппы Коротков писал в докладной записке от 14 октября на имя начальника Главного управления ГВФ Молокова «о недостаточном ежедневном выделении директорами заводов рабочих для переброски их из Ленинграда в Тихвин».

Потребовались решительные меры, чтобы наладить отправку необходимых кадров четко по графику. В конце концов эвакуируемые осознали государственную важность экстренного вылета в тыл страны. Там их ждали. Надо было как можно скорее развернуть производство танков, авиационных моторов, полковых и дивизионных пушек и другого вооружения для фронта.

Кто еще мог сделать это, если не они — потомственные питерские рабочие, мастера своего дела, гордость рабочего класса страны!

Утром над аэродромом появилась первая группа ПС-84. Не прошло и четверти часа, как они зарулили на стоянки.

Перегрузка продуктов из самолетов в автомашины, посадка пассажиров идут быстро, без задержек. Надо торопиться. В любую минуту может начаться обстрел. Нельзя исключать и возможного налета фашистской авиации. Слаженно работают команды грузчиков, экипажи транспортных кораблей активно им помогают. Они-то знают, что минут через десять — пятнадцать прибудет вторая группа самолетов. А в диспетчерской непрерывно на все лады звонят телефоны. Комнатка небольшая, тесная, и телефоны стоят на столе, стульях, подоконнике, ящиках и даже на полу. Они звонят, трещат, гудят, пищат, перебивая друг друга...

Вдруг все телефоны заглушает словно вспоровший воздух пронзительный вой сирены — воздушная тревога! Люди мигом прячутся в окопы, которых на аэродроме нарыто немало. Воздушные стрелки, как всегда, у пулеметов. Изготовилась к бою зенитная батарея.

К счастью, фашистские бомбардировщики прошли на большой высоте и сброшенные ими бомбы не причинили большого вреда. Взлетная полоса осталась целехонькой. Правда, одна бомба взорвалась вблизи стоянок, от ее взрыва загорелся ПС-84, но пожар погасили.

Бомбежка задержала отправку первой группы. Вот-вот над аэродромом должна появиться вторая группа ПС-84. Диспетчер И. П. Тараповский знает, что ее сопровождают истребители. Значит, надо под их прикрытием сначала посадить вторую группу, а потом сразу выпустить первую в обратный рейс.

Ну вот, кажется, все улажено. Приземлившиеся ПС-84 разгружаются. Первая группа ушла в обратный рейс. «Теперь бы покурить»,— думает диспетчер. Но не удается. Звонит телефон. Из штаба ВВС Ленинградского фронта. Срочно потребовали начальника авиабазы А. М. Макаревича. Дано важное указание. Немедленно подготовить аэродром к переброске войск. Каких войск? В каком количестве? Куда? Об этом ни слова. Сказано коротко и четко: «Перевозки срочные и безотлагательные. Самолеты с войсками выпускать при любой погоде».


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru